содержание
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. конституционные основы Организации ГОСУДАРСТВЕННОго УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ…………….5
глава 2. конституционное разграничение между государственным управлением и самоуправлением……….13
Глава 3. Анализ современной практики и законодательства Республики Казахстан…………………………………………………….16
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………..20
Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………….32
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства предполагает решение двух задач в сфере экономики:
- обеспечение стабилизации экономики;
- и создание эффективного функционирования рыночного механизма хозяйствования.
Современная рыночная экономика представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Наиболее оптимально это сочетание осуществляется на специфическом уровне власти, т.к. именно оно является максимально приближенным к людям звеном всей государственной системы и несет ответственность за высокое качество производственной и жизненной среды, а также за качество самой жизни.
Государственное регулирование экономики на местах реализуется через органы местного государственного управления. Процесс реформирования местной власти на основе принципов демократии и рыночных отношений начался в Казахстане в начале 90-х гг.
Глубокие политические и экономические преобразования в республике за истекшее время привели к расширению прав и ответственности регионов, условия требовали новых подходов к осмыслению политической, экономической и социальной роли местных органов власти, а также «новому» подтверждению того факта, что на практике реальность и эффективность местного управления определяются, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местных органов власти, экономическим потенциалом данной территории.
Актуальность исследования «двоякой» функциональной роли местных исполнительных органов, как считает автор «детерминирована» интересами в целом и практикой дальнейшего развития государственного строительства, связанные с решением проблем региональной политики, а также с проводимыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве государства.
Кроме того, в пользу такого качественно нового исследования статуса местных исполнительных органов говорят соображения теоретического порядка.
Надо учитывать и то обстоятельство, что во взаимодействии субъектов исполнительной власти особая роль, как показывает реальная действительность, принадлежит местным исполнительным органам, которые сегодня все больше выступают своеобразным «универсальным» связующим звеном между государством и населением, между страной и административно-территориальными единицами и т.п.
Как известно, законодательство о местных представительных органах власти в период существования СССР имело специфические особенности. Не вдаваясь в подробную интерпретацию данных проблем, следует отметить лишь то, что «советская модель» и не преследовала четкого разграничения функций местных органов.
В пункте 4 статьи 86, пункте 2 статьи 87 новой Конституции Республики Казахстан четко определяется перечень вопросов, отнесенных к компетенции местной представительной и исполнительной власти, включая права последних самостоятельно решать проблемы местного бюджета и социально — экономического развития.
Глава 1. конституционные основы Организации ГОСУДАРСТ-ВЕННОго УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
Проблема реального соотношения власти центра и местных органов, меры их ответственности за состояние дел является более чем актуальной в процессе государственного строительства суверенного и независимого Казахстана. В разных странах вопросы децентрализации власти решаются по-разному. Определяющими факторами при этом являются установленные Конституцией форма государственного устройства, форма правления и действующий в стране политический режим.
Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Республика утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством. Конституция Республики Казахстан в разделе VIII «Местное государственное управление и самоуправление» регулирует основы, принципы исследуемых вопросов. Анализ раздела показывает, что конституционно разделены предметы ведения местного государственного управления (статьи 85-88 Конституции) и местного самоуправления (статья 89 Конституции). Вместе с тем их расположение в одном, едином разделе Конституции свидетельствует о их взаимной связи и взаимопроникновении. Поэтому одинаково опасно как смешивать функции, возложенные на местные государственные органы, и функции органов местного самоуправления, так и возводить между ними непреодолимую стену взаимного неприятия, отчуждения и конкуренции. Очень сложно найти оптимальное соотношение границ государственного управления, государственного принуждения и самоуправления, саморегулирования.
Местное государственное управление — это деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами, в целях проведения государственной политики на территории и ее развития в соответствии с их компетенцией, определенной законом и законодательными актами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории.
Местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которого обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Местное государственное управление и самоуправление в Республике Казахстан основывается на следующих принципах:
1) сочетание принципа разделения властей на республиканском уровне с развитием и совершенствованием местного государственного управления и самоуправления;
2) децентрализации власти (от центра к местам), ее зависимости от интересов местного населения;
3) местное государственное управление и самоуправление является неотъемлемым атрибутом демократии и функционирования власти;
4) через местное государственное управление и самоуправление реализуется право административно-территориальных единиц на самостоятельность;
5) является способом организации власти, формой реализации конституционного положения о том, что единственным источником власти является народ;
6) форма наибольшего сближения власти и народа;
7) является способом развития инициативы народа. Местные представительные органы — маслихаты являются выборными органами, выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их исполнение и осуществляют в пределах компетенции местное государственное управление, Маслихаты избираются гражданами Республики Казахстан, проживающими в соответствующей административно-территориальной единице, сроком на 4 года. Депутатом масли-хата может быть гражданин, достигший 20-летнего возраста. Порядок проведения выборов в маслихаты установлен Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».Полномочия маслихата прекращаются досрочно Сенатом по основаниям и в порядке, установленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске. Ответственности маслихатов и акиматов за осуществление местного государственного управления должен соответствовать необходимый объем их полномочий и финансово-ресурсное обеспечение.
К компетенции маслихатов относятся:
1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
2) утверждение по представлению акима схемы управления административно-территориальной единицей;
3) решение вопросов местного административно-территориального устройства, отнесенных к их компетенции, а также определение границ местного самоуправления;
4) утверждение по представлению акима персонального состава соответствующего акимата;
5) рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата, внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;
6) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан;
7) в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность;
8) контроль за исполнением планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета;
9) образование постоянных комиссий и иных органов мае-лихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
10) утверждение программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
11) осуществление иных полномочии, установленных законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
К компетенции областных, города республиканского значения и столицы маслихатов относится также внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, городов республиканского значения и столицы в Правительство Республики Казахстан, утверждение проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки городов областного (кроме областных центров) и районного подчинения. К компетенции районных маслихатов относится также утверждение генеральных планов застройки поселков и аулов, расположенных на территории соответствующего района. Актами маслихата, которые он издает по вопросам, отнесенным к его ведению, являются решения маслихата. Проекты решений маслихатов, предусматривающие сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения акима. Решения маслихата, принятые в пределах его компетенции, подлежат официальному опубликованию и обязательны к исполнению на соответствующей территории. Решения маслихата, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства юстиции в установленном законодательством порядке. Решения маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству республики, могут быть отменены самим маслихатом либо в судебном порядке.
Местный исполнительный орган (акимат) — это коллегиальный орган, возглавляемый акимом области, района (города), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории. В состав акимата входят заместитель акима, руководитель аппарата акима, первые руководители исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета. Аким вправе ввести в состав акимата первых руководителей территориальных подразделений центральных органов по согласованию с руководителями соответствующих центральных исполнительных органов. Аким области (города республиканского значения, столицы) — это должностное лицо, являющееся представителем Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан на соответствующей территории, возглавляющее местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) и обеспечивающее проведение государственной политики на вверенной ему территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов Республики Казахстан и руководство деятельностью исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, бюджета столицы и районных (городских) акимов. Аким района (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) -это должностное лицо, являющееся представителем Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан на соответствующей территории, возглавляющее местный исполнительный орган и обеспечивающее проведение государственной политики на вверенной ему территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов Республики Казахстан и руководство деятельностью исполнительных органов, финансируемых из бюджета района (бюджета города областного значения, бюджета района в городе), и наделенное полномочиями государственного управления на вверенной ему территории района (города) акимом области в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом республики по представлению Премьер-Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента республики.
Областной, города республиканского значения акимат, аки-маты иных административно-территориальных единиц входят в единую систему исполнительных органов республики, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Персональный состав акиматов утверждается соответствующим маслихатом.
Местные исполнительные органы (акиматы)области, города республиканского значения, столицы в соответствии с законодательством:
1) содействуют исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных исполнительных органов;
2) разрабатывают и представляют на утверждение масли-хата социально-экономические планы и программы развития соответствующих территорий, местный бюджет и обеспечивают их исполнение;
3) владеют, пользуются и распоряжаются коммунальной собственностью в соответствии с законодательными актами, осуществляют меры по ее защите;
4) создают условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории административно-территориальной единицы;
5) обеспечивают рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
6) организуют строительство и эксплуатацию водопроводов, очистных сооружений, линий электропередач, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
7) организуют экологическую экспертизу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;
8) обеспечивают рациональную эксплуатацию и содержание дорог;
9) обеспечивают соблюдение государственных стандартов;
10) обеспечивают общественный порядок на территории;
11) организуют межрайонное (межгородское) пассажирское транспортное сообщение;
12) обеспечивают реализацию гражданами права на гаран-тированное медицинское обслуживание с соблюдением установленных общегосударственных стандартов;
13) обеспечивают реализацию гражданами права на бесплатное образование;
14) разрабатывают, представляют на утверждение маслиха-та и реализуют программы содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
15) координируют оказание благотворительной помощи социально уязвимым слоям населения;
16) организуют работу по сохранению исторического и культурного наследия, содействуют развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения;
17) в соответствии со схемой размещения производственных сил Республики Казахстан разрабатывает схему районной планировки области, генеральные планы застройки областных центров, городов республиканского значения и столицы, вносит их на рассмотрение в маслихат области (города республиканского значения, столицы). Выступает заказчиком по строительству объектов областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственности и объектов социально-культурного значения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и сооружений. Разрабатывает схемы районной планировки административных районов, генеральные планы застройки районных центров, городов областного значения и представляет их на утверждение областному маслихату;
18) осуществляет регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
19) координирует работу районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) акиматов по вопросам, входящим в их компетенцию;
20) в соответствии с действующим законодательством вносит на рассмотрение соответствующего маслихата предложения о принятии решений по заимствованию;
21) создает государственные учреждения, устанавливает лимит штатной численности исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета.
Акимат области (города республиканского значения, столицы) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Акимат области (города республиканского значения, столицы) несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед областным (города республиканского значения, столицы) маслихатом.
Районный (города областного значения) акимат в соответствии с законодательством:
1) разрабатывает планы, экономические и социальные программы развития района (города областного значения), бюджет района (города областного значения) и обеспечивает их исполнение, отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;
2) в соответствии с законодательством владеет, пользуется и распоряжается коммунальной собственностью района (города областного значения), осуществляет меры по ее защите;
3) содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативно-правовых актов центральных и местных государственных органов;
4) создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории района (города областного значения);
5) обеспечивает рациональное и эффективное фу нкциони-рование аграрного сектора;
6) разрабатывает генеральные планы застройки поселков и аулов, находящихся на территории данного района (города областного значения) и представляет их на утверждение в районный (города областного значения) маслихат, выступает заказчиком по строительству объектов социально-культурного назначения, дает разрешения на строительство коммунальных сетей и сооружений;
7) организует строительство и эксплуатацию водопроводов, очистных сооружений, линий электропередач, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры района (города областного значения);
8) обеспечивает организацию мероприятий по воинской приписке и призыву на военную службу, а также по вопросам гражданской обороны;
9) организует общественные пассажирские перевозки;
10) в пределах своей компетенции осуществляет регулирование земельных отношений;
11) организует эксплуатацию и содержание дорог районного (города областного значения) значения;
12) распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении;
13)участвует в реализации программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
14) решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населения, координирует оказание им благотворительной помощи;
15) вносит предложения об объявлении находящихся на территории района (города областного значения) природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;
16) решает вопросы благоустройства и внешнего оформления общественных мест.
Районный (города областного значения) акимат осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Районный (города областного значения) акимат несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед районным (города областного значения) маслихатом.
«Акимы принимают по вопросам своей компетенции решения и распоряжения обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.
глава 2. конституционное разграничение между государственным управлением и
самоуправлением
Сущностная разница между государственным управлением и самоуправлением в том, что первые «осуществляют государственное управление и ответственны за состояние дел», а вторые «обеспечивают» самостоятельное решение вопросов населением. Процесс саморегулирования предполагает единство принятия решения населением с его исполнением этим же населением, здесь нет признаков государственного управления в виде специальных органов принуждения и санкции за неисполнение. Неслучайно, согласно Конституции «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения» (статья 89 Конституции). Если источником властных полномочий государственных органов является народ, т.к. именно народ делегирует осуществление своей власти государственным органам (статья 3 Конституции), то источником деятельности местного самоуправления — население в границах самоуправляющего сообщества. Однако местное самоуправление приобретает государственно-регулируемый характер в силу того, что правовой статус, порядок организации и деятельности органов самоуправления определяется не только гражданами — субъектами самоуправления, но и конституционными нормами и рамками закона. Безусловное соблюдение законных прав и интересов местного самоуправления, его выборных и других органов после их закрепления в законе становится делом государства и его органов, в том числе местных представительных и исполнительных. Более того, конституционно гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом. Конституция определяет исчерпывающий перечень форм осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающие территории, на которых компактно проживают группы населения. Этот перечень закрытый и не может расширительно толковаться. В этой связи проведение местного референдума, на наш взгляд, невозможно, т.к. статья 89 Конституции не указывает среди форм реализации компетенции местного самоуправления общепринятый вид волеизъявления населения — местный референдум. Ссылки некоторых исследователей на принятые в других государствах законы о местном самоуправлении и на модельный закон СНГ не могут быть безоговорочно приняты, в связи с тем, что конституционное регулирование этой проблемы в мире происходит по-разному. К примеру, по Конституции Российской Федерации: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, местное самоуправление признается и гарантируется» (статьи 3 и 12 Конституции России). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Согласно статье 130 Конституции России местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. В конституциях других государств просматривается аналогичный подход к решению вопроса о природе местного самоуправления, формах и методах его осуществления. Характер местного самоуправления определяется, исходя из принципиальной оценки источника государственной власти и субъектов ее осуществления. Так, по Конституции Беларуси народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Логическим продолжением такого подхода является то, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Конституция Украины закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление является правом территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Власть в Республике Армения согласно ее Конституции принадлежит народу. Свою власть он осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц. В 104, 105 и 107 статьях конституционно уточняется, что административно-территориальными единицами Республики Армения являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. В областях осуществляется городское управление. Как видим, Конституция Армении четко разделяет уровни государственного управления и местного самоуправления. В других конституциях пределы и уровни местного самоуправления могут варьироваться в законодательстве. Таким образом, в тех конституциях, где государственный суверенитет распространяется и делегирование государственной власти произведено на органы местного самоуправления, формы и методы их работы намного более многообразны, чем в тех странах, где местное самоуправление не рассматривается как часть государственного управления. В Казахстане местное государственное управление в виде маслихатов и акиматов отличается от органов самоуправления, которые не включаются в систему государственного управления. Этот конституционный принцип положен в основу закона о местном самоуправлении. Нормы Конституции и являются высшим проявлением воли народа Казахстана на конкретно-историческом пути развития государственности. Эволюция государственного строительства может привести к необходимости корректировки роли и места органов самоуправления в системе общественных отношений, но любые изменения должны быть в рамках соответствующих конституционных норм.
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Современная практика государственного строительства обращается к англо-американской и европейской системам организации местной власти.
Для англо-американской модели характерно фиксированное закрепление децентрализации и деконцентрации власти, т.е. существование местного самоуправления на всех уровнях ниже государственного (например, государственное управление может заканчиваться на уровне субъекта федерации или областного звена).
Суть этой модели состоит в том, что государство сознательно ограничивает сферы своего властного влияния и переуступает органам местной власти самостоятельно решать все вопросы, например, на уровне города, поселения.
Для европейской модели присуще сочетание институтов местного самоуправления и местного управления, последнее осуществляется назначаемыми вышестоящей властью административными органами (см. подр.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т.2. М., 1995).
В данном случае органы населения, т.е. местное самоуправление, сосуществуют вместе с органами (администрацией) государства, в том числе и на уровне всех административно-территориальных единиц.
В 1985 году (15 октября) Совет Европы принял Европейскую хартию местного самоуправления, в которой под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках Закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (Народный депутат, 1993, № 11. С. 57).
Однако отдельные специалисты (например, консультант аппарата Комитета Государственной Думы РФ А. Замотаев) полагают, что мы имеем не очень удачный перевод данного определения.
А. Замотаев предлагает свой вариант перевода п. I ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении: под местным самоуправлением понимается право и реальная способность местных сообществ регламентировать значительную часть дел гражданского общества и управлять ею, действуя в рамках Закона под свою ответственность и в интересах местного населения.
В понимании классиков марксизма-ленинизма самоуправление как форма демократического управления является той формой организации общества, к которой следует стремиться по мере утраты политических функций государства (т.е. от государства к самоорганизованному сообществу граждан).
Перечисленные подходы в определении местного самоуправления следует рассматривать через призму политико-правовых доктрин самоуправления и в контексте конституционно-правовой реальности, в которой функционирует государство.
В этой связи следует подчеркнуть следующие принципиальные положения. В конституциях государств местное самоуправление рассматривается как признаваемый и санкционируемый государством институт, который является одним из важнейших условий реализации власти народа.
В рассуждениях нет попытки реставрировать и вернуться к прошлому опыту, важно понять природу данного явления. Так, на наш взгляд Конституция Российской Федерации закрепляет право народа на осуществление своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления . Из положения следует, что народ является единственным источником не только государственной власти, но и власти, проявляемой во внегосударственных (самоуправляемых) формах.
Это подтверждается и положениями статьи 12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В Конституции Республики Казахстан закрепляется: народ является единственным источником государственной власти (см. п. 1 ст. 3). Однако в п. 2 ст. 3 подчеркивается, что народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Самой первой реакцией любого читателя станет вопрос: нет ли здесь противоречия, значит ли это, что народ не может реализовать власть через органы местного самоуправления, поскольку в п. 2 ст. 3 речь идет о власти народа, а в п. 1 этой же статьи — о государственной власти.
Однако логический анализ этих положений дает возможность сделать вывод о том, что наряду с формами реализации государственной власти сохраняется власть народа, которая может проявляться и вне системы государственной власти, не находясь под непосредственным административным руководством, о чем свидетельствует статья 89 Конституции, в соответствии, с которой в Республике Казахстан признается местное самоуправление, призванное осуществляться населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Думается, что нет необходимости доказывать первичную значимость общества перед государством. Дело в другом. Поскольку государство имело возможность влиять на многие сферы жизни и деятельности, значит, следует признать необходимость переуступки и части прав и сфер (пределов) влияния со стороны государства в пользу местных органов власти, в том числе и местного самоуправления.
Об этом свидетельствуют и положения постановления Правительства РК от 9 сентября 1996 г., № 1097 «О концепции региональной политики Республики Казахстан», согласно которым созрели условия для укрепления региональных факторов хозяйствования.
Таким образом, сущность местного самоуправления, т.е. будет ли оно вне государственной власти, в значительной мере зависит от конституционно-правовой модели государства, от демократических принципов развития общества и готовности общества на местном уровне оказать реальную помощь, взяв на себя местные заботы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Закон Республики Казахстан от 15 февраля 1991 г. «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Республики Казахстан», как и законы других государств СНГ, не всегда разграничивали местное государственное управление и местное самоуправление.
В систему местного самоуправления входили:
- местные Советы,
- органы территориального общественного самоуправления,
- местные референдумы, сходы, конференции.
Подобные подходы в практике конституционно-правового регулирования отдельных государств проявились в реорганизации местных государственных, представительных органов в органы местного самоуправления.
Так, в Конституции Кыргызской Республики, в соответствии со статьей 91, вопросы жизни населения аулов, поселков, городов, районов, областей, имеющие местное значение, решаются на началах местного самоуправления, действующего наряду с государственной властью (Конституции 16 стран мира. Алматы: Жел жарты, 1995. С. 163).
В Конституции Литовской Республики право на самоуправление гарантируется государственным территориально-административным единицам, предусмотренным Законом (статья 19 Конституции Литовской Республики).
Ограничиваясь анализом конституционных положений отдельных государств, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление имеет ряд ключевых признаков:
- 1) это право населения, как правило, компактно проживающего, самостоятельно решать вопросы местного значения;
- 2) это право реализуется непосредственно и через создаваемые органы;
- 3) данные органы функционируют не только на основе законов государства, но и в тех территориальных пределах, которые определяются органами государственной власти (например, город, село, административно-территориальная единица);
- 4) для многих государств СНГ, в том числе Казахстана, местное государственное управление и самоуправление могут сосуществовать вместе.
Еще Гегель отмечал, что государство, организованное по принципу единой машины, совершенно уверено в том, что обладает безусловными преимуществами по сравнению с тем государством, которое в значительной степени предоставляет своим подданным право принимать решения по частным вопросам и проводить их в жизнь.
Следует, однако, заметить, что государство первого типа не может обладать какими — либо финансовыми преимуществами, разве только оно прибегнет к высоким налогам. Учитывая это, необходимо найти подходы в разделении властей на местном уровне, принимая в нашем случае во внимание то, что Конституция РК содержит принципиальные положения о власти народа:
- 1) народ реализует свою власть через республиканский референдум, на котором может быть принят закон по наиболее важным вопросам;
— 2) делегирует свои полномочия государственным органам (Президенту, представительным органам государственной власти);
— 3) народ участвует в формировании органов местного самоуправления по месту компактного проживания (городское и сельское самоуправление).
Статья 89 Конституции РК свидетельствует о том, что местное самоуправление:
- признается в рамках местного государственного управления (см. название раздела 8 — «Местное государственное управление и самоуправление»);
- правомочно решать вопросы местного значения;
- может осуществляться компактно проживающим населением непосредственно путем выборов, а также через выборные органы;
- деятельность осуществляет в пределах полномочий, установленных Законом.
Анализ данных вопросов дает возможность определить механизм формирования и природу местного самоуправления (организация и деятельность органов самоуправления наряду с местными государственными органами). Однако еще предстоит определить степень самостоятельности местного самоуправления.
При попытке анализа сложившихся местных, представительных органов (маслихаты) возникает ряд проблем. На этом следует остановиться более подробно.
Конституция РК сохраняет институт местных, представительных органов (маслихаты), определяя их полномочия:
1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства,
3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;
4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
5) осуществление в соответствии с законодательством иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.
Хотя в Конституции РК нет перечисления маслихатов различного уровня (областные, городские, районные в городе и др.), но в практике сохранились правовые традиции, согласно которым маслихат соответствующего уровня утверждает свои планы, местный бюджет и т.д.
Однако сложившаяся практика распределения полномочий, финансирования, налогообложения внесла некоторую условность в понятия «местный орган», «местный бюджет», «местные налоги».
Фактически ситуация развивалась следующим образом:
- Во-первых, сохранились все местные, представительные и исполнительные органы.
- Во-вторых, они (местные органы) пытаются проводить в жизнь те или иные решения, не имея достаточных средств, т.к. все вопросы финансирования, порядка налогообложения решались в центральных исполнительных органах.
Нет смысла комментировать примеры из местной хозяйственной практики, когда их решение ввиду отсутствия необходимых средств дальше намерений не шло. Именно по этим причинам Концепция региональной политики от 9-сентября 1996 г., № 1097 содержит ряд мер по исправлению подобного положения.
Например, подчеркивается, что следует отказаться от практики, когда налоги с мест поступают в доход республиканского бюджета, а затем возвращаются в качестве субвенции этим же регионам.
С точки зрения права важно понять следующие моменты:
— 1) если местный орган правомочен утверждать местный бюджет, утверждать свои планы и решать другие вопросы, то он является субъектом права;
— 2) право субъекта должно быть определено ясно и четко, т.е. право на финансовое обеспечение, установление местных налогов ит.д.;
— 3) если субъект взаимодействует с другими органами, то эти отношения регулируются законами и соглашениями (договорами). В этой связи можно высказать следующие предложения о перспективе развития органов управления и самоуправления.
Парламент РК, издавая Законы, в том числе касающиеся основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, не может учесть все особенности регионального, местного значения.
Правительство и центральные отраслевые органы РК должны заниматься координирующей и организующей деятельностью по исполнению Законов и Указов Президента. Так или иначе, сохраняется масса вопросов, имеющих первостепенное местное значение.
Взять хотя бы в качестве примера проблемы малых городов, возникших на основе градообразующих предприятий. Если в городе одно-два предприятия, то с их остановкой город может оказаться парализованным. Местные, представительные и исполнительные органы не в состоянии решить эти проблемы на основе имеющихся полномочий.
Следовательно, необходимы поиски мер по усилению региональной политики. Вопрос сложный, о чем можно судить из писем руководителей маслихатов в ходе участия подготовки проектов Законов «О местных, представительных и исполнительных органах» и «О местном самоуправлении».
У местных, представительных и исполнительных органов есть общие заботы — учесть социальные и другие интересы населения и государства и определиться с тем, какие из органов следует сохранить, укрепив их статус и возможности в хозяйственной практике.
Важно разграничить их полномочия, особенно в условиях, когда отечественные и иностранные инвесторы не спешат вкладывать средства в жилищно-коммунальную, социально-культурную сферы.
Областные и городские (столицы, городов республиканского значения) маслихаты следует наделить функциями областного законодательного собрания. Это даст возможность на основе и во исполнение законов находить правовые решения региональных вопросов с учетом специфики региона и местных интересов.
Иначе говоря, по тем вопросам, которые Конституция РК относит к местным представительным органам, маслихат (областное законодательное собрание) может принимать обязательные правовые решения для всех юридических и физических лиц, проживающих на территории области.
К примеру, по Конституции Японии и Закону о местном самоуправлении (ст. 96-100) местные собрания:
- 1) принимают нормативные акты;
- 2) утверждают местные бюджеты;
- 3) учреждают местные налоги, штрафы;
- 4) заключают хозяйственные договоры;
- 5) решают принципиальные вопросы управления муниципальными предприятиями;
- 6) проводят расследование деятельности местных исполнительных органов.
Такой статус маслихатов создает возможность ввести механизм сдержек и противовесов между областными, представительными и исполнительными органами.
Для придания маслихатам статуса областного законодательного собрания имеются соответствующие условия. Достаточно напомнить, что маслихаты уже сегодня правомочны, издавать акты, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, содержащие административную санкцию.
На нижестоящих уровнях государственной организации, на наш взгляд, можно вводить местное самоуправление на основе концепции городского и сельского самоуправления. Сохранять соответствующие местные, представительные органы нет необходимости.
Такой подход обусловлен:
- 1) пониманием того, что необходимы органы, способные влиять на положение дел, представлять реальные интересы населения;
- 2) городские, районные маслихаты не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы влиять на положение дел.
Тем самым местное самоуправление будет заинтересовано и в поиске средств для развития села, города и сотрудничестве с населением потому, что должно существовать на собственные источники и отчитываться перед населением.
В таком выборе мы не единичны и не первые’. Местное самоуправление в Казахстане, что следует из Конституции РК, не может совпадать с границами административно -территориального устройства, следовательно, оно может функционировать только на основе Закона и в пределах государственной организации.
Местное самоуправление и местные исполнительные органы обречены на взаимодействие на принципах социального партнерства при сохранении за государственной администрацией права административного контроля за самоуправлением, что обусловлено общностью конституционных доктрин Казахстана и Франции (ст. 72 «О местных коллективах» Конституции Франции: представители Правительства в департаментах и территориях отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов).
И, наконец, местное самоуправление в Казахстане следует развивать в условиях, когда органы местного самоуправления реализуют право, установленное Законом, самостоятельно решать часть государственных дел, имеющих местное значение, действуя под свою ответственность и в интересах местного населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новая Конституция Республики Казахстан, создает широкие предпосылки для кардинального развития правовой основы организации и деятельности местных исполнительных органов.
Как известно, законодательная институализация правового статуса местных органов исполнительной власти в рамках положений Конституции 1993 года была осуществлена Законом Республики Казахстан от 10 декабря 1993 гола «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан».
Надо признать, что вышеназванный Закон определил систему местного управления, компетенцию местных исполнительных органов, порядок их организации и деятельности, а также ряд важнейших вопросов взаимодействия местных исполнительных и представительных органов.
Отмечая обозначенные и другие позитивные аспекты названного Закона, он рожденный в условиях функционирования «старой» Конституции, оказался не только «устаревшим» с позиции новых положений Конституции Республики Казахстан 1995 года, но и, по сути, тормозом на пути реализации компетенционных ролей местных представительных и исполнительных органов в качественно новых реалиях.
Важное значение для повышения деятельности местных исполнительных органов, а также определения и выработки новых подходов в их работе, имело республиканское совещание акимов, состоявшееся в г. Алматы 19-20 июня 1996 года, на котором с докладом «Об итогах развития страны и основных задачах исполнительной власти на среднесрочную перспективу» выступил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
В ходе совещания получили детальную иллюстрацию самые различные стороны деятельности всех уровней органов местной исполнительной власти, все формы и методы их работы, все средства, используемые для достижения как стратегических целей, так и текущих задач, стоящих как перед регионами, так и различными населенными пунктами.
Несмотря на определенные позитивные аспекты деятельности в целом местной исполнительной власти, активное осуществление в ряде регионов современных социально-экономических реформ, тем не менее остаются нерешенными многие проблемы на местах. Здесь сказываются и существующие проблемы в законодательстве, и существенные недостатки в развитии экономики, и «старые» подходы во многих регионах к решению социальных проблем, и некоторые «перекосы» в кадровой политике и т.д.
Следовательно, для достижения эффективного функционирования местных исполнительных органов особую актуальность приобретает дальнейшее и всестороннее совершенствование форм и методов их деятельности. И, как показали исследования, в первую очередь это касается проблем обеспечения оптимальной нормотворческой деятельности местных исполнительных органов, которая, кстати, до сих пор не получила какого-либо специального анализа в научной и юридической литературе, тогда как многие аспекты правотворческого процесса в Республике Казахстан оказывались в центре внимания ряда исследований.
Цивилизованное государственное управление обществом, как известно из мировой практики, может быть успешно реализовано при том условии, если бесповоротно канут в историю приказные методы властвования, реально будут «материализованы» в деятельности каждого института государственной власти методы, обеспечивающие достижение согласия всех участников общественных отношений посредством учета их жизненно важных интересов.
Иными словами, государственное управление современным обществом должно осуществляться посредством управления интересами и через интересы людей. Это, в спою очередь, предполагает, например, при выработке любых нормативных правовых актов, с одной стороны, глубокое изучение разнообразных социальных интересов, а с другой — такое их соединение, чтобы человек, реализуя личные интересы, мог тем самым способствовать осуществлению основных целей коллектива, общества, государства.
Ни один интерес не может и не должен быть игнорирован в подлинном демократическом государстве, ибо как убедительно свидетельствует исторический опыт, «общественное» дело в конечном итоге не выиграет, если оно «подавляет» личное, не опирается на него.
В процессе изучения общественного мнения, особое значение имеют обращения граждан (предложения, критические замечания, отклики, просьбы, заявления, жалобы), которые в наиболее дифференцированном виде отражают настроения людей, степень усвоения ими политических, правовых, социально-экономических идей.
Обращения граждан четко фиксируют как достижения, так и несовершенство, ошибки, просчеты в социальной практике, позволяют гражданам сопоставить свои выводы о демократизме и справедливости государственного строя с реально складывающимся «общественным бытием».
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Республики Казахстан. Алматы: Жеті жарғы,
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Алматы: Жеті жарғы,
- Европейская Хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993,№ 11.
- «О концепции региональной политики Республики Казахстан» от 9 сентября 1996 г., № 1097.
- Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Изд-во «СПАРК»,
- Гегель. Политические произведения. М.: Наука,
- Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс,
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. Спб., 1909.
- Загряцков М.Д. Что такое муниципальный социализм? М.: Начало,
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т.2. М.: БЕК,
- Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК,
- ЗамотаевА. Местное самоуправление — элемент государственного устройства //Российская юстиция, 1996, № 6.
- Конституции 16 стран мира. Алматы: Жеті жарғы,
- Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы: Жеті жарғы,
- Таранов А.А. Проблемы организации местного государственного управления и самоуправления //Вестник Министерства юстиции,1996,№ 6.
- Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юрист, 1994-
- Кряжков В.А. Местное самоуправление: от идеи к реальным отношениям //Государство и право, 1992, № 1.