АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Экономическая сущность акцизов

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. I. Экономическая сущность акцизов, правило взимания, значение акцизов

1.1 Экономическая сущность акцизов

1.2 Правило взимания акцизов и их значение

 

  1. II. Акцизы в Казахстане

2.1 Акцизы и их роль в налоговой политике Республики Казахстан

2.2 Исчисление акцизов, подлежащих уплате в бюджет Республики Казахстан

 

III. Проблемы и пути совершенствования налоговой политики в республике Казахстане

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Каждый из существующих налогов несет на себе часть налогового бремени и выполняет свою роль в формировании доходов государства. В этой работе нам предстоит выяснить роль акцизов, природу их происхождения, принципы взимания.

Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности  этих данных для  будущих специалистов в области экономики.

 

  1. I. Экономическая сущность акцизов, правило взимания, значение акцизов.

 

1.1 Экономическая сущность акцизов

 

Акцизом называют разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, прямо включаемых в виде надбавки в цену или тариф. Акцизы включаются в цену продаваемой продукции и услуг, поэтому их конечными плательщиками являются потребители. Диапазон действия акцизов невелик. Акцизом, как правило, облагаются такие виды товаров, как табак, спиртные напитки, ювелирные изделия, деликатесы, легковые автомобили, бензин, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры. Подобные товары называют подакцизными. Ставки акцизов дифференцируются по товарным группам и видам товаров в широком диапазоне, от 10 до 90%, и могут периодически пересматриваться. Как уже упоминалось выше, акцизы охватывают довольно небольшой круг товаров, которые ими облагаются. Экономическая сущность данного налога заключается в том, что с помощью их государство изымает часть стоимости, которая не отражает ни эффективности, ни потребительских свойств определенного вида товаров. Формирование цены подакцизных товаров (без учета НДС) происходит следующим образом:

Цена товара    =    себестоимость    +    валовый доход    +    акциз

 

1.2 Правило взимания акцизов и их значение

 

Акциз используется государством для корректировки прогрессивного налогообложения. На территории Казахстана введен в 1991 году. Заменяет налог с оборота и налог с продаж.

Плательщиками налога являются:

Юридические лица

  1. Реализующиеся подакцизные товары, акциз по которым не был уплачен в РК.
  2. Производящие подакцизные товары на территории Казахстана. По подакцизным товарам, выработанным на территории РК из давальческого сырья, включая временно ввозимого в РК, плательщиками являются производящие их лица; лица, осуществляющие разлив подакцизных товаров в Казахстане, приобретенных за пределами РК, являются плательщиками акцизов по этим товарам.
  3. Импортирующие подакцизные товары на территорию РК. По подакцизным товарам, выработанным за пределами РК из давальческого сырья, происходящего с территории республики, плательщиками являются лица, импортирующие эти товары в Казахстан.
  4. Осуществляющие игорный бизнес в РК. Плательщиками являются игорные дома, казино и пр. организации, деятельность которых связана с использованием средств для игры с вещевыми и денежными выигрышами.

Объектами обложения являются:

  1. Для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или физический объем готовой продукции, независимо от производства товара из собственного или давальческого сырья.
  2. Для подакцизной продукции, произведенной из сырья собственного производства, — стоимость данного сырья или его физический объем.
  3. Для подакцизного товара при передаче товаропроизводителем в качестве натуральной оплаты (подарка, заложенного товара в собственность залогодержателя) или обменной операции — стоимость товара, определяемая по ценам товара собственного производства, не включающим акцизы или физический объем готовой продукции.
  4. По игорному бизнесу — вся выручка.
  5. При производстве и реализации электроэнергии — весь объем выработанной э/э, за исключением фактически использованного в технологическом процессе на выработку самой э/э в отчетном периоде.
  6. По импортируемым товарам — таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством или физический объем в натуральном выражении. При маркировке исчисленная сумма акциза по импортируемым подакцизным товарам уменьшается на стоимость марок акцизного сбора (за исключением стоимости их изготовления).

Ставки акцизов на отечественную и ввозимую в Казахстан подакцизную продукцию лучше представить в виде следующей таблицы, где в начале рассмотрим товары, по которым ставки установлены в ЭКЮ с единицы продукции:

Табл.1[1]

 

Наименование продукции

Ставки акцизов на продукцию

производимую в Казахстане

ввозимую в Казахстан

1 Все виды спирта (кроме отпускаемого (ввозимого) для изготовления ликероводочных изделий крепких напитков и соков, вина, бальзамов при наличии у товаропроизводителя лицензии РК на право производства указанной продукции.

3,0 ЭКЮ/литр

3,5 ЭКЮ/литр

2 Водка

0,7 ЭКЮ/литр

3,0 ЭКЮ/литр

3 Ликероводочные изделия, крепленные напитки, крепленные соки, бальзамы

0,6 ЭКЮ/литр

3,0 ЭКЮ/литр

4 Вина, виноматериалы (кроме отпускаемых для выработки винодельческой продукции товаропроизводителями РК при наличии у них лицензии РК на право производства указанной продукции

0,1 ЭКЮ/литр

0,4 ЭКЮ/литр

5 Шампанские вина

0,2 ЭКЮ/литр

0,4 ЭКЮ/литр

6 Коньяки

0,3 ЭКЮ/литр

3,0 ЭКЮ/литр

7 Пиво

00,5 ЭКЮ/литр

0,2 ЭКЮ/литр

8 Табачные изделия; прочие изделия, содержащие табак

0,75 ЭКЮ/1000шт.

2,0 ЭКЮ/1000шт.

9 Бензин (кроме авиационного)

31 ЭКЮ/тонна

31 ЭКЮ/тонна.

10 Дизельное топливо

6 ЭКЮ/тонна

6 ЭКЮ/тонна

11 Нефть сырая

7 ЭКЮ/тонна

7 ЭКЮ/тонна

12 Огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенных для нужд государства)

20%

40%

13 Ювелирные изделия из золота, платины, серебра

40%

40%

14 Изделия из натурального меха (кроме изделий из крота, кролика, собаки, оленя, овчины)

10%

50%

15 Изделия с отделкой из натурального меха (кроме отделки из крота, кролика, собаки, оленя, овчины)

10%

50%

16 Выделанные и невыделанные меховые шкуры (кроме шкуры крота, кролика, собаки, оленя, овчины)

7%

50%

18 Одежда из натуральной кожи

50%

50%

19 Изделия из свинцового хрусталя, хрустальные осветительные приборы

50%

50%

20 Осетровые и лососевые рыбы, икра из них, деликатесы, приготовленные из этих рыб и икры

100%

100%

21 Игорный бизнес

20%

 

22 Легковые автомобили (кроме а/м с ручным управлением для инвалидов)

 

от 10 до 40%

 

 

  1. II. Акцизы в Казахстане

 

2.1 Акцизы и их роль в налоговой политике Республики Казахстан

 

Как же обстоит дело с собираемостью акцизов в последние годы у нас в республике? Чтобы рассмотреть данный момент, необходимо вначале сделать анализ общих налоговых поступлений в бюджет за последние годы.

Соблюдение норм налогового законодательства в Казахстане сегодня находится на уровне 40 процентов. Иными словами, в казну поступает лишь 40% того. что поступило бы в нее, если бы правильно исчисленные суммы налоговых обязательств уплачивались в бюджет полностью и в срок. В передовых странах с рыночным укладом, соответствующей цифрой будет 80 — 90%. В 2001 году, налоговые поступления составили в Казахстане примерно 225 миллиардов тенге. Если показатель соблюдения норм налогового законодательства находился бы на уровне передовых стран, объем поступлений в бюджет равнялся бы 400 миллиардам тенге. В 2002 году — 184  миллиарда тенге (включая поступления от социального налога и т.п.). При показателе соблюдения норм налогового законодательства, характерного для передовых стран, ожидаемый объем поступлений составил бы 544 миллиарда тенге. В 2003 году — 156 млрд. тенге,  а по отчетам Министерства финансов в 2001 году с января по май налоговые поступления составили 90 млрд. тенге.

Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью — уклонением от налогообложения.(табл. 2). На это можно было бы возразить, что сравнение с передовыми странами рыночной экономики неуместно, и даже несправедливо. Вместе с тем, нельзя не отметить, что даже если бы показатель соблюдения норм налогового законодательства Казахстана находятся на уровне среднего показателя для стран Африки, то объемы налоговых сборов, платежей 2001 и 2002 годов были бы, соответственно. 280 и 385 миллиардов тенге.

 

Таблица 2[2]:

Налоговые поступления  Республиканского бюджета в период с 2003 по 2001 гг. в млрд. тенге

Наименование

2003 г. отчет 1

2004 г. отчет 1

2001 г. отчет

I. ПОСТУПЛЕНИЯ

289 978

266 586

250 325

85 774

ДОХОДЫ

288 636

259 560

207 770

71 344

Налоговые поступления,

225 636

184 669

156 544

44 012

в том числе:

 

 

 

 

подоходный налог с юридических лиц

19 199

17 588

27 383

5 464

подоходный налог с физических лиц

7 452

4 778

797

216

сбор на социальное обеспечение

385

406

социальный налог

2 425

488

внебюджетные фонды

121 972

66 619

налог на добавленную стоимость

49 639

69 558

80 801

25 723

Акцизы

6 643

7 013

15 079

4 853

 

Включение в состав Министерства государственных доходов Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции было сделано не безрезультатно, так как существовавшее положение дел с оборотом алкогольной продукции в нашей стране нельзя было назвать удовлетворительным. Но велика еще доля контрабандных товаров и нелегальной продукции на рынках Казахстана, что оказывает негативное влияние на развитие отечественных товаропроизводителей, а также ведет к колоссальным потерям бюджетных средств. Нередко самими отечественными производителями винно-водочной продукции не соблюдаются положения действующего итогового законодательства. Готовится соответствующее решение Правительства о создании специализированного предприятия для государственного регулирования оборота спирта. Кроме этого для усиления контроля над транспортировкой подакцизной продукции вводится порядок ввоза и транзита по территории Республики Казахстан спирта и нефтепродуктов только железнодорожным транспортом.

С момента выхода Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. ¹ 2235 было внесено большое количество изменений и дополнений. Проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности введенной в действие налоговой системы, которая обеспечила бы полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика. Преобразования в целом носят характер «разветвления» системы налогов и сборов. Схематично это можно представить следующим образом:

Табл. 3[3]

Общегосударственные налоги и сборы

Местные налоги

1. Подоходный налог с юридических и физических лиц.

1. Земельный налог.

2. Налог на добавленную стоимость.

2. Налог на имущество юридических и физических лиц.

3. Акцизы.

3. Налог на транспортные средства.

4. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг.

4. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц.

5. Специальные платежи и налоги недропользователей.

5. Сбор на право занятия отдельными видами деятельности.

6. Дорожный налог.

6. Сбор с аукционных продаж.

7. Социальный налог.

7. Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики г. Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках.

8. Сбор на социальное обеспечение.

 

9. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК.

 

 

2.2 Исчисление акцизов, подлежащих уплате в бюджет Республики Казахстан 

 

Налоговая система РК включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена Налоговым комитетом Министерства финансов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах. Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет, с учетом затрат цен и тарифов.

Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и, как отмечалось выше, устанавливаются либо в процентах к стоимости продукции (адвалорные), либо в абсолютной сумме  на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. При этом ЭКЮ пересчитывается в тенге по курсу Нацбанка РК, установленному:

  • на день отгрузки подакцизной продукции покупателю — для отечественных товаров,
  • на день уплаты таможенных платежей — для импортируемых товаров.

При этом суммы акциза исчисляются следующим образом:

Виды операций с подакцизной продукцией

  • Реализация отечественных подакцизных товаров

а) если ставка в ЭКЮ используется следующая формула:

Акциз  =  (Количество реализуемых товаров  х  Ставка в ЭКЮ)  х  Курс Нацбанка на день отгрузки товаров

б) если ставка в % используется следующая формула:

Акциз  =  Цена (без учета НДС и акцизов) реализуемых товаров  х Ставка в %:  100%

  1. Импорт подакцизных товаров

а) если ставка в ЭКЮ используется следующая формула:

Акциз  =  (Количество ввозимых товаров  х  Ставка в ЭКЮ)  х  Курс Нацбанка на день уплаты таможенных платежей

б) если ставка в % используется следующая формула

Акциз = Таможенная стоимость ввозимых товаров х Ставка в % : 100%

  1. Игорный бизнес ставка в % используется следующая формула:

 Акциз = Выручка от игорного бизнеса (с учетом НДС и акцизов) х 20% : 120%

Выручка от игорного бизнеса = сумма денежных средств, поступивших от игорного бизнеса — выплаченные выигрыши.

Следует отметить, что при исчислении акциза по игорному бизнесу существуют некоторые особенности, изложенные в следующем примере:

Пример.  Сумма поступивших от игорного бизнеса денежных средств составила 300 000 тенге, а выплаты по выигрышам — 150 000 тенге. Следовательно, выручка казино, включающая в себя НДС и акциз, составит 150 000 тенге (300 000 — 150 000). Тогда сумма НДС будет равна 25 000 тенге (150 000 х 20% : 120%), а сумма, облагаемая акцизом соответственно составит 125 000 тенге (150 000 — 25 000). Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, равна 20 833 тенге (125000 х 20%: 120%).

Некоторые виды подакцизных товаров, согласно Налоговому Кодексу подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. Перечень приведем ниже в виде следующей таблицы:

Табл.4

Отечественные товары

Импортируемые товары

1 — Водка

1. Водка

2. Все виды спирта

2. Все виды спирта

3. Ликеры: крепленые напитки, соки и бальзамы

3. Ликероводочные изделия; крепленные напитки, соки и бальзамы

4. Коньяки

4. Коньяки

5. Шампанское

5. Шампанские вина

6. Вина

6. Вина

 

Маркировка подакцизных товаров, перечисленных в таблице 4, производится с целью обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза, производства и реализации этих товаров на территории Казахстана. Поэтому ответственность за маркировку несут отечественные производители и импортеры указанных подакцизных товаров. Стоимость марок акцизного сбора является авансовым платежом и засчитывается в уменьшение платежей в бюджет по акцизам.

При этом исчисление и уплата акцизов по маркированным товарам производится по следующим формулам:

а) Акциз при реализации товаров = акциз, подлежащий уплате — стоимость акцизных марок по объему реализованных товаров;

б) Акциз при импорте товаров = акциз, подлежащий уплате — стоимость акцизных марок по объему ввезенных товаров.

Исчисление акцизов в отдельных случаях осуществляется по специальным правилам. Происходит это в следующих ситуациях:

  1. 1. Производство подакцизной продукции из сырья (кроме сырой нефти), по которому был уплачен акциз па территории Казахстана; включая акциз, уплаченный при импорте указанного сырья. Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Сумма акциза, начисленная на реализованную продукцию уменьшается на сумму акциза, определенную исходя из объема сырья, фактически использованного на производство этой продукции за отчетный период (при наличии документов, подтверждающих уплату).

  1. Производство подакцизной продукции из давальческого сырья.

Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Акциз исчисляется в момент передачи продукции заказчику исходя из установленных производителем цен или физического объема передаваемой готовой продукции.

  1. Производство подакцизной продукции из давальческого сырья (кроме сырой нефти), по которому был уплачен акциз на территории Казахстана. Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Сумма акциза, начисленная на реализованную продукцию уменьшается на сумму акциза. уплаченную по сырью, фактически использованному на производство этой продукции (при наличии документов, подтверждающих уплату акциза поставщиком давальческого сырья).

  1. Передача производителем подакцизной продукции в качестве натуральной уплаты, подарка: передача заложенной продукции в собственность залогодержателя или осуществление обменной (бартерной) операции. Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Акциз исчисляется исходя из цен, установленных производителем на момент передачи или обмена, по не ниже фактически сложившихся затрат, или исходя из физического объема отгруженной продукции.

  1. Использование подакцизной продукции для проведения мероприятий, не относящихся к предпринимательской деятельности производителя. Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Сумма акциза, начисленная на указанную продукцию не уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, фактически использованному для производства данной продукции.

  1. Заказчик оплачивает услуги по производству подакцизной продукции из давальческого сырья частью готовой продукции или частью давальческого сырья. Исчисление акциза, вносимого в бюджет здесь производится так:

Исчисление акциза для заказчика производится за исключением объема готовой продукции или сырья. предназначенного для оплаты услуг по переработке. а по данному объему продукции или сырья (при условии его переработки) «счисление и уплата акцизов производится по мере их реализации в общеустановленном порядке как изготовленных из собственного сырья.

В некоторых случаях Законом предусматривается освобождение от уплаты акцизов. Это происходит по следующим подакцизным товарам[4]:

Льготы при импорте

  1. 1. подакцизные товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки, а также приобретенные за границей для ликвидации аварии (поломки);
  2. 2. товары, оказавшиеся вследствие повреждения до пропуска их через таможенную границу РК непригодными к использованию в качестве изделий и материалов;
  3. 3. конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  4. товары, ввезенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи), освобождаемых в соответствии с международными договорами;
  5. товары, перемещаемые через таможенную границу РК в рамках следующих таможенных режимов при соблюдении определенных требований таможенного законодательства: реимпорт товаров, транзит товаров, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка товаров на таможенной территории РК, переработка товаров под таможенным контролем, временный ввоз и временный вывоз товаров, свободная таможенная зона и свободный склад, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт товаров, уничтожение товаров, отказ от товара в пользу государства;
  6. В новом Налоговом Кодексе предусмотрена также спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), розлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 литра и зарегистрированная в соответствии с законодательными актами РК.[5]

Льготы при экспорте

  1. экспортируемые в страны дальнего зарубежья подакцизные товары не облагаются акцизами при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт (в качестве подтверждения экспорта товаров товаропроизводителем представляются таможенная декларация и товаросопроводительные документы).

Ранее действующая льгота по НДС по подакцизным товарам, ввозимым в качестве гуманитарной помощи или благотворительных целях, а также льготы по подоходному налогу и НДС при производстве и реализации подакцизных товаров различными общественными организациями, на текущий момент отменена.

При импорте и экспорте со странами СНГ существуют следующие особенности уплаты акцизов:

Соглашением между правительствами государств-участников СНГ от 13.03.92 «О согласованных принципах налоговой политики» предусматривается, что взаимные поставки подакцизных товаров, осуществляемые странами-членами СНГ, производятся по ценам, включающим акциз (до заключения новых соглашений).

  • Ввоз на территорию Казахстана из стран СНГ подакцизной алкогольной и табачной продукции, произведенной в этих странах, облагается акцизами в общеустановленном порядке. Указанная продукция подлежит маркировке акцизными марками установленного образца.
  • Ввоз на территорию Казахстана из стран СНГ других подакцизных товаров. произведенных в этих странах, осуществляется без уплаты акциза.
  • Ввоз на территорию Казахстана из стран СНГ подакцизных товаров, произведенных в странах дальнего зарубежья, осуществляется с уплатой акциза.
  • Ввоз на территорию Казахстана из стран дальнего зарубежья подакцизных товаров. произведенных в странах СНГ, осуществляется с уплатой акциза.
  • Экспорт подакцизной продукции в страны СНГ производится с уплатой акциза.
  • Алкогольная продукция, производимая в Казахстане для экспорта в страны СНГ, где законодательством предусмотрены акцизные марки, должна маркироваться марками акцизного сбора на импортируемую продукцию тех стран, куда экспортируется данная продукция

Сроки уплаты акциза и представления налоговой декларации

  1. При реализации алкогольной продукции (спирт; водка; ликероводочные изделия, крепленные напитки, соки и бальзамы; вина; коньяки; шампанские вина; пиво; виноматериалы) акциз в бюджет уплачивается не позднее, чем на 3 день после дня, в течении которого произошла указанная реализация.
  2. При реализации прочей подакцизной продукции, включая игорный бизнес, если:

а) Реализация произошла в течение первых 10 дней месяца  акциз в бюджет уплачивается не позднее 13-го дня этого же месяца;

б) Реализация произошла в течении вторых 10 дней месяца акциз в бюджет уплачивается не позднее 23-го дня этого же месяца;

в) Реализация произошла в течении оставшихся дней месяца акциз в бюджет уплачивается не позднее 3-го дня следующего месяца.

  1. При изготовлении подакцизной продукции из давальческого сырья акциз в бюджет уплачивается в момент отгрузки продукции заказчику
  2. Передача сырой нефти, добытой в Казахстане на промышленную переработку — акциз в бюджет уплачивается в момент передачи сырой нефти
  3. При импорте (ввозе) подакцизной продукции в Казахстан акциз в бюджет уплачивается до или в день принятия таможенной декларации

Сроки уплаты акциза в бюджет продлению не подлежат.

Форма декларации по акцизному налогу разработана Министерством финансов РК и состоит из следующих частей[6]:

Декларация по акцизу подается в налоговый орган ежемесячно, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца с указанием суммы акцизов, подлежащих уплате за каждые 10 дней отчетного месяца.

 

III. Проблемы и пути совершенствования налоговой политики в республике Казахстане

 

Одной из главных проблем недопоступлений налогов в бюджет является налоговая нагрузка, неопределенность доли всех налогов и отчислений в совокупном доходе хозяйствующего субъекта — налогоплательщика как в целом, так и по отраслям. Отсюда ущемляются интересы законопослушных хозяйствующих субъектов по сравнению со структурами “теневого бизнеса” или с теми. которые пользуются налоговыми льготами. Так. если законопослушный предприниматель выплачивает налоги в виде НДС 15 %, подоходного налога с юридических лиц до 21%. с физических лиц от 4 до 24 %. акцизы и т.д.. которые в сумме доходит до 60 %. Тем самым “теневики” или льготники получают значительные незаконные доходы. К примеру, от льготного  растоможивания, бюджет каждый год теряет по несколько млн. тенге. Тем самым государство недополучает денег, а предприниматели ищут обходные пути, и в целом ухудшается социально-экономическое положение населения. Около 60 % казахстанского бизнеса находятся в теневой экономике, которые в подавляющем большинстве не являются преступными, но причиняют много миллиардные убытки в бюджет страны. Проведенные исследования говорят о том, что если доля налогов и отчислений в себестоимости продукции по предприятиям г. Алматы составляет от 11.1 % (в промышленности) и до 22.1 % (в строительстве), то доля всех налогов и отчислений в республиканский и местные бюджеты в выручке от реализации товаров выше примерно в 2-3 раза или соответственно равны 20.6 % (промышленность), 31.4 % (общественное питание). 57,6 % (материально техническое снабжение и сбыт). А если рассчитать сумму всех налогов и отчислений от чистой прибыли предприятий г. Алматы, то видно, что. налоги и отчисления превышают доход предприятий в среднем 2 раза, в том числе в промышленности — 2,9 раза, а по отраслям торговли и общественного питания до 9 раз. Отсюда и скрытие дохода, и уклонение от налогов, то есть действует подход “чем больше ставка налогов, тем больше уклоняемость от уплаты”.

В сфере услуг, особенно в торговле, общественном питании. бытовом обслуживании, где услуги оплачиваются наличными деньгами. получила большой размах скрытая от налогообложения деятельность. размеры которой учитываются налоговыми органами недостаточно. Увеличение налично-денежного оборота в экономике республики служит питательной средой для уклонения от уплаты налогов. При этом одной из проблем измерения ВВП является недостаточность информации и недооценка вновь возникающих малых предприятий, частного индивидуального строительства и частного извоза. Неучет и недоучет подобных доходов может привести к серьезному искажению основных макроэкономических пропорций, реальной ситуации в налогово-бюджетной сфере и в экономике в целом.

Одним словом, действующая налоговая система не соответствует нынешней экономической политике Казахстана, направленный на рост предложения отечественных товаров, стимулирования сбережения и потребления. Тем более при изменениях в налоговой политики всегда надо делать анализ по установлению взаимосвязи не только внутри фискальной системы, но и макроиндикаторов и регуляторов экономики в целом по стране.

Проблема несобираемости налогов видимо, порождены еще и тем. что в экономике действуют постоянные факторы сужения налоговой базы государства, что тесно связано с общим кризисом системы воспроизводства. Исследования показывают, что на долю воспроизводственных факторов приходиться почти три четверти всего сокращения налогов. А остальные обусловлены падением платежей дисциплины и изменением налоговых ставок. Основными факторами воспроизводственного характера сужения налоговой базы являются: ухудшение финансового положения в материальном производстве, спад производства, снижение товарного производства, рост издержек и др. Наряду с этим в стране наблюдается рост смешанного дохода. В определенной мере это свидетельствует об активизации рыночного и индивидуального предпринимательства в республике, увеличение предложения товаров и услуг частными лицами. Рост доли смешанного дохода достаточно сложно оценить с точки зрения налоговой базы, которую он формирует. В значительной мере эта категория образует базу обложения подоходным налогом с физических лиц и в этой части имеет место потенциальное расширение базы обложения этим налогом. Доходы этой категории наиболее сложны для контроля и в достаточной степени скрыты от налогов. Именно это активно возрастающая по доле в ВВП категория доходов хозяйствующих субъектов в настоящее время наиболее слабо задействовано в налоговой системе в качестве объекта обложения. Низкий уровень поступления подоходного налога связан и с тем. что практика взимания налога на основе деклараций не получила еще широкого распространения в силу их неготовности к сбору налогов на основе деклараций. Традиционные возможности сбора налогов стремительно сужаются. Все более не отложной становится переориентация налоговых органов на взимания налогов с физических, а не с юридических лиц.

Таким образом, в настоящее время налоговая система использует в качестве опорного элемента компоненты ВВП, доля которых либо имеет тенденцию к сокращению (оплата труда, чистая прибыль), либо относительно постоянна с незначительной тенденции к росту (чистые налоги на товары и импорт). Действующая налоговая система не соответствует структуре ВВП ни с точки зрения доходов, его составляющих, ни сточки зрения отраслевой структуры. Например, в структуре ВВП удельный вес производства товаров составляет 43 % против 52 % услуг, но в структуре платежей в бюджет наблюдается обратная картина- 74 и 26 % соответственно. Доля услуг в ВВП республики достигла уровня экономически развитых стран, где они создают от 53 до 70 % валовой добавленной стоимости.[7] Но структура платежей, особенно по торговле, а также значительный спад производства в реальном секторе экономике, утверждает обратное, а именно, что оптимальное соотношение производства товаров и производства услуг.

 

Таблица 6

Расчет доли налогов и отчислений по основным отраслям г. Алматы (%)

 

Отрасль

Доля налогов и отчислений в себестоимости товаров

Доля всех налогов и отчислений в выручке от реализации товаров

Отношение всех налогов и отчислений к чистой прибыли

Промышленность

11.1

20.6

289

Торговля

12.5

42,8

896

Строительство

22.1

20,4

395

Общественное питание

17.1

51.4

920

Материально-техническое снабжение и сбыт

19.9

57.6

547

 

Отдельно в диаграмме можно рассмотреть долю налогов и отчислений в себестоимости товаров по отраслям.

Приведем следующие формы несоблюдения норм налогового законодательства, внутренним образом связанные со следующими категориями налогоплательщиков, а также возможные пути решения данной проблемы:

— Не сдавшие, или прекратившие сдавать, декларацию из числа зарегистрированных налогоплательщиков. Определенное снижение процента этой категории н/плательщиков можно достичь за счет массово-разъяснительной работы и оказанию налогоплательщикам помощи по выполнению ими своих обязательств перед государством. Энергичные усилия по выявлению не сдавших или переставших сдавать декларацию дадут быстрый положительный эффект.

— Уклоняющиеся от уплаты налогов. В них овеществлена разница между объемом сумм про декларированных налогов и объемом сумм налогов, причитающихся бюджету согласно законодательства. Продуманная программа налогового аудита осознанно отобранных налогоплательщиков — направление решения данной проблемы. Переход к функциональной организации работы, в рамках которой функция проверки выполняется отдельным подразделением, является первым шагом на пути выработки четкой стратегии и тактики налогового аудита. Создание отделов аудита проводится, при этом, как на районном, так и областном уровне.

— Недоимщики. В них овеществляется разница между объемом сумм налогов продекламированных самими налогоплательщиками, либо начисленных неплательщикам налоговыми органами, и объемом сумм налогов поступивших в казну. Решение этой проблемы лежит в плоскости совершенствования работы по взиманию, и принудительному взысканию, налогов.

Итак, встает проблема изменения структуры и характера деятельности налоговых органов страны Ведь в условиях рыночной экономики, число настоящих и потенциальных налогоплательщиков постоянно растет, стремление хозяйствующих субъектов максимально увеличить свои доходы и прибыль проявляется очень энергично, и возникновение новых налогоплательщиков с одновременным исчезновением существующих происходит чрезвычайно быстро. Поддерживать в этих условиях максимально высокий уровень соблюдения норм законодательства, и одновременно обеспечивать жизнеспособность среды благоприятной для высокой активности отечественных и зарубежных инвесторов — задача сложная и требующая больших усилий для своего осуществления. В новых условиях, сама задача ставится по-иному, и решение ее найти гораздо труднее.

Реструктурирование и реформирование системы налогового администрирования является на сегодняшний день. пожалуй, самой неотложной задачей в области налогов и бюджета Казахстана. Задача сама по себе огромна, и при самых благоприятных условиях, на решение ее потребуется целый ряд лет. Но в ее решении предприняты уже первые шаги. Например, создана в значительной степени новая организационная структура подразделений налоговых органов и разработан комплекс правил и процедур проведения рабочих операций и осуществления управленческих функций. Издан приказ по Налоговому комитету о переходе на новую структуру. В настоящее время идет процесс внедрения структуры. Новая структура отвечает требованиям практики налогового администрирования в условиях рыночной экономики, и свидетельствует о существенном отрыве Казахстана от основной массы стран СНГ в реформировании системы налогового администрирования.

В отношении компьютеризации налоговых органов, разработана достаточно совершенная схема компьютерной сети налоговых органов, внедрение которой начнется в самом ближайшем будущем.

Реструктуризация государством системы налоговых органов является важной задачей. Здесь необходимо затронуть вопрос о численном составе системы, и в особенности, штатном расписании на центральном уровне. Немногочисленные сравнения с положением в других странах покажут, до какой поразительной степени в Казахстане занижен численный состав центрального аппарата Налогового комитета. Относительно числа жителей, общая численность налоговой службы Казахстана находится в принципиальном несоответствии с положением в других странах.

Эффективное налоговое администрирование требует наличия кадров с хорошей профессиональной подготовкой. В особой степени, это касается персонала центрального аппарата. Требуется, поэтому, не только увеличить численность центрального аппарата, но и добиться привлечения из частного сектора хороших специалистов в области права, бухгалтерского учета, экономики, и даже журналистики.

Вторая причина имеет отношение к неподкупности представителей налоговой службы. Чаще чем другие госслужащие, налоговики оказываются перед искушением взятки, предлагаемой налогоплательщиками, стремящимися уплатить как можно меньше налога. И ситуация эта типична для любой страны мира. Основное противодействие здесь должно быть оказано со стороны системы внутренних проверок. Но даже при самой бдительной контрольно-ревизионной службе, с проблемой справиться будет трудно, если налоговики не будут получать зарплаты, обеспечивающей им возможность нормальной жизни.

С целью максимального сокращения издания дополняющих комментариев и разъяснений, содержание Кодекса, как закона прямого действия значительно расширено. Данный проект Кодекса неоднократно обсуждался на круглых столах с участием представителей малого и крупного бизнеса, ученых, экспертов, практических работников. Вносимые изменения в налоговое законодательство тщательно обсуждались, каждое уточнение рассматривалось с разных точек зрения. Очевидно, что учтены предложения всех заинтересованных лиц.

Значительные изменения внесены в раздел о налоге на добавленную стоимость. В первую очередь это касается метода определения налогооблагаемой базы и самого налога, взамен метода начисления предлагается кассовый метод, т.е. по поступлению сумм реальной выручки или дохода. Основополагающим изменением является определение базы налогообложения, которую предлагается определять по затратам на оплату груда и дохода. Другими словами материальные затраты и другие затраты кроме фонда оплаты труда и наценки или надбавки в налогооблагаемую базу не включаются. Такой подход позволит более точно отразить стоимость, добавленную в процессе производства и обращения товаров, работ, услуг. Торгово-посредническим организациям сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, предусматривается исчислять с разницы между ценами приобретения и реализации товара. В целях поддержки малого предпринимательства предлагается вернуться к ранее существовавшей льготе — освобожденный оборот в размере до 1000 месячных расчетных показателей в год. Кроме того, исключить из налогооблагаемой базы по подакцизным товарам сумму акциза, т.е. устранить обложение косвенным налогом другого косвенного налога. Согласно Кодекса сохраняется ставка НДС в размере 16%, но ограничена налогооблагаемая база.

Подоходный налог с юридических лиц существенным корректировкам не подвергался. Единственно значительным изменением явилось упорядочение вычетов в виде отдельного Положения о составе вычетов, применяемых при исчислении налогооблагаемого дохода в налоговом учете.

В целях поощрения процесса обновления основных производственных фондов предлагается применение льготы по приобретаемым основным средствам, используемым в производстве. Доход в таком случае, до применения вычетов, льготируется на стоимость приобретенного оборудования. В целях поддержания общественных объединений, союзов, ассоциаций и т.п.. деятельность которых направлена на благотворительные цели. предлагается увеличение льготы при оказании помощи такого рода организаций, до 7% от налогооблагаемого дохода.

Налоговая культура населения

Очень важно для расширения налогового поля решить проблемы формирования налоговой культуры населения в нашей стране. Государство не должно смотреть на налогоплательщиков как на безликую налоговую базу, а следует видеть в каждом из них партнера. Необходимо сформировать у каждого гражданина понимание того. что никакого государства не будет, если все перестанут платить налоги. Каждый должен осознать, что те люди, которые не платят налоги, по сути, пользуются социальными благами за счет честных налогоплательщиков, которые несут всю тяжесть налогового бремени.

Проблемы формирования налоговой культуры населения в нашей стране требуют неотложного решения. Не секрет, что количество правонарушений и преступлений в сфере налоговых правоотношений оставляет желать лучшего. Нужно вести активную работу по пропаганде и разъяснению норм налогового законодательства, воспитанию в каждом гражданине уважения к закону.

Хочется отметить, что за последние три года финансовая полиция значительно активизировала свою деятельность, направленную на укрепление налоговой дисциплины. Появилось такое понятие, как неотвратимость наказания за нарушение налогового законодательства. Кстати, практика обязательной публикации имен, названий фирм, избегающих уплаты налогов, которая введена финансовой полицией, служит хорошей профилактикой предотвращения налоговых правонарушений. Комитет финансовой полиции и в дальнейшем намерен продолжать работу по совершенствованию форм и методов борьбы с экономической преступностью. В настоящее время совместно с налоговыми и правоохранительными органами зарубежных государств прорабатывается вопрос о создании банков данных о нарушителях налогового и таможенного законодательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении работы интересно отметить следующее:

Акциз — это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Акциз относится к так называемым “потребительским” налогам. Данная группа налогов по-другому воздействует на производство и на экономические процессы, нежели подоходные налоги.

Потребительские налоги снижают прогрессивность налоговой системы и утяжеляют налоговое бремя на малоимущие слои. В то же время такие налоги могут выглядеть более “справедливыми” в сравнении с подоходными, которые при определенных условиях становятся тормозом сбережений и мотивации к труду, так как уменьшают доходы работников.

Продуманное введение потребительских налогов улучшает состояние платежного баланса страны, повышает гибкость всей финансовой системы. Налоги на потребление повсеместно применяются в качестве основных в Западной Европе. Американцы, хотя много лет и дебатируют вопрос о переводе страны на НДС с точки зрения замены им налога на доходы корпораций, тем не менее, до сих пор не решились на подобный переход. Одна из главных причин — необходимость глубокой организационно-технической подготовки, в противном случае неизбежен массовый недобор поступлений.

 

 

Список использованной литературы

 

  • Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 12 июня 2001г. №209-II (Текст с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 12.03.02г. №310-II, и Законом РК от 23.11.2002г. №358-II)
  • Государственная и налоговая культура :международная конференция в Астане. — Астана, 2002г
  • Идрисова Э.К. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности. — Алматы, 2003г.
  • Ильясов К.К. Налоги и налогообложения: учебник для вузов. — Алматы 1995г.
  • Налоги в Казахстане: сборник законодательных актов. — Алматы, 2001г.
  • Налоги и сборы в Казахстане/Библиотека бухгалтера и предпринимателя. — февраль, 2003г. — №2.
  • Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами. — Алматы, 2001г.
  • Фурсов В.Г. Налоговая система и финансово-бюджетный механизм. Алматы, 1992г.
  • Экономика и статистика: ежемесячный сборник. — Алматы, 2004г. — № 3.
  • Экономика и статистика: ежемесячный сборник. — Алматы, 2004г. — № 4.

 

 

 

 

[1] Статья 76 раздел 4 Налогового Кодекса РК

[2]  Экономика и статистика: ежемесячный сборник. — Алматы, 2004г. — № 4. стр.5

 

[3] Налоги и сборы в Казахстане/б-ка бухгалтера. — февраль, 2003г. стр.2

 

[4] Статья 83 Налогового Кодекса РК

[5] Статья 286  раздела 8 нового Налогового Кодекса.

[6] Налоговая система РК. — Алматы, 2002г. раздел 4, инструкция № 36 стр. 11.

[7]  Нуриев М.. Национальная экономика Казахстана на рубеже нового пятилетия: Модернизация отечественного производства-политика открытых дверей -экономическая безопасность. — Алматы, 2001 г