содержание
Введение
Глава 1. Государственное регулирование монополии
Глава 2. Структура государственных антимонополь-
ных органов
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Казахстанское правительство, также как и правительства многих других стран, оказывает существенное влияние на ценообразование. Стараясь защитить потребителя и стимулировать честную конкуренцию, правительство принимает ряд мер и указов, касающихся ценообразования. У каждого государства может быть своя ценовая и антимонопольная политика, отличная от политики соседних государств. Но государств, не регулирующих цены в той или иной форме, нет. Еще Кейнс указывал на обязательность вмешательства государства в рыночную системы, особенно в период кризисов, безработицы, инфляции. Его теория нашла свое подтверждение практикой деятельности многих стран.
Напомню, что при проведении ценовой политики государством могут применяться как административные, так и экономические методы. Административное регулирование проявляется в установлении норм рентабельности, фиксированных и предельных цен, контроля за ценами естественных монополистов, границ и диапазона колебаний цен и других норм юридического воздействия на цены со стороны государства. Экономическое регулирование — это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма (налоги, отчисления, льготы, государственные закупки, кредитная политика и т.д.). При косвенном вмешательстве государство оказывает воздействие только на предложение и спрос (регулируемые цены и т.п.). При прямом вмешательстве (твердые цены) нарушаются законы рыночного равновесия, и население испытывает определенные социальные сложности. Но если придерживаться неоклассической теории о саморегуляции рынка, то эскалация социальной напряженности будет еще больше возрастать и может достигнуть крайнего предела.
Правительства многих стран и Казахстана, в частности, ограничивают возможности изменения цен изданием определенных законов. Когда выявляются нарушения, наказания могут быть суровыми. В Казахстане специальным указом запрещено предприятиям монополистам пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Здесь изменения цен будут возможны только с 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. А их уровень будет контролироваться антимонопольным комитетом.
Хочется отметить, что в Казахстане, так же, как и в других государствах постсоветского пространства, не развито антимонопольное регулирование экономики, а антимонопольное законодательство в республике стало формироваться только три-четыре года назад. До этого его вообще не было.
Становится очевидным, что антимонопольное регулирование в Республике Казахстан является одним из главных направлений государственной экономической политики и требует более детального рассмотрения.
Глава 1. Государственное регулирование монополии
Формирование казахстанской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.
Монопольная организация рынков, на которых они доминируют, вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий — наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и т.п.), что типично для отраслей коммунального характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, т.е. снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Разумеется, изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь, особенно междугородную.
Существование естественной монополии делает технически эффективным единственного производителя. Опыт, однако, показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли нередко сводит на нет более высокую техническую эффективность. Причем это злоупотребление часто достаточно трудно распознать или во всяком случае более или менее точно количественно определить, потому что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому, иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации.
Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно они были первоочередными объектами национализации. В ряде стран (Великобритания, Франция и др.) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.п.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их правительством нередко преобладали неформальные процедуры, в том числе декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п. Понесенные ими потери компенсировались за счет государственного бюджета.
Одной из побудительных причин национализации естественно-монопольных отраслей служит то, что правительство несет ответственность за состояние дел в них, даже если они находятся в частной собственности. Но национализация не единственный и не всегда эффективный способ решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. При доминировании здесь частных компаний контроль осуществляется либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования деятельности непосредственно на рынке.
Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.
При достаточном числе участников конкурса за рынок и отсутствии сговора соперничество между ними может привести к устранению монопольных цен и практики. Достоинства такой формы контроля над естественными монополиями усматриваются, во-первых, в простоте и эффективности механизма раскрытия частной информации компаний-производителей; во-вторых, в подчинении их деятельности запросам потребителей, а не регулирующего органа; в-третьих, в сокращении роли последнего до минимума.
Однако эти достоинства скорее желаемые, чем действительные. За кажущейся простотой самого принципа проведения конкурса кроются сложности методологического и содержательного характера на стадии разработки его условий и процедуры. Роль регулирующего органа и его воздействие на цели компании ничуть не меньше (а следовательно, ничуть не лучше или хуже), чем при других формах регулирования; ведь именно в его прерогативы входит формулирование условий и проведение конкурса, отслеживание заключенного на его основе контракта.
Кроме того, эффективную конкуренцию за вход можно организовать далеко не на всяком монопольном рынке. В частности, ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству.
Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным/федеральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, но содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае неважно) средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего сеть может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принципе конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, поскольку здесь участие в конкурсе обусловливается наличием у участника собственного капитала или доступа к кредиту.
Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей происходит в соответствии с двумя различающимися моделями. В основе одной из них — регулирование нормы прибыли, в основе другой — регулирование тарифов. Точнее, и в том и в другом случае регулируются как норма прибыли, так и тариф, но в первом случае тариф устанавливается на базе фиксированного, в известном смысле даже гарантированного уровня прибыльности, во втором — прибыльность косвенно задается через соотношение высоты тарифа и величины ожидаемых издержек.
Глава 2. Структура государственных антимонополь-
ных органов
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)
В 1997 г. — Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. — в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента «О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан» от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:
— Агентство по стратегическому планированию и реформам как центральный орган, не входящий в состав Правительства;
Комитет по экономическому планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан;
— Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.
Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В соответствии с Указом Президента «О структуре Правительства Республики Казахстан» от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство — это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.
Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы -департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.
Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.
Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
Агентство по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке издает нормативно — правовые акты, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.
Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.
Заключение
В заключение следует отметить, что дебаты по поводу пользы и вреда монополии ведутся давно, но наши казахстанские реалии показывают, что предприятия монополисты диктуют свои условия, не только для потребителей, но и для Правительства РК (это является причиной конфликтов и ухода с рынка иностранных инвесторов). На сегодняшний день в РК имеются свои отечественные компании с достаточным капиталом и опытом работы. Поэтому основными направлениями антимонопольной политики в Казахстане должны быть:
— демонополизация, прежде всего организационно-управленческих структур (холдингов, корпораций и др.), а затем и монопольных производственных структур;
— усиление государственного контроля и регулирование цен на продукцию предприятий монополистов.
Так, в 2001 году антимонопольная политика была направлена на снижение концентрации производства ликвидацию необоснованных барьеров входа на рынок в целях усиления конкуренции. Однако ввиду того, что предприятия ряда отраслей промышленности создавались не в условиях рынка, а за счет прошлых капиталовложений, такие отрасли, как цветная и черная металлургия, химическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, остаются монополизированными. Был проведен постдемонополизированный мониторинг рынка сельскохозяйственной техники и запасных частей, показавший, что в результате демонополизации созданы определенные условия для повышения уровня обеспеченности сельхозтехникой и запасными частями.
В 2000-2001 году был завершен процесс реформирования городского пассажирского транспорта общего пользования. Во всех областях распределение маршрутов городского пассажирского транспорта проводится на тендерной основе.
Активные действия правительства по демонополизации и контролю за фактическими затратами и уровнем монопольной прибыли предприятий-монополистов должны были предшествовать жесткой бюджетной политике, а также всему процессу приватизации. Для эффективности ценовой политики необходимо предпринять серьезные меры по совершенствованию ценового законодательства. Нужен контроль за составом затрат естественных монополистов. Требуется выработка новой идеологии налогообложения тех видов продукции, которые определяют масштаб цен в экономике и могут решить задачу стабилизации цен. Налоги целесообразно брать с конечного результата, а на входе установить минимальные уровни налогов для продукции всеобщего потребления. Уровень налогов на продукцию типа электро- и теплоэнергии должен стимулировать производство и обеспечивать стабилизацию цен, устраняя при этом возможности получения сверхдоходов.
В 2000-2001 году ценовая политика была, как и в другие годы, направлена на регулирование цен, на продукцию и услуги предприятий — естественных монополистов. Были приняты решения об увеличении тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, услуги связи для промышленных потребителей и населения, почтовые услуги. Остались неизменными тарифы на транспортировку газа. С 1 октября был осуществлен переход к единым по республике тарифам на перевозки грузов железнодорожным транспортом. В коммунальной сфере проводилась политика, направленная на перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим бездотационного функционирования и отмену существующей практики дифференциации тарифов по группам потребителей, основанной на перекладывании разницы между льготными тарифами для населения, жилищных и бюджетных организаций на промышленных потребителей.
Таким образом, становится ясно, что государственно-антимонопольное регулирование рыночной системы является неизбежным. Государственное регулирование может быть разнообразным. Его цель — перераспределение прибыли между различными группами предпринимателей, защита потребителей, решение социальных задач, повышение конкурентоспособности национального экспорта и других задач, которые государство считает наиболее важными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Т 1,2. М-96г.
- Законодательство Республики Казахстан.
- Казахстан. Отчет по человеческому развитию. 1998 / ПРООН. Алматы. 1998.
- Краткий статистический ежегодник Казахстана, 2002г. Алматы. 2003.
- Курс переходной экономики. Под редакцией А.Н. Абалкина. М-97г.
- Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л. Брю.Экономикс. Т1,2. М-96г.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. А-98г.
- Мамыров Н.К., Саханов А.Н., Ахметова Ш.С.,Брузати Л. Государство и бизнес. Экономика. А-99г.
- Н. Грегори Мэнкью. Макроэкономика. М-94г.
- Н. Грегори Мэнкью. Принципы экономикс. П-98г.
- Современный Казахстан . Экономика, политика, общество. Под редакцией Арынова Е.М. Том 1,2. А-97г.
- С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М-95г.
- Экономика Казахстана на пороге XXI века. Под редакцией Мамырова Н.К.
- Эффективность государственного управления. Под редакцией Батчикова С.А., Глазьева С.Ю. М-98г.
- Реформирование экономики Казахстана. Проблемы и их решения. Кенжебузин. А-94.
- Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.
- Ежемесячный финансовый журнал «Банки Казахстана» № 1 от 2003 года статья «Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2003-2005 годы», одобрено постановлением Правления НБРК от 16 ноября 2002 года№ 459.;
- Статистический данные РК за первое полугодие 2003 г. Агентство по статистике Республики Казахстан. Алматы 2003.
- Статистический бюллетень № 1 (45) декабрь 2003 год.