АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Экономическая социология

 

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Глава 1. Страхование как экономическая категория

 

Глава 2. Структура страхового рынка и совершенствование его

отраслевой классификации

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы. Развитие страхового бизнеса является важным элементом успешного перехода от центра­лизовано планируемой экономики к экономике рыночного типа.

Для Казахстана, где сложилась повышенная степень уязви­мости производственной сферы воздействию стихии и технологичес­ких катастроф, а  неуверенность в своем будущем характерна  для большинства населения республики, потенциальная  роль страхова­ния особенно велика.

Переход к рыночным отношениям оказал  серьезное  влияние на  систему страхования в Республике Казахстан, вызвав ряд важ­ных структурных изменений. Осуществлен переход от государствен­ной  монополии на страховые операции к страховому рынку. В нас­тоящее время активно идет процесс формирования новых  страховых компаний,  стремящихся строить свою работу с учетом реально су­ществующих страховых интересов у всех хозяйствующих субъектов.

Современное состояние рынка требует дальнейшего развития и модернизации страхового дела все большей его адаптации к ми­ровым принципам организации страховых отношений.  Это касается, прежде  всего, несовершенства  законодательной и информационной базы, методологических разработок в сфере страхования, а  также форм страховой защиты, адекватных требованиям рыночной экономики.

В этой связи особую актуальность приобретает теоретичес­кое  обоснование методологических основ организации страхования при становлении рынка, выявление  тенденций  и  особенностей  в развитии  национального страхового рынка, исследование финансо­вых отношений и разработка практических рекомендаций их  совер­шенствования  в сфере страхования. Возрастающая значимость этих проблем, недостаточное их изучение в  отечественной  литературе обусловила выбор темы данной работы, определила основную цель работы и круг рассматриваемых в ней вопросов.

Для достижения поставленной цели в данной рабо­те предпринята попытка решения следующих задач:

  • исследование с новых позиций, обусловленных переходом к рынку сущности и функции страхования, его значения в  общест­венном производстве и определение признаков, отличающих страхо­вание от других экономических категорий;
  • рассмотрение содержания страхового рынка и характерис­тика его участников;
  • анализ состояния современного, страхового рынка респуб­лики и  выявление  основных  особенностей и тенденций развития страхового сектора казахстанской экономики;
  • характеристика состояния  перестраховочного  рынка  в республике и выработка предложений по  оптимизации  организации перестраховочной защиты;

глава 1. Страхование как экономическая категория

 

Для  страхования, как специфического направления предпри­нимательской деятельности, требуется ряд условий ее осуществле­ния. Во-первых,  должно  быть многообразие  специализированных предприятий, которые непосредственно занимаются страхованием и во-вторых, должен существовать большой круг физических и юриди­ческих лиц, которые имеют потребность в  страховании, согласные участвовать  в создании страхового фонда (т.е. уплачивать стра­ховые платежи), чтобы обеспечить себе соответствующее  возмеще­ние  убытков  в случаях, предусмотренных договором. Кроме того, весьма велико число граждан страны, которые, не участвуя в соз­дании страхового фонда непосредственно,  заинтересованы  в  его наличии  и получении выплат на основе договора страхования в их пользу при наступлении определенных событий.

Государство также заинтересовано в страховании, как в ме­ханизме поддержания  надлежащего уровня общественного воспроиз­водства и  возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и  отдельных  граждан без участия государственных ресурсов. Государство может выступать как стра­хователь, уплачивая  страховые взносы за счет бюджетных средств непосредственно или через соответствующие государственные струк­туры, может быть учредителем или соучредителем страховых компа­ний, либо выступать гарантом исполнении обязательств по тем ви­дам  страхования,  где  такая  поддержка диктуется  социальными проблемами или межгосударственным соглашением.

Страхование — это не естественная потребность индивидуума в еде, жилище, одежде и т.п., которую  человек  ощущает  непос­редственно  и сам стремится удовлетворить. Для того, чтобы воз­никла потребность в страховании у граждан, предпринимателя, хо­зяйственника необходим комплекс взаимозависимых условий.  Одним из них является достаточно высокий уровень экономической самос­тоятельности хозяйствующих субъектов.

В  условиях рыночных отношений сфера страхования расширя­ется за счет появления новых страховых интересов  и  потребнос­тей,  которые отражают новые условия жизни и предпринимательст­ва, необходимость защиты коммерческого интереса, уровня жизни и благосостояния, как отдельных граждан, так и целых коллективов, от неправомерных действий третьих лиц, от требований о возмеще­нии ущерба, который может быть причинен  в  ходе  хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Человек подвержен разным случайностям, имеющим определен­ные закономерности и требующие затрат по сохранению уровня  до­ходов  и гарантий имущественных интересов. Вступая во взаимоот­ношения с природой, подвергаясь воздействию природных  факторов на свою жизнь и хозяйство, человек также вынужден искать защиты своих имущественных интересов. Взаимодействуя с другими индиви­дуумами, вступая в общественные, производственные,  правовые  и иные  отношения,  принимая на себя или, требуя исполнения обяза­тельств каждый гражданин (или юридическое лицо)  вправе  искать обеспечения  сохранения  своих имущественных интересов в случае действия или бездействия другой стороны. Технологическое  осна­щение быта и производства, рост энерговооружения и т.п., созда­ет дополнительные риски для жизни, имущества людей. Одновремен­но  возрастают стоимостные оценки всех видов рисков, усложнение взаимосвязей между объектами и субъектами.

Расширение межтерриториальных связей как отдельных людей, так и хозяйствующих субъектов, приводит  к  возникновению  иму­щественных интересов, разбросанных по территории, в т.ч. и дру­гих  государств,  и  требует  специальной защиты. Все это, да и многое другое, складывается в объективные предпосылки возраста­ния потребности в страховании, формирования рыночных  отношений в страховании.

О  возрастании  роли  и масштабов применения страхования, как универсального способа удовлетворения общественных  потреб­ностей  в  страховой защите, в современных условиях говорит тот факт, что в 1950г. в капиталистическом  мире  насчитывалось  15 стран  с ежегодных сбором страховой премии свыше 100 млн.долла­ров, а в целом 20 млрд.долларов, или 95% всей  страховой  премии капиталистических стран. В 1980г. таких стран насчитывалось уже 55,  с  общим  объемом страховой премии 450 млрд.долларов, т.е. 99% сбора всех капиталистических стран. В 1986г. объем  аккуму­лированной   страховой  премии  составил  786,7  млрд.долларов.

Причем такой рост обусловлен  как экстенсивными факторами — увеличением объема производства ВНП, ростом населения, инфля­цией,  так  и интенсивными факторами — повышением относительной потребности в страховой защите  процесса  общественного  произ­водства. На относительное увеличение потребности в страховании, в  частности, указывает повышение удельного веса страховой пре­мии в ВНП с 4,1% в 1961г. (для всех стран  —  членов  ОЭСР)  до 4,9%  в  1981г. Для США и Канады этот показатель за аналогичный период вырос с 5,3% до 6,9% и стран Западной Европы  с 1,4%  до 2,5%,  а в 1986г. составил 8,84% в США, 8,34% в Великобритании, 9,20%  в  Японии. В  целом  это   указывает на более высокие  темпы  аккумулирования  страхового  фонда  по сравнению с темпами экономического роста.

В странах с развитой рыночной экономикой  страховую  дея­тельность  осуществляют множество различных по масштабам и фор­мам организации страховых обществ. Современный рынок США предс­тавлен 2500 страховым организациями, Великобритании — 840, Ита­лии — 252,  Австрии  — 170, Франции — 562. Деятель­ность всех страховых компаний регулируется законодательными ак­тами, за неисполнение которых они несут финансовую  ответствен­ность.

Таким образом, обязательным условием существования  стра­хового рынка является наличие общественной потребности на стра­ховые  услуги  и  наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Страховой  рынок  —  это  особая  социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где  объектом купли-продажи выступает страховая защита (покрытие), формируют­ся предложение и спрос на нее.

В условиях развитых товарно-денежных отношений, присущих современному  процессу  общественного  производства,  страховое покрытие предоставляемое страховщиком страхователю, можно рассматривать как специфический товар.

К. Маркс,  говоря о признаках товара, отмечал, «что каждый товар представляется с двух точек  зрения:  как  потребительная стоимость и как меновая  стоимость».  Потребительная стоимость товара «страховое покрытие», приобретаемого страхова­телем  в  процессе заключения договора страхования, проявляется двояким образом. Прежде всего она состоит в способности  специ­фического товара «страховое покрытие» удовлетворять потребности страхователя  в определенной, страховой защите и гарантировать возмещение материального ущерба в случае наступления и негатив­ного воздействия различных случайных факторов. Эта сторона пот­ребительской стоимости специфического товара «страховое  покры­тие»  всегда  присутствует  вне  зависимости  от того произошел страховой случай или нет. Во-вторых, для конкретного  страхова­теля  потребительная стоимость данного товара проявляется также непосредственно в получении соответствующего страхового  возме­щения  при  наступлении страхового случая. Удовлетворяется пот­ребность в необходимых денежных средствах для преодоления  пос­ледствий страхового случая. Такая двойственность в потребитель­ской стоимости во многом определяет специфику товара «страховое покрытие».

Меновая  стоимость,  определяемая прежде всего «как коли­чественное соотношение , в  котором  потребительская  стоимость обменивается  одна  на  другую»,  воплощается и опосредствуется страховой премией, выступающей ценой данного товара.

Некоторые  советские экономисты, правильно отмечая специ­фику создания  страхового  рынка,  обеспечивающего  необходимую страховую  защиту  посредством  продажи страхового покрытия при заключении договора страхования,  неправомерно  сужают  понятие «страховое покрытие» до платной услуги, отделяя его при этом от более мирского понятия товара. Понятие товар включает в себя также и понятие услуга. К.Маркс по этому  поводу  отме­чал: » Для производителя этих услуг они — товар. Они имеют опре­деленную  потребительную  стоимость  (воображаемую или действи­тельную) и определенную меновую стоимость.  Но  для  покупателя эти услуги — лишь потребительные стоимости,…в виде которых он потребляет свой доход».

На наш  взгляд страховой полис — это лишь документальное свидетельство продажи страховой  услуги  (своеобразная  квитанция). Договор страхования, воплощенный в  страховом полисе, оз­начает  сам  факт и условия  купли-продажи страхового покрытия. Страховая премия, уплачиваемая страхователем страховщику высту­пает как цена специфического товара страховое покрытие. Страхо­вой рынок является сферой обращения  данного специфического то­вара.

Заключение договора страхования, предусматривающего  уп­лату соответствующей страховой премии, не сопровождается однов­ременным движением материальной формы стоимости. Оно лишь озна­чает право страхователя на получение денежного возмещения в бу­дущем  при  наступлении  и  за  оговоренные заранее последствия страховых случаев, а также обязательство страховщика  выплатить это соответствующее страховое возмещение.

С учетом  этого  более  обоснованным видится  точка зрения, что  страховой рынок это «сфера оказания  услуг по страхованию, осуществляемых страховыми  компаниями,…выражает  определенную систему экономических  отношений между страховщиком — продавцом специфического товара страхового покрытия и страхователем — по­купателем этого товара».

При этом вопрос о существовании и функционировании  стра­хового рынка будет правомерен только при условии, что предложе­ние представлено более чем одним страховщиком (продавцом). Страховое покрытие как товар реализуется вне рынка, пос­кольку предложение осуществляется лишь одним товаропроизводите­лем.

Фактор множественности продавцов выделяется и в определе­ниях  страхового  рынка,  приводимых в исследованиях зарубежных экономистов, где под страховым рынком понимается сфера  обраще­ния  страхового товара между большим количеством страховщиков и страхователей, с присущим ей свободным изменением ставок  стра­ховой премии и условий страхования.

Состояние  страхового  рынка  определяется, прежде  всего, спросом на страховое покрытие в процессе расширенного воспроиз­водства, который  зависит как от чисто конъюнктурных факторов, связанных с цикличностью общественного производства, так и дол­госрочных факторов. Проблемы изучения спроса на страховом рынке требуют детального анализа с точки зрения интересов страховате­лей по  каждому виду страхования. При существовании многих обо­собленных страховщиков и наличии спроса, необходимое страховое покрытие всегда будет предложено  кем-либо из  страховщиков  за страховую премию, базирующуюся на соответствующих  математичес­ких расчетах и с учетом  спроса и предложения. Именно этим объ­ясняется  широкий  ассортимент  различных  видов  предлагаемых страховых услуг.

Вышеуказанные особенности ведут и к регулированию страхо­вым рынком предложения. В данном случае рынок выступает со измерителем общественно необходимых затрат  на  страхование,  чутко реагирует  на  прибыльность  и  рентабельность  отдельных видов страхования. При развитом рыночном механизме  непривлекательные по качеству и цене страховые услуги не находят спроса на рынке, а  их продавцы вынуждены либо изменить условия, либо прекратить страховые операции.

 

 

Глава 2. Структура страхового рынка и совершенствование его отраслевой классификации

 

Функционирующий страховой рынок представляет собой  слож­ную  систему, объединяющую различные структурные звенья. Первым таким участником страхового  рынка  являются  компании  прямого страхования (страховое общество, страховая компания), т.е. спе­циализированная   организация  проводящая  страховые  операции. Именно здесь осуществляется процесс формирования особых, специ­фических фондов, предназначенных для возмещения ущерба тем, кто участвует в создании этих фондов. Всего в 1989 году по зарубеж­ным источникам таких компаний  в  мире  насчитывалось  свыше 15 тыс., причем численность их за последние 20 лет  существенно не изменилась. Наряду с большим количеством мелких по объему стра­ховой ответственности и активам компаний на страховом рынке вы­делено  около  100  крупных страховых  корпораций, чья деятель­ность носит ярко выраженный международный характер.

Вместе с тем, следует отметить, что средняя доля  участия на  рынке  имущественного страхования в США, Японии, ФРГ, Вели­кобритании, Франции, Канаде,  Италии,  Нидерландах,  Швейцарии, Швеции, Испании и Австрии трех наиболее крупных компаний соста­вила 28,1% с отклонением с 15% в США до 51% в Швеции. Однако ни одна  из этих компаний не смогла достичь 20% влияния  на рынке, критерия, указывающего на монополизацию рынка. Поэто­му при достаточно острой борьбе между страховыми компаниями тем не  менее не наблюдается монополизация страхового рынка той или иной компанией. Определяющая роль в этом принадлежит наличию на рынке большого количества мелких страховых компаний, которые не позволяют лидерам жестко диктовать свои условия страхователям.

Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения  с другими страховщиками на основе перестрахования. И перестраховочные компании следует выделить в  качестве  второго непременного участника страхового рынка. Перестраховочный рынок выступает  исключительно важным фактором развития рынка прямого страхования. При современном уровне концентрации производства и колоссальной стоимости материальных ценностей только  механизм, перестрахования позволяет принимать страховщикам на страхование риски  и убытки такого масштаба, которые намного превышают воз­можности даже крупных страховых компаний, а иногда и отдельных страховых  рынков. В этом случае распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а учитывая интернаци­онализацию хозяйственных связей, приобретает международный  ха­рактер.

В зарубежных странах перестраховочные компании являются обязательным участником страхового рынка. Они являются  специа­лизированными  компаниями,  имеющими по сравнению со страховыми организациями более высокую устойчивость, больший объем  собст­венного  уставного капитала, большие ресурсы, инвестированные в различные отрасли хозяйства, бизнеса и коммерции.  В  настоящее время в мире действует 250 профессиональных перестраховочных компаний, на долю ведущих 15-ти из которых падает 50% перестра­ховочной премии. Ведущими компаниями являются «Мних Ре» (ФРГ), ‘Свес Ре» (Швейцария), «Жене рал Ре Групп» (США) и др.

Следующим непосредственным  участником  страхового  рынка является  покупатель  страхового  продукта  или страхователь. В настоящее время рынок пользователей страховых услуг  и  направ­ленность  их  интересов качественно и количественно изменились. Рыночные отношения порождают новый спектр страховых  интересов, связанных с реальной возможностью наступления непосредственного события — страхового случая, влекущего за собой гибель или пов­реждение имущества, либо потерю дохода.

Потребители  страховых  услуг отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения  и  привычки. И  на основе этих различных переменных параметров можно осуществить сегментирование  страхового  рынка,  т.е.  разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться  отдельные  услуги. Какого-то единого метода сег­ментирования рынка не существует, однако, наиболее часто приме­няется деление страхового рынка на 2 основных сегмента —  рынки физических и юридических лиц. Эти рынки отличаются друг от дру­га по психологическим установкам, видам страхования, хотя имеют и  общие моменты — любой клиент страховой компании хочет обезо­пасить себя при минимальных затратах. В свою очередь, рынок фи­зических лиц может подразделяться на различные сектора по геог­рафическому принципу (разбивка рынка на  разные  географические единицы: государства, районы, области и т.д.), демографическому (пол, возраст, уровень  дохода, род  занятий, образование и т.п.) и психографическому (класс, образ жизни и  т.п.)  принципу.  Рынок юридических  лиц  сегментируется  по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам, размерам (по количеству работа­ющих), годовым объемам оборота и многим другим  признакам.  По­добное сегментирование потенциальных страхователей производится зарубежными  страховыми компаниями при проведении маркетинговых исследований в целях выявления потребительских предпочтений.  И в  свою  очередь,  реагируя  на  запросы потенциальных клиентов страховщики разрабатывают и предлагают новые виды страховых ус­луг или «модернизируют» старые.

К участникам страхового рынка относятся и так  называемые посредники  —  это  страховые  агенты и брокеры, которые своими усилиями способствуют продвижению страховых услуг от страховщи­ка к страхователю. При этом необходимо  делать  различие  между этими  двумя  формами  посредничества.. Кроме того, существует и так  называемая  альтернативная  сеть  распространения  данного страховщика  »  это совокупность юридических  лиц (бюро брачных знакомств, туристические  агентства,  юридические  консультации, нотариальные конторы  и др.), выступающих  в качестве страховых агентов. Наряду с услугами по основному профилю своей  деятель­ности они  предлагают  оформить те или иные договоры  страхова­ния.  Взаимоотношения  между  страховой компанией и страховании агентами юридическими лицами регулируются генеральными соглаше­ниями  о  сотрудничестве или контрактами  с  работниками данных фирм, которые  выступают в роли  агентов совместителей. В совре­менных условиях преобладающей в работе по распространению поли­сов акционерных  страховых обществ за  рубежом является система генеральных страховых агентов. В этом  случае вертикальный уро­вень системы продаж страховых полисов  выстраивается в цепочку:

генеральный страховой агент — страховой агент — субагент.

Профессионализм страхового агента определяется по конеч­ному результату, т.е., во-первых, по тому, какой объем  поступ­лений страховых платежей обеспечил он по заключенным и действу­ющим договорам, а во-вторых, какие впечатления о компании в це­лом  остались у клиентов после подписания страхового договора и при наступлении страхового случая. Именно от страхового  агента потребитель  черпает  информацию о страховых услугах, именно он формирует реальный имидж компании у потенциальных страхователей и от него зависит в конечном итоге, будет ли потребитель  поль­зоваться  услугами компании вновь. Поэтому эффективность работы любой страховой компании в большей степени зависит от эффектив­ности работы прежде всего низового  звена  в  ее  структуре,  а именно  — страхового представителя (агента). Заслуживает внимания опыт зарубежной страховой практики., Который уделяет большое внимание правильному подбору и обучению страховых  представите­лей. Так, в среднем крупная страховая компания тратит на содер­жание,  обучение и контроль за работой агентов от 10 до 15 тыс. долларов в год.

Деятельность  брокеров  обычно  подлежит лицензированию в органе Государственного страхового надзора или профессиональной ассоциации брокеров. Брокерские  услуги  широко  применяются  в практике перестрахования. Традиционно к услугам брокеров прибе­гают на страховых рынках Великобритании и США; в других странах система страховых брокеров играет подчиненную роль или отсутст­вует вообще.

Продажа страховых полисов через посредников является  ве­дущей  в  системе организации заключения договоров страхования. Так, например, в Италии зарегистрировано 30 тыс. агентов,  1200 брокеров. Страховые агенты обеспечивают поступление 82% страхо­вой  премии,  брокеры — 12%, альтернативная сеть — 6%. Поэтому, чем шире сеть посредников, тем больше потенциальных страховате­лей узнают о данной страховой компании и смогут воспользоваться ее услугами.

Следующий участник страхового рынка —  различные  общест­венные  организации и ассоциации (Ассоциации страховых обществ, Союзы Страховщиков). Они, как правило, отвечают  за  соблюдение своими членами страхового законодательства и уполномочены регу­лировать  их деятельность в интересах страхователей, следить за соблюдением этических норм, поддерживать здоровую  конкуренцию. Как свидетельствует зарубежный опыт, страховые ассоциации долж­ны  проводить экономические исследования и готовить для органов власти и управления соответствующие практические предложения  и рекомендации,  разрабатывать  коммерческую  политику страхового предпринимательства. Они обязаны оперативно информировать стра­ховщиков о всех интересующих их  законодательных  актах,  адми­нистративных и арбитражных решениях. Немаловажный аспект в дея­тельности  страховых  ассоциаций  —  внешнеэкономический,  т.е. представительство в международных страховых ассоциациях,  орга­низация  научных  конференций и симпозиумов. К примеру, членами ассоциации британских, страховщиков являются 450 страховых ком­паний, интересы- которых она защищает в правительстве, средствах массовой информации.

Кроме названных участников страхового рынка существуют  и другие  организации, которые профессионально занимаются различ­ными видами деятельности, необходимыми для развития  страхования и  перестрахования.  Это — институт сюрвейеров — профессионалов по оценке имущества, институт «риск менеджмента» и др.

Наиболее крупные и развитые страховые рынки  сформированы в  промышленно  развитых странах. По объему собранной премии на первом месте находится США с долей в мировом сборе 39%,на  вто­ром месте Япония с долей 22,5% и на третьем ФРГ с долей 7.6%.

По  сбору  премии  на  душу  населения впереди всех стоит Швейцария (2,447 ам.долл.), за ней идут Япония (1,974 ам.дол.), США (1,668 ам.дол.) и ФРГ (1,330 ам.дол.).

В  свою очередь, развивающиеся страны, концентрирующие до 50% населения мира, почти 20% экономической деятельности, имеют лишь около 5% общемирового сбора страховой  премии.  Абсолютный годовой  объем  страховой  премии на душу населения составили в 1996г. в Ираке -10,6 дол.,  Индии  -3,5  дол.,  Пакистане  -2,8 дол.,  Египте  -11,8  дол.,  Мексике -11,2 дол., Бразилии -17,4 дол., что в десятки и сотни раз ниже уровня промышленного  развития стран. Это объясняется, прежде всего, местом этих стран в мировом капиталистическом хозяйстве и уровнем развития произво­дительных  сил.  Недостаточная емкость национальных страховых рынков, несбалансированность страховых портфелей многих  компа­ний,  отсутствие высококвалифицированного персонала, антиинфля­ционных механизмов в страховании сильно тормозят развитие стра­хового дела, ставят развивающиеся страны в сильную  зависимость от  международного  страхового  рынка.  По  данным ЮНКТАД из 64 стран в 43  емкость  национальных  страховых  рынков  позволяет удовлетворить  совокупность  в  страховой  защите менее, чем на 70%, что вынуждает перестраховывать риски за границей.

В структуре мирового сбора страховой премии  по различным отраслям доминирующим видом страхования является личное страхо­вание. Это относится, прежде  всего, к США, Канаде, Европе,  а в последние годы и Японии. На долю личного страхования  приходит­ся более 52% мирового сбора страховой премии. И поскольку, наи­больший  удельный вес во  всей  собранной  в  капиталистических странах страховой премии приходится на страхование  жизни, то в западной экономической литературе  весь  страховой рынок  часто разделяют на рынок страхования жизни и рынок прочих видов стра­хования, к которым относятся  все виды  страхования  имущества, ответственности, а также  страхование  от несчастных  случаев и болезней. Именно такой подход  положен в  основу  классификации видов страхования по директиве ЕЭС.

В Германии, в свою очередь, выделяют  следующие  основные отрасли:

  1. личное страхование, которое включает в себя: страхова­ние жизни, страхование на случай болезней, страхование от нес­частных случаев,
  2. имущественное страхование, куда входят: имущественное страхование   как  таковое,  страхование  домашнего  имущества, транспортное страхование;
  3. страхование рисков, затрагивающих имущество: страхова­ние ответственности, страхование судебных расходов,  кредитное страхование;
  4. комбинированные отрасли страхования.

Однако, более распространенной в зарубежных странах явля­ется  классификация  по  объектам страхования, т.е. по основным отраслям страхования с характерным набором видов  для  той  или иной страны. Это: личное страхование, имущественное страхование и  страхование ответственности. В основе деления страхования на указанные отрасли  лежат  принципиальные  различия  в  объектах страхования. Классификация по  объектам страхования предполага­ет выделение и таких ее звеньев как под отрасли и виды страхова­ния.

В российской экономической  литературе, в частности, Л.И. Ройтманом вся совокупность  страховых отношений  подразделяется на следующие отрасли и под отрасли:

  1. Страхование уровня жизни граждан:

а)  социальное страхование рабочих, служащих и колхоз­ников;

б) личное страхование граждан.

  1. Имущественное страхование:

а) страхование имущества государственных предприятий;

б) страхование имущества колхозов, совхозов;

в) страхование имущества общественных и  кооперативных организаций;

г) страхование имущества граждан.

  1. Страхование ответственности

а) страхование задолженности;

б) страхование на случай возмещения вреда (страхование гражданской ответственности).

  1. Страхование предпринимательских рисков:

а) страхование прямых потерь доходов;

б) страхование косвенных потерь доходов.

В целом, следует согласиться с предложенной классификаци­ей и, в частности, с выделением отраслей  страхования  ответст­венности  и предпринимательских рисков в самостоятельные. Необ­ходимо принять во внимание тот факт, что если даже операции  по этим видам страхования находятся в зачаточном состоянии или от­сутствуют  совсем,  тем не менее, теория страхового дела должна отражать всю совокупность возможных страховых отношений.

Иным образом решен вопрос отраслевой классификации  стра­хования в нашей  республике. В Указе Президента РК «О страхова­нии» от  3.10.95г.  предложена классификация, согласно  которой страхование подразделяется  по  объектам страхования только  на две отрасли: личное и имущественное.

Объединение  в имущественное страхование трех самостояте­льных отраслей (  страхование имущества, страхование предприни­мательских рисков и гражданско-правовой ответственности) и све­дение их на уровень подотраслей считаем неоправданным.

В основе деления на отрасли лежат  принципиальные отличия в объектах страхования: для  личного страхования —  это  жизнь, здоровье и трудоспособность граждан, для имущественного страхо­вания  — это материальные ценности, по  страхованию ответствен­ности  —  это обязанность страхователей  погашать  материальный или иной ущерб, нанесенный третьим лицам. При этом может возме­щаться  как  ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц, так  и  их жизни и здоровью. Уже только это не позволяет  отводить страхованию ответственности место под отрасли — имущественного страхова­ния. Более того, страхование ответственности — это очень специ­фическая  отрасль  страхования, которая имеет ряд особенностей, отличающих ее от других отраслей.

Объектами страхования предпринимательских рисков являются потенциально возможные различные потери доходов страхователя от предпринимательской деятельности, где опять же объектом страхо­вания выступают не материальные ценности как  таковые,  а  риск неполучения  довода  (например, ущерб  от простоев оборудования, упущенная выгода по несостоявшемся или  неудавшимся  сделкам  и т.п.). Учитывая, что  каждая  из  названных отраслей имеет свой специфичный объект страхования, то считаем целесообразным выде­ление каждой из ник в самостоятельную.

На  основе обобщения  опыта  развитых  зарубежных  стран, взглядов ученых-экономистов ближнего зарубежья и, исходя из ре­альной  обстановки на национальном страховом рынке,  предлагаем за основу  классификационную схему, которая  позволяет  наиболее полно сгруппировать все виды страхования по определенным звень­ям.

Таким образом, страхование, являясь объективной  экономи­ческой категорией, предполагает определенную систему ее функци­онирования,  целостность которой обеспечивается главным образом за счет единства функциональных связей ее звеньев.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Страхование  необходимо рассматривать в качестве страте­гического сектора экономики Казахстана, роль которого в процес­се рыночных преобразований будет постоянно усиливаться.

Развитие обособленных хозяйственно независимых субъектов рыночной экономики (предприятий, организаций, частных  произво­дителей, граждан) требуют наличия в системе экономических отно­шений  специализированной системы перераспределительных отноше­ний, позволяющих гарантировать непрерывность хозяйственной дея­тельности таких субъектов путем предоставления им страховой за­щиты при наступлении неблагоприятных событий.

В этих условиях необходима  дальнейшая  переоценка  роли страхования в системе денежных отношений и его успешное практи­ческое  применение  как метода аккумуляции страхового фонда для обеспечения компенсации  убытков,  причиненных  предпринимателю стихийными  бедствиями, пожарами и иными природными и техногенными авариями.

Резюмируя, изложенный в  данной работе материал,  следует выделить следующие основные выводы и предло­жения:

  1. Страхование, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое назначение, выступает в качестве экономической категории.

Определяя взаимосвязь и взаимодействие различных катего­рий в распределительном процессе нами предпринята попытка обос­новать  точку  зрения,  согласно которой страхование признается самостоятельной  экономической категорией наряду  с финансами и кредитом.

Выделены две функции страхования, наиболее полно  харак­теризующие  ее  содержание и общественно-экономическое назначе­ние. Первая функция — это функция страхового обеспечения (защи­ты), которая предопределяется главной целью страхования —  пре­доставление  страховой защиты субъектам хозяйствования. В целях достижения этой цели осуществляется формирование целевого стра­хового фонда за счет взносов страхователей и его  использование для возмещения ущерба и оказания страховой защиты при наступле­нии случайных неблагоприятных событий.

Вторая инвестиционная функция обусловливается объектив­ным требованием наличии у каждого страховщика страховых  резер­вов, время востребования которых заранее не определено. Времен­но-свободные  средства страховых резервов инвестируются страхо­выми компаниями с целью их сохранности и получения дополнитель­ного инвестиционного дохода.

  1. В результате рыночных преобразований в Республике Ка­захстан реформирована система страхования, в результате  чего осуществлен  переход от государственной монополии на страховое дело к страховому рынку.  Страховой  рынок  представляет  собой экономическое  пространство,  в котором действуют определенные участники страховых отношений: страхователи,  формирующие спрос на страховые  услуги; компании  прямого страхования (страховщи­ки), удовлетворяющие  этот  спрос;  перестраховочные  компании, обеспечивающие раскладку  ущерба по страховым операциям, а сле­довательно, финансовую  устойчивость  всего  страхового рынка в целом; страховые посредники, способствующие продвижению страхо­вых услуг  от страховщика  к страхователю и организации страхо­вой инфраструктуры  (страховые ассоциации,  институты сюрвейеров и т.п.).

В  результате  проведенного  обследования   современного страхового  рынка  Казахстана, мною выявлены такие основные его особенности.

Наблюдается устойчивое увеличение количества страховщи­ков. Прослеживается тенденция увеличения уставных фондов стра­ховых организаций. Однако, действующие страховые  компании не­равнозначны. Наряду с солидными компаниями появляются мелкие малоэффективные предприятия. Эта  тенденция расслоения особенно четко обозначилась в 2000 г.

Значительно  возросли  объемы  страховых  операций.  При этом наблюдается изменение в пользу имущественных видов страхо­вания и страхования ответственности, как наиболее перспектив­ных и быстроразвивающихся видов страховых услуг. В личном стра­ховании заметна  возросла доля краткосрочного страхования от несчастного случая, что  заставляет задуматься о перспективах развития долгосрочного страхования жизни, о поиске новых подхо­дов в возрождении этого сегмента страхового рынка.

На начальной стадии развития находится рынок перестрахо­вания. Отмечается увеличение объема перестраховочного  рынка  и числа компаний, функционирующих на нем.

Состояние рынка потребителей страховых услуг, т.е. стра­хователей,  определяет общая экономическая ситуация. Она харак­теризуется резким снижением покупательской способности населе­ния и финансовой  несостоятельностью  большинства предприятий республики, низким  уровнем  страховой культуры потенциальный страхователей. В этих условиях страхование осуществляется среди узкого круга субъектов, отмечается  устойчивое снижение доли страхования интересов населения.

Для современного Казахстана присуща проблема неразвитости инфраструктуры страхового рынка, т.е. отсутствие целостной системы  подготовки  профессиональных кадров и целых институтов страхования — экспертов, брокеров, аварийных комиссаров, актуа­риев и т.п. Создание необходимой страховой инфраструктуры  соп­ряжено  со значительными затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. Одним из возможных путей решения данной проб­лемы могло бы стать объединение усилий республиканских страхов­щиков в создании и финансировании тех структур  страхового рын­ка, в функционировании которых заинтересованы все участники.

  1. В целях научной обоснованности организации националь­ного страхового дела и успешной практики его проведения считаю целесообразным  совершенствование отраслевой  классификации страхования в нашей республике.
  2. Для успешного регулирования страхового бизнеса и ин­теграции экономических связей с зарубежными странами предстоит большая работа по формированию адекватной законодательной  базы для деятельности страховых организаций. В качестве первоочеред­ных мер представляется необходимым принятие в дополнение к су­ществующим следующих нормативных  документов: Законов «Об осно­вах проведения обязательного страхования на территории Респуб­лики Казахстан», «Об обязательном страховании ответственности работодателей», «Об обязательном страховании профессиональной ответственности врачей и  иных медицинских работников» и др.,

Положений «Об обществах взаимного страхования», ‘Страховых бро­керах и порядке ведения реестра  страховых брокеров», «06 обра­зовании фонда гарантийных  страховых обязательств», «Об объеди­нениях страховщиков», «О перестраховочных обществах» и др.

  1. Осуществление инвестиционной деятельности и получение дополнительного дохода является важным фактором повышения ка­чественного уровня страхового бизнеса в  республике.  Однако, проведенное обследование показало, что пока нет серьезных осно­ваний  говорить о каком-либо значительном развитии инвестицион­ных операций национальными страховыми компаниями. Объяснить это можно как в силу ограниченности выбора направлений инвестирова­ния, так и в силу недостаточности инвестиционных ресурсов самих страховщиков.

В условиях глубоко экономического кризиса,  неразвитости рынка  ценных бумаг, рискованности вложений в торгово-посредническую, производственную  и  т.п. деятельности, считаю,  что предложенный  казахстанским  страховщикам  набор инвестиционных направлений как наиболее оптимальный на сегодняшний день,  поз­воляющий сформировать не несущий большого риска потерь инвести­ционный портфель.

Считаю целесообразным, с учетом реальной жизненной си­туации, страховым компаниям до 90% портфеля формировать за счет краткосрочных финансовых инструментов, а именно, государствен­ных  долговых обязательств, депозитных сертификатов, размещения средств на срочных счетах в банках, что позволит обеспечить вы­сокую ликвидность инвестиционного портфеля.

  1. Проведенное обследование выявило, что перестраховоч­ные операции в республике проводятся лишь отдельными страховщи­ками. Однако, с начала 2001 г. наблюдается многократное увеличе­ние объема операций по передаче и приему рисков в перестрахова­ние. При этом наибольшая доля ответственности, подлежащая пе­рестрахованию (91,9%) и страховой премии (78,9%) «экспортирует­ся» за рубеж, что объясняется маломощностью страховых компаний нашей республики, отсутствием специализированных перестраховоч­ных  компаний  на внутреннем страховом рынке. Поэтому, в целях уменьшения оттока средств за  рубеж,  существует  необходимость развития института  профессионального перестраховщика и установ­ления правовых норм  регулирования деятельности иностранных пе­рестраховщиков. К числу таких норм следовало бы отнести: обязательный депозит (гарантийный фонд) в Нац банк Республики Казахс­тан, инвестирование установленной доли резервов на территории республики, европейские требования платежеспособности и др.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Государственная лицензия на право осуществления страховой деятельности. Приложение 2 к постановлению Правительства РК от 19 апреля 1996г.
  2. Закон РК «О страховании в РК» от июля 1992г.
  3. Положение «О  порядке и условиях  проведения регистрации и выдачи лицензий страховщикам на территории  Республики  Ка­захстан». Приложение  2  к Указу Президента РК от 16 апреля 1994г.
  4. Положение «О лицензировании страховой деятельности на тер­ритории Республики Казахстан» Приложение 1 к  Указу  Прези­дента РК от 16 апреля 1994г.
  5. Положение «О порядке организации в условиях проведения обя­зательного
  6. Положение о Государственном страховом  надзоре  Республики Казахстан (Госстрах надзор РК) от 10 января 1997г.
  7. Постановление Правительства РК «Об утверждении Положения о лицензировании страховой деятельности на территории Респуб­лики Казахстан» от 19 апреля 1996г.
  8. Постановление КМ РК «О введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — юридических лиц» от 7 декабря 1992г.
  9. Постановление Правительства РК «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» от 14 декабря 1996г.
  10. Программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 2000-2001 гг. 2000 г.
  11. Указ Президента РК, имеющий силу  закона, «О медицинском страховании граждан» от 15 июня 1995г.
  12. Отчетные данные Департамента страхового надзора Минфина РК о деятельности страховых компаний за 1997-1999гг.
  13. Журавлев Ю.М., Аленичев В.В. Формы  и методы иностранного страхования. М.,1997.
  14. Камынкина М.Г., Солнцева Е.Е. Перестрахование. Практическое руководство для страховых компаний. М., 1998.
  15. Шахов В.В. Введение в страхование., «Финансы и статисти­ка», 1998,-190с.