АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Рынок ценных бумаг США

                Казахский Национальный Университет имени аль – Фараби

 

                               Факультет экономики и бизнеса

 

                                             Кафедра “Финансы”

 

 

 

 

 

 

“Рынок ценных бумаг США

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Аджа-Ходжинова  А.А.

                                                                                        Группа: Ф3Р5

 

                                                                         Проверил: Казбеков Б.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Алматы 2006

 

 

 

                                 План:

 

1.Введение

2.Рынок ценных бумаг США

3.Рынок ценных бумаг Казахстана.

4.Сравнительный анализ рынка ценных бумаг США и Казахстана.

  1. Перспективы развития казахстанского рынка ценных бумаг.

6.Проблемы формирования и функционирования  рынка ценных бумаг в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

Классификация видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:

  • Международные и национальные рынки ценных бумаг;
  • Национальные и региональные (территориальные) рынки ценных бумаг;
  • Рынки конкретных видов ценных бумаг (акции и облигации);
  • Рынки государственных и корпоративных ценных бумаг;
  • Рынки первичных и производных ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.

 Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, к которым относятся брокеры, дилеры, центральный депозитарий, кастодианы, регистраторы, а также управляющие портфелем ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, выполняет определенные функции. Функции рынка ценных бумаг подразделяются на общерыночные и специфические функции. Так к общерыночным функциям относятся:

  • Коммерческая функция;
  • Ценовая функция;
  • Информационная функция;
  • Регулирующая функция;
  • Функция привлечения инвестиций;
  • Перераспределение потоков капитала.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:

  • Функция страхования ценовых и финансовых рисков;
  • Перераспределение денежных капиталов между сферами и отраслями экономики;
  • Перевод сбережений из непроизводительной формы в производительную форму;
  • Финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе.

Рынок ценных бумаг делится на следующие сегменты:

  1. первичный и вторичный рынок ценных бумаг;
  2. организованный и неорганизованный рынок ценных бумаг:
  • биржевой;
  • внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг – это отношения, складывающиеся в процессе выпуска и размещения ценных бумаг между профессиональным участником рынка ценных бумаг (эмитентом) и инвестором.

Вторичный рынок ценных бумаг – это сфера обращения ценных бумаг, куда они попадают  после продажи первовладельца.

Организованный рынок ценных бумаг может быть представлен фондовой биржей и котировочной системой внебиржевого рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа – это юридическое лицо, исключительным видом деятельности которого является организация торговли финансовыми инструментами, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством и согласно установленными биржей правилами.

Основными целями деятельности банка на рынке ценных бумаг являются:

  1. привлечение дополнительных денежных ресурсов для традиционно-расчетной и кредитной деятельности на основе эмиссии ценных бумаг;
  2. получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг;
  3. получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ценными бумагами;
  4. расширение сферы влияния банка и привлечения новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций;
  5. доступ к дефицитным ресурсам через ценные бумаги, которые дают такое же право и собственнику, которым становится банк;
  6. поддержание необходимого запаса ликвидности.

Важно отметить, что в качестве ценных бумаг признаются только такие удостоверения прав на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:

  1. обращаемость на рынке – это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке;
  2. доступность для гражданского оборота – это способность ценной бумаги не только покупаться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок: займа, доверия, хранения и др.;
  3. стандартность (ценная бумага должна иметь стандартное содержание, включая стандартность прав, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам) и серийность (возможность выпуска ценных бумаг однородными сериями, классами);
  4. документальность – это всегда определенный документ, содержащий предусмотренный законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ценной бумаги или ее перевод в разряд других обязательственных документов.
  5. регулируемость и признание государством, то есть документы, претендующие на статус ценной бумаги, должны быть признаны государством в качестве ценной бумаги, что обеспечивает их регулируемость и доверие к ним;
  6. ликвидность – это способность ценной бумаги быть проданной, превратиться в денежные средства, наличной или безналичной формы без существенных потерь для держателя;
  7. рискованность – это возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги;
  8. обязательность к исполнению предполагает, что законодательство не допускает отказ от исполнения обязательства, выраженного в ценной бумаге, если только не будет сказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рынок ценных бумаг США

   2.1. Акции корпораций

Единого федерального закона, в котором дается характеристика акции и связанных с нею прав, а также общенационального Закона о компаниях (корпорациях) в США нет. Существуют законы о компаниях отдельных штатов, хотя и в них вопросы, связанные с видом акций, правами акционеров, рассмотрены лишь в самом общем виде. Предполагается, что все это должно быть отражено в уставе того или иного акционерного общества, регистрацию которого осуществляют специальные регистрирующие органы штатов – служба Секретаря штата. Устав является более важным документом, чем закон. Положения закона действуют обычно в том случае, если иное не написано в уставе.

В уставе указаны наименование корпорации, род деятельности, уставный капитал, разрешенный к выпуску, различные классы акций, максимальный объем задолженности, обязанности должностных лиц корпорации, имена и адреса учредителей.

Большинство мелких и средних компаний зарегистрировано в месте ведения бизнеса. Крупные компании регистрируются в штатах с наиболее либеральным законодательством – так, половина “списочных” (листинговых) корпораций Нью-йоркской фондовой биржи (НФБ) зарегистрирована в крохотном штате Делавэр на восточном побережье США.

Еще в 50- гг. в США была предпринята попытка унифицировать законы о компаниях. С этой целью группа юристов разработала Примерный (модельный) закон о корпорации (ПЗК), отдельные положения которого постепенно принимаются законодательными органами штатов. В 1984 г. Появился новый вариант ПЗК (Revised Model Business Corporation Act). Подчеркнем еще раз : этот документ имеет силу закона только в той части, в какой его положения и статьи утверждены отдельными штатами. Но в целом в большинстве штатов почти все его положения приняты.

Корпорация может быть закрытой. В этом случае продажа акций сопровождаются рядом ограничений, основное из которых заключается в том, что акционер, желающий продать свои акции, обязан сначала предложить их самой корпорации, и только в случае ее отказа от покупки он может продать акции третьему лицу. В соответствии с ПЗК закрытой может быть корпорация с числом акционеров не более 50.

Такая форма организации корпорации в США встречается довольно редко. Значительно чаще приходится сталкиваться с публичной и частной корпорациями. Различие их заключается в доле акций, находящихся у одного собственника или группы связанных между собой собственников. Практически все крупнейшие американские корпорации являются публичными.

Особенностью американской системы является то, что она предусматривает выпуск только именных акций, хотя прямого запрета на выпуск предъявительских акций не было – об этих акциях в ПЗК  просто ничего не говорилось.

Акции могут выпускаться с сертификатом и без него. При сертификатном  выпуске в число обязательных реквизитов сертификата входят:

наименование корпорации и указание на то, что она организована по закону данного штата;

— наименование лица, которому сертификат выписан;

количество и класс акций, которые представляет сертификат;

— если корпорация выпускает несколько классов акций, — описание особенностей каждого класса или указание на то, что корпорация обязуется предоставить эту информацию акционеру по его требованию в письменной форме бесплатно;

— наименование трансфер – агента и регистратора;

— подписи (оригинальные или факсимильные) двух лиц, уполномоченных на это в соответствии с регламентом или решение совета директоров, печать корпорации (необязательно).

 

    Виды акций

  Акции делятся на обыкновенные (рядовые или простые) и привилегированные. В основном современные корпорации используют обыкновенные акции. Название “обыкновенные” связано с тем, что эти акции обладают обыкновенными правами при распределении прибыли, при участии в управлении и распределении имущества в случае банкротства. Привилегированные акции имеют преимущества в распределении чистой прибыли и в случае ликвидации корпорации, но обычно лишены права участия в управлении (права голоса).

В зависимости от устава акционеры могут иметь преимущественные права – права  на первоочередную покупку акций нового выпуска. Преимущественными правами не могут обладать владельцы неголосующих акций, имеющих привилегии по отношению к активам корпорации (т.е. владельцы привилегированных акций).

Для реализации преимущественных прав акционерам рассылаются специальные документы – “райты”, т.е. подписные права. Это производная ценная бумага, дающая ее владельцу право купить акцию данного эмитента по фиксированной цене. Как правило, цена, указанная в райт, ниже рыночной, и, таким образом, этот документ приобретает самостоятельную стоимость, определяемую как разность между двумя этими ценами. Если акционер не намерен воспользоваться своим правом, он может продать свой райт.

Райты могут быть именными и предъявительскими.

К инструментам, близким к райтам, относятся варранты – документы, тоже дающие право их держателю приобрести акции данного эмитента по фиксированной цене в течение определенного периода времени. Как правило, варранты выпускаются вместе с облигациями, чтобы сделать выпуск более привлекательным. В отличие от райтов появление варрантов никак не связано с преимущественными правами. Кроме того, райт – инструмент краткосрочный (обычно срок его действия составляет 3 недели), а варрант — долгосрочный (выпускается обычно на 3 года – 5 лет, но иногда на срок до 20 лет). Корпорация может иметь несколько выпусков варрантов, но лишь 1 выпуск райтов. Варранты – только именные ценные бумаги.

Корпорации могут покупать собственные акции. Дальнейшие действия тоже зависят от устава или регламента. Выкупленные акции находятся на балансе корпорации и носят название казначейских – они не обладают правом голоса или преимущественными правами на приобретение акций нового выпуска и не участвуют в распределении дивидендов или разделе имущества в случае ликвидации корпорации.

Право голоса имеют акционеры, состоявшие в реестре акционеров на дату учета, установленную регламентом. Со списком акционеров, составленным в алфавитном порядке, имеют право ознакомиться любой акционер или его представитель. При отказе корпорации представить список акционер вправе потребовать этого через суд.

В Америке используются 2 системы голосования: уставная и кумулятивная.

При уставной системе голосования 1 акция дает акционеру 1 голос, который он может отдать 1 директору. Так, если избирается 5 директоров, а у акционера 100 акций, он может отдать каждому из них по 100 голосов. Это система выгодна крупным акционерам.

При кумулятивной системе голосования акционер может отдать свои 500 голосов за 1 директора или 100 голосов за 1 директора, а 400 – за другого. Очевидно, при такой процедуре акционеры, обладающие даже небольшими пакетами акций, теоретически могут провести в составе директоров своего избранника.

 

Структура собственности на акционерный капитал

 

Одна из особенностей экономики США – высокий удельный вес населения во владении акциями.

За 1975-17990 гг. общее количество акционеров увеличилось с 25 до 51 млн., однако доля частных владельцев в акционерном капитале снизилась с 70 %  в 1975 г. До 50% в 1992 г.  Одновременно увеличилась доля институциональных инвесторов (инвестиционных компаний, пенсионных фондов и страховых компаний) – с 30 до 50%.

Увеличение общего количества акционеров до 51 млн. связано, как ни странно это может показаться, с ростом доли институциональных инвесторов. Дело в том, что в это количество входят акционеры взаимных фондов, количество которых за рассматриваемый период возросло почти втрое – с 9 до 26 млн.

Наибольший рост характерен для взаимных и пенсионных фондов. За  указанный период количество взаимных фондов, инвестирующих средства в акции, возросло с 276 до 1232, а их активы увеличились с 34 млрд. долл. до 585 млрд. долл. за тот же период активы частных и государственных пенсионных фондов, помещенные в акции, выросли с 132 млрд. долл. до 1300 млрд. долл.

 

   2.2.Виды облигации.

С точки зрения облигации делятся на обеспеченные  и не обеспеченные. В первом случае, если корпорация не в состоянии выполнить свои обязательства перед инвесторами, они могут обратить свои требования на конкретное имущество корпорации, служащее обеспечением (залогом).

В случае банкротства корпорации доверенное лицо вступает во владение залоговыми активами от имени владельца облигаций.  В обязанности доверенного лица входят продажа залога и распределение выручки между владельцами облигаций.

Облигации, обеспеченные недвижимостью, обеспечены землей и зданиями. Корпорация может выпускать первозакладные и вторичнозакладные облигации, обеспеченные тем же имуществом.

Облигации корпораций, не имеющие какого-либо конкретного обеспечения, носят название в США debentures.

Некоторые корпоративные облигации предоставляют инвесторам право конвертировать эти облигации в акции компании эмитента. Право конверсии фиксируется условиями выпуска и может быть реализовано либо  в любое время, либо в обусловленные периоды.

Облигации с нулевым купоном приносят доход владельцам в виде разницы между эмиссионной ценой и ценой погашения, как правило,  равной номиналу. Регулярных процентных выплат по ним не производится. Подобные выпуски довольно редки.

«Мусорные», или «бросовые», облигации – спекулятивные облигации, имеющие высокую степень риска, но обладающие высокой доходностью. К ним относятся, например, облигации, выпускаемые с целью поглощения другой корпорации.

 

 

2.3.Общая характеристика организованных рынков ценных бумаг США

   Самый крупный из всех фондовых рынков по объему продаваемых на нем долговых ценных бумаг. Ценные бумаги правительства США (которые представляют крупнейший сектор рынка), ценные бумаги штатов, государственные  и муниципальные бумаги, а также большая часть промышленных облигаций продаются на внебиржевом рынке дилерами — операторами этого рынка. Общая стоимость долговых обязательств, продаваемых на рынке за год только в США, превышает 90-100 трлн. долл., при этом ценные бумаги Американского правительства составляют большую часть оборота. За действиями дилеров наблюдает, а также проводит инспекции и проверки Национальная ассоциация фондовых дилеров (НАФД). НАФД является автономной организацией для РЦБ действующей под надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ). Поправками к Закону о ценных бумагах 1975 г. Конгресс США назначил НАФД ответственной за надзор за дилерами, торгующими муниципальными ценными бумагами, с целью проверки соответствия их деятельности федеральным законам о ценных бумагах, а также правилам Совета по регламентации операций с муниципальными ценными бумагами. В 1986 г. Конгресс издал Закон о государственных  ценных бумагах, которым наложил на НАФД дополнительные обязательства по наблюдению, инспектированию и проверке фирм, работающих с государственными ценными бумагами.
Облигации многих корпораций входят в перечень Нью-Йоркской фондовой биржи. Однако все понимают, что объем торговли этими облигациями на бирже составляет незначительный процент от объема торгов, выполняемых внебиржевыми дилерами.
   Акции, не входящие в листинг фондовых бирж, продаются вне бирж, на так называемом третьем рынке. В то время как фирмы-члены по правилам биржи не имеют права продавать такие акции вне биржи, фирмы, не являющиеся членами биржи, таким правом обладают. Большое число внебиржевых фирм специализируется на пакетных сделках вне офиц. биржевого рынка.
Существует также примерно 11000 др. акций, продаваемых на внебиржевом рынке, которые имеют слишком малые выпуски, чтобы включать их в компьютеризированный рынок (National Association of Securities Dealers Automated QuotationsNASDAQ) или предлагать на бирже. Эти акции продолжают продаваться с помощью `розовых листов` — ежедневных бюллетеней, которые показывают, какие фирмы предлагают или запрашивают те или иные акции, но редко информируют о ценах спроса или предложения. Совокупная доля и объем продаж в долларах этих ценных бумаг много меньше, чем объем продаж через систему NASDAQ.
Недавно КЦББ проявила озабоченность по поводу регулирования рынка ценных бумаг и предложила НАФД проявить большую активность в этом вопросе. В соответствии с этим НАФД обратилась к дилерам, работающим с не охваченными системой NASDAQ акциями, с предложением отчитываться перед НАФД о своей торговой деятельности с помощью электронных средств. Это позволит Контрольному департаменту НАФД получать данные по этим акциям с целью их анализа на случай возможных нарушений. Ассоциация создала также электронную доску объявлений, которая делает доступными дилерам зарегистрированные данные по сделкам, не охваченным системой NASDAQ. Эта мера обеспечивает дилеров и их клиентов более подробной информацией по рынкам, не охваченным системой NASDAQ, и вносит в работу дилеров большую упорядоченность, как это делает автоматизированная система NASDAQ на своем рынке.

 

 

 

 

 

 

  1. Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

 

Республика Казахстан (РК), как и другие страны СНГ, переживает процесс становления и развития рыночной экономики, а также одного из важнейших ее элементов — рынка ценных бумаг. Принято считать, что к настоящему моменту основы рыночной экономической системы в Казахстане уже созданы. Формирование основ казахстанского рынка ценных бумаг относится к началу 90-х годов, когда на базе законодательства СССР стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Рынок ценных бумаг в Казахстане отсутствовал вообще, и его развитие требует времени, поскольку напрямую связано с преобразованием отношения к собственности, прежде всего, с приватизацией и акционированием государственных предприятий и с изменением всего характера финансовой политики государства.

Казахстанский  рынок ценных бумаг можно охарактеризовать как консервативный в силу преобладания на нем институциональных инвесторов консервативного типа — накопительных пенсионных фондов.

Хронология становления рынка ценных бумаг Республики Казахстан и Казахстанской фондовой биржи

 

15 ноября 1993 года в Казахстане была введена национальная валюта – тенге.

30 декабря 1993 года, как юридическое лицо биржа была зарегистрирована под наименованием «Казахская Межбанковская Валютная Биржа» в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого типа.

3 марта 1994 года  биржа была перерегистрирована под наименованием «Казахстанская Межбанковская Валютная биржа», что объяснялось необходимостью приведения наименования биржи в соответствие с действовавшим законодательством. Биржа занималась организацией торгов только иностранными валютами.

В 1994 году  была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ), которой были переданы функции по государственному регулированию фондового рынка республики.

14 ноября 1995 года впервые были проведены торги на бирже государственными ценными бумагами.

В начале 1996 года была проведена работа по созданию нормативной базы, регулирующей биржевой рынок срочных контрактов.

12 апреля 1996 года биржа была перерегистрирована  под наименованием «Казахстанская фондовая биржа».

В мае 1996 года состоялось открытие  рынка валютных фьючерсов.

20 сентября 1996 года биржа была вынуждена остановить торги государственными ценными бумагами, так как в то время в силу различных причин биржевой сегмент рынка долговых обязательств государства занимал небольшую долю, и торги государственными облигациями  имели эпизодический нерегулярный характер.

5 марта 1997 года был принят закон «О рынке ценных бумаг», который ограничивал деятельность фондовой биржи только ценными бумагами.

30 июля 1997 года – регистрация ЗАО «Алматинская биржа финансовых инструментов» (AFINEX).

1 сентября 1997 года на торговую площадку AFINEX были переведены торги иностранными валютами  и срочными контрактами.

19 сентября 1997 года Казахстанская фондовая биржа провела первые торги негосударственными эмиссионными ценными бумагами.

1998 год – рынок долговых обязательств государства активизируется, за счет запуска в Казахстане накопительной пенсионной системы. Накопительная пенсионная система действовала в лице Накопительного пенсионного фонда.

1998 год – при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок  суверенных еврооблигаций Республики Казахстан.

В феврале 1998 года первая попытка открытия рынка валютных фьючеров оказалась в то время нежизнеспособной, что привело к тому, что торги срочными контрактами были остановлены.

15 июля 1998 года биржа запустила в эксплуатацию котировочную торговую систему, что разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации.

19 октября 1998 года были проведены первые торги еврооблигациями.

С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций.

6 января 1999 года общее собрание акционеров биржи приняло решение присоединить AFINEX к Казахстанской фондовой бирже, согласно закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам акционерных обществ» от 10 июля 1998 года, в котором было сказано об устранении запрета на организацию фондовой биржей торгов иностранными валютами и другими, помимо ценных бумаг, финансовыми инструментами.

Март 1999 года – работа рынка валютных фьючерсов была возобновлена.

5 июля 1999 года были запущены на биржевой сектор операции репо по государственным ценным бумагам.

7 июля 1999 года был проведен первый аукцион по размещению муниципальных облигаций.

В 1999 году на казахстанском фондовом рынке появились муниципальные облигации, а в ноябре этого же года — первые иностранные ценные бумаги.

Год 2000-й для казахстанского фондового рынка стал периодом высокой эмиссионной активности организаций — эмитентов негосударственных облигаций.

Таким образом, очевидно, что основными операторами казахстанского фондового рынка в настоящий момент являются крупнейшие банки и компании по управлению пенсионными активами (КУПА).

24 декабря 2004 года Правительство Республики Казахстан утвердило Программу развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы.  Главной целью, которой явилось дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.

 

Как и любая стратегия развития, данная программа поставила перед собой ряд основных задач таких, как:

  • приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями;
  • создание благоприятных условий для развития коллективных форм инвестирования;
  • расширение возможностей для выпуска ценных бумаг для инвестирования, в том числе путем создания условий для выпуска коммерческих ценных бумаг, проектных облигаций, обеспеченных гарантией, в том числе государственной, производных ценных бумаг, а также внедрения норм корпоративного управления и принятия проекта закона «О секьюритизации»;
  • дальнейшее совершенствование институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг и режима налогообложения на рынке ценных бумаг;
  • стимулирование привлечения капитала хозяйствующими субъектами путем использования механизмов рынка ценных бумаг, в том числе листинга компаниями своих ценных бумаг на организованном рынке;
  • совершенствование системы надзора за соблюдением эмитентами прав и интересов инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительные характеристики рынка ценных бумаг США и Республики Казахстан

 

№ п/п

Критерии сравнения

США

Республика Казахстан

1.      

Год основания фондовой биржи

1792 год

17 ноября 1993 года

2.      

Название комиссии по биржевым операциям

Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ).

Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН)

3.      

Статус

Национальная ассоциация фондовых дилеров (НАФД)

Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является государственным органом, юридическим лицом в форме акционерного общества

4.      

Подотчетность

Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ)

АФН непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту РК

5.      

Обращающиеся финансовые инструменты

Негосударственные эмиссионные ценные бумаги, государственные ценные бумаги, инструменты рынка РЕПО, иностранные валюты, срочные контракты

Негосударственные эмиссионные ценные бумаги, государственные ценные бумаги, инструменты рынка РЕПО, иностранные валюты, срочные контракты

6.      

Виды акций

Простые и привилегированные, предъявительские (документ, из содержания или формы которого следует, что обладание им дает известные права; должник не только может, но обязан предоставить исполнение по этому документу, не требуя иной легитимации владельца), “райты”, варранты

Простые, привилегированные, кумулятивные (ценная бумага акционерного общества, подлежащая обмену на его ценную бумагу другого вида на условиях и в порядке, определяемых проспектом выпуска)

7.      

Законодательная база

Закон «О ценных бумагах»; 1933 г

Закон «О фондовых биржах»; 1934 г

Закон «О торговле ценными бумагами»;

Закон «Об использовании служебной внутренней информации»

Закон «О рынке ценных бумаг» от 2.07.2003 г.

Закон «Об акционерных обществах»  от 13.05.2003 г

Закон «О Национальном банке РК» от 30.05.1995 г.

Указ Президента РК «Об Агентстве по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций» от 31.12.2003 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы формирования и функционирования  рынка ценных бумаг в Казахстане

Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК.  Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники — юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3. К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что «юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами», а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию. 

Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии.

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовая биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

20 марта 1994 года был принят указ Президента Республики Казахстан «О мерах по формированию рынка ценных бумаг» № 1613, в соответствии с которым была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Председатель и четыре члена которой первоначально осуществляли свои функции без отрыва от основной работы. Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и предусмотрено создание Центрального депозитария ценных бумаг Республики Казахстан в ведении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года был признан утратившим силу.

11 января 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ «Вопросы Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам» № 2019, в соответствии с которым была исключена ранее действовавшая норма о том, что Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.

21 апреля 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже», который ликвидировал правовой вакуум в государственном регулировании рынка ценных бумаг, возникший после прекращения действия закона «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года. В данном указе:

 Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта 1996 года постановлением Правительства № 370 было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. При этом несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка ценных бумаг в Казахстане.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в Казахстане.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

Во-вторых, «непрозрачность» рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Казахстане рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг.

В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам, и некачественная коммуникационная инфраструктура.   

 

 

 

 

 

6. Перспективы развития казахстанского рынка ценных бумаг.

Формирование фондового рынка в Казахстане повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития национального рынка ценных бумаг, которые требуют первоочередного решения:

  1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. общего экономического спада после распада СССР. Сохранение политической и социальной стабильности.
  2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции — направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в Казахстане.
  3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
  4. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

  • концентрация и централизация капиталов;
  • интернационализация и глобализация рынка;
  • повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
  • компьютеризация рынка ценных бумаг;
  • нововведения на рынке;
  • секьюритизация;
  • взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка —  государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

  • новые инструменты данного рынка;
  • новые системы торговли ценными бумагами;
  • новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация — это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

За последние годы количество участников фондового рынка в Казахстане заметно увеличилось. После проведения Пенсионной реформы в 1998 году, улучшился инвестиционные климат на рынке. Накопительные пенсионные фонды начали свою инвестиционную деятельность как в  ценные бумаги национальных компании (Казахойл, Казахтелеком и.т. д.) так и в государственные ценные бумаги (ноты НБ РК, ГЦБ МФРК с различными сроками обращения). Также увеличилось количество компаний-эмитентов выпускающих свои акции и облигации.