ПЛАН
Введение
Глава 1. Сущность деятельности государства на рынке ценных бумаг
Глава 2. Совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг как основа его эффективного функционирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Становление и развитие рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, предполагает наличие в ее организационной структуре рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг — это взаимосвязанная с общей государственной инвестиционной политикой индустрия, обеспечивающая распределение инвестиционных ресурсов с целью максимально оперативного и эффективного использования, а также концентрации его в наиболее перспективных отраслях экономики.
Создание рынка ценных бумаг имеет решающее значение в оздоровлении финансовой системы и преодолении спада производства. В условиях развитого рынка ценных бумаг возникает оптимальная структура общественного производства и создается бездефицитная экономика: общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Рынок ценных бумаг во многих отношениях является лучшим и наиболее доступным источником финансирования экономического роста, макроэкономическим регулятором многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов.
Развитие рынка ценных бумаг способствует повышению активности юридических и физических лиц как реальных собственников. Успешное развитие рынка благотворно скажется на населении страны в целом. Тот, кто выпускает ценные бумаги, извлечет пользу в том смысле, что у него появятся дополнительные ресурсы, которые позволят ему расширить производство. Расширение производства эмитентом и повышение степени прибыльности предприятия является выгодным для инвестора, владеющего растущими в цене акциями этого предприятия. В результате расширения производства появятся новые рабочие места, что, в свою очередь, вызовет подъем экономики и расширение сферы оказываемых услуг, а это, опять-таки, повлечет за собой появление новых рабочих мест и больших экономических ресурсов.
Глава 1. Сущность механизма государственного регулирования ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг является важнейшей государственной задачей. Цель государственного регулирования состоит в обеспечении соблюдения прав и законных интересов всех участников сделок с ценными бумагами.
Направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. В Российской Федерации это Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, входящая в состав Правительства, но непосредственно подотчетная и подчиненная Президенту, Министерство финансов, Центральный банк, Государственный комитет по управлению государственным имуществом, Российский фонд федерального имущества, Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В Республике Казахстан такими органами являются Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Министерство финансов, Национальный банк, Государственный комитет по управлению имуществом и Государственный комитет по приватизации.
Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ). В январе 1995 года был определен состав членов Национальной комиссии, а Указом Президента Республики Казахстан от 21 апреля 1995 года «О ценных бумагах и фондовой бирже» определен правовой статус НКЦБ, ее функции и полномочия. Согласно этому Указу НКЦБ является основным органом, регулирующим рынок ценных бумаг в Республике Казахстан, на который возложена сложная и масштабная задача, требующая разработки необходимой правовой базы, создания инфраструктуры рынка, ограничения рисков инвесторов, публикация микро- и макроэкономической информации, гармонизация казахстанских и международных стандартов по ценным бумагам, создания системы надзора за небанковскими инвестиционными структурами, государственной поддержки образования в области ценных бумаг. НКЦБ — это основной орган, регулирующий отношения, возникающие на рынке корпоративных и государственных ценных бумаг, а функции по осуществлению регулирования выпуска государственных ценных бумаг возложены на Министерство финансов, финансовым агентом которого является Национальный банк..
Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам состоит из председателя и четырех членов комиссии, (обладающих всей полнотой полномочий и ответственности, возложенных на комиссию законодательством Республики Казахстан. Председатель и члены комиссии обладают одинаковым статусом и равными правами по принятию решений в области регулирования рынка ценных бумаг. Председатель и члены комиссии назначаются сроком на 5 лет и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Премьер-министра. Для обеспечения функционирования Национальной комиссии РК по ценным бумагам создан ее постоянно действующий исполнительный аппарат.
В настоящее время инфраструктура рынка ценных бумаг Республики Казахстан развита не в полной мере, то есть все субъекты, обслуживающие фондовый рынок, не в достаточной степени «подключены» к общей системе инфраструктуры рынка ценных бумаг. Отсутствует достаточная нормативная база, которая бы в полной мере регулировала все отношения, возникающие на рынке ценных бумаг. Нет доступных источников информации, которые полностью бы отражали всю картину, складывающуюся на рынке ценных бумаг республики. За рубежом существуют специализированные печатные органы, основной задачей которых является объяснение мелкому инвестору роли и сущности всех связующих звеньев фондового рынка.
Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, являющаяся в соответствии с действующим законодательством центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, призвана обеспечить условия его нормального функционирования и защиту прав и интересов его участников. В частности, это касается реализации политики Правительства, направленной на создание наиболее благоприятного инвестиционного климата не только для отечественных, но и для зарубежных инвесторов. Основной целью работы акционерных обществ и холдинговых компаний должно стать повышение привлекательности ценных бумаг для иностранных инвесторов. Активная работа акционерных обществ на фондовом рынке должна использоваться как метод стимулирования притока иностранных портфельных инвестиций, а также как метод взаимного владения капиталом внутри страны.
Финансовая сфера Республики Казахстан, долгое время изолированная от международных рынков, оказалась не в состоянии быстро втянуться в процесс интернационализации мировых финансовых связей. Смена условий развития, полный переход к открытости в экономике еще не нашли достаточного отражения в финансовой сфере. Первым шагом стали законодательные акты, делающие практически полностью свободным капиталообмен с зарубежными странами.
Выход в перспективе отечественных ценных бумаг на мировые рынки капитала — одна из возможных форм привлечения свободного капитала. Для Казахстана с его «больным» бюджетом, банкротством многих предприятий привлечение иностранных инвестиций является на данном этапе ключевым в реформировании экономики.
Очевидно, будет иметь продолжение, и не без пользы, начатая в 1993-1994 годах прямая покупка иностранными инвесторами отдельных предприятий (Алматинский табачный комбинат, шымкентские кондитерский и маргариновый заводы).
Однако чрезмерное увлечение помощью зарубежных инвесторов не безопасно. Нарастающая зависимость развития экономики республики чревата возникновением ряда негативных явлений как экономического, так и политического характера. В руках иностранных компаний могут оказаться ключевые сферы и отрасли, или объем внутреннего долга превысит критическую массу, выйдет за пределы допустимого, что негативно скажется на экономике в целом. Поэтому положительная оценка работы рынка ценных бумаг за последнее время должна обеспечить доверие и активизировать отечественных инвесторов, в частности такого важного инвестора, как население. Его потенциал достаточен, необходимо только создать гарантии сохранности и прироста капитала.
Основными задачами Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как центрального исполнительного органа по государственному регулированию являются: контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг; разработка правил его функционирования, обеспечивающих соблюдение интересов всех участников рынка ценных бумаг и подготовку профессиональных кадров для работы на нем; информирование населения, общественности и хозяйствующих субъектов в интересах придания рынку ценных бумаг цивилизованного и эффективного характера.
Государственное регулирование на рынке ценных бумаг осуществляется путем:
— установления обязательных требований и стандартов деятельности эмитентов;
— регистрации решений о выпуске ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
— лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— определения форм антимонопольного регулирования рынка ценных бумаг;
— контроля за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка;
— запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Министерство финансов осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, то есть выступает в качестве эмитента на фондовом рынке.
Государственные ценные бумаги составляют на сегодняшний день значительную часть всех ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг Казахстана. От того, как будут складываться отношения на рынке государственных ценных бумаг, во многом зависит состояние фондового рынка республики в целом.
В настоящее время возникла необходимость в координации действий на рынке ценных бумаг. В этой связи важное значение в регулировании рынка ценных бумаг имеет Национальная комиссия по ценным бумагам, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по ценным бумагам всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими операции на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опираться на предварительно разработанную и научно обоснованную концепцию. Особенно это важно для Казахстана, где этот процесс только набирает силу. В странах с развитой рыночной экономикой главенствующее значение имеет воздействие государства на макро- и региональные пропорции спроса и предложения денежных ресурсов, а также на их межотраслевую миграцию для модернизации отраслевой хозяйственной структуры. При этом государством должна быть выбрана такая национальная модель рынка ценных бумаг, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы целям экономического роста.
Сейчас на мировом рынке существуют две основные модели организации рынка ценных бумаг. Одна из них предусматривает господство на этом рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). Другая является смешанной, то есть предусматривает активную роль как банковских учреждений, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания). В тех странах, где на рынке ценных бумаг господствует ограниченное число коммерческих банков, деятельность которых подконтрольна центральному национальному банку и другим правительственным агентствам, государственное регулирование является более жестким.
НКЦБ в качестве целевой модели рынка ценных бумаг, формируемого в Республике Казахстан, принимает рыночную (небанковскую) модель, принятую в настоящее время в большинстве развитых государств, в частности в США, Малайзии, Пакистане, Сингапуре. Рыночная модель рынка ценных бумаг является наиболее предпочтительной в условиях Казахстана. При данной модели операции с ценными бумагами осуществляются преимущественно небанковскими инвестиционными институтами, а держателями ценных бумаг выступают преимущественно население или институциональные инвесторы, осуществляющие концентрацию финансовых ресурсов населения для диверсифицированного инвестирования в ценные бумаги.
Национальная комиссия считает, что при функционировании рыночной (небанковской) модели возможности рынка ценных бумаг используются с наибольшей эффективностью для большинства населения. В конечном счете рынок ценных бумаг станет сферой деятельности всех желающих и располагающих минимальными средствами для инвестирования в ценные бумаги.
Создание рыночной (небанковской) модели рынка ценных бумаг предоставит промышленным предприятиям большие возможности для привлечения финансовых ресурсов через механизмы долевого участия, что, с одной стороны, позволит сформировать класс собственников и совладельцев (акционеров), с другой стороны, будет означать привлечение инвестиционных ресурсов в бессрочное пользование. Создание в республике класса совладельцев предприятий будет, во-первых, способствовать улучшению благосостояния населения, во-вторых, служить гарантией обеспечения политической стабильности и последовательности экономического и политического курса реформ. В целом же это будет соответствовать стратегической цели и имеющимся в мировой практике экономическим тенденциям развития любого современного государства, заключающимся в необходимости создания механизма обеспечения максимального удовлетворения потребностей населения.
Сложившаяся в республике ситуация характеризуется наиболее ликвидным рынком государственных ценных бумаг. Особенность этого рынка заключается в том, что его участниками являются Минфин — эмитент государственных ценных бумаг и Нацбанк — его финансовый агент, а также дилер по государственным ценным бумагам. Однако, как упоминалось, вышеназванные участники рынка ценных бумаг являются органами, определяющими условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
В целях обеспечения равных условий для деятельности участников рынка государственных ценных бумаг Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам предстоит взять на себя всю полноту ответственности за регулирование рынка ценных бумаг.
В мировой практике государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства уполномоченных государственных органов в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на этот рынок. К основным направлениям прямого вмешательства относятся:
— весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов по проблемам рынка ценных бумаг;
— постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же проблемам;
— меры, принимаемые другими государственными органами по введению новых и изменению старых положений и норм, касающихся деятельности рынка ценных бумаг. В основном это лицензирование участников рынка ценных бумаг, ограничения и запрещения на обращение некоторых видов ценных бумаг и совершение сделок, регистрация ценных бумаг и т.п.
В систему рычагов косвенного воздействия входят:
— контроль за находящейся в обращении денежной массой и за объемом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента (ставки рефинансирования);
— налоговая политика государства;
— гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;
— выход государства на рынки ссудных капиталов (выпуск казначейских облигаций, векселей, средне- и долгосрочных ценных бумаг, эмиссия обязательств государственных органов и т.п.), создающий прямую конкуренцию в борьбе за кредиты между государством и корпорациями;
— внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта и т.д.);
— внешнеэкономическая деятельность государства (развертывание и свертывание политических контактов и т.п.).
Институциональное обеспечение (т.е. система государственных органов, осуществляющих регулирование рынка ценных бумаг) возлагается либо на специальные органы (комиссия по ценным бумагам), либо на министерство финансов, либо на государственный (центральный) банк. Например, в США разработкой и проверкой исполнения соответствующих законов занимается образованная при конгрессе комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в Японии эти вопросы находятся в ведении министерства финансов. Регулирующие органы выполняют в основном три функции, направленные на защиту интересов инвесторов от финансовых потерь.
Это, во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг, которую должны пройти как сами хозяйствующие субъекты, работающие на рынке, так и все сотрудники, непосредственно имеющие дело с ценными бумагами. Все кандидаты должны удовлетворять определенным требованиям финансового состояния, то есть обладать необходимым (минимальным) собственным капиталом. Обычно регистрирующие органы получают право отказывать в регистрации, если это будет служить защите интересов инвесторов.
Во-вторых, это обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией. Оно достигается прежде всего публикациями проспектов эмиссии, содержащих полную, правдивую информацию о выпусках ценных бумаг и самих эмитентах. Исключением является частное размещение ценных бумаг среди ограниченного и заранее известного круга лиц. Кроме того, эмитенты обязаны периодически публиковать финансовую отчетность, сведения об изменениях в составе руководящих лиц фирмы. Наконец, на институциональных органах лежит функция контроля и поддержания правопорядка на рынке ценных бумаг. Уполномоченные органы могут проводить расследования любых нарушений закона, применять административные меры в отношении виновных лиц, передавать дела в суд. Для этого они наделяются большими полномочиями, включая наложение ареста на денежные средства и ценные бумаги, изъятие документов и т.п.
Кроме перечисленных мер государственного регулирования важное значение в функционировании рынка ценных бумаг имеет внутреннее саморегулирование этого рынка. Большую роль играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации, контроля и регулирования, постоянно действующего рынка ценных бумаг. Биржа осуществляет жёсткий контроль за деятельностью всех участников биржевой торговли, устанавливает для них многочисленные правила и нормы поведения.
Помимо биржи на рынке ценных бумаг активно действуют и другие организации, также устанавливающие правила поведения на рынке и обеспечивающие действенный контроль за их соблюдением.
Это ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они возникают по мере усложнения и расширения рынка ценных бумаг, когда действия государства по регулированию рынка по тем или иным причинам оказываются недостаточными. Такие ассоциации выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящее ущерб не только членам ассоциаций, терпящим от этого убытки, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, ибо снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Таким образом, интересы профессиональных ассоциаций в деле нормального функционирования рынка ценных бумаг во многом совпадают с интересами государства.
В настоящее время важнейшая задача государственного регулирования — превращение казахстанского рынка ценных бумаг в развитой рынок.
Эффективность регулирования государством рынка ценных бумаг целиком и полностью зависит от предварительно разработанной и научно обоснованной концепции по становлению и развитию рынка ценных бумаг. Особенно это важно для Казахстана, где этот процесс только набирает силу.
Глава 2. Совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг как основа его эффективного функционирования
Формирование адекватной нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг — одна из наиболее важных задач развития казахстанского рынка ценных бумаг. Необходимы законодательное регулирование вопросов выпуска и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг, создание депозитарно-регистраторской системы рынка ценных бумаг, определение правовых рамок функционирования инвестиционных компаний и трансформаций действующих инвестиционно-приватизационных фондов.
Национальная комиссия по ценным бумагам в соответствии со Среднесрочной программой действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы разработала Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Реализация этой программы позволит осуществить комплексное развитие всех элементов структуры рынка ценных бумаг.
В частности, с целью упорядочения правил регистрации выпуска и утверждения отчетов по итогам эмиссии разработаны Положение о регистрации и перерегистрации выпуска и погашения акций акционерных обществ в Республике Казахстан, Положение о рассмотрении и утверждении отчетов об итогах выпуска и размещения ценных бумаг, Положение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Республики Казахстан.
Одной из проблем развития рынка ценных бумаг является необходимость создания условий для функционирования институтов, осуществляющих фиксацию и подтверждение прав на ценные бумаги. Национальной комиссией подготовлены Положение о Центральном депозитарии, Положение по ведению реестра держателей ценных бумаг, Положение о кастодиальной деятельности, Положение о порядке выдачи разрешения на обучение специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение об аттестации слушателей курсов по подготовке специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, Требования к страховым компаниям, осуществляющим деятельность по страхованию финансовых рисков на рынке ценных бумаг.
В настоящее время в Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам осуществляется разработка следующих нормативно-правовых актов:
— Положение о лицензировании депозитарной деятельности;
— Положение о сертификации программного обеспечения ведения реестра держателей ценных бумаг;
— Положение о деятельности по хранению ценных бумаг;
— Положение о лицензировании деятельности по хранению ценных бумаг;
— Положение о порядке выдачи лицензии на производство и ввоз на территорию Республики Казахстан бланков ценных бумаг;
— Положение о порядке выдачи разрешения на проведение сертификации программного обеспечения по ведению реестра держателей ценных бумаг.
Национальная комиссия по ценным бумагам принимает участие в разработке проекта закона «О вексельном обращении в Республике Казахстан», а также ведет работу по совершенствованию действующего законодательства. В процессе разработки проекта дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» Национальная комиссия по ценным бумагам пришла к заключению о необходимости подготовки принципиально нового режима деятельности на рынке ценных бумаг. Действующий закон «О ценных бумагах и фондовой бирже» не соответствует требованиям настоящего времени и в определенной степени тормозит дальнейшее развитие рынка ценных бумаг. Закон «О ценных бумагах и фондовой бирже» не согласуется с соответствующими законами постсоциалистических государств. В связи с этим Национальная комиссия приступила к разработке проекта закона «О рынке ценных бумаг».
Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам непосредственно участвовала в организации конкурса, объявленного постановлением Правительства от 19 марта 1996 года № 326 «О подготовке и проведении тендера по разработке пакета законодательных актов по рынку ценных бумаг». В соответствии с решением Организационного экспертного комитета по проведению конкурса на рассмотрение Правительства Республики Казахстан представлены проекты Положения о Центральном депозитарии, Положения о регистраторской деятельности в Республике Казахстан и Положения о кастодиальной деятельности в Республике Казахстан.
Национальной комиссией в Правительство на рассмотрение внесены проекты законов «Об инвестиционных фондах (инвестиционных компаниях) в Республике Казахстан», «О депозитарной деятельности в Республике Казахстан».
С целью углубления интеграции с республиками СНГ Национальной комиссией по ценным бумагам ведется работа по унификации законодательства Республики Казахстан в соответствии с рекомендациями Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
Становление рынка ценных бумаг сопровождается многочисленными аферами и махинациями на фондовом рынке, особенно широкие масштабы приняла практика создания финансовых пирамид, когда успех в привлечении акционеров и вкладчиков достигается за счет их прямого обмана и фальсификации финансовой отчетности. Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам пресекает подобные злоупотребления, регулируя взаимоотношения участников рынка ценных бумаг в целях создания справедливого, честного рынка, обеспечивающего равенство доступа к информации всем инвесторам.
Для наиболее эффективного регулирования рынка ценных бумаг Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам должна иметь возможность функционировать как независимый орган во избежание эксцессов в сфере обращения ценных бумаг, имевших место в России. В России рынок ценных бумаг регулировался несколькими органами государственного управления (Комитет по государственному имуществу, Министерство финансов и Национальный банк), и фрагментарность и нескоординированность действий этих органов позволила участникам рынка ценных бумаг манипулировать этим рынком в своекорыстных интересах. Поэтому, во избежание негативных явлений, крайне важно, чтобы Национальная комиссия Республики Казахстан была единственным регулирующим органом, отвечающим за состояние данного рынка. Не случайно в настоящее время в России предпринимаются попытки переструктурировать органы, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг, в некое более единое целое. Парламент также сможет влиять на деятельность Национальной комиссии, так как ему предстоит утверждать ее бюджет.
Для осуществления деятельности по регулированию рынка ценных бумаг Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам:
участвует в разработке и экспертизе проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере выпуска и обращения ценных бумаг;
осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг независимо от общего объема эмиссии и способа размещения ценных бумаг, кроме ценных бумаг в иностранной валюте;
допускает (регистрирует) к обращению на рынке ценных бумаг Республики Казахстан ценные бумаги иностранных эмитентов;
ведет общий государственный реестр ценных бумаг, зарегистрированных на территории Республики Казахстан;
выдает лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
издает нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов рынка ценных бумаг;
осуществляет сбор необходимой информации от профессиональных участников рынка ценных бумаг, касающейся их деятельности, а также от центральных и иных исполнительных органов относительно их деятельности на рынке ценных бумаг, и проводит анализ такой информации;
разрабатывает квалификационные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
требует от субъектов рынка ценных бумаг представления полной информации, необходимой для осуществления Национальной комиссией РК по ценным бумагам возложенных на нее контрольных функций;
информирует население о своей деятельности через средства массовой информации, в том числе через печатный орган Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам;
регулярно публикует в средствах массовой информации сведения об эмитентах, зарегистрировавших ценные бумаги, и видах выпускаемых ими ценных бумаг;
контролирует порядок опубликования субъектами рынка ценных бумаг информации об их деятельности на рынке ценных бумаг с учетом требований полноты, достоверности, доступности и регулярности указанной информации;
проводит проверки соответствия деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг полученным ими лицензиям;
может подавать иски в суды по защите нарушенных прав и законных интересов инвесторов в процессе выпуска и обращения ценных бумаг;
привлекает к работе в качестве консультантов и экспертов отечественных и зарубежных специалистов;
координирует деятельность по разработке образовательных программ для организаций, обучающих участников рынка ценных бумаг;
создает региональные отделения своего исполнительного аппарата;
реализует другие полномочия по регулированию деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечению защиты прав и интересов его субъектов на основе действующего законодательства Республики Казахстан.
В настоящее время в Казахстане в роли эмитента ценных бумаг выступает государство, производящее выпуск государственных ценных бумаг и направляющее полученные денежные средства на осуществление различных целевых программ, покрытие дефицита бюджета, проведение антиинфляционных мероприятий. От имени государства эмиссию осуществляют центральные и местные органы государственного управления (Минфин, местные администрации). Данные ценные бумаги могут, как правило, свободно продаваться и покупаться на рынке ценных бумаг, исполняя при этом функции средств обращения или платежа. К видам государственных ценных бумаг относятся: казначейские векселя, казначейские боны, ноты, казначейские обязательства и облигации.
Одной из проблем в формировании нормативно-правовой базы отечественного рынка ценных бумаг является необходимость законодательного урегулирования правил выпуска и обращения государственных ценных бумаг и муниципальных ценных бумаг.
В связи с этим при подготовке Программы развития рынка ценных бумаг Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам в число первоочередных законодательных актов включены проекты законов «О внутреннем долге Республики Казахстан и государственных ценных бумагах» и «О ценных бумагах местных органов исполнительной власти», которые будут разрабатываться Министерством финансов совместно с Национальной комиссией по ценным бумагам.
«Особым видом регулирования является деятельность банков, которые могут выпускать практически все предусмотренные законодательством виды ценных бумаг, а также особый вид ценной бумаги — банковский депозитный сертификат.
В качестве эмитентов могут выступать также юридические лица, а именно: акционерные общества и компании могут выпускать акции и облигации; только облигации могут выпускать товарищества с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью. Эмиссия ценных бумаг юридических лиц, как правило, осуществляется для привлечения средств в качестве первоначального капитала в момент образования предприятия или дополнительных денежных средств для выполнения различных программ по развитию производства.
Государственная регистрация эмиссии ценных бумаг производится Национальной комиссией по ценным бумагам. Регистрация должна быть осуществлена в любом случае, если эмитентом выполнены все законодательные требования, касающиеся содержания и формы подаваемых на регистрацию документов, а также процедуры сроков их подачи. Только в случае несоблюдения указанных условий регистрирующий орган может отказать в регистрации или приостановить ее. Именно в процессе регистрации большая часть требуемой комиссией финансовой информации об эмитенте становится доступной широкому кругу потенциальных инвесторов. Такое регулирование позволит обеспечить население доступной и достоверной информацией и таким образом защитит рынок от коррупции, а инвесторов от мошенничества, тем самым способствуя укреплению и дальнейшему развитию самого рынка. Только оно в состоянии обеспечить потенциальных инвесторов равенством доступа к информации, что позволит им принимать правильные решения и благоприятно повлияет на развитие рынка ценных бумаг в целом.
Производство бланков ценных бумаг осуществляется специализированными предприятиями по заказу эмитентов и на основании соответствующего договора. Эти бланки должны содержать такую степень зашиты, чтобы это могло гарантировать от подделки ценной бумаги. Произведенные бланки в силу правовой природы ценных бумаг являются бланками строгой отчетности. Технология производства бланков должна быть высоконадежной и защищенной. Деятельность по производству бланков ценных бумаг признана профессиональной и лицензируемой.
Эмиссия ценных бумаг производится как в материализованной, так и в дематериализованной форме. При нынешней сложной экономической ситуации в республике и больших расходах на изготовление бланков ценных бумаг эмитенты предпочитают выпускать ценные бумаги в дематериализованной форме.
Для фиксации процесса движения прав собственности на ценные бумаги, а также ограничения этих прав в случае залога ценных бумаг должны производиться изменения в книге регистрации акционеров или держателей ценных бумаг. Если по требованию инвесторов им были выданы сертификаты или выписки из реестров, то должна предусматриваться возможность совершения передаточных надписей на оборотной стороне этих документов. Передаточные надписи должны быть заверены печатью самого эмитента или уполномоченного юридического лица, оказывающего услуги по ведению реестра ценных бумаг этого эмитента. Сложившаяся практика в Казахстане показывает, что такие операции, как правило, производят сами акционерные общества. Увеличение же объемов сделок по купле и продаже ценных бума г в Казахстане настоятельно потребует создания специализированных участников рынка ценных бумаг — депозитариев и независимых регистраторов.
Основной функцией депозитария является регистрация перехода прав владения и обеспечения непрерывности процесса сделок на вторичном рынке ценных бумаг. , Первичное распространение большинства видов ценных бумаг производится открытым способом, и зачастую эмитентом самостоятельно, что требует широкой известности и хорошей репутации последнего на рынке. Но распространение самим эмитентом своих же ценных бумаг не является единственно возможным и самым эффективным способом первичного размещения. В международной практике имеет место опыт создания групп профессиональных участников, которые осуществляют подписку на ценные бумаги эмитента на основании соответствующего договора и могут гарантировать выкуп за собственные средства тех ценных бумаг, которые остались неразмещенными. Такие группы получили название андеррайтеры.
Проведение подписки на ценные бумаги может сопровождаться рекламной кампанией. Однако в Казахстане отсутствуют нормативные акты, регламентирующие правила проведения рекламной кампании при подписке на ценные бумаги, обязывающие эмитента полностью публиковать проспект эмиссии с указанием всех типов риска, которые ложатся на покупателя. Отсутствуют также нормы, регулирующие возможность доступа ко всей документации, связанной с обращением ценных бумаг данного эмитента.
Вторичный рынок ценных бумаг имеет свою структуру, которая представляет собой биржевой рынок в лице фондовой биржи и внебиржевое обращение ценных бумаг.
Биржевой рынок — это устойчивая во времени структура, управляющая обращением ценных бумаг акционерных обществ, компаний и государственных ценных бумаг, а также предоставляющая определенного рода гарантию качества, что достигается тем, что к сделкам на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые отвечают требованиям биржи и включены в официальный список (то есть эмитенты этих ценных бумаг должны пройти процедуру листинга). Процедура листинга отражает требования биржи, предъявляемые к выпущенным эмитентами ценным бумагам и соответственно к самим эмитентам в части их хозяйственной деятельности и финансового положения, а также экономической стратегии эмитента.
Членами биржи являются брокеры и дилеры, осуществляющие сделки по купле-продаже ценных бумаг. Брокер должен вести финансовую документацию, где найдут отражение все финансовые отношения с клиентами, однако в настоящее время нет надлежащего нормативного регулирования этих отношений. Задача Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам — регламентировать данные отношения, что послужит защите прав и интересов инвесторов и позволит проводить государственную политику в области регулирования поведения профессиональных участников на рынке ценных бумаг и развития самого рынка. Регулирование порядка ведения отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг не должно ограничивать свободу принятия решений брокерами, а лишь регламентировать основные аспекты его правовых отношений с инвесторами.
Все элементы инфраструктуры рынка ценных бумаг тесно взаимосвязаны, и полнокровное функционирование всех профессиональных участников невозможно без их тесных контактов. Такого рода взаимодействие можно наблюдать между фондовой биржей и депозитариями, регистраторами ценных бумаг, а также клиринговыми и расчетными организациями. Депозитарий, принимая от своих членов ценные бумаги на хранение, учитывает все действия, связанные с движением ценных бумаг, и сам технически способствует осуществлению этих сделок по поручению своих клиентов. Информация об изменении прав собственности на ценные бумаги формируется при непрерывном взаимодействии депозитария как с эмитентами ценных бумаг, так и с независимыми регистраторами, ведущими реестры инвесторов данного эмитента на основе соответствующего договора. Отношения депозитария с регистраторами являются обязательными и строятся на основе соответствующего юридического акта. Для максимальной скорости и гарантированности совершения операций с ценными бумагами, а также мобильности получения и обработки информации осуществления сделок с ценными бумагами создается Центральный депозитарий, действующий на основе развитой и разветвленной телекоммуникационной системы. Законодательством должна быть предусмотрена возможность взаимодействия на договорной основе Центрального депозитария и других субъектов рынка ценных бумаг, имеющих самостоятельный юридический статус.
Осуществление функций по хранению ценных бумаг, имеющих материализованную форму, наиболее целесообразно предоставить банкам.
Заключив биржевую сделку, профессиональные участники рынка ценных бумаг должны фактически обменяться ценными бумагами и деньгами. Для осуществления этих действий существуют расчетно-клиринговые организации.
Функционирование депозитария, расчетно-клиринговой системы, хранилищ и независимых регистраторов имеет место не только в сфере биржевой торговли, но и на внебиржевом рынке ценных бумаг.
Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой совокупность сделок с теми ценными бумагами, которые не были допущены из-за жестких требований к обращению на фондовой бирже. Но несмотря на это, посредники (брокеры, дилеры) должны осуществлять сделки по купле-продаже ценных бумаг на внебиржевом рынке, выполняя определенные требования по ведению отчетности по заключенным сделкам, соблюдать нормы гражданского, налогового и уголовного законодательства Республики Казахстан.
Внебиржевой рынок ценных бумаг может быть организованным, так как профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе образовывать свои ассоциации, внутри которых ее члены самостоятельно регулируют свои взаимоотношения. Организация подобных ассоциаций способствует уменьшению риска потери капиталов, увеличению доходности операций с ценными бумагами за счет создания благоприятных условий для осуществления сделок.
Кроме того, на рынке ценных бумаг могут функционировать котировочные системы внебиржевого рынка как один из видов профессиональной деятельности. Основная их задача — фиксировать текущий курс стоимости на ценные бумаги, не прошедшие листинг фондовой биржи. Определяемая в котировочных системах стоимость ценных бумаг наиболее адекватно отражает реальную ситуацию на рынке пенных бумаг, обращающихся вне биржи.
Подготовкой специалистов для работы на рынке ценных бумаг занимаются учебные центры, получившие разрешение Национальной комиссии Республики Казахстан на осуществление этого вида деятельности. Координирует работу учебных центров Аттестационная комиссия, созданная в соответствии с приказом председателя Национальной комиссии РК по ценным бумагам. В состав Аттестационной комиссии входят председатель — один из членов Национальной комиссии, члены и секретарь — специалисты Главного управления регулирования рынка ценных бумаг. На сегодняшний день прошли обучение и получили квалификационные свидетельства первой категории на право занятия брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг после успешной сдачи экзамена свыше 1300 человек.
Таким образом, все вышеперечисленные направления и методы государственного регулирования развивающегося рынка ценных бумаг Республики Казахстан служат основой для совершенствования взаимоотношений всех участников рынка и создают предпосылки для создания действительно цивилизованного отечественного рынка ценных бумаг.
Заключение
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: [Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»]
— издания нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов рынка ценных бумаг:
— регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществления контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
— лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— лицензирования деятельности фондовых бирж и организации, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли ценными бумагами обращающимися на внебиржевом рынке;
— создания системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг; контроля за соблюдением их прав эмитентами профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— контроля за деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и применения соответствующих санкции за нарушение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
— выявления и принятия мер по привлечению к ответственности лиц нарушающих законодательство на рынке ценных бумаг;
— организация системы по повышению профессионального и образовательного уровня участников рынка ценных бумаг.
Создание органа, регулирующего рынок ценных бумаг в Республике Казахстан регулируется Положением о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ), утвержденную Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 1996 г. НКЦБ является центральным исполнительным органов, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж и эмитентов, а также обеспечение защиты прав интересов его участников.
В 1996 г. Правительство Республики Казахстан утвердило программу развития рынка ценных бумаг в Казахстане и возложило контроль за ее реализацией на Национальную комиссию по ценным бумагам. Цель программы -создание эффективного механизма привлечения инвестиций, аккумуляции и рационального перераспределения капитала между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами.
Реализация программы предусматривается в три этапа.
Первый этап (апрель 1996 — март 1997 г.). Основными задачами намечены завершение формирования комплекса нормативных актов, касающихся деятельности на РЦБ, создание основ депозитарно-регистраторской системы, урегулирование деятельности инвестфондов, преобразование их в инвесткомпании и формирование системы государственного регулирования РЦБ.
Второй этап (апрель 1997 — март 1998 г.), как предполагается, будет связан с отработкой взаимодействия всех элементов инфраструктуры РЦБ, включающей депозитарно-регистраторскую систему, инвестфонды и их управляющих, саморегулируемые организации и систему брокерско-дилерских контор.
Третий этап (апрель 1998 — декабрь 1998 г.) отведен на осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы регулирования деятельности на РЦБ и создание предпосылок для интеграции отечественного рынка в международную финансовую систему.
Анализ зарегистрированных за первое полугодие 1997 г. проспектов эмиссии показал, что на рынке имеет место благоприятная тенденция роста повторных эмиссии акций. Если до сих пор первичные акционеры большинства АО предпочитали контроль над предприятием, то сейчас объективная экономическая ситуация подталкивает их к капитализации фондов за счет внешних инвестиций. По данным Нацкомиссии, в первом полугодии было зарегистрировано 209 повторных эмиссии (по сравнению с 222 за весь 1996 г.). Причем 40% из
них приходится на промышленные предприятий.
На основании вышеперечисленных выводов возникает необходимость в разработке новой среднесрочной программы развития РЦБ на 1998-2000 п. и соответствующих краткосрочных планов. Задачей номер один в этих документах должно стать формирование массы негосударственных ценных бумаг для обращения на фондовом рынке. Сама по себе задача, конечно, не нова. НКЦБ предложила 7 взаимодополняемых вариантов ее решения.
1) завершение программы «голубых фишек»;
2) создание законодательной базы для реструктуризации долгов АО в ценные бумаги;
3) разработка мер по выводу на фондовый рынок ценных бумаг «второго-эшелона». Правда, при этом НКЦБ отметила, что она будет достаточно негативна, поскольку эмитенты таких бумаг, как правило, находятся в частной собственности и не подчиняются регулятивному органу;
4) решение правовых вопросов эмиссии муниципальных ценных бумаг;
5) активизация рынка производных ценных бумаг, в первую очередь фьючерсами, предназначенными для хеджирования валютных рисков;
6) создание условий для регулируемого допуска на рынок международных ценных бумаг и ценных бумаг иностранных эмитентов. Прежде всего казахстанских еврооблигаций и депозитарных расписок, в основе которых лежат акции и облигации казахстанских организаций;
7) эмиссия акций инвесторов.
Список использованной литературы
- Андагулов К. Чуда не произошло. // Деловая неделя № 1 0 от 1 2.03.99.
- Андрианова Л. Фьючерсный рынок. Коридор высокого напряжения. // Экономика и жизнь. — 1994. № 45. С.
- Бейсембетов И.К., Жаркынбаев Е.С., Иванов М.И. Фондовый рынок Республики Казахстан: Проблемы и перспективы развития. Под. ред. Темирханова Е.У.-1997.-Алматы.-С.6
- Как сделать рынок государственных ценных бумаг более привлекательным // Бизнес-Казахстан. — 1998. — № 1. — август. — С.
- Модестов. В полосе безвременья. // Деловая неделя. 6-12 февраля. — С. 18.
- На фондовом рынке Казахстана появились первые корпоративные облигации. // Панорама. — 1998. — № 42. — 30 октября. — С.
- НКЦБ вступил в международную организацию IOSCO. // Панорама: — 1997 — № 47. — 5 декабря. — С.
- Шалгимбаева Г. Рынок ценных бумаг: механизм государственного регулирования. – Алматы: Каржы-Каражат, 1996. – 26 с.