ПЛАн
ВВЕДЕНИЕ
- Понятие брака. Личные права и обязанности супругов
- Порядок заключения брака
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик. Входившие в его состав союзные республики образовали самостоятельные, независимые, суверенные государства. Казахская Социалистическая Республика перестала существовать. На ее территории возникло новое государство, которое называется Республикой Казахстан.
С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся: Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1993 г., Конституция Республики Казахстан 1995 г. Указанные конституционные акты провозгласили независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинули идею создания демократического правового государства.
Основным правовым документом является Конституция Республики Казахстан 1995 г. Она обобщила основные положения конституционных законов, принятых в республике за годы независимости. В Конституции РК заложены основные принципы жизни государства, его государственного строя и политики, в том числе основы положения семьи и брака, охраны материнства и детства. Принятый новый Закон о Браке и Семье ставит своей задачей регулирование данных отношений в соответствии с современными реалиями.
В данной работе речь идёт об основных вопросах, регулируемых семейным правом, способах функционирования семьи как ячейки общества, основных принципах государственной политики в области семьи.
В этом реферате рассмотрены основные вопросы личных и имущественных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Из всего теоретического курса по правам человека тему семейного курса я выбрала неслучайно.
Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.
- Понятие брака. Личные права и обязанности супругов
Существует насколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого, рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим канонически понятием брака становится представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой» Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.
Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.
В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт». Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижения определенных выгод — все это лежит за границами права.
Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.
Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровский, например, указывает, что хотя брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (sui generis)». Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание»2. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признает юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.
Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.
Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках.
Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов. Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом. Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются. Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супругов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный договор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.
Когда мы говорим, что брак — это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.
По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.
Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.
Понятие «семья» широко употребляется в самых различных областях знаний. В социологическом смысле семья – это союз лиц, проживающих совместно, объединенный брачными, родственными или иными личными узами, характеризующийся взаимными интересами и работой друг о друге. Юридическими науками «семья» определяется как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления и иных форм принятия детей на воспитание, либо как основанное на браке или родстве объединения лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Юридическое понятие семьи по объему не совпадает с социологическим. В первое понятие, в отличие, от второго, не включаются юридически не оформленные фактические семейные отношения мужчины и женщины.
Семейное право представляет собой отрасль права, регулирующую брачно-семейные отношения, то есть отношения, возникающие между гражданами в силу вступления в брак, родства, усыновления и иных форм принятия детей на воспитание в семью.
Предметом семейного права являются общественные отношения, складывающиеся в семье между мужем и женой, родителями и детьми, другими лицами, состоящими в родстве или в отношениях, связанных с воспитанием детей.
Общественные отношения, составляющие предмет семейного права, могут быть личными (неимущественными) или имущественными. Имущественные, и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданского. Но приоритетность названных отношений в гражданском праве, с одной стороны, и в семейном праве, с другой – не одинакова. Основную задачу гражданского права составляет регулирование имущественных отношений. Личные отношения оно регулирует лишь тогда, когда они вытекают из имущественных, либо когда имеется специальное указание закона о регулировании тех или иных личных отношений. Напротив, для семейного права регулирование личных отношений составляет основную задачу. Имущественные отношения, входящие в предмет регулирования семейного права, находятся в зависимости от личных прав и обязанностей. В этом заключается основное отличие семейного права от гражданского.
Особенностью брачно-семейных отношений является также их лично-доверительный характер. Например, усыновление достигает своей цели только при условии, когда между усыновителем и усыновленным устанавливаются лично-доверительные взаимоотношения. То же самое характерно для отношений между супругами, родителями и детьми, опекуном и попечителем и их подопечными и др. При отсутствии лично-доверительного характера во взаимоотношениях участников семейных отношений или при его утрате правовое регулирование таких отношений нормами законодательства о браке и семье становится неэффективным или малоэффективным.
Самостоятельность семейного права как отрасли нрава, помимо наличия у него самостоятельного предмета, определяется присущим ему специфическим методом регулирования. Метод семейного права по содержанию воздействия на регулируемые отношения является дозволительным, а по форме предписаний – преимущественно императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие.
Дозволительность семейно-правового регулирования означает, что такое право наделяет граждан семейной правоспособностью, определяет возможность их участия в семейных правоотношениях, называет субъективные права и обязанности супругов, родителей, детей, иных субъектов названных правоотношений.
- Порядок заключения брака
Условиями вступления в брак являются взаимное согласие лиц, вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. Препятствиями к заключению брака, признается наличие другого зарегистрированного брака, близкое родство будущих супругов, недееспособность одного из вступающих брак. Не допускается также заключение брака между усыновленными и усыновителями.
Относительно оснований возникновения брачного правоотношения существуют разные точки зрения. Некоторые авторы включают в сложный состав юридических фактов, порождающих права и обязанности супругов, следующие обстоятельства: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие запрещенных степеней родства; регистрацию брака. Другие считают, что брачное правоотношение возникает на основании взаимного согласия лиц на вступление в брак, достижения брачного возраста, акта регистрации брака. Следует согласиться с мнением о том, что не нужно включать в данный состав правопрепятствующие юридические факты, поскольку «наличие этих обстоятельств препятствует возникновению брачного правоотношения, но не является необходимым условием, порождающим это правоотношение. Вместе с тем, на мой взгляд, не нужно вводить в юридический состав и обстоятельства, относящиеся к брачной правоспособности, в частности достижение брачного возраста, поскольку оно характеризует правосубъектные, а не юридико-фактические предпосылки возникновения правоотношения. Таким образом, в фактическом составе остаются только два юридических факта: взаимное согласие лиц на вступление в брак и акт регистрации брака. Взаимное согласие вступающих в брак является, по нашему мнению, соглашением, гражданским договором. Акт регистрации брака представляет собой административный акт компетентного государственного органа — ЗАГСа. Принято считать его самостоятельным юридическим фактом, имеющим конститутивное значение, фактом, завершающим юридический состав. Безусловно, в стране, где законным признается только зарегистрированный брак, акт регистрации брака имеет конститутивное значение. Однако, на наш взгляд, его необходимо рассматривать не как самостоятельный юридический факт — элемент сложного фактического состава, а как часть состава другого юридического факта — соглашения о заключении брака. Под составом юридического факта понимается «совокупность признаков, при наличии которых соответствующий жизненный факт… должен влечь те или иные юридические последствия». Если гражданско-правовой договор требует регистрации, то он считается заключенным и порождает правовые последствия только с момента регистрации. Следовательно, акт регистрации договора входит в состав договора как юридического факта. Аналогичное положение возникает и при регистрации брака. Определяющее значение здесь имеет соглашение будущих супругов, но в силу того, что закон предписывает зарегистрировать такой договор, брак считается заключенным только с момента регистрации.
Законодательство не предусматривает возможности снижения брачного возраста для лиц, не достигших 18 лет. Это связано с тем, что, во-первых, случаи ходатайства ими о снижении достаточно редки, во-вторых, вызывает сомнения их способность к созданию семьи. Кроме того, вступление в брак в результате снижения брачного возраста приводит к приобретению полной гражданской дееспособности, которой эти лица не всегда могут должным образом воспользоваться в столь раннем возрасте. С другой стороны, биологические способности человеческого организма к рождению детей развиваются раньше 18 лет. В случае беременности несовершеннолетней, например в возрасте 16 лет, существуют две возможности: разрешить ей вступить в брак или запретить вступление в брак до достижения шестнадцатилетия. Этот вопрос может быть решен только в строго индивидуальном порядке, потому что и в том и в другом случае существует серьезная опасность нарушения прав несовершеннолетней матери и ее ребенка.
С одной стороны, в регионах, где традицией поощряется вступление в брак в раннем возрасте, возможно принятие законов, чрезвычайно упрощающих процедуру снижения брачного возраста, что может привести к массовому нарушению прав несовершеннолетних. С другой стороны, при отсутствии такой возможности браки с несовершеннолетними будут совершаться в соответствии с местными обычаями, что приведет к их еще меньшей правовой защищенности.
Безусловным препятствием к вступлению брак является состояние хотя бы одного их супругов в другом нерасторгнутом браке. Состояние в фактических брачных отношениях не является препятствием к заключению брака. В данном случае речь идет о законодательном закреплении принципа моногамии. Происхождение этого запрета связано с европейской культурной и религиозной традицией, практически на протяжении всей своей истории признававшей только моногамные браки. Население Казахстана, исповедующее ислам и имеющее исторические и религиозные традиции, допускающие полигамные браки, тем не менее также оказывается подчиненным принципу моногамии. С одной стороны, это может рассматриваться как навязывание чуждой ему европейской модели брака, с другой стороны, трудно представить себе современное гражданское общество, строящее свое брачно-семейное законодательство на основе канонических норм различных религий. Проблема, по-видимому, упирается в решение вопроса о том, в какой мере моногамный брак можно рассматривать в наше время в качестве универсальной ценности, имеющей внерелигиозное значение.
Не допускается регистрация брака между лицами, состоящими в близких степенях родства. 3апрещается заключение брака между родителями и детьми и другими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии. Невозможно заключение брака также между родными братьями и сестрами как полнородными (имеющими общих отца и мать), так и неполнородными (имеющими только одного общего родителя). Этот запрет имеет биологическое происхождение. Браки между близкими родственниками существенно повышают вероятность передачи по наследству многих наследственных заболеваний. Эта закономерность была замечена людьми задолго до того, как она получила свое объяснение в современной генетике. В процессе своего развития запрет близкородственных браков, имеющий первоначально естественное происхождение, под влиянием религии был распространен и на свойственников. В современном Казахстанском законодательстве никакого запрета на браки между лицами, состоящими в отношениях свойства, нет, поскольку между ними нет кровного родства. С другой стороны, этот запрет следует признать существующим и в отношении лиц, состоящих в юридически неоформленных родственных отношениях, поскольку риск передачи наследственных заболеваний в этих случаях также высок.
Запрещаются и браки между усыновленными и усыновителями. Этот запрет носит не биологическое, а социальное происхождение. Он связан с тем обстоятельством, что с течением времени естественный запрет на заключение браков между близкими родственниками приобрел характер этической нормы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Усыновление, имеющее своей целью создать отношения, имитирующие родительские, также попадает под действие этого морального запрета. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков. Однако между усыновленным и усыновителем не всегда складываются отношения, напоминающие отношения родителей и детей. Если усыновленный с самого начала знает, что усыновитель не является его родителем, подобных отношений между ними не возникает. В такой ситуации не существует и моральных препятствий к заключению брака между ними. В данном случае усыновленный и усыновитель должны сначала ходатайствовать об отмене усыновления, а после этого они вправе свободно зарегистрировать брак.
Невозможно и вступление в брак лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Это ограничение имеет два обоснования. Во-первых, лицо, страдающее психическим расстройством, не способно дать осознанное согласие ни вступление в брак. Во-вторых, такой брак является крайне нежелательным по медико-генетическим соображениям, поскольку многие душевные заболевания могут передаваться по наследству. Поэтому даже в период стойкой ремиссии, так называемого светлого промежутка, когда недееспособный может сознавать значение своих действий и руководить ими, заключенный им брак не будет действительным. В качестве препятствия к заключению брака рассматривается только формальное признание лица недееспособным по решению суда. Само по себе психическое расстройство и вызванная им невменяемость не укладываются в рамки этого запрета. В этом случае заключение брака невозможно из-за отсутствия добровольности: невменяемое лицо не в состоянии дать осознанное согласие на вступление в брак.
Однако проблема взаимной осведомленности лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга является весьма актуальной. Незнание о наличии у будущего супруга неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, например психических заболеваний, гемофилии или опасных инфекционных заболеваний, таких, как ВИЧ-инфекция, венерические заболевания, туберкулез и другие, могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому в ходе работы над проектом СК было высказано предложение об обязательном медицинском освидетельствовании супругов перед вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии перечисленных выше заболеваний. Однако это предложение принято не было. Согласно статье 12 ЗоБС, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только по их желанию. Сведения о результатах обследования составляют медицинскую тайну и не могут быть сообщены лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, без согласия обследуемого. Это правило призвано оградить права лица, страдающего упомянутыми заболеваниями. Однако при таком решении права его будущего партнера оказываются совершенно незащищенными. Как и в иных случаях коллизии интересов двух лиц, в данной ситуации следовало бы искать решение проблемы с помощью компромисса. Например, целесообразно было бы предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, только если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того, как он узнал о наличии у себя одного из вышеуказанных заболеваний. В таком случае его будущий партнер получил бы возможность принять осознанное решение о том, заключать брак или нет. В нынешней ситуации плата за ненарушение прав одного из супругов слишком высока, поскольку такие последствия, как заражение СПИД ом или рождение умственно отсталого ребенка необратимы. Наличие уголовной ответственности за заражение венерическим заболеванием или СПИДом тоже существенно не меняет дела, поскольку при отсутствии обязательного медицинского обследования один из вступающих в брак может сам не знать о наличии у него этого заболевания.
Нельзя признать существенно меняющим исход дела и правило пункта 3 статьи 12, позволяющее супругу, который не знал о наличии у другого супруга ВИЧ-инфекции или венерического заболевания, требовать признания такого брака недействительным. Предоставление такого права вполне оправдано, но оно не позволит устранить ущерба, причиненного здоровью данного супруга.
Таким образом, наличие у одного из будущих супругов ВИЧ-инфекции или венерического заболевания не является препятствием к заключению брака. Должностные лица, регистрирующие брак, не вправе выяснять эти обстоятельства, и даже при наличии сведений о такой болезни они не вправе отказать в регистрации брака. Однако эти заболевания дают основания другому супругу требовать признания брака недействительным в судебном порядке, если другой супруг скрыл при заключении брака это обстоятельство.
Брак по семейному праву – это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Юридическое оформление брака состоит в его регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает правовые последствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, предметом семейного права являются общественные отношения, складывающиеся в семье между мужем и женой, родителями и детьми, другими лицами, состоящими в родстве или в отношениях, связанных с воспитанием детей. Имущественные, и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданского. Но приоритетность названных отношений в гражданском праве, с одной стороны, и в семейном праве, с другой – не одинакова.
Брак по семейному праву – это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Юридическое оформление брака состоит в его регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
Действовавшее на территории Казахстана законодательство о браке и семье не всегда требовало обязательной регистрации брака. Регистрация брака необходима как в государственных и общественных интересах, так и в целях охраны личных и имущественных интересов супругов и их детей. К первым относятся взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Взаимное согласие лиц, вступающих в брак, как условие его заключения, вытекает из сущности брака, являющегося добровольным и свободным союзом мужчины и женщины. Из изложенного вытекает, что личные и имущественные права и обязанности супругов прекращаются не на будущее время, как при разводе, а аннулируются (считаются не существовавшими) со дня заключения брака.
Зарегистрированный брак порождает между супругами личные и имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 18 ЗоБС, супруги пользуются равными правами и несут равные обязанности. В ЗоБС предусмотрена возможность иного регулирования имущественных отношений в соответствии с заключённым контрактом. Каждый из супругов вправе требовать раздела общей совместной собственности как при расторжении брака, так и во время брака.
Смерть является юридическим фактом, прекращаю супруга, объявление в судебном порядке одного из супругов умершим и развод.
По действующему законодательству брак может быть расторгнут путем развода в суде или органах ЗАГС. Судебный порядок расторжения брака означает, что право на развод поставлено в определенных рамках под контроль государства в лице суда. В соответствии со ст. 41 ЗоБС вступившее в законную силу решение суда прекращает брак при условии его регистрации в органах ЗАГСа.
Оформление развода по общему правилу производится в присутствии обоих супругов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Республики Казахстан 1995 года. — Алматы, 2002. Законы и кодексы РК:
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий / Под ред. Сулейменова М.К., Басина Ю.Г. — Кн. 1, 2. — Алматы, 1998.
- Закон РК О Браке и Семье от 17. 12. 1998 г.
- Гражданский кодекс РК. Общая часть. – А., 1999
- Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – 336 с.
- Басин Ю.Г. Принципы гражданского законодательства Республики Казахстан
- Гражданское право: Пособие по изучению курса «Общая часть гражданского права» / Под ред. Диденко А.Г., Басина Ю.Г., Иоффе О.С. — Алматы, 1999.
- Гражданское право: Учебник / Под ред. Сулейменова М.К., Басина Ю.Г. — Алматы, 2000.
- Сапаргалиев Г. С. Основы государства и права РК. – А., 1997.