АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Государственное регулирование экономики

 

 

ПЛАН

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  1. Оздоровление финансовой системы: задачи и пути их решения.

 

 

  1. Монетарная и немонетарная методы регулирования денежно-кредитной сферы

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от централизованно  планируемой и контролируемой экономики, к экономике функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную банковскую и финансовую систему.  После того,  как создана надежная  банковская  и финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

Предметом моего исследования является совокупность фи­нансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной систе­мы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении националь­ной экономикой.

В работе использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых; богатый мировой опыт функцио­нирования финансово-кредитных систем стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой, принципы системности и раз­вития.

Источником фактического материала явились отчет­ность Министерства финансов Республики Казахстан об исполнении Государственного бюджета; Национального Банка о кредитных вложениях в народное хозяйство, структуре денежной массы и кредитных ресурсах респуб­лики; а также данные Государственного Комитета по ста­тистике и анализу о важнейших макроэкономических по­казателях; законодательные акты и решения Правитель­ства Республики Казахстан, научно-практическая информация по пробле­мам моего исследования.

 

  1. Оздоровление финансовой системы: задачи и пути их решения.

 

Переход к рыночным отношениям ставит перед экономической наукой острейшие проблемы. Среди них — преодоление инфляции, ограничение дефици­та бюджета, создание рыночных отношений и хозяйствен­ных связей между субъектами рынка, основанных на объек­тивных потребностях развития общества, выработка регу­ляторов денежных отношений. Решение этих задач невоз­можно без развития теории денег, финансов и кредита.

Длительное время в результате принижения роли ры­ночных отношений и связанных с ними стоимостных ка­тегорий, потенциальные возможности финансов и креди­та оставались невостребованными, неправильное использование этих категорий в практике хозяйствования ока­зывало деструктивное влияние на экономику.

Наследство, которое досталось республике от тотали­тарной системы, на момент перехода к рынку оказалось таковым, что молодому суверенному государству прихо­дится решать одновременно массу накопившихся, годами нерешаемых проблем: однобокое развитие производи­тельных сил с ярко выраженной сырьевой направленно­стью, техническая и технологическая отсталость про­мышленного потенциала, низкая производительность тру­да, недостаточные стимулы к труду, запущенность в раз­витии материально-технической базы социальной сферы, низкая оплата труда в бюджетных учреждениях; нерешенность жилищной проблемы, низкая степень социаль­ной защиты нетрудоспособных граждан, загрязнение ок­ружающей среды и падение уровня жизни населения.

Финансовое обеспечение реализации указанных выше, задач возлагается на финансово-кредитную систему ре­спублики. Существовавшая ранее административно-ко­мандная система распределения финансовых и кредитных ресурсов Казахстана не способна выполнить стоящие пе­ред республикой сложнейшие задачи переходного к рын­ку периода. Объективная действительность диктует необ­ходимость создания новой, жизнеспособной модели фи­нансово-кредитной системы, ориентированной на рыноч­ные отношения, в целях более полной мобилизации внутренних и внешних финансовых ресурсов и произво­дительного их использования для подъема и структурной перестройки экономики Казахстана.

 

Основные направления финансовых реформ в Казахстане

Определение основных направлений реформирова­ния финансово-кредитной системы Республики Казах­стан в условиях перехода к рыночной экономике, кото­рые включают в себя:

  • создание финансово-кредитного механизма рыноч­ной экономики — важнейшего элемента распределительной системы;
  • реформирование Государственного бюджета Ре­спублики Казахстан;
  • реконструкцию банковской системы Казахстана и усиление ее роли в приватизации и оздоровлении финансов государственных предприятий через осо­бый финансовый механизм санации и ликвидации;
  • повышение статуса Национального Банка Респуб­лики Казахстан в связи с усложнением решаемых им задач в условиях рыночной экономики и реор­ганизация его организационной структуры управ­ления с учетом мирового опыта;
  • постоянное совершенствование Государственного бюджета Респуб­лики Казахстан как главного звена финансовой системы ре­спублики: выявление основных, тенденций разви­тия и изменения стратегии государственного фи­нансового регулирования экономики Казахстана при переходе к рынку; теоретическое обоснование основных направлений реформирования бюджет­ных и налоговых методов регулирования экономи­ки Казахстана на основе обобщения мирового опы­та регулирования рыночной экономики с помощью налогов и государственных расходов.

 

Роль финансов в рыночной экономике

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей — двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы  использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

 

  1. Монетарная и немонетарная методы регулирования денежно-кредитной сферы

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику,  не             нарушающий  суверенитета  большинства субъектов системы бизнеса.             

Хотя при этом и происходит ограничение  рамок  их  экономической              свободы  (без  этого  вообще невозможно какое-либо регулирование              хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые            этими субъектами,  государство влияет лишь косвенным образом.  В              том заключается одно из главных различий между двумя  основными              направлениями  экономической политики страны:  монетарным и фискальным.      Ведь при осуществлении фискальной политики государство, изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полученные в результате непосредственного вмешательства  в  деятельность  суверенных  субъектов рыночной организации!) средства для  реализации трансфертной программы,  а также  для  финансирования      иных  государственных расходов.  Денежно-кредитная политика, на     мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хозяйствования,    нежели фискальная.                                                           

В идеале   денежно-кредитная  политика  должна  обеспечивать          стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы  ее  высшие и конечные цели.  Однако на практике с ее помощью приходится  решать  более  узкие,  отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.  В зависимости от  конкретных  условий,   сложившихся  в той или иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том,  что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная     альтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на     высшем управленческом уровне после серьезного анализа  ситуации,  рассмотрения  альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут  положительные  результаты.

Денежно — кредитная политика приводит  к  изменению  значений           основных макроэкономических параметров: ВНП,  инфляции,  уровня              безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных              методов  можно изменить предложение денег в экономической   системе.  Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные              переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат              корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,   используемых для принятия денежными властями практических решений.                                                                 

В качестве проводника денежно-кредитной политики  выступает              Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри-              мер, являются Национальный банк Республики Казахстан, Центральный банк Российской Федерации  (Банк  России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например — Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики  — денежную  массу,  центральный  финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной  экономики обеспеченный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику  стабилизации  экономики,   достижения  товарно-денежной сбалансированности.

Одной из важнейших задач Центрального банка в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.  Центральным банком, исходя из сложившейся хозяйственной конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики,  затем  реализуемые  (более или менее успешно) посредством разнообразных инструментов и методов.

Центральный банк издает официальные материалы (письма,  телеграммы),  имеющие либо обязательный, либо рекомендательный характер.  Таким образом до сведения коммерческих банков доводится информация о процедурных, структурных и количественных изменениях в регулирующих мероприятиях Центрального банка,  смещении акцентов при выборе инструментов монетарной политики.

Для всесторонней характеристики денежного обращения на территории Ка­захстана в период VI-VIII вв. материалов очень мало. Монеты VI-VIII века выпус­кались представителями владельных родов, ставивших на них свои знаки — тамги, своеобразные идеограммы родового имени. По ним можно было судить о принад­лежности владетеля к той или иной династии, а также определить древность раз­личных родов.

Одним из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана VI-VIII вв. был Отрар. Жизнь этого города и его оазиса оказывала серьезное влия­ние на жизнь периферии. Продукция Отрарских ремесленников поступала на рынке городов. О наличии в отрарском оазисе денежной торговли говорят анэпиграфные монеты, найденные в самом Отрар-тобе и на городищах его округи. Собранные монеты можно разделить на 2 типа.

К первому типу относятся медные монеты, которые на лицевой стороне име­ют родовую тамгу тюрков в виде лука и квадрата. Такой тамговый знак ставился и на монетах тюргешей, содержавших титул самого главного правителя — кагана. Идентичность тамговых знаков, вероятно, указывает на династийные связи тюрк­ских правителей на Сырдарье с тюрками Семиречья. На оборотной стороне этой монеты изображен идущий лев.

Ко второму типу относятся бронзовые монеты, имеющие на лицевой стороне другой знак. Он напоминает знак на бухарских монетах, найденных в Педжикенте, и следы надписи, выполненные согдийсим письмом. На оборотной стороне — тот же лев, только более высокого художественного оформления. В государстве саманидов наряду с золотыми динариями и медными фельсами постоянно чеканились высокопробные серебряные дирхемы, называемые «исмаили»

Если в начале XI в. в обращении были высокопробные серебряные дирхемы, то уже с начала 2 десятилетия XI века известны монеты, в которых содержание ме­ди доходило до 35%. Чеканка серебряных монет продолжалась до последней чет­верти XI века.

В XII-XIII вв. они стали чеканиться из меди, лишь сверху покрывались слоем серебра, так называемые посеребренные дирхемы.

XI — начало XIII века — период расцвета торговли. Запасы серебра не позволя­ли обеспечивать рынок полновесными серебряными монетами. Золотые динары выполнявшие функции товаров при Саманидах, при Караханидах стали средствами обращения. В основе золотого обращения были не только целые монеты, но и главным образом, их фрагменты разной величины и веса. Выпускались золотые динарии во многих дворах, проба и вес их резко отличались друг от друга, но все же они имели одновременное хождение, о чем свидетельств клады, найденные на территории Средней Азии.

Медные деньги, обслуживавшие сферу мелкой розничной торговли, чекани­лись на различных монетных дворах. В основном, видимо, сферу медного обраще­ния обслуживали те же самые посеребренные дирхемы, которые со временем поте­ряли свой «серебряный облик» и превратились в обычные медные монеты.

В XVIII в. началось присоединение Казахстана к России, но еще раньше в степи имело место хождение российских денег. По мере усиления влияния России российские деньги стали вытеснять среднеазиатские. В XIX в., когда Казахстан был полностью присоединен к России и началась борьба за среднеазиатские горо­да, основной денежной массой стали рубли и копейки. В местах, более приближен­ных к России, стали иметь хождение ассигнации.

В начале XX в. российские деньги полностью вытеснили все остальные. В 1917 г. произошла революция, которая породила инфляцию денежной массы. «Николаевки», «керенки» и другие ассигнации потеряли свой вес. Лишь золотые и се­ребряные деньги оставались «в цене». С утверждением Советской власти в Казах­стане вновь стали обращаться ассигнации.

В 1961 г. довоенные советские деньги были обменены по курсу 1:10, за ис­ключением медных. До ноября 1993 г. в Казахстане использовались советские деньги, так же, как и на всей территории бывшего СССР.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются На­циональным Банком Казахстана. Банкноты и металлическая монета являются без­условными обязательствами Нацбанка и обеспечиваются его активами. Они обяза­тельны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккре­дитивы и для перевода.

Платежи на территории Казахстана осуществляются в виде наличных и без­наличных расчетов. Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Национальным Банком в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Национальный Банк утверждает образцы платежных документов, исполь­зуемых для безналичных расчетов: платежных поручений, векселей, чеков и др.

Закон разделил полномочия правительства и НБ в области изготовления де­нежных знаков. НБ несет ответственность лишь за планирование объемов их про­изводства. На него возлагаются также:

  • Создание резервных фондов банкнот и монет;
  • Определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • Установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • Утверждение правил кассовых операций в хозяйстве.

Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в т.ч. денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Нацбанком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: определение размеров и процентной ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведения операций на открытом рын­ке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

 

Денежно-кредитная система Казахстана итоги 10 лет реформ

Важнейшей особенностью ре­форм в Республике Казахстан стала их системная ориентация на реаль­ные структурные преобразования. Ключевым направлением стабилиза­ции экономики на всем протяжении реформ была реализация денежно-кредитной политики.

На пути системных экономичес­ких преобразований в стране за про­шедшие десять лет можно выделить определенные этапы. Первый из них охватывает период 1992-1993 годов, то есть от начала коренного рефор­мирования экономики до введения собственной валюты. Макроэконо­мическая политика в этот период оп­ределялась в России. Да и вся эко­номика республики во многом за­висела от решений, принимавшихся в соседней стране. Невиданных тем­пов достигла инфляция. Индекс по­требительских цен в процентах к де­кабрю предыдущего года составлял в конце 1992 года — 3060,1993 года — 2265[1].

Первым кардинальным шагом Национального Банка Республики Казахстан (Национальный Банк) были отказ в 1992 году от использо­вания прямых ограничений на про­центные ставки, устанавливаемые коммерческими банками по актив­ным и пассивным операциям, отме­на маржи (исключая кредиты, пре­доставляемые коммерческими бан­ками за счет рефинансирования, уро­вень процента по которым устанав­ливался Национальным Банком). Но при этом использовалась такая не­рыночная мера, как выдача Нацио­нальным Банком централизованных кредитов на целевые правительствен­ные программы, в основном по льгот­ным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Средняя процентная ставка по предоставленным централизо­ванным кредитам в целом по республике за 1993 год составила 48,2%. Льготные кредиты в основ­ном предоставлялись аграрному сектору экономики[2].

Самостоятельная денежно-кре­дитная политика в Казахстане нача­ла осуществляться с момента введе­ния национальной валюты тенге — с 15 ноября 1993 года. В 1993 году Национальный Банк проводил кредитную экспансию, причем основной ее объем — 76% — распределялся по решениям Верховного Совета и Правительства Республики Казах­стан. В общем объеме выданных кре­дитов 95,3% приходилось на крат­косрочные ссуды.

В 1993 году Национальный Банк несколько раз повышал ставку ре­финансирования от 65% до 240%, однако ему не удалось достичь по­зитивной реальной ставки. Мини­мальные резервные требования в 1993 году были установлены на уровне 20%[3].

В 1994 году были предприняты меры по приближению функций На­ционального Банка к функциям цен­тральных банков. В частности, пре­кращена практика выдачи льготных кредитов и рассмотрения прямых обращений предприятий за креди­тами в Национальный Банк. Креди­ты Правительства на покрытие бюд­жетного дефицита стали предостав­ляться на платной основе по офици­альной ставке рефинансирования, а бюджету стали выплачиваться про­центы за депозиты, размещенные на счетах в Национальном Банке.

Во второй половине 1994 года впервые ставка рефинансирования стала положительной в реальном вы­ражении. Доходность от кредитных операций банков стала выше доход­ности от спекулятивных операций с валютой. Это привело к относитель­ной стабилизации спроса на иност­ранную валюту и позволило осуще­ствить первое снижение ставки ре­финансирования. Темп инфляции на конец 1994 года снизился до 1158,3%. В то же время минимальные резерв­ные требования в 1994 году были повышены с 20% до 30%. С 01 авгу­ста 1994 года обязательные резервы составили 30% от депозитных обя­зательств в тенге и 15% в иностран­ной валюте[4].

В 1994 году Национальный Банк осуществил введение обязательной продажи 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) пред­приятий. Другой особенностью это­го года стало формирование рынка государственных ценных бумаг.

В 1995 году была прекращена выдача директивных кредитов. Раз­мещение Национальным Банком кре­дитных ресурсов происходило в ос­новном посредством проводимых кредитных аукционов. Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев, при этом основная доля (около 73%) приходилась на долю трехмесячных кредитов. В этом же году стали предоставляться кре­диты на ломбардной основе.

С середины 1995 года Нацио­нальный Банк начал проводить ра­боту по формированию собственно­го портфеля ценных бумаг, который к 01 января 1996 года увеличился по номинальной стоимости до 386,6 млн. тенге, что соответствовало 6,8% от общего количества находивших­ся в обращении на рынке казна­чейских обязательств[5].

В 1995 году была организована Алматинская клиринговая палата. Это позволило повысить оператив­ность расчетов и ускорить их осу­ществление между банками-участни­ками.

В 1996 году, впервые за годы раз­вития Казахстана как суверенного государства, внутренний валовый продукт (ВВП) вырос на 0,5%, темп инфляции снизился до 28,7%, де­вальвация курса тенге — до 15,4%. Официальные ставки вознагражде­ния Национального Банка неодно­кратно пересматривались в сторону снижения при сохранении их поло­жительного реального значения. Улучшение макроэкономической си­туации позволило снизить норму обязательных резервов с 20 до 15%. Всего за 1996 год Национальным Банком предоставлено кредитов в размере 11,3 млрд. тенге[6].

В 1997 году продолжилась тен­денция оживления экономики. Рост реального ВВП составил 2%, уровень инфляции на конец 1997 года — 11,2% против ожидаемых 17,5%, де­вальвация тенге составила 2,8%[7]. Та­кие результаты были достигнуты бла­годаря проведению Национальным Банком последовательной ограничи­тельной денежно-кредитной полити­ки и регулированию обменного кур­са тенге в рамках режима плаваю­щего курса.

Ставка рефинансирования снизи­лась с 35% до 18,5%, ставка вознаг­раждения (интереса) по ломбард­ным кредитам — с 39% до 16,5%, по кредитам «овернайт» — с 25% до 15%. Норма обязательных резервов банков была снижена с 15% до 10%[8].

Рынок государственных ценных бумаг занял доминирующие позиции на финансовом рынке страны. С сен­тября 1997 года Национальным Бан­ком начали осуществляться опера­ции на вторичном рынке в целях регулирования денежной базы и поддержания ликвидности рынка го­сударственных ценных бумаг. Актив­но проводились операции РЕПО и обратного РЕПО.

Важным этапом реформ денеж­ной системы стало принятие в июле 1997 года Казахстаном обязательств по статье 8 Устава МВФ «О свобод­ном конвертировании националь­ных валют», что официально закре­пило конвертируемость тенге по те­кущим операциям и позволило пе­рейти к многосторонней системе платежей, свободной от ограниче­ний. В это же время начала функционировать Система крупных плате­жей — Казахстанский центр межбан­ковских расчетов (КЦМР), являюща­яся наиболее эффективной и безо­пасной платежной системой.

В 1998 году в условиях обостре­ния кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ухудшения конъюнктуры экспортных товаров Казахстана произошли удорожание казахстанского тенге в реальном вы­ражении и значительное ухудшение платежного баланса страны. Негатив­ную роль сыграла сырьевая ориен­тация экономики страны. За 1998 год ставка рефинансирования повы­силась с 18,5% до 25%, по займам «овернайт» — с 15% до 27%, а ставка РЕПО — с 17% до 23%9.

В связи с введением в апреле 1999 года режима свободно плава­ющего обменного курса (СПОК) тен­ге денежно-кредитная политика На­ционального Банка была нацелена на недопущение значительного рос­та инфляции, сохранение официаль­ных ставок вознаграждения мини­мально положительными в реальном выражении и повышение качества финансового посредничества.

Национальный Банк в течение 1999 года неоднократно понижал ставку рефинансирования, которая составила 18%. Для банков, испыты­вающих временные затруднения с ликвидностью, были открыты допол­нительные возможности рефинанси­рования (возможность получения дневных займов и займов «овер­найт»).

Норма обязательных резервов банков в целом не менялась (10%), за исключением короткого периода с 5 по 18 апреля 1999 года временное снижение до 5%) в связи с не­обходимостью поддержания ликвид­ности банковской системы в усло­виях введения режима СПОК.

В 2000 году приоритетом денеж­но-кредитной политики являлось поддержание низких темпов инфля­ции. Ставка рефинансирования сни­зилась до самого низкого уровня со дня приобретения Казахстаном не­зависимости (14%) и являлась од­ним из самых низких уровней среди стран СНГ. Значительно увеличились сроки размещения государственных обязательств и снизилась доходность по ним, причем все заимствования внутреннем рынке проводились ис­ключительно через тенговые ценные бумаги. Укрепилось доверие населе­ния к банковской системе в значи­тельной мере благодаря функцио­нированию Фонда гарантирования срочных депозитов населения. Из-за более интенсивного роста ресурсной базы банков возросла их кредитная активность. Снизились ставки вознаг­раждения по кредитам как в тенге, так и в иностранной валюте.

Вывод:

Денежно — кредитная политика приводит  к  изменению  значений           основных макроэкономических параметров: ВНП,  инфляции,  уровня              безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных              методов  можно изменить предложение денег в экономической   системе.  Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные              переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат              корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,   используемых для принятия денежными властями практических решений.

 

Заключение

 

Необходимо принять новую концепцию экономической роли государства для условий Казахстана, изменить на его основе механизм государственного регулирования (в частности, взяв за основу механизм активной бюджетной политики) и уж затем принять ряд радикальных и конкретных мер по реализации этой концепции. Рекомендации МВФ о роли государства в экономике оказались малопригодными для условий Казахстана, по-видимому, нельзя ограничиваться лицензионно-налоговой политикой. В известной стратегии Президента «2030» предусмотрено ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли.

В мире существуют различные модели рыночных отношений. Каждое государство имеет некие национальные интересы, определяющим образом влияющие на ту же модель. Концепции экономического обустройства влияют на выбор механизма государственного регулирования. При этом, как подтверждает мировой опыт, государственное влияние может быть значительным даже при небольшой доле государственной собственности. Например, в Японии доля государственной собственности – не более 10%, но роль государства значительно сильнее.

Экономические функции государства, испытанные на опыте многих стран, применимы и для РК. Они заключаются в следующем: защита и обеспечение прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства; стимулирование деловой активности; борьба с монополизмом; регулирование денежного обращения; регулирование отношений между трудом и капиталом; обеспечение экономической безопасности и т.д. Для РК сейчас чрезвычайно важно сохранение полного государственного контроля над стратегическими предприятиями, преимущественно обеспечивающими доходную часть бюджета. Во всем мире государственные коммерческие компании работают не менее эффективно, чем частные.

В качестве механизма госрегулирования должна выступать активная бюджетная и денежно-кредитная политика, вследствие увеличения доходной части могут расти инвестиционные расходы для реанимации обрабатывающего комплекса. Для экономического роста РК необходимо усиление государственного контроля за стратегическими предприятиями (введение жесткого ценового контроля, мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, пересмотр контрактов в необходимых случаях, приведение их в соответствие с законодательством и экономическими условиями внутреннего рынка республики). Ограничение и постепенная отмена неоправданных льгот иностранному капиталу; активное привлечение прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство; всемерное стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Снижение совокупного налогового бремени прежде всего за счет усовершенствования НДС при одновременном ужесточении налогового администрирования; пересмотр механизмов внешнего заимствования (отказ от гарантий кредитов в частный сектор); отказ по мере возможности от займов и кредитов МФО, проведение их реструктуризации, развитие фондового рынка.

Решающей силой в любой экономике являются люди труда. От их творчества, предпринимательской деятельности зависит дальнейший прогресс и благосостояние народов Республики Казахстан.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М, 1996.
  2. Глазиев С. Стабилизация и экономический рост//Вопросы экономики,

     1997, №1.

  1. Есентугелов А.Е. Макроэкономическая политика. Алматы, 1997.
  2. Клоцвог Ф. К управляемой экономике // Проблемы теории и практики

     управления, №2, 1996.

  1. Павлов С. Финансово-бюджетная политика Казахстана в условиях

     трансформации экономики. – Алматы, 1999.

  1. Программы действия правительства по углублению реформ до 1996 –

     98 гг.// Казахстанская правда, 1996, 28 декабря.

  1. Экономика Казахстана, 1997, № 4.
  2. Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической

     теории обновления // Эмеден Э., Интрилигейтор М. и др. Проблемы

     теории и практики управления, № 2, 1996.

 

[1] Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. // Экономика и статистика, 2001, № 2, с. 3.

[2] Финансы Республики Казахстан.  Статистический сборник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002.

[3] Там же, с. 10.

[4] Там же, с. 10.

[5] Годовой отчет Национального Банка за 1995 г.

[6] Статистический бюллетень Национального Банка. // 2002, № 1.

[7] Национальные счета Республики Казахстан. Статистический справочник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002.

[8] Экономическое обозрение Национального Банка Республики Казахстан. Выпуск 2. // Официальное издание Национального Банка. ИА «Ekonomix Data», 2001.