ПЛАН
Введение
Влияние монопольных субъектов на рынок РК (энергетический рынок)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро. Экономисты всего мира не могли обойти эту интереснейшую тему. Появилось много работ, в которых давались различные оценки взаимоотношениям монополии и конкуренции.
Проблемы несовершенного рынка, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субьектов почти одновременно рассмотрели в своих работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин (“Теория монополистической конкуренции”) и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон (“Экономическая теория несовершенной конкуренции”). Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка. Основную причину нарушения равновесия в экономике по-прежнему рассматривают в “категориях” и “законах” экономической среды. Оба автора смогли показать главное: обладая огромной жизненной силой, конкуренция – будь то монополистическая, либо несовершенная — непременно нуждается в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение.
Одно из основных положений книги Э. Чемберлина состоит в том, что главным условием овладения рынка, или, иначе говоря, сутью монополий является контроль над предложением, а значит над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т. е. “дифференциацией продукта”. Э. Чемберлин утверждал, что чистой конкуренции на рынке не бывает, что в реальной жизни каждый продавец того или иного товара в чем-то монополист. Дифференциация продукта ведет к тому, что конкуренция за привлечение покупателя сохраняется, а существование товаров – субститутов, ограничивает возможности монополиста по повышению цены. Следовательно, монополистическая конкуренция позволяет рыночной экономике наиболее эффективно развиваться без вмешательства государства.
Влияние монопольных субъектов в РК (энергетический рынок).
Особенностью развития электроэнергетического рынка в Казахстане является появление частных монопольных компаний, сосредоточивших в одних руках производство и распределение энергии (например, АПК в Алматы. Также, как и во всем мире, образование таких монопольных структур препятствует эффективному функционированию энергетического рынка. В то время, когда весь мир идет по пути реструктуризации — отделения энергопроизводителей от сети, у нас налицо усиление монопольных тенденций. Рассмотрим проблемы, возникающие при этом, на примере работы компании «Алматы Пауэр Консо-лидейтид» (АПК).
В течение трех лет деятельности на казахстанском энергорынке АПК делает в основном ставку на повышение тарифов, аргументируя это высокой платой КЕГОКу, покупкой регулирующей мощности, снижением потребления в регионе и другими причинами. Отметим, что Алматинский энергорайон является самообеспечивающимся по электроэнергии, при этом около 65% производится теплоэлектроцентралями и порядка 35% составляет дешевая электроэнергия, вырабатываемая ГЭС (здесь и далее использованы данные за 2002-2003 г.). Часть электроэнергии АПК поставляет Тал-дыкорганской РЭК и покупает на стороне только мощность для регулирования частоты. При этом АПК. как ни одна другая компания в Казахстане, покупает ее на очень выгодных условиях по разности вечернего пика и ночного провала графика нагрузки. Наши ориентировочные расчеты показывают, что затраты на регулирующую мощность незначительны и покрываются прибылью от продажи электроэнергии.
АПК оплачивает компании КЕГОК услуги по транспортировке электроэнергии от Капчагайской ГЭС по линии длиной 83 км. Плата КЕГОКу составляет порядка 0,098 тенге/кВт-ч. Сравним АПК с другими областями Казахстана. Так, например, Акмолинская область около половины потребляемого объема электроэнергии покупает на стороне и при этом оплачивает КЕГОКу транзит электроэнергии от северных и восточных станций по линиям протяженностью порядка 500 — 600 км. Костанайская область платит КЕГОКу за поставку от сторонних энергоисточников 80% электроэнергии. При этом затраты на транспорт электроэнергии по сетям КЕГОКа по среднему тарифу достигли в Ак-молинской РЭК 0,178 тенге/кВт-ч, Костанайской РЭК — 0,418 тенге/ кВт-ч, т.е. практически в 2 — 4 раза больше, чем в АПК. Сопоставление с энергокомпаниями Южного региона показывает, что в тарифах Кызылординской и Талды-корганской РЭК затраты на услуги КЕГОКа в 6 • 7 раз выше. чем в АПК. Таким образом, АПК платит КЕГОКу гораздо меньше, чем другие энергокомпании. Это объясняется тем. что станции АПК полностью обеспечивают потребность района в электроэнергии. В то время как дефицитные энергосистемы вынуждены покупать электроэнергию на стороне и производить оплату КЕГОКу за транспортные услуги в пропорциональной зависимости от расстояния и объема покупной электроэнергии.
Руководство АПК утверждает, что тарифы на электроэнергию являются низкими и их необходимо увеличить на том основании, что в соседнем Талдыкорганском энергорайоне и в ряде других они выше. Отметим, что, в отличие от Алматинского энергорайона, Тал-дыкорганский является остродефицитным. Более 60% электроэнергии покупается на стороне, из них примерно по 20% от АПК и Средней Азии, при этом плата КЕГОКу составляет 0,43 тенге и около 1,0 тенге за транспортировку 1 кВт-ч соответственно. Порядка 22% поступает от северных станций по линиям длиной более 1500 км, что приводит к удорожанию стоимости покупной электроэнергии на 1,3 -1,4 тенге/кВт-ч. Если учесть, что в АПК услуги КЕГОКа составляют около 10 тиын на каждый кВт-ч и что стоимость каждого третьего киловатт-часа составляет менее 50 тиын, поскольку он вырабатывается экономичными гидроэлектростанциями, то нетрудно понять, почему стоимость электроэнергии в Талдыкоргане выше, чем в Алматы.
Рассмотрим тарифы в областях, расположенных южнее Алматы. Учитывая, что южные станции — Жамбылская ГРЭС, Таразский энергокомбинат, шымкентские ТЭЦ — работают на дорогом импортном газе и мазуте, стоимость электроэнергии в этих областях должна быть выше, чем в АПК.
Жамбылский энергорайон, так же, как и Алматинский, является самообеспечивающимся по электроэнергии, но, в отличие от АПК, платит КЕГОКу примерно в два раза больше и при этом средний тариф (2,95 тенге/кВт-ч) ниже, чем в АПК, при практически равном тарифе на транспорт электроэнергии (0,75 тенге/кВт-ч). Причиной более низкой стоимости электроэнергии является наличие жесткой конкуренции на оптовом рынке, что заставляет производителей бороться за снижение себестоимости выработки продукции. Так, Жамбылская ГРЭС, вследствие значительного падения потребления и использования дорогого топлива (топливная составляющая доходит до 70%). испытывает на конкурентном рынке серьезные трудности. При минимальном использовании мощностей (практически работа с одним блоком) коллективу станции удается создать режим наиболее эффективной эксплуатации оборудования и при этом, в отличие от АПК, производить необходимый уровень регламентированных ремонтных работ и сохранить технико-экономические показатели оборудования. Таким образом, если бы АПК не монополизировала энергорынок в регионе, а работала в условиях конкуренции, то в силу значительной экономичности ее электростанций стоимость производства электроэнергии могла быть гораздо ниже, чем в Жам-былской области.
Что касается Кызылординской области, где средний тариф (4.22 тенге/кВт-ч) выше, чем в АПК, то следует отметить, что область полностью покупает электроэнергию от сторонних энергоисточников. Примерно половина необходимого объема поступает из Средней Азии и электростанций Южного региона. Остальные 50% — от северных станций, находящихся на расстоянии 2000 км. при этом оплата за услуги КЕГОКа. включая потери электроэнергии. доходящие до 15 — 20%. составляет около 1,5- 1,6 тенге за каждый второй киловатт-час покупной электроэнергии. В то время как в АПК плата за услуги КЕГОКа удорожает стоимость 1 кВт-ч только на 10 тиын. Таким образом, приведенный выше анализ показывает, что стоимость электроэнергии в Южном регионе Казахстана во всех областях закономерно должна быть выше, чем в АПК.
Одним из постоянных аргументов компании в пользу повышения тарифа является ссылка на снижение электропотребления, что объективно создает предпосылки для увеличения тарифа. Однако в 2001 г. Алматинская область оказалась единственной в республике, в которой произошло увеличение как выработки (на 6%), так и потребления электроэнергии (на 3%). В это же время в ряде других областей и в целом по республике отмечалось снижение электропотребления. Например, в Мангистауской области — на 24,8%, Костанайской — на 23,3%. Жамбылской — на 14% и т. д.
Если к вышеизложенному добавить высокую плотность населения, высокую платежеспособность потребителей, развитую инфраструктуру, то можно с уверенностью констатировать, что объекты АПК являются весьма привлекательными в условиях Казахстана. Другим положительным моментом является принадлежность распределительных сетей и станций одной компании. Так, отсутствие тепла и света в домах многих казахстанцев объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью, а с другой — тем, что компания, собирающая плату с потребителей, не торопится, а иногда и вовсе не расплачивается с производителями за поставки энергии. Таким образом, проблема обеспечения бесперебойности энергоснабжения определяется в первую очередь не величиной тарифа, а платежеспособностью потребителей и состоянием экономических взаимоотношений между субъектами энергорынка. Однако даже при таком благоприятном стечении обстоятельств, способствующих экономичной работе АПК в рыночных условиях, компания в своей деятельности делает основную ставку на повышение тарифа.
Моно польному поведению АПК. позволяющему ей диктовать цены на рынке, способствовала продажа государством в руки одной компании электрических станций и распределительных сетей, что дает ей возможность не пускать в свои сети других поставщиков.
Реальным механизмом ограничения монополизма АПК и снижения ее тарифов может стать создание в области конкурентного энергорынка. Отметим, что если в других энергосистемах, где распределительные сети отделены от электростанций, потребители имеют возможность купить электроэнергию как от местного, так и любого другого производителя, то в Алматы добиться этого можно только созданием в области самостоятельного энергопула, чему АПК всячески препятствует. Другой проблемой становится объективное разделение тарифов на производство, транспорт и распределение электроэнергии. АПК. как заинтересованная сторона, стремится увеличить стоимость передачи электроэнергии по своим сетям и уменьшить стоимость выработки, но не путем улучшения технико-экономических показателей работы оборудования электростанций (уменьшением удельных расходов топлива, повышением к. п: д. установок и др.), а за счет переброски отдельных статей затрат на транспортную составляющую тарифа.
Руководство АПК считает тарифы на транспортировку электроэнергии внутри сетей АПК низкими и требует их увеличения до 3,03 тенге/кВт-ч, т. е. практически в 4 раза. Сопоставим тарифы на транспорт АПК (0,76 тенге/ кВт-ч) с подобными тарифами в других областях Казахстана. Меньшие значения имеют тарифы на вход Карагандинской, Жезказ-ганской РЭК — по 0,51 тенге/кВт-ч, Южно-Казахстанской, Талдыкор-ганской, Кызылординской РЭК -0,5, 0,49, 0,41 тенге/кВт-ч соответственно. Минимальный тариф в Павлодарской области -0,22 тенге/кВт-ч. Выше тарифы на транспортировку в Акмолин-ской — 0,9 тенге/кВт-ч, Костанайской — 0,95, Кокшетауской и Восточно-Казахстанской областях -по 1,2 тенге/кВт-ч, что вполне закономерно, поскольку плотность размещения потребителей в этих областях значительно ниже, чем в Алматинском энергорайоне. Так, в целинных областях плечо линий электропередачи до отдельных сельских районов достигает 200-300 км. Положение усугубляется значительным падением потоков электроэнергии по этим линиям, особенно в последние годы. Если
в Алматинской области с 2001 по 2003 гг. произошло снижение потребления в сельском хозяйстве на 60% (при среднем по республике 77%), то в целинных областях оно достигло 85 — 93%. Кроме того, суровые климатические условия данных регионов требуют, естественно, больших затрат на ремонт и эксплуатацию электрических сетей.
АПК считает, что с приходом в регион электроэнергии других производителей транспортную составляющую необходимо увеличить, так как, пропуская по сетям не свою, а чужую электроэнергию. компания будет иметь убытки. Действительно, если на рынок выйдет более дешевая электроэнергия от сторонних производителей, то компания в результате снижения выработки электроэнергии тепловыми станциями, для которых будет введена «квота», потерпит убытки. Однако желание компании покрыть эти убытки за счет увеличения транспортной составляющей тарифа представляется необоснованным. Так, переход к конкурентному рынку позволит потребителям Алматы получить электроэнергию от производителей.установивших более низкие тарифы, что в результате приведет к снижению стоимости электроэнергии. АПК. очевидно, полагая, что вместе с правом на управление распределительными сетями получила монопольное господство над потребителями, хочет, увеличив тариф на транспорт, покрыть свои убытки, но тем самым эффект от снижения стоимости электроэнергии будет сведен к нулю. Следует напомнить АПК. что цивилизованный рынок для того и создается, чтобы потребитель мог получить электроэнергию от любой электростанции и не был заложником местной энергокомпании.
Другой причиной искусственного создания в Алматинской области супермонополиста (в лице АПК) является действующая структура тарифов КЕГОКа, зависящая от расстояния. Специфика тарифа, устанавливающего плату потребителям пропорционально удаленности от энергоисточника, в совокупности с его высокой величиной (при большой протяженности линий стоимость передачи соизмерима со стоимостью производства электроэнергии) сделали экономически нерентабельной передачу электроэнергии на расстояния свыше 500 км. По тарифам КЕГОКа получается, что транспортировать топливо из экибастузского и карагандинского месторождений к станциям АПК, когда стоимость транспортировки достигла стоимости самого топлива, гораздо выгоднее, чем передавать электроэнергию от электростанций, непосредственно работающих на этом топливе. Транспортная методология расчетов тарифа значительно ограничивает возможности конкуренции в Южном регионе Казахстана и тем самым способствует проведению АПК политики повышения цен на электроэнергию.
Сегодняшнее положение монополиста не создает для компании объективных предпосылок для сокращения расходов на производство тепло и электроэнергии и, в конечном итоге, снижения ее стоимости. Подобные теплоэлектроцентрали Северного региона, работающие в условиях жесткой конкуренции, чтобы выжить, добиваются существенного снижения себестоимости продукции. Так, например, павлодарские ТЭЦ, расположенные в непосредственной близости от таких гигантов энергетики. как экибастузские ГРЭС. успешно работают на рынке. Это обусловлено более высокой экономичностью работы тепловой станции в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (ТЭЦ), чем ГРЭС (только электроэнергии). Отпускные тарифы на тепло- и электроэнергию Павлодарской ТЭЦ-1 сегодня являются самыми низкими в Казахстане (0,75 — 1,05 тенге/кВт-ч, 425 тенге/Гкал). При этом прочие расходы в себестоимости продукции составляют порядка нескольких процентов, а в АПК они значительно больше (20-40%), что является основной причиной существенного увеличения тарифов по сравнению с северными станциями. Компания КЕГОК мотивирует принятие высоких тарифов на дальние расстояния необходимостью защиты региональных электростанций от воздействия дешевой северной энергии. Однако эта проблема легко разрешается установлением для теплоэлектроцентралей АПК технологической квоты. Тогда весь дополнительный объем электроэнергии, выработанный на ТЭЦ АПК сверх установленной квоты, мог бы конкурировать на оптовом рынке.
Экономически заинтересовать АПК в снижении тарифов можно, если поставить ее в условия конкуренции. Для этого следует пересмотреть существующую методологию тарифов на передачу электроэнергии по межрегиональным сетям так, чтобы в Алматинский энергорайон смогла прийти электроэнергия от экономичных северных станций. Однако из-за неэффективных тарифов КЕГОКа проблема электроснабжения юга находится в тупиковом положении и в дальнейшем может только усугубиться, так как цены на мазут и импортный газ имеют тенденцию к повышению. Цены на отечественный уголь за последние 2-3 года стабилизировались, но значительно увеличились расходы на его транспортировку. В итоге уже практически с первого квартала нового, 2004 года цены на электроэнергию в Южном регионе Казахстана поднимутся и в перспективе следует ожидать, скорее всего, их роста.
Проблему можно решить, если уменьшить в транспортной составляющей тарифа зависимость от расстояния. Так, в Алматинской области доходы КЕГОКа упадут от части потребителей. которые уже закупали электроэнергию от северных станций, но зато увеличатся от притока новых потребителей. Приближенные расчеты показывают, что снижение тарифов от северных станций до уровня, соответствующего расстоянию 600 км. при условии перевода ТЭЦ АПК на квоту приведет к увеличению дохода КЕГОКа примерно на 300 млн. тенге и снижению среднего тарифа на 25%. Но даже при таком варианте изменения тарифов КЕГОКа стоимость входа электроэнергии, вырабатываемой станциями АПК, к местным потребителям будет намного ниже, чем для наиболее удаленных северных станций. Так, введение «квоты» для ТЭЦ АПК приведет к увеличению платы за регулирующую мощность и услуги КЕГОКа до 0,187 тенге/кВт-ч. что с учетом тарифа на транспорт по сетям АПК составит примерно 1 тенге/ кВт-ч, в то время как стоимость входа для северных станций (с учетом потерь в сетях КЕГОКа) составит 1,45 тенге/кВт-ч.
Приход в регион электроэнергии других производителей поставит АПК в условия конкуренции, и чтобы выдержать ее. компании придется бороться за снижение себестоимости продукции, повышение к. п. д. выработки и передачи энергии, а это требует капитальных вложений, чего компании делать не хочется. Существующее в настоящее время монопольное господство в регионе позволяет ей без проведения ремонтных работ, эксплуатируя энергообъекты на износ, проводить политику повышения тарифов и диктовать цены потребителю. Так, если сегодня средние тарифы АПК составляют на электроэнергию 3,5 тенге/кВт-ч, по теплу — 1483 тенге/Гкал, то компания требует увеличения их до 4,57 тенге/кВт-ч и 2457 тенге/ Гкал. Добиться снижения стоимости электроэнергии в регионе можно только путем ликвидации монополизма АПК и перехода к конкурентному рынку. Потребитель будет выбирать, что ему выгоднее — получить от АПК тепловую энергию, а следовательно, и электрическую, либо заключить контракт с другим производителем на более дешевую электроэнергию и самому вырабатывать необходимое количество тепла.
С переходом энергетики Казахстана на рыночные отношения отчетливо отмечается тенденция роста потерь при производстве и передаче электроэнергии. Рассмотрим причины этого явления. Ранее предприятиями электрических сетей ежегодно производились расчеты технологических потерь, которые после прохождения независимой экспертизы утверждались как нормативы. Дополнительно проводился ретроспективный анализ для выявления «очагов» потерь электроэнергии и в соответствии с этим разрабатывался план мероприятий по их снижению, выполнение которого для сетевого предприятия было обязательным. План мероприятий включал, кроме режимных также и технические мероприятия, требующие капитальных вложений (например, замена проводов при увеличении нагрузки. замена трансформаторов, установка источников реактивной мощности, синхронных компенсаторов и т. д.). Такая политика была выгодна государству, так как приводила в целом к уменьшению потерь и в конечном итоге к снижению стоимости электроэнергии для потребителя.
В рыночных условиях сетевые компании, являясь монополистами. не заинтересованы в снижении потерь электроэнергии, поскольку за эти потери потребители платят непосредственно производителям. Они скорее заинтересованы в их увеличении, так как разница между величиной потерь. начисленных потребителям, и действительными остается в распоряжении компании в виде дополнительного объема электроэнергии, поступающего в их сети. Бездействие со стороны АПК в проблеме снижения потерь электроэнергии в настоящее время приводит к увеличению нормативов потерь. Так, например, рост потребления электроэнергии населением (в основном г. Алматы) в последние годы привел к токовой перегрузке проводов низкого напряжения. В осенне-зимний период 2000-2001 гг. наблюдались многочисленные возгорания проводов, а также отключения питания отдельных линий в результате превышения величины тока свыше максимально допустимого значения. Если учесть, что примерно 70% потерь электроэнергии приходится на сети низкого напряжения, то можно констатировать существование «очагов» повышенных потерь. Однако компания не производит замены проводов на провода с большим сечением, что могло бы привести к снижению уровня потерь электроэнергии и, более того. не заинтересована в этом, поскольку сегодня они включаются в нормативы потерь, за которые расплачиваются потребители. По оценке специалистов АПК, проведенные Казтехэнерго практические замеры потерь электроэнергии выявили увеличение их в отдельных линиях до 20%. Следовательно, если ничего не предпринимать и допустить бездействие компании АПК в снижении потерь электроэнергии, то в недалеком будущем следует ожидать их значительного роста.
Другой причиной увеличения потерь в электрических сетях является изменение структуры тарифов на отпускную электроэнергию. Ранее предприятиям предписывалось устанавливать у себя на приемной подстанции местные источники реактивной мощности (батареи статических конденсаторов, синхронные компенсаторы) с тем, чтобы вырабатывать на месте необходимый по технологическим целям объем реактивной мощности и, таким образом, снижать потери электроэнергии, обусловленные ее протеканием по электрической сети. При этом оптимальное значение коэффициента мощности для каждого потребителя определялось из условия, что дополнительные затраты на установку местного источника реактивной мощности окупались достигаемой при этом экономией от снижения стоимости потерь электроэнергии. ПУЭ нормировало величину cosq >, которая должна была поддерживаться у потребителя в размере 0,92 — 0,95. При этом действовала особая шкала надбавок и скидок к отпускной стоимости электроэнергии в зависимости от отклонений от среднего значения этого коэффициента, что экономически заинтересовывало предприятия в достижении высокого СОЗф.
Сейчас отпускной тариф не содержит составляющей, зависящей от коэффициента мощности. Источники реактивной мощности у потребителя были постепенно, в соответствии со снижением уровня электропотребления, выведены из работы, поскольку присутствие их приводило к недопустимому увеличению напряжения в системе. Потребители сегодня работают в режиме потребления той избыточной реактивной мощности, которая стекает к ним с линий электропередачи и которую сетевые монополисты не желают компенсировать, поскольку это требует вложения инвестиций. В некоторых энергокомпаниях дело дошло до того, что избытки реактивной мощности, вызывающие увеличение потерь, даже продают потребителям. Прежде это было недопустимо.
Таким образом, существующие инструкции по нормированию технических потерь электроэнергии в электрических сетях остались в прежнем виде, в каком они действовали в условиях государственной собственности на предприятия энергетики, и не отвечают реалиям времени. Соблюдение государственных интересов требует пересмотра методологии оценки нормативных потерь электроэнергии. которые отвечали бы оптимальным значениям и не содержали потерь, связанных с бесхозяйственной деятельностью предприятий. Только таким образом можно повысить экономическую заинтересованность сетевых компаний, в том числе и АПК, в выполнении мероприятий по снижению потерь. Бездействие в решении проблемы снижения потерь электроэнергии цивилизованными методами дают АПК повод не только не думать о снижении потерь, но и добиваться их увеличения. В заключение следует отметить, что в то время, когда осуществлялась продажа компании АПК комплекса энергообъектов, политика государства была направлена на понижение стоимости продажи в обмен на обязательство инвестора о долгосрочном инвестировании и поддержании технических параметров объектов на нормальном эксплуатационном уровне. Сегодня компания не торопится производить обещанные инвестиции, даже не осуществляет ремонт технологического оборудования, что уже привело к значительному ухудшению его технического состояния и росту потерь тепло- и электроэнергии. Руководство компании, вероятно, полагает, что сначала Казахстан должен обеспечить ей обещанную по договору прибыль. Даже человеку, далекому от экономики, очевидно, что. чтобы достичь желаемой прибыли (25%), надо прежде осуществить вложение инвестиций и добиться повышения рентабельности работы объекта, и в первую очередь снижения коммерческих потерь, которые в результате бездеятельности компании достигли сегодня огромных масштабов. Так, по сравнению с 2000 г., когда коммерческие потери составляли по электроэнергии порядка 17,13%, в 2001 г. они выросли до 24%, по теплу — с 9,82% до 30.6% соответственно11. Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время, после принятия Закона РК «Об электроэнергетике», все условия для успешной борьбы с хищениями электроэнергии, являющимися основной составляющей коммерческих потерь, имеются. Однако, пользуясь монопольным положением, компания не меняет свою политику, направленную на искусственное увеличение тарифов. Это и стало причиной конфликта между Правительством РК и руководством компании АПК, что в последствии привело к уходу с энергетического рынка РК бельгийской компании.
Заключение
Как видно из содержательной части «Теории несовершенной конкуренции», сущность монополии рассматривается в ней, как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому укрупнено в этой работе можно выделить следующие положения.
Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
Во-вторых, как считает Дж. Робинсон, кроме того, что монополист требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные».
В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей».
Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей.
В-четвертых, завершая собственное «теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит » к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы», » что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости и распределению богатства».
Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства Дж. Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность или справедливость.
По ее мнению, «чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства».
Конкуренция — определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список использованной литературы.
- Никифоров А. “Выявление монопольно высоких цен” “Экономика и жизнь”, 1994 г., №30
- Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1994 г.
- Нусупова А., Нусупова А. Закономерный провал. // Деловая неделя. — 26 марта 1999 г.
- Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.
11 Краткий статистический ежегодник Казахстана. г. Алматы. 2003.