СОДЕРЖАНИЕ
введение
глава 1. эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка
глава 2. функции рынка
глава 3. ВИДЫ рынка
заключение
список использованной литературы
Введение
Любое общество для рсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как» и даже удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой — проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких рисуя кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные.
Разрешая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит перед собой цель — обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии престарелым, больным, малоимущим.
Прежде чем рассмотреть, как же решаются эти основные проблемы и задачи в современной рыночной экономике, выясним, чем она характеризуется, кто является ее субъектами, как они взаимодействуют.
Прошедшее десятилетие ознаменовалось крупномасштабными изменениями в мировом экономическом развитии, проявившимися в переводе хозяйствования постсоциалистических стран на принципы и механизмы рыночной экономики. Подводя первые итоги, можно отметить, что общая картина трансформации социально-экономических отношений в этих странах является неоднозначной. Различия в успехах и неудачах рыночных преобразований и их глубина во многом определяются выбранными ими стратегией и тактикой экономических реформ.
Первоначально экономическая политика постсоциалистических государств, в том числе и Казахстана, основывалась на неоклассических моделях рыночной экономики либо готовых рецептах осуществления экономических реформ, предложенных западными консультантами. Однако все они не учитывают специфики экономического развития этих стран и особенностей современного этапа проводимых реформ. Рекомендации, выработанные в исследованиях ученых-экономистов постсоветского пространства по крупномасштабным научно-прикладным программам, содержали в себе серьезный научно обоснованный подход к задаче рыночного реформирования экономики. Однако они касаются в основном разрозненных аспектов решения прикладных проблем, связанных с текущей экономической ситуацией.
глава 1. эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода — деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится с другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие «рынок» приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Наиболее организованными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как рынок драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий будет охватывать территорию всей страны и даже других государств. Особое значение среди организованных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие:
цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
Существуют по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономической деятельности.
- Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить разными способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило формирование классического капитализма с присущей ему эксплуатацией, основанной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено К. Марксом в «Капитале». Участвовать в рыночной деятельности можно и путем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.
- Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
- На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
- Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для всех его участников, поэтому признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др. Это позволяет каждому участнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудностями.
- На свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается — порой значительно — от рынка реального.
ГЛАВА 2. Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 2).
Рис. 2. Функции рынка
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматели имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»[1].
Посредническая функция
В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда. Покупатели затрачивают меньше времени на поиски товаров, а продавцы – покупателей. Рынок представляет в данный момент систему экономических взаимоотношений, которая оптимизирует торговый процесс.
Если бы не было рынка, то потребителям приходилось бы совершать совершенно случайный сделки, не имея возможности найти требуемый товар.
Функция санирования
Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. Это связано с конкурентной борьбой в итоге которой выживают только те, которые могут предоставить потребителям самый лучший (дешевый, качественный) товар. Это достигается, например, путем применения новых технологий. Уменьшая производственные издержки или увеличивая потребительскую стоимость товара производитель существенно повышает конкурентоспособность своего товара.
ГЛАВА 3. Виды рынков
В экономической теории выделяют следующие виды рынков: конкурентный рынок, монополистический рынок и олигополия. Они различаются количеством участников рыночных отношений. Ниже описано воздействие данного фактора (количество продавцов и покупателей) в более подробном описании этих рынков.
Конкурентный рынок.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.
На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер»; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.
В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене (правило MR = = МС = Р). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость (breakeven) производства, то есть получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).
Монополия
Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.
Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.
В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.
Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.
В некоторых’ ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.
Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии только если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.
В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить и виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.
Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования:
- Цена устанавливается равной предельным издержкам (Р = МС).
- Цена устанавливается равной средним издержкам (Р = АС).
- Устанавливается «двухставочный тариф». Эффективность всех перечисленных вариантов регулирования проблематична.
Олигополия
Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополии находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют монополистическая конкуренция и олигополия.
На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.
Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее цена превышает предельные издержки и минимально возможные и долгосрочном плане средние издержки. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.
На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.
Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.
Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.
В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг)[2].
Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы, Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать что, в ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, представляющий собой взаимодействие продавцов и покупателей. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют. Рынки различаются по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.
Свободный рынок — абстрактная модель, используемая для изучения реального рынка. Свободный рынок описывается совокупностью признаков, среди которых неограниченное число участников конкуренции, абсолютная мобильность всех ресурсов, наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации, абсолютная однородность одноименных товаров, независимое принятие решения каждым участником конкуренции. Тенденция развития реальных конкурентных рынков заключается в их последовательном приближении к свободному рынку.
Взаимодействие основных параметров рынка — спроса, предложения, цены равновесия — раскрывает его механизм, то общее, что есть /в функционировании любого рынка. Противоположные интересы производителей и потребителей совпадают в цене равновесия.
Частичное равновесие (равновесие изолированного рынка) есть равенство спроса и предложения. В краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия. В долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия.
Чем сильнее конкуренция на рынке товаров, тем выше относительный выигрыш потребителя. Прирост потребительской ренты происходит из-за снижения цены и увеличения предложения товара на рынке.
В механизме свободного рынка действует эффект Пигу, который становится заметным в неравновесных ситуациях. При повышении цен субъекты, стремясь сохранить реальную ценность своих сбережений, увеличивают их за счет доходов. При этом сокращается их текущий спрос, что понижает цены на товарных рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Курс экономической теории. Учебник. 4-е издание, под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. «АСА» Киселевой Е.А. Киров.: 2000.
- Введение в рыночную экономику. Под.ред. А.Я. Лившица., И.Н. Никулиной. М.: 1995.
- Теория рыночной экономики «Макроэкономика». Ассоциация экономических Вузов. М.: 1992.
- Основы теории переходной экономики (вводный курс). Учебное пособие. Киров, 1996.
- Основной движущей силой в Казахстане, как и во всех государствах с переходной экономикой, может стать только собственник. Панорама, № 38-40, сент. 1995.
- Сажин Д. Государственная поддержка развития промышленности и технологии в США //Мировая экономика и международные отношения. — 1999. -№ 12.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995.
[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 25.
[2] Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995. С. 11-32.