АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Экономические сущность и функции доходов

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Глава 1. Экономические сущность и функции доходов

 

Глава 2. Виды и состав доходов

 

Глава 3. Планирование прибыли. Факторы ее роста

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вступление общества в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования предприятия. В рыночных условиях  залогом выживаемости  и основой стабильности предприятия служит его финансовая устойчивость. Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем.

Для оценки финансовой устойчивости   предприятия необходим анализ его хозяйственной деятельности. Цель анализа состоит не  только в том, что бы  установить и оценить финансовое состояние предприятия, но так же и в том, чтобы постоянно проводить работу по его улучшению.

Управление прибылью предприятия показывает по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты работы по анализу дают ответ на вопросы, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Управление прибылью предприятия, как важнейшая часть финансового анализа является основой характеристики экономической деятельности предприятия.

Эти показатели определяют конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированны экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим статьям.

Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы анализа прибыли и рентабельности для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Управлять прибылью предприятия могут;

  • лица, непосредственно связанные с предпринимательством, т.е. менеджеры и работники управления предприятием
  • лица, проявляющие прямой финансовый интерес — акционеры, инвесторы, покупатели, продавцы, кредиторы.
  • лица, имеющие косвенный финансовый интерес — налоговые службы, различные биржи, органы статистики и др.

Все эти пользователи финансовой отчетности ставят задачу провести анализ  финансовой отчетности предприятия и на его основе сделать выводы о направлении своей деятельности по отношению к этому предприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономические сущность и функции доходов

 

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

— Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Как известно, доходы предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направлений его деятельности подразделяются на:

  • доходы от обычных видов деятельности;
  • прочие доходы;

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К прочим доходам относятся: операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы.

Теоретиками бухгалтерского учета описаны возможные парадоксальные ситуации, связанные с прибылью[1]:

  • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако отата не поступила и прибыли нет. Такая ситуация возникает при отражении факта реализации по факту оплаты. Этот парадокс возникает из-за несоответствия юридического права собственности и экономической сущности вложенного, но еще не завершившего оборот капитала.
  • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступша, тем не менее, в балансе отражается прибыль. В этом случае ценности (оказанные услуги) будут числиться в составе дебиторской задолженности по полной стоимости. Одновременно возникают обязательства предприятия по уплате налогов, связанных с реализацией. С юридической точки зрения соблюдены правила перехода прав собственности на продукцию, товар, услуги, а с финансовых позиций у предприятия нет реальных возможностей использовать отраженную в отчетности прибыль.
  • Предприятие совершило крупные приобретения ценностей на сумму, превышающую величину прибыли. Прибыль по отчету есть, а денежные средства в кассе и на расчетном счете отсутствует. Такая же ситуация возникает и при отражении расходов будущих периодов (например, внесение вперед арендной платы). В данном отчетном периоде на затраты будет отнесена только часть этих расходов, в то время как деньги со счета списаны. В этом случае предприятие обязано выплатить дивиденды, проценты и налоги из сумм прибыли, не подкрепленных деньгами.
  • Возможен предельный случай предыдущего парадокса. Банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль. Такая ситуация может возникнуть, если предприятие в результате своей хозяйственной деятельностй вложило прибыль в нереализуемые активы. Ликвидность предприятия утрачивается, и оно становится банкротом.
  • Имущественная масса предприятия увеличшась, а прибыли нет. При безвозмездном поступлении ценностей увеличивается добавочный капитал, а не прибыль. То же происходит в результате переоценки имущества или выявления излишков при инвентаризации.
  • Предприятие несет реалъные убытки, но в учете показывает номиналъную учетную прибыль. Например, предприятие вложило крупные средства в оборудование, которое окупится лишь через несколько лет, следовательно, весь срок окупаемости предприятие будет работать в убыток, но с точки зрения бухгалтерского учета будет показана прибыль за каждый месяц в течение всех этих лет. Это так называемый парадокс «мертвой точки».
  • Предприятие уплачивает налог на прибыль, имея реальный убыток. Такая ситуация возникает, если предприятие понесло убытки от бесхозяйственности, что не освобождает его от уплаты налогов. В современной ситуации такое положение возникает при уплате пени и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
  • Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако подлинная прибыль предприятия за все время существования предприятия от момента возникновения и до его ликвидации должна исчисляться разностью между полученным и вложенным капиталом.
  • Предприятие как единое целое имеет оценку, отличную от совокупной стоимости его активов. Разность между этими величинами называется «гудвилл» (gооdwill) или «цена фирмы» (вид нематериальных активов, отражающий деловую репутацию фирмы). Обычно эта разница имеет положительное значение, хотя не исключается и отрицательное, т.е. продавая предприятие по частям, можно выручить больше средств, чем продавая целиком.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая — результат реализации товаров и услуг, вторая — результат «работы» капитала.

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) для выбора разумной инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей[2].

 

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль

 

+

 

Внереализационные изменения стоимости (оценки) актиов в течение отчетного периода

 

 

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды

 

+

 

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды

 

=

 

Экономическая прибыль

 

 

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины «гудвилла» и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли.

В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают налоговую и экономическую концепции прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в первом — бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во втором — их суммы не совпадают. В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором — в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

Анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение.

Прибылью может считаться только та частъ добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполненных работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

Функции прибыли. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. Однако будет ли это свидетельство необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Величина прибыли определяется многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят. Подробнее факторы роста прибыли будут рассмотрены в п. 4.3.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

И наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

В третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают (1) максимизацию акционерной собственности, (2) максимизацию прибыли, (3) максимизацию управленческого вознаграждения, (4) бихевиористические (поведенческие) цели и (5) социальную ответственность»[3]. Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

Такая постановка цели для современного уровня развития западной экономики вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной собственности — долгосрочная цель, поскольку акционеры заинтересованы как в будущих, так и в сегодняшних прибылях, Максимизация прибыли может быть достигнута в короткие сроки за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получения краткосрочной прибыли, может отложить проведение ремонтных работ, рискуя в долгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах. В табл. 1 приводятся преимущества и недостатки максимизации прибыли в сравнении с максимизацией акционерной собственности.

В современных условиях казахстанским предприятиям пока еще приходится решать краткосрочные задачи. Это обусловлено кризисным финансовым положением, вызванным недостатком прибыли.

 

Таблица 1. Максимизация прибыли в сравнении с максимизацией акционерной собственности

 

Задача

 

Цель

 

Преимущества

 

Недостатки

 

Максимизация прибыли

 

 

 

Большая прибыль

 

 

 

1. Легкость расчета прибыли

2. Легкость в определении взаимосвязи между финансовыми решениями и прибылью

 

1 . Акцешируег краткосрочность

2. Игнорирует риски и неопределенность

3. Игнорирует распределение во времени

4. Требует немедленных инвестиций

 

Максимизация акционерной собственности

 

Наибольшая рыночная стоимость обыкновенной акции

 

1. Акцентирует долгосрочность

2. Распознает риски и неопределешость

3. Распознает распределение во времени поступления прибыли

4. Учитывает прибыль акционеров

 

1 . Не учитывает определенной    взаимосвязи между финансовыми   решениями и биржевым курсом акции

2. Может привести к осложнениям и расстройству планов управления

 

 

 

Глава 2. Виды и состав доходов

 

В Казахстанской практике употребляются определения: валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, прибыль к налогообложению и др. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах.

В валовую прибыль включено также превышение выручки от реализации основных фондов и другого имущества (в том числе земельных участков) без НДС над их остаточной стоимостью. Прибыль от реализации основных фондов — это прирост капитала. То же самое относится и к разнице между ценой покупки и продажи других активов (недвижимости, земли, ценных бумаг). В развитых странах эта разница, причем скорректированная на коэффициент инфляции, относится к капитализированной прибыли. Такая прибыль связана с неопределенностью, поскольку нельзя предусмотреть их повторение в будущем. В Великобритании существует самостоятельный налог на увеличение стоимости капитала (саріtаl gаіns tах), которым облагается прирост стоимости некоторых активов при их реализации, причем эта стоимость индексируется на инфляцию. В США прибыль от продажи активов, которые ранее находились в собственности данного владельца более шести месяцев, облагается по уменьшенной в два раза ставке или даже еще более низким ставкам налогового обложения[4]1. Налогом на прирост капитала облагаются доходы физических и юридических лиц, получаемые от реализации имущества в Дании, Ирландии, Португалии, Швейцарии, Великобритании. Объектом обложения выступает прирост стоимости имущества, т.е., разница между ценой реализации имущества и ценой его приобретения за вычетом понесенных расходов. Специальное обложение прироста капитала юридических лиц осуществляется в ряде стран также и с целью увеличения обложения доходов от спекулятивных и коммерческих операций с недвижимым имуществом. Однако такие доходы также выделяются в особую категорию для целей налогообложения.

Непосредственное влияние на величину валовой прибыли оказывают доходы и расходы от внереализационных операций.

Перечень таких доходов и расходов дан в Плане счетов бухгалтерского учета и в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. О внереализационных доходах и расходах упоминается в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (10/99). Следует обратить внимание, что эти основополагающие для налогоплательщика документы не содержат единую номенклатуру внереализационных операций, в то же время они и не дополняют со ссылкой друг друга. Просто в каждом из них содержится перечень как одних и тех же операций, так и разных, не повторяющихся в других списках.

Учитывая, что валовая прибыль не находит отражения в финансовой отчетности, в нормативных документах следует ввести определение, характеризующее ту величину прибыли, которая фигурирует в отчете о прибылях и убытках и которая, собственно, является результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такую прибыль до принятия соответствующего нормативного документа будем называть балансовой прибылью.

 

 

 

Глава 3. Планирование прибыли. Факторы ее роста

 

Методы планирования прибыли. Планирование прибыли — составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.

Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства.

В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их еще называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа.

Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.

В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимостъ реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.

На основании этих расчетов формируется так по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.

План по прибыли может быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий. С помощью проекта плана осуществляется просчет эффективности различных управленческих решений. Здесь значительную помощь и снижение трудозатрат при расчетах оказывает применение компьютерной техники.

Компьютерно-ориентированная модель финансового планирования базируется на основном бюджете и включает математические формулы, определяющие взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений. На рис. 1 показан алгоритм проектирования прибыли при использовании компьютерной системы финансового планирования. Здесь взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования представлена в виде модели.

Приведенный метод планирования прибыли носит название метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по позициям плана.

Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прибавочный продукт после реализации товара возвращается к производителю в форме прибыли (Р).

Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).

Индивидуальная прибыль — это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.

Отраслевая — это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.

Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.

Средняя прибыль — это есть равная прибыль на равновеликий капитал.

Цена производства равна авансированному капиталу + средняя прибыль.

Торговый капитал — это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товара.

Он имеет свою формулу кругооборота: Д — Т — Д’

На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.

Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении средней прибыли.

Торговая прибыль — это часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.

Анализ результатов  хозяйственной деятельности – прибыли и рентабельности является завершающим этапом финансового анализа. В условиях централизованной плановой системы хозяйствования практически сводилась к нулю возможность  принятия  вариантных решений.

 Хозяйственный механизм, формирующийся сегодня, создает объективные предпосылки для возрождения экономического  анализа, для повышения его активной роли в управлении предприятием. В этих условиях центральной задачей анализа является  определение минимизации риска предпринимательской деятельности с точки зрения возможности извлечения экономической выгоды.

 Уже на первом этапе перехода к рынку возрастает роль экономического анализа и в первую очередь показателей прибыли и рентабельности в обосновании эффективности каждого  управленческого решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

  1. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. –1993
  2. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: изд. стандартов, 1991.
  3. Логинов. В, Новицкий Н. Совершенствование финансовой налоговой системы. // Экономист, 1998, №2.
  4. Лопатина И.М., Золкина З.К. Основы анализа финансового состояния предприятия: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГУ, 1993
  5. Маевский В.. Вяткин В.Н, Хриптон Дж., Казак А.Ю. Принятие финансовых решений: задачи, ситуации. // Вопросы экономики, 1998, №12,
  6. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. М.: Финансы и статистика, 1990.
  7. Резников Л. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий. // РЭЖ, 1997,
  8. Рыночная экономика: Словарь. / Под ред. Кипермана Г.Я. М.: Республика, 1993.
  9. Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. М.: Экономика, 1994.
  10. Ширяева Р. Финансовое состояние промышленности. // Экономист, 1997, №31.

 

 

[1] Соколов Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней. — М.: ЮНИТИ, 1996. -С. 109-113.

[2] Соколов Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней. — М.: ЮНИТИ, 1996.-С. 399.

[3] Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Финансовый менеджмент. — М: Филинъ, 1996.

[4] Налоговые системы зарубежных стран /Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. — М.: ЮНИТИ, 1997.