ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Формы и механизм интеграционных
объединений Теория международной экономической интеграции…………………………………………………………………….. 4
Глава 2. Механизм и последствия экономической интеграции…………………………………………………………………….. 9
глава 3. политическая интеграция стран содружеств средНей-азии………………………………………………………………….. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 14
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. 15
ВВЕДЕНИЕ
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Глава 1. Формы и механизм интеграционных объединений Теория международной экономической интеграции
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.
Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неоли-берализма(В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.
Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.
Неокейнсианцы (Р. Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции:
а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики;
б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма (Я. Тйнберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью .создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.
Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др. В частности, М.М. Максимова отмечала, что появление интеграционных комплексов представляет собой более высокую ступень (новый качественный уровень) интернационализации производства и хозяйственной жизни. Н.П. Шмелев утверждает, что необходимым условием реальной международной интеграции выступает определенный достаточно высокий уровень экономического развития и политических отношений интегрирующихся государств. В свою очередь Ю.В. Шишков приходит к выводу, что интеграция доказала свою прочность и жизнеспособность на основе рыночных механизмов. По его мнению, первым этапом международной экономической интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, т.е. фирм. Затем в процессе развития происходит взаимоприспособление национальных правовых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.
Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав — СССР и США.
Самая простая, начальная форма международной экономическои интеграции — зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран — участниц интеграционной группировки, и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.
Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцирование по позициям.
Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли. При этом в соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутренним законодательным актам стран — участниц соглашения.
Участие в зонах свободной торговли может осложнить положение стран-производителей, так как либерализация импорта создает благоприятные условия для соперников из числа стран — участниц соглашения, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не вы-держивших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.
Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.
В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного проса стран — участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что также положительно сказывается на экономическом развитии стран-участниц.
Если устанавливаемый на внешних границах стран — участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта.
В случае установления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного для стран — участниц таможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.
При дальнейшем развитии процесс интеграции стран — членов группировки достигает формы общего рынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.
Опыт Европейского союза (ЕС), реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.
Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.
Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями — экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом — совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.
На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен. Европейский союз поставил перед собой задачу перейти к осуществлению этого этапа в 1999 г. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к превращению интеграцонного объединения в политический союз, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью. Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.
К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.
Глава 2. Механизм и последствия экономической интеграции
Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономке, Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.
Одновременно происходит санация фирменной структуры — в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия.
В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба;
увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.
На макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональ-ная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативные воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.
Сближение и сращивание националаных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран — участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран — участниц интеграционных объединений.
В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства как бы приобретают в общее пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические нормы и стандарты в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный рынок. Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать стандартам страны-импортера.
Примером ограничения суверенитета государств в использовании технических норм и стандартов по своему усмотрению могут служить правила ЕС, в соответствии с которыми правительства стран — членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответвствия национальных технических стандартов нормам ЕС и отказа правительства привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный орган — Суд Европейского союза.
Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность получать от ЕС льготные займы и безвозмездные ссуды, то автомобильная промышленность ее, ранее защищенная 40%-ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва в страну западноевропейских автомобилей.
Примером защиты своего суверенитета в проведении независимой национальной политики в денежно-кредитной сфере может служить отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от присоединения к введению единой общеевропейской валюты — евро — в рамках экономического и валютного союза стран — членов ЕС с 1 января 1999 г.
По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО — взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим странам — членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства — члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и «добровольные» ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО.
В то же время, по мнению многих исследователей, противоречия между глобализацией и регионализацией не являются непреодолимыми. «Современный регионализм вполне совместим с многосторонностью», — полагает один из видных теоретиков в области изучения мировой торговли, профессор экономики Колумбийского университета (США) Джагдиш Бхагвати. Практически все участники интеграционных процессов заявляют о своей приверженности принципам ВТО, открытости и недискриминационности торгово-экономических отношений и образований.
глава 3. политическая интеграция стран содружеств средНей-азии
Сегодня уже никто из официальных лиц не пытается отрицать реальности этих угроз. Более того, как это часто бывает, наличие внешней угрозы возводится в абсолют. Но при этом забывается, что любая внешняя угроза становится реальностью лишь в том случае, если для этого имеются внутренние условия. А то, что в раде государств Центральной Азии таковые имеются, не вызывает сомнения. И дело даже не столько в том, что главари бандформирований, вторгавшихся в прошлом и позапрошлом годах в Киргизию и Узбекистан, Джума Намангани и Тахир Юлдашев родом из здешних мест и, вполне естественно, что у них есть союзники. Основная проблема заключается в том, что ив Киргизии, и в Узбекистане, не говоря уже о Таджикистане, в последнее время все отчетливее наблюдается раскол в политической элите. А с учетом сохраняющегося плачевного положения в социально-экономической сфере это обстоятельство существенно расширяет протестную социальную базу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вполне очевидно и другое. Прогнозируемая активизация боевых действий в Афганистане, кстати говоря, с ее непредсказуемым военным результатом, естественным образом приведет к увеличению критической социальной массы в Центральной Азии. И в этих условиях выбор у руководителей государств региона не столь уж велик, и дай Бог хотя бы локализовать зону конфликта, не допустив его распространения на Казахстан и Россию.
Решения заседания Комитета секретарей советов безопасности государств — участников ДКБ и саммита глав государств этого объединения, прошедших в Ереване в апреле и мае, как раз и направлены на решение этой проблемы.
25 мая главы государств Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали договоренности о создании сил быстрого реагирования, которые могут применяться в случае, если одной из стран «четверки» потребуется помощь в борьбе с экстремистами. Предполагается, что к 1 августа, а если понадобится, то и к середине июля, все технические детали по формированию этой группировки сил будут решены. Время торопит, и здесь уже не до политических амбиций.
В подписанных лидерами государств — участников ДКБ протоколах оговариваются конкретные подразделения и техника, которые будут задействованы в силах быстрого реагирования, и места их дислокации. По некоторым данным, их численность может составить около полутора тысяч человек. Координационный штаб сил быстрого реагирования будет располагаться в Бишкеке. В него войдут по два представителя от каждой из стран «четверки».
В устной форме оговорен механизм финансирования этой группировки. Этот вопрос принципиально важен не только потому, что на постсоветском пространстве, как правило, все упирается в недостаток финансов,
но и потому, что функционирование даже ограниченного контингента таких сил — достаточно дорогое удовольствие. По подсчетам киргизских финансистов, в ходе военной кампании 2000 года на уничтожение каждого боевика было затрачено по 5 тысяч долларов. Это, конечно, вопрос к парламентариям каждой из стран, но им хотелось бы напомнить старую истину: скупой платит дважды, а обеспечение национальной безопасности — не тот случай, где можно сэкономить.
Еще одним принципиально важным вопросом, который обсуждался на саммите, стало создание объединенной группировки сил в рамках ДКБ. По сути, речь идет о возможности формирования постоянного общего воинского контингента странами — участницами договора. Создание такой группировки позволяет как-то решить одну из главных юридических проблем оказания прямой военной поддержки государству, подвергшемуся агрессии со стороны внешних сил. Дело в том, что конституции государств ДКБ требуют согласия парламентов на введение воинского контингента на территорию других стран. И некоторые лидеры государств — участников ДКБ, например Александр Лукашенко, не считают возможным участие своих воинских подразделений за пределами государства.
По-видимому, учитывая неготовность руководства отдельных государств к практическим действиям по созданию эффективной системы коллективной безопасности, Владимир Путин подчеркнул, что движение в этом направлении должно быть постепенным. Чисто советская логика: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Не менее значимым было и решение о том, что военно-техническое сотрудничество России со странами ДКБ будет строиться на иной основе в сравнении с другими странами мира. По сути, речь идет о льготном военном обеспечении государств, входящих в договор. Не случайно, именно накануне встречи президентов российское правительство одобрило проект федерального закона «О ратификации соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.». Именно этим соглашением определяется, что поставки продукции военного назначения на льготных условиях осуществляются в интересах воинских формирований, выделяемых государствами — участниками ДКБ в состав создаваемых многосторонних сил в регионах коллективной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах — Европейский союз (ЕС) и Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся — Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.
В качестве первого шага на пути к общемировой (в рамках ВТО) экономической интеграции многие страны на ближайшую перспективу предпочитают более .узкую, региональную интеграцию. Это, по их мнению, позволит «с меньшими потерями» пройти первые, наиболее болезненные и сложные шаги либерализации собственных внутренних рынков, а также более весомо выступить с совместной позицией своих региональных интеграционных объединений в дальнейших переговорах на пути к глобальной экономической интеграции.
Как это ни парадоксально звучит, но толчком к интеграции всюду служила общность угрозы. Так было в Западной Европе, которая начала объединяться, дабы эффективнее противостоять влиянию «империи зла» и коммунистической идеологии. Так было в Юго-Восточной Азии, где аналогичную роль играл коммунистический Китай. Нечто похожее происходит сегодня и в Центральной Азии, где угроза распространения исламского экстремизма и международного терроризма из области теоретических рассуждений перешла в практическую плоскость.
Как видно, осознание того, что артелью и батьку бить легче, по-видимому, пришло. Остается надеяться лишь на то, что принятые решения не утонут в бесконечных согласованиях и парламентских дебатах. Угроза дестабилизации обстановки в Центральной Азии действительно реальна, и не хотелось бы, как это бывало уже не один раз, наступать на те же грабли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Международные экономические отношения /Учебник под ред. Трофимова А. Алматы: 1998
- Арынов Е.М. и д.р.Международные экономические организации и экономические союзы. Алматы: ИРТ, 19996
- Григоренко И. Внешнеторговые сделки. Сумы; 1994
- Гречкова И. Международное коммерческое дело. М.: Юнити, 1996
- Комарова Л. Международные правовые принципы и формы экономического сотрудничества государств. ВЮЗИ, 1986
- Кошанов А. Интеграция Казахстана в международную торговую систему и ВТО. Аль ПАРИ, № 6, 1999
- Ержанов. Международные экономические отношения
- Мунатаев М.М. Привлечение иностранных инвестиций – курс на открытость экономики Казахстана. Экономика Казахстана, № 4, 1997
- Макконел , Брю Экономикс. М: Прогресс, 1993
- Рыбалкин. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 1998
- Трофимов А. И др. Международные экономические организации. Алматы, 1998
- Проблемы региональной интеграции и участие Казахстана с экономических союзах государств. Круглый стол. Экономика Казахстана, № 3 1997
- Хасбулатов Р. Мировая экономика. М.: 1999
- «Континент». Аналитический журнал. № 11. (49) 6-19 июня 2001.