СОДЕЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- основные выводы
- МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДования
А) Обоснование проблемы исследования
Б) Цель исследования
В) Объект исследования
Г) Задачи исследования
Д) Методы сбора информации
Е) АНКЕТА
- АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
- ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРАЛМАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение макроэкономической стабилизации в среднесрочной перспективе и в дальнейшем экономического роста Республики Казахстан взаимообусловлено с ожидаемым развитием демографических процессов, а также миграционных процессов так как миграция населения является важнейшим и неотъемлемым звеном демографического развития нашей республики.
Безусловное включение вопросов миграции и народонаселения в экономические стратегии будет содействовать ускорению темпов устойчивого развития и повышению качества жизни людей. Общеизвестно, что человеческие ресурсы составляют самое ценное достояние страны и основной субъект ее социально-экономического развития.
Нынешний этап демографического перехода в республике характеризуется проявлением новых тенденций и миграции населения, обострением демографической ситуации, наличием сложнейших проблем, требующих незамедлительного реагирования.
В сложившейся ситуации необходимо определение основных целей демографической и миграционной политики и их разработка в контексте с социально-экономическим развитием Республики Казахстан на долгосрочную перспективу. Осуществление национальной программы народонаселения является практической реализацией права Республики Казахстан как суверенного государства, согласно ее законам и в соответствии с международными нормами в области прав человека.
Многонациональное население Республики Казахстан представлено свыше ста национальностей. Под воздействием интенсивных демографических процессов, и особенно миграция населения в структуре населения происходят заметные сдвиги. Они, в свою очередь, оказывают влияние на динамику и национальный состав населения, что также требует изучения происходящих процессов, определении основных тенденций и прогнозной оценки. Это немаловажно для поддержания гражданского согласия и стабильности в межнациональных отношениях. С этой целью необходима разработка и внедрение на практике концепции демографической политики как составной части социально-экономической политики Республики Казахстан и программы развития народонаселения, в которой должны быть четко сформулированы основные цели и механизм реализации. А концепция развития народонаселения должна быть тесно взаимосвязана с концепцией миграционной политики, предусматривающей реализацию права каждого гражданина на свободу выбора места проживания и работы, а также выезда, с концепцией полной продуктивной занятости.
- основные выводы
Данная работа посвещена исследованию проблем, с которыми столкнулись оралманы на своей исторической родине.
В целях получения необходимой информации было проведен опрос оралманов города Алматы и алматинской области. В общем было опрошено 25 человек. Адреса оралманов мы получили в Комитете РК по делам миграции при Министерстве Иностранных Дел.
Основная масса оралманов проживает в г. Каскелен и прилегающих к нему районах. Оралманы селятся группами, стараясь держаться хотя бы первое время вместе, что бы совместно решать появляющиеся проблемы. Но при проведении опроса стоило делать выборку, поэтому старались не опрашивать более 2 респондентов, проживающих поблизости. Это, по нашему мнению, повысило уровень объективности нашего исследования.
Оралманы, сами того не осознавая проходят в Казахстане, в первые периоды проживания, процесс оклиматизации. Поэтому, новая обстановка, культура общения и традиции негативно сказываются на их состояние. Нам следовало отсеять истинные проблемы оралманов от естественного дискомфорта на новом месте.
На первом этапе исследования была анализирована вторичная информация, полученная со средств массовой информации, интернате. На основе этих данных мы уже могли направлять наше исследование в нужное русло.
В исследовании участвовали студенты, преследуя получение практического опыта в проведении социологического исследования. Во время проведения опроса они иногда сталкивались с языковым барьером, так как некоторые оралманы не только не знают русский язык, но в тоже время не знают и казахского. В данных случаях приходилось отказываться от данных респондентов и искать других.
Оралманы проживают, в основном, в частных домах, иногда по несколько семей в каждом. Почти во всех домах бросаются в глаза неразвернутые свертки, чемоданы. Это говорит о том, что оралманы не совсем уверенны в постоянстве своего места проживания.
Большинство из них уверенно, что в неблагополучном исходе событий они смогут вернуться на прежнее место проживания.
Начиная с 1999 года и до конца прогнозируемого периода, миграционные потери по дальнему зарубежью будут выше, чем по ближнему. К 2015 году сальдо миграции в страны ближнего зарубежья составит 23,2 тыс. человек, или 36,8%, а в страны дальнего зарубежья, соответственно, 39,9 тыс. человек, или 63,2%. Прогнозируемое изменение миграционных потерь по потокам будут связаны с ростом прибытия населения из ближнего и их уменьшением из дальнего зарубежья. Кроме того, темпы снижения выбытия в ближнее зарубежье будут отражать соответствующий показатель по дальнему зарубежью. Сложность и противоречивость миграции населения и рабочей силы объективно вызывает необходимость регулирования этого процесса, проведения миграционной политики.
Стабилизация миграционных процессов в Республике Казахстан включает комплекс социально-экономических, политико-правовых и организационных мер в области иммиграции, эмиграции, и внутренней миграции. В этой связи вышел новый закон Республики Казахстан «0 миграции населения». Настоящий закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину.
Управление миграционными процессами в Республике Казахстан осуществляется центральным исполнительным органам, полномочия которого устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Права и обязанности уполномоченного органа по управлению миграционными процессами в Республике Казахстан:
1.Уполномеченный орган имеет право:
1.1.заключать по поручению Правительства Республики Казахстан соглашения с правительственными органами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями других государств по вопросам добровольного переселения в Республику Казахстан соотечественником, вынужденно или добровольно покинувших в свое время территорию Республики Казахстан, а также по трудовой миграции;
1.2.координировать в Республике Казахстан работу по вопросам миграции,
1.3.принимать решения по ходатайствам иммигрантов о признании их репатриантами (оралманам), реэмигрантами, вынужденными переселенцами либо беженцами или об отказе им в этом;
1.4.выдавать свидетельства о предоставлении политического убежища на основании Указа Президента Республики Казахстан;
1.5.давать соответствующие разрешения иностранцам и лицам без гражданства на осуществление трудовой деятельности;
2.Уполномоченный орган в пределах своей компетенции обязан:
2.1.анализировать и прогнозировать миграционные процессы в
стране и информировать об этом Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы;
2.2.вырабатывать предложения о мерах по регулированию миграции населения;
2.3.вносить на рассмотрение Правительство Республики Казахстан предположения по формированию квоты иммиграции;
2.4.организовывать в пределах утвержденной квоты переселение, прием и обустройство беженцев, репатриантов (оралманов), реэмигрантов и вынужденных переселенцев;
2.5.разрабатывать и осуществлять реализацию программных мероприятий и программных актов по проблемам миграции;
2.6.осуществлять регистрацию, учет прибывших беженцев, репатриантов (оралманов), реэмигрантов и выпущенных переселенцев, а также выплату им в установленном Правительством Республики Казахстан порядке дифференцированных пособий и льгот;
2.7.принимать письменное ходатайство лиц, желающих получить политическое убежище в Республике Казахстан, и оформлять необходимые документы;
2.8.рассматривать обращения организаций и выдавать лицензии на привлечение (прием на работу) в Республику Казахстан иностранной рабочей силы;
2.9.анализировать эффективность использования привлекаемой рабочей силы в течение срока действия лицензии.
Решения уполномоченного органа по вопросам репатриантов (оралманов), вынужденных переселенцев, реэмигрантов и беженцев, принятые в пределах квоты, о их размещении и обустройстве имеют обязательную силу и подлежат исполнению всеми исполнительными органами, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активною и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.
С другой стороны, миграция населения, приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации; обезлюдению села, постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны-импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.
2. МЕТОДОЛОГИЯ исСЛЕДования
Обоснование проблемы исследования
Характерные особенности демографического развития республики в середине 90-х годов проявляются в высокой интенсивности движения, и миграции населения, в первую очередь отражается на динамике его численности.
Численность населения страны на 1 января 2000 года составила 14671,8 тыс. человек, в том числе 8642,6 тыс., или 55%, — городских и 7029,2 тыс. человек, или 45% — сельских жителей. Территория Республики Казахстан — 2724 тыс кв.км, а плотность населения на 1 кв. км – в среднем 5,8 человек.
В Казахстане по-прежнему сохраняется устойчивое снижение численности населения. Общая численность казахстанцев за 1999 год уменьшилась на 188,9 тыс. человек, или на 1,2%, в том числе в городских поселениях на 106 тыс. и в сельской местности на 82,9 тыс. человек. Рост численности населения сохранился только в трех областях: Атырауской (на 6,4%), Кзыл-ординской (на 1%) и Южно-Казахстанской (на 0,4%).[1]
Соотношение численности мужчин и женщин изменилось, хотя и замедленными темпами, но устойчиво в сторону преодоления женского превосходства.
Неблагоприятная демографическая ситуация сложившаяся в республике вызвана ухудшением показателей воспроизводства населения: рождаемостью, смертностью, естественного прироста и миграционными потерями.
В данный момент наиболее привлекательным для Казахстана является возвращение казахов из дальнего и ближнего зарубежья.
Данный процесс усложняется в связи с рядом проблем, с которыми сталкивабтся оралманы на пути к родине. Данные проблемы можно классифифцировать по следующим показателям:
- проблемы финансового толка
- проблемы, связанные с бюрократическими проволочками
- проблемы оклиматизации.
Не секрет, что многие оралманы возвращаются обратно на прежнее место проживания. В связи с чем, проблемой данного исследования является определение факторов, прямо и косвенно, влияющих на это.
Б) Цель исследования
Цель данного исследования – определение основных проблем оралманов, и поиск путей решения данных проблем. Данное решение может включать в себя как государственные программы различного толка, так и деятельность, основанную на общественной поддержке.
Под конец исследования будут даны рекомендации по привлечению и улучшению социально-экономических условий оралманов.
В) Объект исследования
Объектом данного исслудования являются оралманы, которые вернулись на родину, и другая часть казахов, прожвающих в ближнем и дальнем зарубежье, и являющиеся потенциальными оралманами.
В анализе принимаются следующие характеристики респондентов:
- половой состав оралманов
- место их выбытия (страна, город, село)
- главная причина переезда в РК
- наличие родственников в Казахстане?
- период на подготовительный процесс (принятие решения, сбор документов)
- источники информации, на которые оралманы основывались при принятии решения о переезде?
- оценка политики государства по поводу поддержке оралманов
- мнение оралманов по поводу деятельности правительства РК для улучшения жизни оралманов
- оценка жилищно-бытовых условий
- сфера деятельности до переезда
- трудоустройство в Казахстане
- отношение местного населения к оралманам
- уровень дохода оралманов
- языковые барьеры, и пути их преодоления
- мнение оралманов по поводу возвращения на прежнее место проживания
Г) Задачи исследования
Исследование ставит перед собой следующие задачи, предполагая выявить:
- недостатки, существующие в нынешнем законодательстве, касающегося оралманов
- формирование путей решения проблем оралманов
- меры по привлечению оставшихся оралманов в РК
Д) Гипотезы
- Изначально оралманы находятся по всем общественным показателям ниже местного населения
- В основным оралманы создают свой относительно замкнутый социальный мир, где продолжают действовать ценности и обычаи прежних мест проживания.
- Оралманы на новом месте проживания не могут проявить свои потенциальные возможности и потенции.
Е) Методы сбора информации
- Вторичный анализ статистических материалов, законодательной базы РК, материалов СМИ, касающихся оралманов.
- Сбор первичной социологической информации при помощи анкет. Данна анкета состоит из 20 вопросов, ответы на которые дадут нам объективную оценку существующей ситуации.
Анкета составлена таким образом, что способна охватить широкий спектр вопросов, касающийся не только проблем оралманов, но и дать им возможность высказать свое мнение по поводу государственной политики.
Также данная анкета способна предоставить нам информацию о причинах возврата оралманов на прежнее место проживания.
Д) АНКЕТА
- Ваш пол
- муж
- жен
- Откуда вы переехали в РК?
(страна, город, село)______________________________________
- Что послужило главной причиной вашего переезда в РК?
_____________________________________________________
- Имели ли Вы родственников в Казахстане?
- да
- нет
- Сколько времени у Вас ушло на подготовительный процесс (принятие решения, сбор документов)?
______________________________
- На какие источники информации Вы основывались при принятии решения о переезде?
- советы знакомых и родственников, переехавших в Казахстан
- СМИ (какие)______________
- личное мнение
- Как Вы оцениваете политику государства по поводу поддержке оралманов?
- хорошо
- скорее хорошо, чем плохо
- скорее плохо, чем хорошо
- плохо
- Что, по Вашему мнению, правительство РК могло бы сделать для улучшения жизни оралманов, но не сделало?
_____________________________________________________
- Как Вы оцениваете свои жилищно-бытовые условия?
- хорошо
- скорее хорошо, чем плохо
- скорее плохо, чем хорошо
- плохо
- Ваша сфера деятельности до переезда в РК?
(место работы, должность)__________________________
- Смогли ли Вы трудоустроиться в Казахстане?
(место работы, должность)__________________________
- Столкнулись ли Вы или кто-либо из членов Вашей семьи с проблемой трудоустройства в Казахстане?
_________________________________________________
- Как Вы оцениваете отношение местного населения к оралманам?
- хорошее
- скорее хорошее, чем плохое
- скорее плохое, чем хорошее
- плохое
- уровень дохода Вашей семьи в месяц (на одного члена семьи)?
(сложите доходы всех членов семьи и разделите эту цифру на количество человек живущих в семье).
______________тенге
- Живете ли Вы в том регионе Казахстана, в котором хотели бы?
- да
- нет (где и почему)_________________________________
- Столкнулись ли Вы в Казахстане с языковым барьером, и смогли ли Вы через него перешагнуть?
___________________________________________________
- Имели/имеют ли Ваши дети какие либо осложнения в процессе обучения?
- да (какие)_____________________________________
- нет
- Как Вы считаете, почему некоторые оралманы возвращаются назад, на прежние места проживания?
______________________________________________________
- Собираетесь ли Вы возвращаться назад?
- да (почему?)______________________________________
- нет
- Что побудило Вас переехать в Казахстан?
______________________________________________________
Спасибо
3. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
На основе проведенного исследования мы пришли к следующему выводу. Иммиграционные потоки из стран дальнего зарубежья значительно уменьшились, так к примеру, в 1993 году в Республику Казахстан при было 11 тысяч человек, а в 1999 году всего лишь 2,1 тыс. человек, что в 5,2 раза меньше.
Не лучшим образом обстоят дела и со странами ближнего зарубежья. В республику за истекший год прибыло всего 36 тыс. человек, что в 2,7 раза меньше по сравнению с 1993 годом.
Такая динамика, объясняется, главным образом, снижением численности казахов-репатриантов, возвращающихся на свою историческую родину. Волна массового возвращения казахов в Казахстан, начавшаяся в 90-е годы, будет сменяться тенденцией спада их притока. А также, данный процесс, вероятно, связан и с реэмиграцией в Казахстан бывших соотечественников, а также постепенным снижением численности иммигрантов-казахов, прибывающих преимущественно из Российской Федерации, Туркменистана и Узбекистана.
В ходе опроса 25 оралманов было выявлено, что:
- 45% оралманов составляют женщины, 55% мужчины. Что может говорить о том, что большинство мужчин имеющих на прежнем месте проживания хорошую работу, т.е. хороший заработок не решились вернуться, бросив хорошую жизнь, на историческую родину.
- 12% оралманов переехали из Узбекистана
- 17% — из Китая
- 23% — из Монголии
- 48% — из других стран
- главной причиной своего переезда в РК оралманы посчитали:
- 45% изъяснили это патриотическими чувствами
- 16% переехало в связи с тяжелыми условиями на прежнем месте проживания
- 15% переехало с целью поддержания родственных связей
- 24% затруднилось ответить
Основная масса оралманов – это старики, которые решили умереть на родной земле. Они тянут за собой молодежь, для активного сравнения и взаимоприспособления ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений средыи поддержания патротического духа.
- Опрос выявил, что 55% оралманов до переезда имело родственников в Казахстане. Что говорит, о том что большинство оралманов было информировано о социально-экономической обстановке в РК.
- Ответы на следующий вопрос, показали, что оралманы на прежнем месте проживания столкнулись с проблемой сбора документов. Для получения визы и выписки они должны были предоставить документы, доказывающие, что они действительно когда то проживали на территории РК и имеют право на участие в государственной программе по возврату репатриантов на историческую родину.
- В процессе принятия решения о переезде оралманы, в большинстве случаев (45%) опирались на информацию, полученную от родственников и знакомых, которые вернулись в Казахстан.
- 56% респондентов категорически заявило, что мер осуществляемых государством недостаточно для расположения на новом месте. Государство должно больше внимания уделять бытовым условиям оралманов. Многие из них все еще не имеют крова и крепкой крыши над головой. Также остро стоит вопрос трудоустройства и обеспечения спец. школами, детскими садами и медицинскими учреждениями.
- 33% заявило, что местное население оказывает им всяческую поддержку. Например, оно активно помогает им в изучении русского и казахского языков. Также, оралманам, находящимся в плачевном состоянии местным населением оказывается посильная материальная помощь, в основном в натуральном выражении.
- По мнению оралманов, некоторые из них возвращаются на прежнее место проживания в связи с игнорированием государства их тяжелого положения, неимения работы и тяжелыми бытовыми условиями.
- 75% оралманов заявило, что их основным доходом является государственные социальные пособия, что недостаточно для их нормального существования. Это вид бедности, при которой доход столь низок, что не обеспечивает возможность приобретать предметы первой необходимости.
Прогнозная оценка внешней миграции населения в целом относительно благоприятная для улучшения демографического развития Казахстана. Наметившийся в 1997 году спад миграции населения из страны будет продолжаться в течение всего прогнозируемого периода, т.е. с 1999 года по 2015 год. Предполагалось, что в 2001 году общее число выбывших сократиться почти на 29% к предыдущему году и составит 145,9 тыс. человек, снижение потоков выбытия населения будет продолжаться до 2005 года и составит 116,9 тыс. человек. В последующее десятилетие миграционная активность населения незначительно возрастет и к 2015 году прогнозируется на уровне около 150 тыс. человек. В целом, тенденция снижения потоков эмигрантов из страны в долгосрочной перспективе сохранится.[2]
Эмиграция населения будет происходить преимущественно в государства ближнего зарубежья. Удельный вес данного населения мигрантов в году составит 32,7% в общем потоке выбывших и увеличится до 73,% в 2015 году, Соответственно, эмиграция населения в дальнее зарубежье уменьшится как в абсолютном выражении (с 60 тыс. человек в 1999 году до 40,7 тыс. человек в 2015 году), так и в сравнении с эмиграцией в ближнее зарубежье.
Основными факторами, определяющими миграционные настроения населения и эго эмиграцию, по-прежнему будут являться социально-экономический, этнокультурный и экологический. Вместе с тем снижение эмиграции в 1999-2015 годах можно объяснить, во-первых, поэтапной реализацией прогнозируемых социально-экономических реформ по преодолению в республике спада и стабилизации производства, экономическому росту и повышению жизненного уровня населения. В случае успешной реализации намеченных программ в ближайшие годы можно ожидать позитивные изменения и в миграционных процессах. Так, уже в 2003 году эмиграция могла бы уменьшиться почти в 4 раза по сравнению с 1997 годом, что и обеспечило бы положительное сальдо миграции около 1 тыс. человек.
Второе обстоятельство, которое будет влиять на прогнозируемое снижение потоков выбытия, связано с уменьшением числа потенциальных эмигрантов в перспективе. В настоящее время основная часть населения, активно настроенная на миграцию в ближнее и дальнее зарубежье, практически уже выехала из Казахстана, В этой связи вполне закономерно предполагаемое изменение потоков выбытия до 2015 года.
Иммиграция населения в республике после резкого снижения в 1994 году будет постепенно расти в течение всего прогнозируемого периода. Предполагалось, что в 2001 году прибытие увеличится до 76,5 тыс. человек, или на 100% по сравнению с предыдущим годом. В последующий прогнозируемый период возможно небольшое увеличение темпов роста общего потока прибывших к 2015 году, число иммигрантов приблизиться к 89 тыс. человек.
Однако предполагаемая динамика прибытия населения из дальнего и ближнего зарубежья неоднозначна. Так, иммиграционные потоки из стран дальнего зарубежья уменьшится и составит в 1999 году 2,1 тыс. человек, в 2000 году – 1,9 тыс. человек. К 2015 году они снизятся до 0,8 тыс. человек. Такая динамика объясняется, главным образом, снижением численности казахов-репатриантов, возвращающихся на свою историческую родину. Волна массового возвращения казахов в Казахстане, начавшаяся в 90-е годы будет сменяться тенденцией спада их притока до 2015 года.
Прибытие населения из стран ближнего зарубежья будет стабильно нарастать и увеличится с 35,9 тыс. человек в 1999 году до 88 тыс. человек в 2015 году. Данный процесс, вероятно, будет связан с реэмиграцией в Казахстан выбывших соотечественников, а также и иммиграцией казахов преимущественно из России.
Прогнозируемый рост иммиграционных потоков основан на общеизвестном позитивном факторе — политической стабильности суверенного Казахстана. Достижение социально-экономической стабильности в сочетании с ростом уровня жизни населения создаст благоприятные и привлекательные условия для проживания в стране, будет способствовать росту иммиграции.
Определенное влияние на приток населения в республику будут оказывать интеграционные процессы, происходящие между странами-участниками СНГ. Создание единого Таможенного и других союзов, ожидаемая в перспективе идентификация законов в рамках СНГ и прочие направления сотрудничества, с одной стороны, в значительной степени уменьшает миграционные настроения казахстанцев, и с другой стороны — будут способствовать росту иммиграционных потоков населения в страну.
Прогнозирование иммиграционных потоков показывает, что в перспективе сохранится тенденция превышения выбытия над прибытием, и, соответственно, Казахстан будет нести миграционные потери населения. Так, в 1999 году сальдо миграции увеличилось почти в 1,5 раза по сравнению с 1998 годом и в 2,1 раза по сравнению с 1995 годом. К 2015 году сальдо миграции составит 63,1 тыс. человек против 261,3 тыс. человек в 1999 году.
В начале 90-х годов отрицательное сальдо миграции складывалось преимущественно за счет миграционных потерь в пользу стран ближнего зарубежья и лишь около 1/3 этих потерь приходилось на дальнее зарубежье. В 2001 году данное соотношение выглядело примерно в равных долях: 55% составит миграционные потери населения по ближнему зарубежью, и 45% — по дальнему зарубежью.
- ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРАЛМАНОВ
Мы предлагаем следующие мероприятия по поводу решения проблем оралманов:
- обеспечение закрепленных в Конституции Республики Казахстан прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессий, свободу выезда, свободу передвижения;
- недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым другим обстоятельствам;
- обеспечение соответствия миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам и рекомендациям Международной организации по миграции с учетом своевременного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;
- всестороннем содействии репатриации казахов на свою историческую родину, организации их расселения, создание рабочих мест и осуществление комплекса других мер обеспечения адресной помощи и социальной защиты переселенцев коренной национальности;
- упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов в среднесрочной и долгосрочных программах действия, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- участие соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке, инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь — переселенцев из зон экономического и стихийного бедствия;
- запрещении высылки или принудительного возвращения беженцев в страну, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных международными договорами;
- сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения нелегальной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.
Следует устанавливать квоту миграции на каждый календарный год.
В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности, и органами государственного управления, определяются предельное число и виды иммигрантов с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, куда они должны переселиться, дифференцированные пособия и система льгот для репатриантов (оралманов) и реэмигрантов.
Следует применять определенные льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые репатриантам (оралманам):
- Государство создает льготные условия для репатриации казахов на историческую родину, их расселения и адаптации и обеспечивает:
- перемещение репатриантов (оралманов) через границу без взимания таможенных платежей и налогов;
- бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к временному выезду жительства переселенцев или постоянному месту жительства;
- юридическую защиту имущества, оставляемого ими в местах проживания, а также государственную охрану перевода денежных средств в Республику Казахстан и право их наследования;
- оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации, освоении новой профессии, регистрации репатриантов (оралманов) в качестве безработного, получении пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания;
- создание условий для изучения государственного языка;
- предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных учреждениях и в других государственных организациях социальной защиты;
- выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан или в соответствии с международными договорами;
- реализацию прав репатриантов (оралманов), восстановленных в граждане, на льготы, установленные в Законе Республики Казахстан «0 реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
- выделение средств для приобретения жилья, единовременных пособий, земельных участков, в том числе для компактного проживания репатриантов (оралманов), а также льготных долгосрочных ссуд для строительства индивидуального жилья и организации хозяйств;
- освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан;
- получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом;
- предоставление в полном объеме и других льгот, установленных для граждан Республики Казахстан;
Порядок выделения земельных участков, субсидий и натурных грандов на индивидуальное строительство жилья, единовременной финансовой помощи, преференций репатриантам (оралманам) при инвестировании и создании ими производств в различных отраслях экономики определяется Правительством Республики Казахстан.
Также. По нашему мнению следует:
- Разработка региональных программ миграции, с учетом специфических особенностей региона, т.е. социально-экономических, демографических и экологических особенностей;
- Снижение сельско-городского внутри республиканского миграционного оттока, путем проработки, осуществления социальных мер по содействию занятости населения, устранения диспропорций в оплате труда и укрепление социальной инфраструктуры на селе;
- Улучшение региональной системы территориальной и отраслевой дифференциации оплаты труда, совершенствование механизма регулирования заработной платы в бюджетных отраслях, в целях оптимизации внутри республиканской миграции населения;
- Разработка методики для оценки влияния экономических реформ на уровень жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под конец данного иследования хотелось бы выявыть основные моменты:
- В Казахстане по-прежнему сохраняется устойчивое снижение численности населения. Общая численность казахстанцев за 1999 год уменьшилась на 188,9 тыс. человек, или на 1,2%, в том числе в городских поселениях на 106 тыс. и в сельской местности на 82,9 тыс. человек. Рост численности населения сохранился только в трех областях: Атырауской (на 6,4%), Кзыл-ординской (на 1%) и Южно-Казахстанской (на 0,4%).
- Цель данного исследования – определение основных проблем оралманов, и поиск путей решения данных проблем. Данное решение может включать в себя как государственные программы различного толка, так и деятельность, основанную на общественной поддержке.
- 45% оралманов составляют женщины, 55% мужчины. Что может говорить о том, что большинство мужчин имеющих на прежнем месте проживания хорошую работу, т.е. хороший заработок не решились вернуться, бросив хорошую жизнь, на историческую родину.
Льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые репатриантам (оралманам):
- Государство создает льготные условия для репатриации казахов на историческую родину, их расселения и адаптации и обеспечивает:
- перемещение репатриантов (оралманов) через границу без взимания таможенных платежей и налогов;
- бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к временному выезду жительства переселенцев или постоянному месту жительства;
- юридическую защиту имущества, оставляемого ими в местах проживания, а также государственную охрану перевода денежных средств в Республику Казахстан и право их наследования;
- оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации, освоении новой профессии, регистрации репатриантов (оралманов) в качестве безработного, получении пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания, и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Асанбаев Е.М. Казахстан: отчет по человеческому развитию. Алматы, 2000
- Барановский Н.В. Миграция населения: причины, следствие и пути развития. 1998
- Бейсенов С.Д. Управление трудом в условиях формирования рыночной экономикой. Алматы, 2000
- Боярский А.Я, Население и методы его изучения. Москва, 1995
- Бодрова В. Социально-демографические интересы населения при переходе к рынку. Вестник статистики, 1999
- Демографический ежегодник. Информационно-издательское управление Статкомитета СНГ, 1999
- Каменский А. Миграция и рынок труда. 1998
- Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге 21 века. Алматы, 1997
- Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. Москва, 1998
- Татимов М. Демографическая де популяция: стратегические последствия сложившейся ситуации в Казахстане. Москва, 1999
- Хуснитдинов Р.А. Региональный статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 1998
- Юбилейный Статистический ежегодник РК – 1992-2002. Агентство по статистике РК.
[1] Юбилейный Статистический ежегодник РК – 1992-2002. Агентство по статистике РК.
[2] Юбилейный Статистический ежегодник РК – 1992-2002. Агентство по статистике РК.