АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Экономический анализ расходов государственного бюджета РК

 

План

 

 

 

Введение

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И СОВОКУПНЫЙ СПРОС

  • Экономическое содержание расходов бюджета
  • Методы предоставления средств из бюджета

 

ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕН­НОГО БЮДЖЕТА

республики Казахстан. Доходы и расходы

  • Состав государственных расходов РК

 

заключение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

введение

 

Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда госу­дарство воздействует на воспроизводственный процесс путем использова­ния финансового механизма. При прямом воздействии государства субъек­ты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на само­стоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Мето­ды косвенного воздействия проявляются в том, что государство лишь соз­дает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономиче­ских решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

 

Государственные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распреде­лением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенство­вания общественного производства, удовлетворения разно­образных потребностей общества.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И СОВОКУПНЫЙ СПРОС

 

1.1. Экономическое содержание расходов бюджета.

 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета — функциональный[1].

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Республике Казахстан, самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на программу развития гражданской авиации и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Республике Казахстан применяется классификация расходов по следующим основным направлениям:

  1. заработная плата;
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10.капитальные государственные вложения;

11.капитальный ремонт;

12.содержание сооружений благоустройства;

13.геологоразведочные работы;

14.проектирование;

15.государственная дотация;

16.операционные расходы;

17.платежи по ссудам;

18.возмещение разницы в ценах;

19.прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Казахстане расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РК на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды предоставлялись на финансирование:

  • расходов на формирование продовольственных фондов;
  • расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
  • части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

Вывод: содержание государственного бюджета включает в себя расходную и доходную части бюджета, которые в свою очередь отражают состав расходов и источники доходов государственного бюджета.

 

1.2 Методы предоставления средств из бюджета

 

Система расходов республиканского бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.

Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к расходам на финансирование народного хозяйства.

Бюджетные средства предоставляют министерством, ведомства и предприятиям на затраты по расширению производства, на обеспечение простого воспроизводства, на операционные и прочие расходы.

Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.

Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяются в специальные группы. Появление таких расходов, как правило, связано с разработкой государством целевых программ. Наиболее крупной группой таких расходов являются затраты на финансирование конверсии военного производства и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.

Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

Постепенный отпуск цен на энергоресурсы дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.

Основные типы бюджетных дотаций:

  • угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР;
  • выплата разницы на топливо отпускаемое населению (газовая промышленность);
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • транспортные организации.

На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства РК на выполнение целевых программ развития.

Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.

В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.

Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.

В соответствии с законодательством РК сфера образования признана приоритетной.

В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.

Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средние-специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.

Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.

Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет пенсионный фонд РК являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности РК

Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.

В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала.

 

 

ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕН­НОГО

БЮДЖЕТА республики Казахстан и расходы

 

  • Состав государственных расходов РК

 

Государственные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с функционирование государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового об­щественного продукта в целях развития и совершенствования обществен­ного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Понятие «расходы» имеет двойной смысл.

  1. использование денежных доходов по их целевому назначению, то есть непосредственно трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляе­мые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распада­ется на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.
  2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению: денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу», то затраты означают издержки «взачет», наперед, в ожидании будущих доходов или прибыли.

Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения товарами, блага­ми. услугами населения страны.

Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги госу­дарственных инфраструктурных предприятий и организаций удовлетворя­ют общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государства, так и рыночного секторов экономики.

Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государствен­ных предприятий и организацией, учреждений производственной и непро­изводственной сфер.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политиче­ского, социального и хозяйственного регулирования.

Расходы бюджета — средства, выделяемые на безвозвратной основе, в пределах утвержденного бюджета.

Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государ­ством.

Вторая часть структуры госбюджета Республики Казахстан «Расхо­ды» включает следующие функциональные группы:

  1. Государственные услуги общего характера: законодательные, испол­нительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера (10.6%)[2].
  2. Оборона (5%).
  3. Общественный порядок и безопасность (8,5%).
  4. Образование (17,8%).
  5. Здравоохранение (13,9%).
  6. Социальное страхование и обеспечение (11,6%).
  7. Жилищно-коммунальное хозяйство.
  8. Организация отдыха и деятельность в сфере культуры (3,2%).
  9. Топливно-энергетический комплекс (0,3%).
  10. Сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство, охота и охрана природы (3,2%).
  11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые, за ис­ключением топлива; обрабатывающая промышленность, строительст­во (1,4%).
  12. Транспорт и связь (0,1%).
  13. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью (9,3%).
  14. Расходы, не отнесённые к основным группам: по обслуживанию госу­дарственного долга, субвенции местным бюджетам, резервный фонд правительства (14,9%).

Социально-экономическая направленность расходной части бюджета проявляется в том, что 46,5% средств направляется на финансирование со­циально-культурных мероприятий. Социальные статьи в бюджетных рас­ходах занимают первое место: социальные пособия, образование, здраво­охранение и др. В этом проявляется главное направление бюджетной поли­тики — стабилизация, укрепление и приспособление существующего соци­ально-экономического строя к изменяющимся условиям.

Значительная часть расходов на финансирование экономики и соци­ально-культурных мероприятий передаётся в форме субвенций нижестоя­щим бюджетам. Остальные средства направляются на содержание органов государст­венной власти, управления, правоохранительных органов, прокуратуры, ор­ганов государственной безопасности, национальной гвардии, военные рас­ходы; часть средств поступает на формирование резервного фонда прави­тельства, на обслуживание государственного долга, на осуществление про­грамм и мероприятий, проводимых в рамках Содружества Независимых Государств, и на содержание координационных органов Содружества.

Как было отмечено выше, начиная с 1996 г., применяется новая бюджетная классификация. В расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, программа, подпрограмма. Предусмот­рено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представляет развёрну­тую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюд­жетных отношений[3].

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономи­ческим признакам по четырём разделам: категория, класс, подкласс, специ­фика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, пре­доставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах:

—    расходы на товары и услуги

—    заработная плата рабочих и служащих

  • основная заработная плата рабочих и служащих.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет разви­тия.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование ин­вестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счёт прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумули­руемых в бюджете.

В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностя­ми расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий.

Анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотри­тельно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потреб­ности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заёмных.

Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера, и их следует рассматривать как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше дохо­дов, то придётся сократить расходы бюджета развития.

Средства республиканского бюджета расходуются на финансирова­ние государственной деятельности, например, на осуществление внешне­политической, финансовой, налоговой, фундаментальной и прикладной на­учной деятельности, оборону, обслуживание правительственного долга и др. задачи республиканского значения’

Средства местных бюджетов расходуются на финансирование задач местного значения: дошкольное, общее, профессиональное образование. эксплуатация и реконструкция дорог, благоустройство населенных пунк­тов, обслуживание долга местных исполнительных органов и др. проблемы местного значения.

Законодатель внес дополнение о том, что с 1 апреля в республикан­ском бюджете предусмотрены расходы по предоставлению социальных го­сударственных пособий социально защищаемым категориям граждан в по­рядке и размерах, установленных законодательством РК.

Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием эконо­мических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том, что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопле­ния капитала.

Бюджетные расходы служат активным инструментом эконо­мической политики. С их помощью государство воздействует на перерас­пределительные процессы, рост национального дохода, структурное регу­лирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

Расходы по роли в общественном воспроизводстве можно подразде­лить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, уве­личение производственных фондов и на расходы по удовлетворению соци­ально-культурных потребностей членов общества. К первой группе отно­сятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирова­ние основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их не­прерывного финансирования.

Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование со­циально-культурных мероприятий, оборону и управление государством. К сожалению, наблюдается ежегодное сокращение средств на социальные нужды населения, что отрицательно сказывается на уровне жизни населе­ния республики.

Так, Закон о республиканском бюджете на 2002 г. не уста­новил в бюджетных расходах размеры пособий на детей, Закон о бюджет­ной системе не установил источники выплаты этих пособий, а еще в 1999 г. от­менены многие социальные пособия (в том числе пособия по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безрабо­тице)[4].

Соотношение между этими группами расходов определяет эффектив­ность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие от­раслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребитель­ских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств.

Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюджет должен изменяться.

Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых пре­имущественно по прямому назначению предприятиям.

Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпред­приятий за финансовые результаты.

Во многих странах происходит непропорциональное возрастание го­сударственного долга, вызывающее вполне понятное беспокойство законо­дателей. Несомненно, ежегодные объемы привлечения кредитов для по­крытия бюджетного дефицита должны находиться в определенных законо­дательных рамках.

Важной характеристикой государственного бюджета является именно соотношение доходов и расходов.

Резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями). Этот дефицит стал злободневной национальной проблемой. Это относится и к по­ложению в Республике Казахстан.

В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:

  1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;
  2. проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, пре­доставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;
  3. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;
  4. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосудар­ственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании ра­циональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использо­вании.

Расходы региональных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Средства региональных бюджетов используются как на эксплуатационные, так и на инвестиционные затраты.  В расходах бюджетов главенствующее положение занимают ассигнования на социально-культурные объекты. Это, прежде всего расходы на начальные и средние школы, и финансирование здравоохранения.

Создание благоприятных условий и усиление государственной поддержки развития малого предпринимательства и сельского хозяйства приведет к значительному приросту налоговых поступлений и других платежей от предприятий малого и среднего бизнеса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 12 июня 2001г. №209-II (Текст с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 12.03.02г. №310-II, и Законом РК от 23.11.2002г. №358-II)
  2. Закон Республики Казахстан 22 декабря 2003 г. N 131-II «О республиканском бюджете на 2004 год
  3. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2002, № 5.
  4. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2003 года // Финансы, 1998, № 5.
  5. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 2003, № 6.
  6. Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.
  7. Экономическое обозрение: Макроэкономика. — 2001, № 9 — М., ДиалогБанк.
  8. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2000 г.
  9. Журнал » Финансы и кредит» № 11 2001г. №6, 11 2002
  10. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана — 2003-№6
  11. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета — 2002 г. — 17 июля.
  12. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана — 2003 — № 4.
  13. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь — 2002 — №3-4.

 

 

 

 

[1] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2002, № 5.

[2] Вестник МГД Республики  Казахстан № 5 2000 г.

[3] Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана — 2003-№6

[4] Закон Республики Казахстан 22 декабря 2003 г. N 131-II «О республиканском бюджете на 2004 год