АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Корпоративный подоходный налог и его роль в формировании бюджета

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Глава 1. Подоходное налогообложение и его развитие

 

Глава 2. Роль корпоративного подоходного налога в доходах  государственного бюджета Республики Казахстан

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема налогообложения, пожалуй, явля­ется самым сложным вопросом всех времен и народов, поскольку обеспечение стабильности и достоверности финансов, устойчивости на­логового законодательства было и продолжает оставаться залогом экономической безопасно­сти любого государства. Стабильные налоги — гарантия стабильного исполнения государствен­ного бюджета.

Правительство Республики Казахстан проводить сба­лансированную налогово-бюджетную политику с учетом как долгосрочных приоритетов и целей, так и задач.

Согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года Правительство взяло на себя обязательства  намерено осуществлять налоговую политику, обеспечивающую увеличение поступления дохо­дов в государственный бюджет, справедливое распределение налоговой нагрузки на население и хозяйствующие субъек­ты.

В целях увеличения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уров­ней, приближения к достижению баланса интересов государ­ства и хозяйствующих субъектов в финансовых взаимоотноше­ниях, достижения справедливости в системе налогообложения приоритетными направлениями налоговой политики опреде­лены следующие мероприятия:

  • совершенствование налогового законодательства, ориенти­рованного на упрощение порядка налогообложения, упорядо­чение действующих в настоящее время льгот, уточнение от­дельных действующих положений по механизму налогообло­жения, а также на стимулирование развития реального сектора экономики;
  • обеспечение полноты налоговых поступлений по подакциз­ной продукции, в том числе через реализацию мероприятий по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции, а также введение государственного регулирования оборота отдельных видов нефтепродуктов;
  • совершенствование порядка определения стоимости недви­жимого имущества для целей налогообложения;
  • создание условий для вывода капитала из сферы неофици­альной экономики, усиление ответственности за нелегальное занятие предпринимательской деятельностью и сокрытию объек­тов налогообложения;
  • соблюдение стабильности фискальной политики путем ог­раничения проводимых изменений и дополнений относитель­но сборов и других обязательных платежей в бюджете.

Правительством будет продолжена работа по улучшению налогового адми­нистрирования: повысится эффективность работы с крупны­ми налогоплательщиками; упростятся требования к заполнению деклараций налогоплательщиками; сформирует­ся действенная программа подготовки налоговых инспекторов; будут разрабатываться нормативные правовые акты по приме­нению конвенций об избежании двойного налогообложения доходов.

Определенные задачи и цели на сегодняшний день уже достигнуты, к ним можно отнести ввод Налогового кодекса Республики Казахстан с января 2002 года и изменений к нему с января 2003 года и с января 2004 года. Правительством  разработана правовая база для введения механизмов контроля за трансфертными ценами и аффилиированными компаниями. Это позволило исключить практику продажи экс­портной продукции по заниженным ценам, а также искусст­венное завышение себестоимости продукции, покупку по завышенным ценам сырья и материалов.

Применение фиксированных форм налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в сфере торговли и ус­луг позволило найти баланс между улучшением качества на­логового администрирования и улучшением условий для раз­вития малого и среднего бизнеса в указанной сфере. В конеч­ном счете дальнейшая работа над совершенствованием налогового законодательства Республики Казахстан должно  привести к увеличению поступлений в государ­ственный бюджет.

С момента завершения в июле 1995 года первой в независимом Казахстане налоговой реформы в экономике страны произошли суще­ственные изменения: финансовые взаимоотно­шения между государством и налогоплатель­щиками стабилизировались, структура соб­ственности стала более мобильной, изменился менталитет самих участников процесса нало­гообложения. Наметился качественно новый этап в развитии Казахстана. С одной стороны, государство глубже осознало задачи, функции и цели налоговой реформы, с другой — многие экономические отношения оказались неохвачен­ными действующим законодательством по на­логообложению.

Несомненно, нельзя недооценивать роль Указа Президента РК, имеющего силу закона, (а затем одноименного Закона) «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 года, сыгравшего огромную роль в становлении нашей государственности, в формировании финансовой системы, налоговой и бюджетной политики страны. Вместе с тем, учи­тывая стратегические планы развития Казах­стана в новых условиях, потребовались суще­ственные изменения в системе налогообложе­ния, его дальнейшая кодификация и гармони­зация, позволяющие найти разумный баланс интересов по пополнению доходной части бюджета, с одной стороны, и созданию благо­приятных условий для осуществления предпри­нимательской деятельности — с другой.

Цель работы оценить действие корпоративного подоходного налога на финансовое состояние предприятия.

На основании поставленной цели были определены задачи:

  • рассмотреть нормы Налогового Кодекса в части корпоративного подоходного налога;
  • проанализировать принципы обложения корпоративным подоходным налогом;
  • исследовать порядок обложения корпоративным подоходным налогом в развитых странах.

По теме существует разнообразная источниковая база. Типология документов, используемая автором используется следующим образом:

  1. законодательные акты;
  2. учебная литература;
  3. пресса;

Необходимо отметить основные законодательные акты Республики Казахстан регулирующие правовые отношения между налогоплательщиком и государством в Республики Казахстан, это в первую очередь Конституция Республики Казахстан, Налоговой Кодекс, Гражданский Кодекс.

Из научных трудов отечественных авторов  хотелось бы выделить практическое пособие  «Налоги в Казахстане» Ф. С. Сейдахметовой, «Бухгалтерский учет на предприятии» В. К. Радостовец, В. В. Радостовец, О. И. Шмит.

В данной работе использовались исследования зарубежных авторов, таких как: Р. Л. Дернберг «Международное налогообложение», Н. В. Миляков «Налоги и налогообложение», И. Г. Русакова, В. А. Кашина «Налоги и налогообложение».

 

 

 

Глава 1. Подоходное налогообложение и его развитие

 

Прежде чем рассмотреть развитие подоходного налогообложения необходимо исследовать налоговую систему и сущность налогов.

Налоги в их сущности и содержании на практике представляют в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы.

 Налоговая система (греч. systеma — целое, составленное из частей, соедине­ние) — это определенная целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимосвязи друг с другом с целью обеспечения инте­ресов налогоплательщиков и государства. В состав данной системы входят:

  • законодательная и нормативная база, регулирующие налоговые отношения (Налоговый кодекс, указы, постановления, письма, и тд.);
  • методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей, их разновидности, принципы налогообложения, элементы налога;
  • виды и формы проведения налогового контроля (камеральный контроль на­логовой отчетности, мониторинг налогоплательщиков, документальные и рей­довые налоговые проверки и другие);
  • организации, в функции которых входит взимание налогов и других обяза­тельных платежей, в частности Министерство Финансов РК, налоговые органы, финансовая полиция.

Согласно новому Налоговому кодексу в Казахстане действуют следующие налоги, сборы и обязательные платежи:

  1. Корпоративный подоходный налог
  2. Индивидуальный подоходный налог
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Акцизы
  5. Налоги и специальные платежи недропользователей
  6. Социальный налог
  7. Земельный налог
  8. Налог на транспортные средства
  9. Налог на имущество

Сбор за государственную регистрацию:

  1. юридических лиц;
  2. индивидуальных предпринимателей;
  3. прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  4. радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  5. механических транспортных средств и прицепов;
  6. морских, речных и маломерных судов;
  7. гражданских воздушных судов;
  8. лекарственных средств;
  9. сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
  10. сбор с аукционов;
  11. гербовый сбор;
  12. лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
  13. сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телеви­зионным и радиовещательным организациям

Платы:

  1. Плата за пользование земельными участками.
  2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.
  3. Плата за загрязнение окружающей среды.
  4. Плата за пользование животным миром.
  5. Плата за лесные пользования.
  6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
  7. Плата за использование радиочастотного спектра.
  8. Плата за пользование судоходными водными путями.
  9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

Государственная пошлина

Таможенные платежи:

  1. таможенная пошлина;
  2. таможенные сборы;
  3. плата;
  4. сборы

Характеризуя налоговую систему в целом, необходимо иметь достаточное представление о сущности каждого вида налогов, сборов и других обязательных платежей. Этим понятиям присущи специфические особенности, которые связа­ны с определенными операционными циклами, источниками уплаты и другими торами, которые необходимо принять во внимание.

Налог — это установленный государством в одностороннем порядке обязательный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный безвозмездный характер. 

Налоги взимаются с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государственных органов.

Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления определенных прав.

Пошлина это один из видов обязательных платежей, взимаемых за совершение юридически значимых действий взамен государственной услуги.

Категория «налога» для субъекта является своего рода принудительным платежом, тогда как сбор носит компенсационный характер, и его размер возме­щает те затраты, которые понесет государственный орган, оказывающий услуги заявителю. Другими словами, размер сбора корреспондируется со стоимостью услуги, тогда как измерителем налога является платежеспособность плательщи­ка. Например, в Казахстане плательщиками сбора за право реализации товаров на рынках РК уплачивается за каждый квадратный метр занимаемой рыночной площади (согласно акту инвентаризации рыночных площадей и паспорту рын­ка) в зависимости от утвержденной ставки.

Пошлина является разновидностью доходов бюджета, т.е. государства в це­лом. Она взыскивается вне зависимости от стоимости оказываемых плательщи­ку услуг и является своеобразной выгодой, получаемой индивидом. Относи­тельно отличий налога от платы можно заметить, что налог является безвозмез­дным и безэквивалентным платежом, а плата — возмездным и эквивалентным.

Существует мнение, что на практике эти термины не всегда правильно интерпретируются, например плата понимается иногда как государственный сбор, а то и просто налог, поэтому нужно внести четкие разъяснения  в суть данных понятий, основываясь на научных представлениях и бук­вальном смысле этих терминов.

Одной из причин для изучения категорий налоговой системы является деление территории РК на административно-территориальные единицы, что предполагает целевое поступление налоговых платежей в те или иные местные или исполнительные государственные органы. Зачастую регио­нальные власти не публикуют нормативные акты об из­менениях в местном налогообложении. Следствием такого положения яв­ляется возникновение отдельных негативных явлений, включая и много­численные ошибки в работе налогоплательщиков, которые бывают сопря­жены и с судебными издержками.

Поэтому нужно детализировать виды налогов, сборов и платежей в разрезе поступления в доходы соответству­ющих бюджетов. В этом вопросе введена  корректировка кодов бюджетной классификации, подробнее разъясняя изменения с целью обеспечения прозрачности движения нало­говых поступлений. Главным критерием в основе этих преобразований служит присутствие разумной основы для взимания налога, платы или сбора с учетом конкретного, а не двусмысленного экономического смысла всех понятий налоговой системы.

Подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог) появился сравнительно недавно. Он получил распространение связи с развитием форм бизнеса, основанных на предприятиях с ограниченней ответственности — в отличие от принципов полной ответственности, при котором всякое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, отвечает за возникающие долги и по обязательствам не только вложенным в нее капиталом, но и всем своим состоянием (включая собственность членов семьи, если она не выделена из общего семейного имущества).

Корпоративный налог взимается с чистой прибыли компаний.  Системы налогообложения прибыли определяются подходом к решению вопроса о сокращении так называемого двойного налогообложения, т.е. одновременного налогообложение прибыли на уровне компании и на уровне акционеров получающих дивиденды. Прибыль компаний может состоять из двух частей: нераспределяемой и распределяемой. В зависимости от к обложению этих компонентов прибыли систем налогообложения подразделяются на следующие виды:

  1. Классическая система, не предусматривающая ослабление экономического двойного налогообложения. Распределяемая прибыль компании облагается корпорационным и подоходным налогами. На протяжении многих лет эта система действует в США, Люксембурге, Нидерландах и Швейцарии. Недавно ее приняли Бельгия и Швеция.
  2. Система уменьшения обложения прибыли на уровне компании может функционировать в двух вариантах:
  • на основе разных ставок, при этом распределяемая прибыль полагается налогом по более низкой ставке. Эта система используется в Австрии, Германии, Японии и Португалии;
  • на основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли. Система действует в Финляндии, Исландии, Испании и Швеции.
  1. Система уменьшения обложения прибыли на уровне акционеров. Выделяются два способа снижения налогообложения доходов в виде дивидендов:
  • налоговый кредит, или система зачета (импутационная система) предусматривающая частичный зачет налога, упла­ченного компанией в отношении распределяемой прибыли, при налогообложении акционеров. При этом сумма кредита включается в совокупный облагаемый личный доход. Иногда сумма налогового кредита превосходит личный налог. В этом случае налоговые органы возвращают налогоплатель­щику разницу. Данная система используется во Франции, Ирландии и Великобритании;
  • частичное освобождение от налога дивидендов независимо от того, был ли удержан корпорационный налог с распреде­ляемой прибыли или нет. Эта система действует в Австрии, Канаде, Дании и Японии.
  1. Система полного освобождения от налога распределяемой прибыли. Она может быть организована на уровне:
  • компании (Греция и Норвегия);
  • акционеров (действует или предлагается ее использование в Австралии, Дании, Финляндии, Германии, Италии).

Налог на прибыль компаний взимается, как правило, по пропорциональным ставкам (35-50% на нераспределяемую прибыль). Облагается чистая прибыль компании, остающаяся после вычета из валовой выручки всех издержек производства, убытков, процентов по задолженности, представительских расходов, затрат на рекламу, налогов, административно-управленческих расходов и т. п.

Корпорационный налог применяется в основном в отношении коммерческой деятельности, осуществляемой юридическим лицом. Для «попадания» в сферу действия корпорационного налога необходимы два условия. Первое заключается в осуществлении коммерческой деятельности (т.е. деятельности, ориентированной получение прибыли), второе — в наличии юридического лица.

 

Таблица 1

Ставки подоходного налога с корпораций

 

Страна

 

Величина ставки, %

 

Страна

 

Величина ставки, %

 

Австралия

39

Норвегия

28

Австрия

34

Португалия

36,8

Бельгия

39

США

34

Великобритания

33

Турция

28

Германия

45 (нераспределяемая прибыль — 30)

Финляндия

 

28

 

Греция

 

35

 

Франция

 

36,6

 

Дания

34

Швейцария (Цюрих)

 

12-28

Испания

 

35

Швеция

 

28

 

Италия

53,2

Япония

42 (распределяемая прибыль — 32)

Канада

25

 

 

Люксембург

 

33

 

 

 

 

Нидерланды

 

35

 

 

 

 

 

* Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998 г.;

 

Законами большинства стран предусмотрено, что юридическое лицо может быть создано не менее чем двумя лицам и,  объединяющими свои средства и имущество на основе принципа ограниченной ответственности. На практике в рамках тех же принципов могут существовать юридические лица и только с одним собственником (например, в результате скупки последним всей доли своего партнера в предприятии), которые также имеют право оказываться в сфере действия корпорационного налога. Кроме того, во многих странах на режим обложения по системе корпорационного налога могут претендовать и так называемые квазиюридические лица: предприятия, созданные на принципе полной ответственности всех или части своих учредителей; имущественные объекты, образованные на основе трастовых договоров; наследуемое имущество до момента его раздела между наследниками и т. д.

Вместе с тем существует и целая разновидность юридиче­ских лиц, по закону освобождаемых от обложения корпорационным налогом. К ним принадлежат организации некоммерческого характера (многочисленные ассоциации, клубы, политические партии, церкви, пенсионные фонды и т. д.), по своему уставу не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли.

Такие организации получают безналоговый статус при условии, что они не распределяют доходы в пользу своих создателей (учредителей) и не накапливают их ни в денежной ни » материальной форме в своих фондах, а распределяют в установленном порядке на предусмотренные уставом цели. Не до­пускается прямой возврат внесенных средств учредителям этих организаций в результате, например, их реорганизации или полной ликвидации.

В случае нарушения любого из указанных выше условий организация теряет безналоговый статус и облагается корпорационным налогом вне зависимости от содержания ее устава. Средства, инвестируемые этими организациями в различные коммерческие предприятия (включая и создание этих предприятии), не могут служить основанием для предоставления каких-либо налоговых льгот этим предприятиям. Напротив, практика направленная на накопление капитала общественной организацией, может послужить основанием для лишения последней ее безналогового статуса.

Критерий коммерческой деятельности для применения кор­порационного налога не является безусловным. Существует масса предприятий, которые таким налогом не облагаются. К ним относятся предприятия, образованные на индивидуальной (семейной) собственности, и предприятия нескольких собст­венников (участников), созданные на основе полной (неогра­ниченной) ответственности. Предприятия этих двух типов об­лагаются непосредственно налогом на индивидуальные доходы г.е. их прибыли сразу по их получении должны быть отнесены на счета отдельных собственников-участников предприятия

Корпорационным налогом облагаются предприятия только третьего типа, к которым принадлежат различные формы компа­нии с ограниченной ответственностью, так называемые «объе­динения капиталов» (в отличие от предприятий первых двух типов, определяемых как «объединения лиц»). Основное отли­чие этих предприятий заключается в том, что их члены пай­щики, акционеры и т.д. отвечают по обязательствам компании лишь в пределах своего пая, доли в акционерном капитале (разумеется, это относится и к обязательствам перед казной). Ограниченная ответственность — эта особенность чрезвычайна важна, на ней «вырос» весь современный крупный бизнес, на ней держится вся система биржевой спекуляции, без нее резко бы затруднилось использование частным бизнесом достижений научно-технического прогресса и освоения других рискованных новинок, она очень широко используется в налоговом плани­ровании частного бизнеса (т.е. в разработке и применении спе­циальных действий, приемов и методов, имеющих целью мак­симально возможное снижение налоговых обязательств налого­плательщика).

Один из наиболее распространенных маневров состоит в том, чтобы в результате серии слияний, поглощений и реорга­низаций групп компаний «развести» общие активы и налого­вые обязательства всей группы таким образом, чтобы сосредо­точить налоговые обязательства в самой «бедной» из них и за­тем объявить ее банкротом, лишив тем самым казну ее доли. Немалую долю общего числа банкротств в развитых странах представляют именно такие «липовые» банкротства (напра­вленные не только против казны, но и против кредиторов, ак­ционеров и т. д.).

Данные показатели имеются и в Республике Казахстан. Анализ поступления корпоративного подоходного налога свидетельствует, что основная масса предприятий – находится на грани банкротства, что значительно сокращает поступления платежей в бюджет.

 

 

Глава 2. Роль корпоративного подоходного налога в доходах государственного бюджета Республики Казахстан

 

Бюджетная система РК представляет собой совокупность  бюджетов различных уровней, основанных на  экономических отношениях и правовых нормах, а также процессе  разработки,   рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.

Основным источником поступлений в бюджет являются налоги. По общепринятым правилам налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложе­ния:

  • субъект налога — физическое или юридическое лицо, объекты которого непосредственно облагаются налогом. В рыночной экономике не исключена воз­можность создания условий для переложения налога, когда субъект налога не совпадает с его действительным носителем;
  • носитель налога — окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;
  • объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализо­ванных товаров (выполненных работ и оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязан­ности по уплате налога;
  • налоговый кадастр — опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;
  • налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
  • налоговый период — временной интервал, являющийся основанием для начисления налога исходя из данных регистров бухгалтерского учета и иных до­кументально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
  • налоговая ставка (квота — доля, часть показа геля в общем объеме исследу­емого процесса или явления,) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или к абсолютной сумме
  • налоговый период – временной интервал, являющийся основанием для начисления налога исходя из данных  регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
  • оклад налога – сумма налога, начисленная на весь объект налога в целом;
  • налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особое, привиле­гированное положение от обязанности платить налоги (например дипломатический корпус);
  • порядок исчисления налога -предусмотренные нормативными документами правила расчетов и удержаний налогов;
  • порядок и сроки уплаты налога — установленные законодательством и вве­денные в действие границы ставок и сроков;
  • налоговая льгота — освобождение налогоплательщика от обязанности упла­та налога или в определенной степени уменьшение его суммы.

Устанавливается в законодательном порядке, хотя могут иметь место соглашения между налогоплательщиком и уполномоченным государством органом (льгота по договору).

В целом налоги выполняют такие основные функции:

  • фискальную — с помощью которой образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Посредством данной функции государство перераспределяет часть стоимости национального дохода и тем самым вмешивается в экономику;
  • экономическую — участвующую в перераспределительных процессах, которая оказывает влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения;
  • контрольную — благодаря которой обеспечивается контроль налоговой системы и выявляется необходимость внесения тех или иных изменений.

Таким образом, функция налога — это способ выражения его свойств, т.е. проявление сущности налога в действии, которая показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Все функции в органическом единстве определяют эффективность налоговой сис­темы государства и его бюджетной политики.

Более детальная группировка налогов и сборов в зависимости от многообра­зия выполняемых функций представлена в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

Классификационные признаки налогов

 

Признак

 

Вид налога

 

Краткая характеристика

 

В зависимости от взаимоотношений государства и субъекта

 

Прямой

 

— налог, непосредственно связанный с дохо­дами или имуществом налогоплательщика

 

Косвенный

 

— налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связан­ный с доходами или имуществом налогопла­тельщика

В зависимости от формы уплаты

 

Натуральный

 

— налог в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом

 

Денежный

 

— налог, выплачиваемый в денежной (стоимо­стной) форме

 

По субъектам

 

Налог с юридических лиц

 

— корпоративный налог, субъектом которого выступают юридические лица в т.ч. резиденты и нерезиденты, постоянные учреждения

 

Налог с физических лиц

 

— индивидуальный налог, уплачиваемый физи­ческими лицами

 

В зависимости от территориального уровня

 

Обще­государственный

 

— налог, который является доходом государ­ства

 

Местный

 

— налог, который является источником дохода местного бюджета и зависит от администра­тивно-территориального устройства и требо­ваний законодательства

 

В зависимости от характера использования

 

Налоги общего назначения

 

— зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд той или иной территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным меропри­ятиям

Целевые налоги

 

— зачисляются во внебюджетные целевые фон­ды и выделяются в бюджете отдельной стро­кой.

 

В качестве инструмента бюджетного регулирования

 

Закрепленные

 

— налоги, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета;

 

Регулирующие

 

— налоги, передаваемые в процессе ежегод­ного утверждения бюджетов из вышестояще­го бюджета в нижестоящий в целях его сба­лансирования

 

По методам

взимания

 

Окладные

 

— налоги, которые взимаются с каждого пла­тельщика в строго установленном государ­ством размере

 

Раскладочные

 

— те, которые устанавливаются в общей сум­ме, а затем эта сумма распределяется на от­дельные территории общества, а внутри них -на отдельных плательщиков.

 

По у чет не­экономической целесообразности

 

— налоги, относимые на издержки обращения; — налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг); — налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложе­ния прибыли); налоги на доходы и за счет дохода, остающегося в распоряжении плательщика.

  Источник: Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане А. 2002г.

 

 

Характеризуя многообразие представленных налогов, остановимся на та­ких, которые подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода на имущество. Они в свою очередь делятся на:

  • реальные — не учитывающие личность плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, а зависящие от фактического дохода от имущества, состояния имущества и положения субъекта;
  • личные — налоги, объектом обложения которых является не имущество, а учтенный доход или часть прибыли.

Различия между личными и реальными налогами представим в виде следу­ющей таблицы 3

Таблица 3

Различия между личными и реальными налогами

Объекты налогообложения

 

Личный

 

Реальный

 

Разновидность налога

 

 

Корпоративный, индивидуальный подоходный налог и др.

 

Налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог и т.д.

 

Личное положение налогоплательщика

Учитывается

 

Не учитывается

 

Уровень долгов по имуществу, фактический приносимый доход

Учитывается

 

Не учитывается

 

Взимание в зависимости от ставок

В прогрессивных ставках

 

В пропорциональных ставках

 

Облагаемый доход

 

Доход, полученный за определенный период, за вычетом налогов

 

Валовой доход, который приносит имущество в целом

 

Взимание по доходу

 

Исчисляется по фактическому доходу

 

Исчисляют по внешнему признаку

 

Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Сущность налогообложения и сравнения с действующим законодательством. А., 2002г.

 

Что касается косвенных налогов, то их взимание происходит в процессе по­требления товаров и услуг, и они включаются в их цену. Различают следующие группы таких налогов, как акцизы, налог на добавленную стоимость, таможен­ные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Опыт становления налоговых систем различных стран мира свидетельствует о том, что при нестабильности в экономике в структуре налоговых доходов превали­руют косвенные налоги, а при устойчивом развитии акцепт перемещается на пря­мые налоги. Проблема оптимального соотношения прямых и косвенных налогов является актуальной.

Следовательно, взаимодействие бюджетов всех уровней и единство налого­вой системы республики должны обеспечиваться посредством единой нало­говой политики. В этом вопросе нужно однозначно определить статус доход­ных источников каждого бюджета, закрепив разновидности налогов на посто­янной или долговременной основе.

Совершенствуя налоговую систему, необходимо также проводить глубокий научный анализ и правильное деление каждого обязательного платежа по целе­вому назначению. Это позволит принимать обоснованные решения и в  конеч­ном счете внести достойный вклад в прибыльную работу и развитие бизнеса с учетом как индивидуальных, так и общественных интересов.

В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет, местные бюджеты  и внебюджетные фонды, в совокупности составляющие  консолидированный баланс государства.

Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты – решениями соответствующих местных представительных органов.

При изучении  Закона РК «О  Республиканском бюджете на 2003 год» можно сделать вывод, что основным поступлением в доход государственного бюджета будут платежи от предприятий и организаций в виде налогов и налоговых платежей.

 

Таблица 4.

Исполнение государственного бюджета 2002-2004г.

Млн.тенге

 

 

2002

2003

2004

 

Удельный вес %

 

Удельный вес %

 

Удельный вес %

1.                   

Корпоративный подоходный налог

163529

31,2%

169048

13,1%

207354

27,6%

2.                   

Пенсионный налог

51016

9,7%

68574

10,3%

77381

10,3%

3.                   

Социальный налог

99082

18,9%

124248

25,9%

133582

17,8%

4.                   

НДС

115159

21,9%

159913

27,8%

175893

23,4%

5.                   

Акциз

19285

5,6%

21830

6,1%

25443

3,4%

6.                   

Прочие

 

 

 

 

 

 

7.                   

Итого

524058

100%

635792

100%

750777

100%

Источник: Статистический бюллетень №12 (48) Декабрь 2004

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассматривая порядок исчисления, взимания, уплаты корпоративного подоходного налога в Казахстане  можно сделать вывод, что  в основном система взимания  данного налога заимствована  у развитых государств.  В то же время отдельные моменты не учтены и  вступают в противоречие  в ходе  хозяйственной деятельности.

В данной работе исследовалось функционирование  корпоративного подоходного налога  в Казахстане, и изменение в связи с вводом нового налогового законодательства. В Налоговом кодексе принята попытка по новому сконструировать  налоги исходя из общепринятой налоговой практики. Это послужило основанием  заимствования зарубежной терминологии  данного налога.

В зависимости от вида дохода применяется порядок налогообложения. Одним из основных критериев начисления корпоративного налога является признак резидентства. Юридические лица —  резиденты – это  хозяйствующие субъекты, постоянно прибывающие в РК. В Налоговом кодексе дается определения постоянного пребывания в стране, вводится новое понятие  центр жизненных интересов. Следует заметить, что порядок деления на резидентов и нерезидентов действует только для целей налогообложения. В отличие от действовавшего законодательства  до 2002 года, Налоговый кодекс несколько расширил понятия резидентства, более четко определены налогооблагаемые доходы. Кроме этого, предложены методы отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных в целях  определения налогооблагаемых доходов, предусмотрены положения Конвенции во избежания двойного налогообложения. 

Исчисление и удержание  корпоративного подоходного налога производится в виде авансовых платежей в течение налогового периода. По истечении налогового периода производится перерасчет  данного вида налога в зависимости от  суммы облагаемого дохода.

 Особое место в исчислении корпоративного подоходного налога имеет  сумма вычетов. Это сложный и ответственный процесс. За счет  вычетов  возможно регулирование корпоративным подоходным налогом, в зависимости от политики компании, ее планирования.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. На Западе изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в обычно вместе с принятием закона о бюджете), а многие налоговые  законы действуют без существенных изменений в  течение  десятилетий. В  Казахстане не только налоги меняются в не года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются  поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу.

Очевидно,  в этих условиях  строить какие – то строить какие-либо «долго-играющие» схемы довольно рискованно. Однако в качестве «центов налогового планирования» можно использовать многие приемы и  модели, позволяющие правильно строить взаимоотношения  с налоговым ведомством, а для предприятий, уже вышедших  на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах могут разрабатываться уже нормальные программы международного налогового планирования.

Налоговое право в странах с рыночной экономикой основывается на некоторых писаных и неписаных традициях и нормах, которые определяют общие «правила игры» между властями и налогоплательщиками. Не все из этих правил приняты или даже известны вКазахстане, но поскольку без них невозможно цивилизованное исполнение столь важной общественной функции, как налогообложение, они мало-помалу вне­дряются и в Казахстане.

Следует подчеркнуть тот факт, что сбор налогов как прину­дительное и безвозмездное изъятие государством части имущества гражданина в принципе выпадает из общей ткани право­вых норм, определяющих имущественные и гражданские от ношения в буржуазном обществе. Это противостояние налогообложения общей системе права выражается, в частно­сти, в неприятии налоговым правом принципа презумпции неви новности. Если во всех других сферах право запрещает гражданину свидетельствовать против себя и своих близких и исклю­чает осуждение или вынесение наказания без доказательства вины, то налоговые законы, наоборот, исходят из того, что на­логоплательщик обязан сам собирать и сообщать налоговый «компромат» на себя, и если он этого не делает или делает не н полном соответствии с установленными правилами, то он при­знается виновным в налоговых правонарушениях и несет соответствующее наказание.

Таким образом, в налоговых делах налогоплательщик дол­жен быть готов к тому, что именно ему придется доказывать свою налоговую невиновность. Кроме того, налоговые льготы или даже освобождения, предусмотренные законом для тех или иных групп налогоплательщиков от тех или иных нало­гов, не предоставляются автоматически. Налогоплательщик должен доказывать и обосновывать налоговым органам свои права на эти льготы, иначе он их просто не получит. Поэто­му всякий налогоплательщик, желающий, чтобы его облага­ли налогами по закону, т.е. со всеми положенными льготами и скидками, помимо своей воли уже вступает в сферу нало­гового планирования.

У налоговых властей в этом случае остается только один выход: обратиться к парламенту с просьбой о соответствующем изменении закона тот второй принцип служит достаточно серьезным противове­сом первому принципу: ведь все законодатели являются нало­гоплательщиками, и если первыми они бывают только времен­но, то последними — всегда и потому к определению пределов полномочий налоговых органов парламенты относятся особен­но внимательно.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. – Алматы: Жетi – Жаргы, 2002
  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 Июня 2001 года№209-II – Алматы: БИКО, 2001
  3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 Июня 2001 года№209-II (с изменениями внесенными законами Республики Казахстан от 21.03.02г №310 – II; от 21.03.02 г. №312 – II; от 23. 11. 02 г. №358 – II) – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2003
  4. Закон Республики Казахстан №2235 от 24 апреля 1995 года « О налогах и других обязательных платежах в бюджет»- Алматы: БИКО, 2000;
  5. Письмо МГД РК от 08.08.02 № ДРН –2- 2- 18/8020 – Алматы: БИКО, 2002
  6. Митюгина Г.Д. Налоговый кодекс об индивидуальном подоходном налоге. ИД «БИКО», 2001 Алматы;
  7. Мухтарова К.С., Сейдалин С.М. Оценка влияния системы налогообложения в РК на социальные индикаторы развития общества. Вестник КазГУ №1(23) 2001 г.;
  8. Радостовец В. К., Радостовец В. В., О. И. Шмит Бухгалтерский учет на предприятии – Алматы: Независимая компания «Центраудит – Казахстан», 2002
  9. Сейдахметова Ф. С. Налоги в Казахстане – Алматы: LEM, 2002
  10. Сборник по разъяснению основных положений Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по вопросам международного налогообложения. – Астана: БИКО Принт, 2002;
  11. Русакова И. Г, Кашина В. А. Налоги и налогообложение. – М.: Юнити, 2000;
  12. Шишкин А.Ф. Экономическая теория, уч. пособие для вузов. 2-е издание: кн.1.-М.: Гуманит. изд. 1996;
  13. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог.-Алматы: Баспа, 1997 г.;
  14. Худяков А.И., Наурызбаев Н.Е. Налоги: понятие, элементы, установление, виды.- Алматы: ТОО Баспа, 1998 г.;
  15. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998 г.;
  16. Черник Д. Г. Налоги. Издание 4-е (переработанное, дополненное), М.: Финансы и Статистика, 1998 г.;
  17. Казахстанская правда. Снижая налоги, поднимать производство. 12 апреля 2003 г.
  18. Казахстанская правда. Послание Президента: день за днем. 12 апреля 2003г.
  19. Журнал «Деловой Усть-Каменогорск» Об индивидуальном подоходном налоге в 2002 году №4-2, 2002 г;