АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Возникновение и распространение ислама

Возникновение и распространение ислама

 

 

План.

I Введение.

II Основная часть.

  Глава 1.История возникновения ислама.

    Раздел 1. Предпосылки возникновения новой религии.

    Раздел 2. Возвышение ислама.

  Глава 2. Коран – главная книга мусульман.

    Раздел 1. Создание Корана.

    Раздел 2. Структура и содержание Корана.

  Глава 3.Вероучение ислама.

    Раздел 1. Главные принципы вероучения ислама.

    Раздел 2. Дальнейшее развитие ислама.

    Раздел 3. Проникновение ислама на территорию Казахстана

III Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ.

При изучении истории какого-либо народа (государства), для наиболее полного её понимания, необходимо изучать религию этого народа. В религиозных воззрениях людей отражаются быт, культура, искусство, социально-политические взгляды. Изучая священные книги можно познать не только вероучение, но и нормы права, обычаи народа. Кроме того, религиозные книги – древнейшие памятники литературы. Ислам возник сравнительно недавно – в VII веке, но, несмотря на это у него огромное число последователей по всему миру, и он, наряду с буддизмом и христианством, является одной из главных мировых религий.

 

Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА.

Раздел 1. Предпосылки возникновения новой религии.

Ислам, или мусульманская религия, возник в Аравии в начале VII в. («ислам» в переводе с арабского – покорность; «мусульманин» – от арабского «муслим» – последователь ислама).

Уже тогда на огромном Аравийском полуострове арабское население было довольно многочисленным. В основном это были скотоводы-кочевники. Ведь большую часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с обширными бесплодными песчаными пустынями. Кочевники (здесь их обычно называют бедуинами) разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии возможно только в оазисах, на небольших пространствах плодородной земли, орошаемых водой из родников и колодцев. Осёдлое население в оазисах выращивало финиковые пальмы, ячмень, виноград. Плодовые деревья.

Вдоль западного побережья Аравии издревле проходила караванная дорога. Она служила продолжением морских путей, связывающих полуостров с Восточной Африкой и Индией. На перекрёстках караванных путей возникли города. В них сосредоточились торговля и ремесленное производство.

К VII в. население Аравии – скотоводы-кочевники, земледельцы и горожане – жило в условиях разложения первобытнообщинного слоя и формирования классового общества. В каждом племени и в каждом роде, состоящем из родственных семей, господствовали богачи. Они постепенно захватывали лучшие участки пастбищ, принадлежавших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались шейхи (предводители племён), эксплуатировала своих обедневших соплеменников. У богачей появились рабы, которые пасли стада и выполняли домашние работы в семье хозяина.

Эти эксплуататоры нуждались в сильной государственной власти и грозном боге, помогающем держать в повиновении рабов и рядовых бедуинов. С давних времён у каждого арабского племени были свои боги. Арабы обожествляли деревья, камни, источники и поклонялись им. Новая единая религия – ислам, — проповедующая единобожие, сначала появилась в Западной Аравии – одной из наиболее экономически развитых областей полуострова. Здесь находились обширные оазисы Медина и Таиф, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Тут проходили караванные пути международной торговли, на которых стояли большие оживлённые города. В самом крупном из них – Мекке жило племя курейш. В этом племени власть принадлежала богатым купцам и ростовщикам, бывшим в тоже время крупными рабовладельцами. Через Мекку провозились ценные товары из Южной Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Восточной Африки в Ирак. На ярмарку в Мекку приезжали рабы из многих районов Аравии. Мекка была не только торговым городом, но и религиозным центром. На главной площади высился четырёхугольный храм Кааба (в переводе с арабского – куб), в наружную стену которого был вделан «чёрный камень», упавший с неба (метеорит). Ему поклонялись не только жители Мекки, но и арабы, приезжавшие из других мест. Мекканские богачи – купцы, ростовщики и рабовладельцы – присвоили себе жреческие обязанности при Каабе. Это увеличило их влияние на соплеменников и окрестные племена.

Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства) с мекканским купцом Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую религию около 610 г. н. э. в своём родном городе. Некоторые его проповеди, записанные современниками, сохранились. После смерти Мухаммеда его учение было пересказано в книге под названием «Коран» (в переводе с арабского – чтение), которая затем стала для мусульман священной. Впоследствии арабские историки собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них действительные события перемешаны с вымыслом о всякого рода чудесах. Так, например, рассказывается, что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду, когда он был ещё отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, чтобы обмыть в чаше, наполненной небесным снегом. Рассказывали также, что деревья и кусты кланялись Мухаммеду, когда он проходил мимо них, а когда он ехал на верблюде, защищали его от солнца.

Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним из средств объединения арабских племён в одно государство.

Ислам, в отличие от древнего арабского многобожия, признавал единого бога – аллаха. Мухаммед же, как говорит Коран, был посланником бога на Земле. Верующие (мусульмане) обязаны ежедневно молиться, а в девятый месяц года – рамазан поститься, т. е. Принимать пищу и питьё только ночью. Все религиозные обряды внушали мусульманам чувство беспомощности и полной зависимости от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть дохода в пользу бедных. Но вскоре после возникновения арабско-мусульманского государства эти доходы стали поступать в государственную казну.

В наиболее ранних сурах (главах) Корана, которые относятся ко времени проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий конец мира. Он изображался как всеобщее бедствие: произойдёт землетрясение и солнечное затмение, моря закипят и хлынут на сушу, мёртвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе ангельского воинства и будет судить людей. Грешники попадут в ад, где будут гореть, но никогда не сгорят, вечно страдая от ожогов, жажды и голода. Праведники будут награждены в раю вечным блаженством. Но в рай попадут только те мусульмане, которые были покорными и терпеливыми в своей земной жизни.

Коран учит, что сам бог разделил людей на бедных и богатых, рабов и свободных. «Мы… возвышаем одних над другими в степенях, — сказано в Коране от имени бога, — так что одни из них держат других подвластными себе невольниками». Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за воровство предписывает отсекать у вора руку. Расправу с богатыми и притеснителями Коран переносит в фантастический загробный мир: только после смерти покорные и терпеливые бедняки смогут привольно жить в раю, а их мучители попадут в ад.

В Коране подробно разработаны правила передачи имущества по наследству, раздела военной добычи и других сделок. Особое внимание в Коране обращено на охрану собственности.

Коран узаконивает зависимость женщины от мужчины и разрешает мужу бить жену. При разделе наследства дочь получает вдвое меньше, чем сын.

Ислам не давал никакой надежды арабским беднякам и рабам на облегчение их тяжёлой жизни.

Раздел 2. Возвышение ислама.

В первое время количество мусульман в Мекке оставалось ничтожным. Местные властители по-прежнему получали большие доходы от паломничества в Каабе и потому не сразу оценили выгоды новой религии. Они враждебно относились к мусульманам – ярым противникам многобожия. Мусульмане вынуждены были искать союзников за пределами Мекки. Осенью 662 г. они переселились в Медину – крупный оазис, населённый оседлыми земледельческими племенами. Здесь они организовали «общину верующих», во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская община добилась безраздельного господства в Медине и вскоре стала центром политического объединения всей Аравии.

Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного правителя, верховного судью и военачальника мединских мусульман. Он жестоко расправлялся с арабами, не принявшими ислама. Мусульмане изгнали из Медины два племени иноверцев. Третьему преложили признать ислам, и, после того, как последовал отказ, все мужчины этого племени были убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Возделанные земли этих племён захватили арабы-мусульмане. Обосновавшись в Медине, последователи Мухаммеда начали вооружённую борьбу против Мекки. Они нападали на Мекканские торговые караваны. В Коране говорится, что священная война с неверными угодна аллаху.

Военная удача переходила то к мусульманам, то к их врагам. Исход борьбы решали бедуинские племена, которые подчинились власти мусульман, так как стремились сбросить с себя тяжёлую зависимость от мекканских купцов и ростовщиков. В 630 г. Мекка сдалась без боя. Мекканцы приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «чёрным камнем» стал главным святилищем мусульман, и их обязали совершать к Каабе ежегодные паломничества.

Теперь мусульманская община стала приобретать всё больше и больше последователей из числа бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось объединение арабских племён, образовалось арабское государство. При преемниках Мухаммеда – арабских халифах (халиф – одновременно глава государства и духовный глава мусульман) – полчища арабских завоевателей вторглись в соседние страны и подчинили своей власти их население.

В образовавшемся обширном феодальном государстве – халифате – ислам стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены различные льготы. В средние века ислам широко распространился в странах Ближнего и Среднего Востока и стал одной из мировых религий наряду с христианством, с которым у него много общего.

В наше время мусульмане составляют подавляющее большинство населения в арабских странах Африки и Азии, в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Индонезии – крупнейшей мусульманской стране. Кроме того, много мусульман живёт в Индии, Китае, Албании, Балканских странах, в России и в Средней Азии.

 

Глава 2. Коран – ГЛАВНАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН.

Раздел 1. Создание Корана.

Коран (араб. «аль-кур’ан» — чтение, декламация) – главная священная книга мусульман. По учению ислама Коран не сотворён, а существует предвечно. Оригинал его хранится у аллаха, который частями в виде откровения передал его пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Коран – наиболее крупное произведение арабской прозы VII в. Согласно преданию, составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установление канонического текста Корана, происходившее в Халифате в обстановке острой политической и религиозной борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивых ему списков, хотя есть данные, разные списки Корана существовали ещё в IX-X вв. Текст Корана, принятый за канонический в суннизме, в шиизме считается неполным.

Раздел 2. Структура и содержание Корана.

Коран состоит из 114 сур (глав) разной длины, от 286 аятов («знамений») во 2-й главе до 3-6 аятов в последних главах. 1-я сура «Фатиха» («Открывающая») носит характер молитвы, в ней 6 аятов, как и в 114-й суре. Хронологическая повествовательная и смысловая последовательность между сурами, а часто и аятами в Коране отсутствует. Попытки хронологического расположения глав и аятов предпринимались в XV в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты Корана по языку и стилю близки заклинаниям и проклятиям древнеарабских жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода возникновения ислама настроения и проповеди эсхатологического характера, содержит красочные картины страшного суда, ада, рая. Значительны в Коране влияния христианской и иудаистской мифологии. В Коране изложено учение о пророках аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библейские пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии) в Коране – посланник аллаха, непосредственный предшественник Мухаммеда, но он не единосущ с богом. «Аллах – только единый бог»(4 сура, 63 аят). Мифологический характер носят рассказы Корана о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п., в которых много противоречий, как и в учении о свободе воли: то Коран утверждает, что у людей «нет свободного выбора» (28, 68), то допускает возможность их самостоятельных действий, хотя тут же грозит им божественной карой. Можно проследить в Коране влияние фольклора древнеарабских племён и других народов. Большое место в Коране занимают положения социально-правового характера, не случайно Коран называет себя «арабским судебником» (13, 37). Как книга, составленная в период установления раннефеодального общества, Коран клеймит некоторые обычаи первобытнообщинного строя, например кровосмесительство, торговля названа в нём «божьим путём», но ростовщичество, взимание лихвы осуждено. В этом, как и в установлении налога – закята, — в Коране отразились интересы демократических слоёв.

 

Глава 3. ВЕРОУЧЕНИЕ ИСЛАМА.

Раздел 1. Главные принципы вероучения ислама.

Вероучение ислама, изложенное в Коране, покоится на 7-и догматах: вере в единого бога – аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мёртвых. В соответствии с вероучением ислама всё сущее в мире создано аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на 5 «столпов веры»: исповедание веры – произнесение формулы «Нет бога кроме аллаха, и Мухаммед – посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотворительность (зякат), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) «столпы веры» имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих.

Раздел 2. Дальнейшее развитие ислама.

Раз возникнув, ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в общественной жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне – сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на 2 течения – суннизм и шиизм. После оформления 4 богословско-юридических толков (мазбахов) в суннизме и выработке исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие теологии, права, морали, социальных установлений. Такая позиция, сохранявшаяся вплоть до XX в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распространения ислама. В наши дни многие мусульманские богословы признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю общественную жизнь народов мусульманских стран, заявляют, что социальные структуры могут быть изменяемы людьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним из средств объединения арабских племён в одно государство. В образовавшемся обширном феодальном государстве – халифате – ислам стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены различные льготы. В средние века ислам широко распространился в странах Ближнего и Среднего Востока и стал одной из мировых религий наряду с христианством, с которым у него много общего и буддизмом, какой и является по сей день.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Детская энциклопедия, т. 8, «Из истории человеческого общества», М., 1975.

2.Мифы народов мира – энциклопедия, т. 2, М., 1988.

3.Атеистический словарь, М., 1983.

4.Петренко А. В., Вероучение ислама, Л., 1976.

5.Василевский Е. О., Из истории ислама, М., 1990.