АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаГлавные новостиНовости Казахстана

16 декабря – День Независимости Республики Казахстан

Политическая независимость государства – право на самостоятельность, исключающая подчиненность кому бы то ни было. Путь к независимости у многих народов лежал через войны и революции, усеянный бесчисленными человеческими жертвами. Несмотря на создание международных правовых институтов (Лига наций – 1919 г., ООН – 1945 г.), когда появилась возможность разрешения противоречий в правовом поле, борьба за независимость отдельных государств, автономных образований и народов до сих пор носит весьма драматический характер.

Всякий раз, когда возникает новое государство, когда колония отказывается от метрополии, когда автономное образование добивается отделения, мы имеем дело с признанием мировым сообществом нового субъекта международного права. В 1933 году в Монтевидео Лига наций приняла Конвенцию, в которой перечислены 4 критерия для определения государства:
а) постоянное население, б) определённая территория, в) наличие правительства,
г) способность вступать в отношения с другими странами.

Независимость государственного образования провозглашается ”Декларацией о независимости” (в случаях, когда провозглашается новое государство) или ”Конституцией” (в случаях, когда субъект международного права уже существует). В обоих случаях эти документы принимаются представительным законодательным органом или всенародно на референдуме. Распад Советского Союза и разрушение советского прошлого сопровождались массовой дезориентацией, утратой идентификации, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом.

В Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» и в конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» были провозглашены два принципа, определившие основы суверенитета и дальнейшей консолидации нации: во — первых, право казахского народа на самоопределение, ставшее условием для создания государства Казахстан, во — вторых, равные возможности для всех граждан страны.
16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. В нем Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления развития Казахстана, изложенные в работе Н. А. Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей: формирование социальной рыночной экономики; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости; завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. К концу 1995 года Казахстан признали 111 государств мира, с 92 из них установлены дипломатические отношения. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других международных организаций. С обретением суверенитета главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересы и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.

В 1992 году была выработана система национальной безопасности. Ее принципы: гарантированное обеспечение безопасности республики, ее государственной и территориальной целостности, прежде всего с помощью политических мер и углубления экономического взаимодействия; подконтрольность ведомств, отвечающих за национальную безопасность высшим органам власти и обществу в целом при гласности и предельно возможной открытости; адекватность организации вооруженных сил и уровня оснащенности техникой и вооружениями реальной военной опасности на основе принципа оборонной достаточности; соответствие построения системы национальной безопасности принципам правового государства и нормам международного права с учетом национально — исторических традиций и мирового опыта.

Казахстан заявил, что он не имеет территориальных претензий ни к одному государству мира и: признает сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики; отвергает войну или угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и других целей; стремится к обретению статуса безъядерного государства и присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия; поддерживает принцип неприменения первым оружия массового поражения и выступает за принятие данного обязательства всеми государствами мирового сообщества; придерживается принципа нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств.
На начальном этапе независимости руководство Казахстана сформулировало основные принципы новой общегосударственной идеи, которая должна была предотвратить духовный кризис и стать важным механизмом консолидации казахстанского общества.

С первых дней независимости, основным инструментом построения новой государственности в Казахстане стала не только идея самоопределения казахского народа на уровне этнической идентификации, но и идея консолидации власти и общества в целом.
В начале 1990 — х, Казахстан, как и многие постсоветские республики, столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Идейная консолидация являлась важным аспектом консолидации политической системы и осуществлялась через разработку национальной идеи.

Для этой цели в 1993 году была подготовлена и обнародована концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». В данном документе были выделены следующие цели и направления: обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально — культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

23 мая 1996 года была одобрена «Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан». В Концепции отмечалось: «Основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм…». При этом важным моментом Концепции являлось положение о том, что «стратегической тенденцией в развитии государственной идентичности – является становление в перспективе государства — нации». В обществе должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан — это наша общая Родина.

В Стратегии «Казахстан — 2030» (1997) в качестве основных идей были обозначены процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Стратегия соответствовала социально — экономической и духовной ситуации 1990 — х гг. и должна была вдохновить общество на преодоление кризиса и сплоченность общества ради будущих достижений, построение независимого, процветающего, политически стабильного государства, с национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Стратегия предполагала формирование новой единой гражданственности и новый тип самоидентификации казахстанцев.

По существу, Стратегия «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана, и в определенной степени способствовал мобилизации и консолидации казахстанского общества. Провозглашенные общенациональные идеи, апеллирующие к эмоционально — чувственной компоненте: «Казахстан — наш общий дом», «Наше великое историческое прошлое» способствовали: а) предотвращению возможных социальных, этнических, конфессиональных конфликтов; б) формированию общественно — политической стабильности в Казахстане, как уникального опыта мирового сосуществования множества этносов.

Стратегия «Казахстан — 2050» была представлена в декабре 2012 года в Послании Главы государства народу Казахстана.  Цель Стратегии – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в ТОП 30 самых развитых стран мира. 

Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан — 2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов: экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности,  возврата от инвестиций и конкурентоспособности;  всесторонняя поддержка предпринимательства –  ведущей силы национальной экономики; новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность; знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров; дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии; последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности; новый казахстанский патриотизм – основа успеха многонационального и многоконфессионального общества.

В независимом Казахстане идет интеграция граждан разных национальностей на основе сохранения их этнических особенностей, языка и культуры, традиций и обычаев. Путь к духовному согласию в многонациональном Казахстане лежит через воспитание национального достоинства каждого индивида как субъекта системы социальных отношений и исторического развития казахстанского общества.

С обретением республикой независимости одной из задач государственного строительства стало создание профессиональной дипломатической службы. Она должна была решать задачи, оставшиеся от СССР, а также определить траекторию внешней политики, обеспечивающую достойное место Казахстана в системе международных отношений. В Казахстане не было «традиций внешней политики» и профессиональных дипломатов, компетентных в решении внешнеполитических задач, поэтому предстояло строительство казахстанской дипломатии фактически с нуля. Первый президент Казахстана пригласил на родину специалистов, имевших опыт дипломатической работы в МИД СССР и в советских посольствах.

В республику вернулось 12 дипломатов, работавших в советском внешнеполитическом ведомстве. Именно они сформировали костяк, который участвовал в строительстве МИД РК. Назарбаев оказался единственным лидером на постсоветском пространстве, который пригласил советских специалистов, что выгодно отличало Казахстан от соседей, а также позволило республике выстроить правильный курс на международной арене.

Одной из проблем, доставшихся от СССР, было наличие в Казахстане ядерного потенциала, способного уничтожить США и Китай: 104 межконтинентальные ракеты наземного базирования СС-18 каждая с 10 боеголовками предназначались для США. Дополнительно на востоке страны (потенциально – против Китая) было размещено 40 стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами воздушного базирования (около 500 ядерных зарядов).

В этих условиях Назарбаев дал понять мировому сообществу, что Казахстан не намерен подрывать существовавший режим нераспространения. Он также поставил перед своим внешнеполитическим ведомством следующие задачи: вхождение Казахстана в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности страны, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, которые заинтересованы в этом.

Следует отметить, что Назарбаев отличался способностью определить горизонты возможностей Казахстана на международной арене, несмотря на то что в его окружении были «специалисты», предлагавшие т. н. конфронтационный стиль общения с соседями. Этот дар полностью раскрылся в диалоге с Россией, где, как и в Казахстане, существовали силы, препятствовавшие сближению наших стран. Те же российские «реформаторы» успешно «выдавливали» Казахстан из рублевой зоны.

Одним из первых дипломатических документов концептуального характера, утвержденных Президентом Токаевым в 2020 г., была новая концепция внешней политики Республики Казахстан, основой которой стали принципы, выдвинутые в ходе президентской предвыборной компании 2019 г. Концепция подтвердила преемственность предсказуемой и многовекторной внешней политики Казахстана, призванного стать для своих граждан «слышащим» государством.

В обсуждении документа участвовало и местное экспертное сообщество, что подтверждало тезис Токаева о «слышащем» государстве. В ходе обсуждения специалисты внесли предложения, в том числе связанные с развитием культурно — гуманитарного вектора казахстанской дипломатии. Одним из первых официальных визитов Токаева стало посещение Москвы. Тогда Глава казахстанского государства отметил, что «современное взаимодействие Казахстана и России является эталонным и служит для многих ярким примером отношений».

Отдельный диалог с Президентом РФ пытался вести и экс-президент Назарбаев, однако по итогам встречи в сентябре 2019 г. Назарбаева и Путина в Москве, Россия дала понять, что намерена обсуждать имеющиеся вопросы с действующим Президентом Казахстана К — Ж. Токаевым. Это подтвердили дальнейшие переговоры Токаева с Путиным на полях Валдайского форума в октябре 2019 г., где были расставлены все точки над «i».

Россия в лице Президента Республики Казахстан получила реального и надежного внешнеполитического партнера, уважаемого государственного деятеля, узнаваемого в мировом сообществе, который активно участвует в поиске выхода из ситуации, связанной с Украинским кризисом. При этом посредническая деятельность Токаева не афишируется, что контрастирует с деятельностью лидеров других государств.

Сам диалог Токаева с Путиным носит открытый и конструктивный характер. Это не всегда становится достоянием экспертного сообщества, привыкшего основывать свои оценки на различных «утечках информации». Подобный подход глав Казахстана и России объясняется в том числе прагматическими интересами Астаны, которая имеет союзнические отношения с Москвой, но и ощущает последствия антироссийских санкций.

В доверительном ключе при Токаеве развиваются и отношения с китайским лидером. Итоги первого визита Президента РК в Пекин показали, что в его лице китайцы видят политика, полностью разделяющего их ценности. Примечательны биографии лидеров Казахстана и Китая. Оба вышли из интеллигентных семей со своими традициями, прошли необходимые ступени государственной службы. Между лидерами двух стран, как и в случае с Россией, сформировались особые отношения. Во многом это объясняется тем, что с Президентом России Президент Казахстана говорит на русском язык, с Председателем КНР диалог идет на китайском языке.

Для американцев Токаев является одним из авторитетных лидеров постсоветского пространства. Это было продемонстрировано в ходе состоявшегося в октябре 2023 г. саммита глав государств «Центральная Азия – США», а также на встрече в сентябре 2019 г. с Президентом США Трампом. В то же время увеличившийся в мае 2024 г. до 150 млрд долл. размер арбитражных исков (по причине упущенной выгоды) против международных нефтяных компаний, разрабатывающих Кашаган, демонстрирует – в том числе и американским инвесторам – что современный Казахстан намерен защищать свои государственные интересы.

С приходом нового лидера Казахстана наблюдается «ренессанс» в сотрудничестве со странами Центральной Азии. Казахстанские партнеры по региону начинают сознавать, что этот процесс выгоден не только Казахстану. Этому способствовала не только нынешняя ясность казахстанских намерений, но и итоги состоявшейся в августе 2024 г. в Астане консультативной встречи глав центральноазиатских государств.

В целом следует отметить, что изменения в казахстанской дипломатии с приходом нового лидера Казахстана оказались не только своевременными, но и необходимыми. Очевидно, что от прежних подходов, не обеспечивающих должной отдачи, следовало отказаться. Современная дипломатия Казахстана стала более прагматичной и ориентированной на интересы страны.

Следует отметить также практику назначения послов РК. Данный процесс ранее вызывал вопросы у профессионалов и у наших партнеров. Назначение определенных политиков, далеких от дипломатии, иногда шло в ущерб интересам Казахстана. Так, высказывания некоторых «новоиспеченных» послов о возможном членстве Казахстана в ЕС вызывали недоумение у экспертного сообщества зарубежных стран.

При Токаеве были предприняты меры по внесению изменений в профессиональную подготовку, в том числе собственных дипломатических кадров. Логичным шагом могло бы стать изменение статуса Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте РК, чтобы данное учреждение вновь стало частью дипломатической службы РК.

Особого внимания заслуживает налаживание при Токаеве взаимодействия между внешнеполитическим ведомством и экспертным сообществом, что ранее в силу различных причин не практиковалось. Позитивным моментом внешнеэкономической деятельности дипломатии Президента РК можно считать отказ от проведения в Астане различных помпезных международных мероприятий, которые, как показал опыт проведения ЭКСПО – 2017, не только не обеспечили необходимой отдачи, но привели к расходу государственных средств на проекты, которые не были реализованы.

Выступая 2 сентября 2024 г. с ежегодным посланием «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», Президент РК Токаев подчеркнул, что республика «твердо придерживается миролюбивой и сбалансированной внешней политики».

Глава государства отметил, что основными задачами казахстанской дипломатии продолжают оставаться «укрепление суверенитета и независимости государства, защита прав граждан за рубежом, продвижение национальных интересов, привлечение инвестиций в экономику». 30 лет назад перед МИД РК, которое возглавлял Токаев, ставились другие задачи.

Это было вхождение страны в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности РК, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, заинтересованными в этом.

Оценивая в целом пройденный казахстанской дипломатией на международной арене путь, можно констатировать, что благодаря внешнеполитическим достижениям Казахстан стал узнаваемым не только для политиков всех без исключения государств мира, но и хорошо понятным для жителей практически всей планеты. У экспертного сообщества словосочетание «Республика Казахстан» стало ассоциироваться с такими понятиями, как миролюбивая политика, предсказуемый внешнеполитический партнер, многовекторная дипломатия.

Все это, в той или иной степени, является заслугой как Назарбаева, так и Токаева. При этом следует помнить, что достижения казахстанской дипломатии времен Назарбаева полностью связаны с именем Токаева. Ведь именно при Касым-Жомарте Кемелевиче Токаеве казахстанский МИД предложил термин «многовекторная внешняя политика»; при К — Ж. Токаеве была разработана первая концепция внешней политики и Закон о дипломатической службе РК.

Исходя из этого, деление дипломатии на период Назарбаева и период Токаева может показаться «условным», однако подобное деление крайне важно. Оно показывает экспертному сообществу и – что более важно – народу Казахстана основное отличие дипломатии Президента Республики Казахстан К — Ж.Токаева, которая не на словах, а на практике стоит на защите национальных и государственных интересов независимого Казахстана.

Иностранные инвестиции играют одну из ключевых ролей в экономическом развитии страны. Особенно в таких стратегически важных отраслях, как нефтегазовая. Казахстан, обладая одними из крупнейших запасов нефти и газа в мире, активно привлекает международные капиталы для разработки своих природных ресурсов. Помимо огромного потенциала для роста национальной экономики, эти инвестиции напрямую влияют на жизнь обычных казахстанцев. 

Почти за 30 лет своей новейшей истории Казахстан привлёк 441 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Среди лидеров по объёму вложений такие страны, как Нидерланды, США, Швейцария, Китай и Россия. Статистика показывает, что для иностранного капитала наиболее привлекательные отрасли — горнодобывающая и разработка карьеров, обрабатывающая, оптовая и розничная торговля, транспорт и складирование.

«Иностранные инвесторы вложили капитал, предоставили передовые технологии и высококвалифицированную рабочую силу. Их инвестиции способствовали росту нашей энергетической отрасли: за последние 30 лет добыча нефти увеличилась в три раза. Благодаря этому Казахстан вошёл в пятерку стран с высокими темпами роста добычи нефти. Говоря о будущем, мы ставим цель преодолеть порог в 100 млн тонн в год», заявил в конце октября президент Касым-Жомарт Токаев. 

В ежегодном исследовании FDI Standouts Watchlist  Казахстан оказался на шестом месте по показателям макроэкономического развития и привлечению прямых иностранных инвестиций за 2023 год. Власти не раз подчёркивали, что перед страной стоит амбициозная задача: привлечь к 2029 году дополнительно 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. 

 

С обретением независимости Казахстан столкнулся с необходимостью вести самостоятельную финансово-экономическую политику, другими словами — зарабатывать деньги, что было невозможно без освоения огромных природных ресурсов и развития инфраструктуры. Для того чтобы справиться с этими задачами, стране было жизненно важно привлечь иностранный капитал, знания и технологии.

 

В 1991 году руководство страны принимает закон «О зарубежных инвестициях», он становится важной вехой в новейшей истории Казахстана. Закон защищает права инвесторов и определяет меры поддержки. Первым крупнейшим партнёром и, по сути, первопроходцем в Казахстане становится американская энергетическая компания «Шеврон». 

 

Компании был интересен новый рынок с высоким потенциалом, а страна была заинтересована в привлечении иностранных инвестиций для эффективного освоения природных ресурсов и развития молодой экономики.

Сразу после прихода «Шеврона» в страну пошли и другие крупные международные нефтегазовые компании: ExxonMobil, Shell, Total, Lukoil и Eni. Они участвовали в различных проектах, связанных с разработкой нефтяных и газовых месторождений, таких как Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Эти компании принесли с собой современные технологии, финансы, создали рабочие места и в целом способствовали модернизации нефтегазовой отрасли. Ещё один важный процесс, выгодный как для Казахстана, так и для самих инвесторов, — поддержка местной промышленности. Именно соблюдение баланса между интересами казахстанских производителей и иностранных компаний — мощный катализатор для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни.

Крупные иностранные компании инвестируют в местные производства, тем самым способствуя росту экономики региона. Они приносят современные технологии и инновационные решения, что помогает модернизировать и улучшать качество производимой продукции или предлагаемой услуги. Кроме этого, инвестиции создают рабочие места для местных жителей, снижается уровень безработицы в регионах.

Работа крупного иностранного инвестора стимулирует развитие инфраструктуры — дорог, логистических центров, энергетических и водоснабжающих систем. В регионах присутствия модернизируются железнодорожные линии, появляются социальные объекты: школы, больницы, спортивные комплексы. «Шеврон» активно развивает местное производство. В 2003 году компания ввела в эксплуатацию завод полиэтиленовых труб в Атырау. На шести линиях производится 16 000 тонн полиэтиленовых труб в год. На этом казахстанском предприятии благодаря модернизации стали выпускать продукцию, которую ранее приходилось покупать за рубежом. 

Таким образом, международные компании, работающие в нашей стране, обеспечивают стабильные валютные поступления, создают рабочие места, способствуют развитию инфраструктуры и развитию инноваций, повышают квалификацию местных специалистов. Всё это, в свою очередь, способствует диверсификации экономики и её устойчивости в долгосрочной перспективе.

 

Казахстан занял 47 место в рейтинге World Prosperity Index 2024 канадской аналитической платформы HelloSafe, сообщает hellosafe.com. Рейтинг основан на данных Всемирного банка и ООН, а также на анализе шести ключевых показателей: ВВП на душу населения, ВНП на душу населения, норма национальных сбережений, индекс человеческого развития (ИЧР), коэффициент Джини (уровень неравенства). , уровень бедности. С общим индексом 47,36 Казахстан опережает такие страны, как Россия, Беларусь, Китай, Турция и государства Центральной Азии. То есть Казахстан вошел в топ-50 мировых рейтингов по уровню благосостояния.

 

Результаты этого международного рейтинга показывают, что прошедшие в Казахстане в последние годы реформы дали плоды, не только подняв Казахстан в глазах мировой общественности: это подтверждают и возросшие основные экономические показатели. То есть современный независимый Казахстан заявил о себе как о значительном игроке в регионе и в мире в целом.

 

Растущие позиции Казахстана подтверждают успех экономических и социальных реформ, проводимых в последние годы. Это также укрепляет статус страны как важного игрока в регионе и на мировой арене. Индекс мирового процветания полезен инвесторам, путешественникам и исследователям, поскольку помогает оценить различия в уровне жизни, экономическом развитии и потенциале между странами. Казахстан продолжает укреплять свою репутацию, привлекать внимание мирового сообщества и идти по пути прогресса и процветания.

 

Это прекрасный итог 33-летнего независимого и позитивного развития Республики Казахстан накануне Дня Независимости и Главного праздника нашей страны! От всей души поздравляем с наступающим Главным праздником страны!

 

 

 

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент НАО Казахского агротехнического исследовательского университета им. С. Сейфуллина

Altyn-Orda.kz