АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Культура древних Шумеров

Культура древних Шумеров

 

Месопатамией-Двуречьем или Междуречьем, — древние греки называли земли, лежавшие между реками Западной Азии-Тигром и Евфратом. Здесь в долине двух великих рек древности, в IV тыс. до н.э. и утверждалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало одно и тоже государство-Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия, Иран. Здесь перемешивались, торговали, воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

 

Исторический очерк. Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще  в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникли первые города-государства-Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена, (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада-древнейшего семитского города в Месопотамии-стал Саргон Древний (по-аккадски Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был незнатного происхождения. При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами государствами продолжалась.

В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников-заподносемитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них-со столицей в Вавилоне, которое сыграло важную роль в истории  Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

 С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II-начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становиться самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в часности-мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

 

Религия и мифология. Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и, прежде всего бога-покравителя города. Так в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю)-богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду-Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе-Уту (богу Солнца);  в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира находившегося под землей ( «Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа на веки оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрицы на земле совершили специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

 

Об изображениях богов. Божество, как правило, считалось присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образам свой гнев против города или страны.

…Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями) Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.

…Мы знаем из Месопотамских и Египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храмах; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ним совершался ритуал «омовение рта», придававший им, как считалось, особую святость.     

…Богам в храме Урука еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза подавалась на утро, когда храм открывался, вторая-на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием святилища…Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по видовому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближался к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.

 

Государство и право. Правители первых шумерских городов носили титул «лугаль» («большой человек») или энси; последний титул связан с должностью жреца, что свидетельствует о том, что правитель был так же главным жрецом. После во всей Месопотамии утверждается идея божественности царей и царской власти.

Жители Месопотамии признавали только одно учреждение в современном смысле этого слова-царскую власть. Именно она, прежде всего, являлась признаком цивилизации и считалась, поэтому божественного происхождения… Святость царя подчеркивается сверхъестественным и внушающим страх сиянием (аурой), которое, судя по данным религиозной литературы, характерно для всех божеств и всех вящей божественного происхождения.

 

Клинопись. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. По-видовому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VI-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сибири до Центрального Ирана использовали для учета различного продуктов и товаров трехмерные символы-маленькие глиняные шарики, конусы и т.п. В IV тыс. до н.э. набор таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером в кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутри, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала-достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены оцарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древне месопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую. Подушко- или линзо- образную форму древнейших табличек.

Помогают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древне месопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращение их числа, схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клинописных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходит фонетизации письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью…

 

Шумерский город. Типично шумерский город и вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период состоял из трех частей. Прежде всего, из самого города.…Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у «ворот» (в больших городах их было несколько), где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала, и отправлял свои обязанности градоправитель. К каждым воротам был приписан определенный квартал города. Далее шел «пригород», по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивающие город продуктами питания и сырьем…

 Третьей частью города был район пристани (kar-в шумерском и aru-в аккадском). Он являлся центром коммерческой деятельности, в особенности той, которая была связанна с внешней торговлей. Таким образом, кару соответствовал не только по функциям, но и по названию порту (portus) раннего средневековья. Кару был административно независим и имел собственный юридический статус, что было важно для горожан, которые вели там дела. В Кару жили чужеземные торговцы, у них были свои лавки, а питались они в портовой таверне.

 

Пища. Значительная часть страны культивировала в древности финиковую пальму (Страбон говорит, что в древности знали 360 полезных ее свойств), фиговое дерево, виноградную лозу, яблоню и другие фруктовые деревья.… Из культурных растений в основном разводили зерновые (ячмень, полба, просо), технические (сезам или кунжут, лен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыква), а также бобовые (чечевица, фасоль, горох).

Фауна в древние времена была очень богата. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях на болотах водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы… и другие животные обитали в степях и приречных зарослях.

 

Шумерская скульптура. Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.э., но это все еще не монументальная скульптура. Памятники представляют собой небольшие, размером до 35-40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня.

…Большинство статуэток ставилось в храме для того, чтобы молиться за поставившего их туда человека. Поэтому нет фигуры как таковой; есть поза, жест — «молю тебя, не откажи», нет лица как такового, есть выражение, взгляд-всевидящее, всеслышащее существо. Огромные уши  у многих фигурок, видимо, так же следует понимать, как символ всеобъемлющей мудрости (по-шумерски слова «мудрость» и «ухо» обозначаются одним и тем же слово — «нгештук»). У многих фигурок на спине была надпись — «такой-то такому-то богу свою статую поставил и посвятил».

…Антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном.

…Вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но, в общем, однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши.

 

Одежда, прически, украшения. Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемый каунакес, который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние каунакес имитировали мех, напоминая его длинными ткаными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально так же были отделаны мехом, который в последствии стали заменять напоминающей его бахромой.…На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ, слабо прилегающий с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица. Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи богов и правителей были украшены широким поясом с бахромой. Низшие общественные слои, и воины носили короткие и менее украшенные плащи.