Казахстан испокон веков играл важную роль в мировой торговле, рассуждает Altyn-Orda.kz. Его обширная территория, расположенная в самом сердце Евразии, на протяжении тысячелетий служила мостом между Востоком и Западом. Еще в древности по бескрайним степям и пустыням нынешнего Казахстана двигались караваны Великого Шёлкового пути, связывавшие Китай с Ближним Востоком, Европой и Индией. Через Отырар, Тараз, Сайрам и другие города шли купцы, перевозившие шелк, специи, драгоценности, книги и идеи. Эти маршруты стали не только торговыми, но и культурными артериями, на которых формировалась цивилизация.
С распадом старых империй и приходом индустриальной эпохи Казахстан вновь оказался в центре внимания. Cегодня Казахстан, сохраняя и развивая статус транспортного узла, играет ключевую роль в новых глобальных логистических инициативах, включая проекты Транскаспийского международного транспортного маршрута и «Один пояс — один путь».
И современные цифры это подтверждают. Согласно данным компании «КТЖ» (Казахстан темір жолы), объем перевозки грузов по сети за январь–апрель 2025 года вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 85 млн тонн. Внутренние перевозки составили 54,6 млн тонн, а на экспорт ушло 30,4 млн тонн, что на 12,7% больше, чем в 2024 году.
Особенно заметен рост в ключевых отраслях:
- Каменный уголь — 34 млн тонн (+1,1%), из которых 24 млн тонн — для внутреннего потребления. При этом экспорт угля вырос на 22%, достигнув 10 млн тонн.
- Зерно — перевозки выросли на 54%, составив 4,7 млн тонн, из которых 3,7 млн тонн ушли на экспорт (+60%).
- Нефтяные грузы — рост на 7% (до 6,6 млн тонн).
- Черные металлы — рост на 10,6% (до 1,5 млн тонн).
- Химические удобрения — рост на 20,8% (до 1,6 млн тонн).
- Строительные грузы — рост на 8% (до 4,3 млн тонн).
Эти данные отражают не только рост промышленного потенциала страны, но и активное развитие логистической инфраструктуры. В последние годы в Казахстане ведётся строительство и модернизация железных и автомобильных дорог, расширяются порты на Каспийском море, реализуются проекты международных транспортных коридоров.
Казахстан уверенно закрепляет за собой статус логистического хаба Центральной Евразии, открытого для сотрудничества и интеграции в глобальную торговую систему. И, как и много веков назад, здесь снова сходятся дороги народов, товаров и будущего.