Алматы уже давно перестал быть просто южной столицей Казахстана — сегодня он уверенно претендует на статус одного из главных туристических центров мира, информирует Altyn-Orda.kz. Мегаполис, окружённый горами, горами же вдохновлённый, начинает новый этап своего туристического возрождения. Причём не абстрактно — а вполне буквально: завершено строительство стратегически важной дороги международного значения Тюп–Кеген, которая сокращает путь от Алматы до Иссык-Куля более чем на 300 километров.
Звучит скромно — 50 километров новой трассы. Но в реальности это почти как построить мост между двумя государствами: Казахстаном и Кыргызстаном, между горами и озёрами, между туристами и их мечтами о природе, скорости и красоте. Новый маршрут превращает поездку на Иссык-Куль в удобное однодневное путешествие. И если раньше путь туда мог растянуться на мучительные 8–10 часов с пробками и сложной логистикой, то теперь алматинец может позавтракать в городе, пообедать в Каркыре, а к закату сидеть у берега озера с чашкой кумыса.
Что это значит в перспективе?
Во-первых, туристический кластер Алматы расширяется за пределы страны. Это уже не только Шымбулак и Медео, не только Кольсай и Чарын. Теперь в туристическое кольцо входят Каркыра, Сары-Джаз, Сан-Таш — великолепные природные зоны Кыргызстана, способные поразить даже искушённого европейского путешественника. Транспортная доступность — вот то, чего не хватало этим местам. Теперь она есть. А значит — за инвестициями и туристами дело не станет.
Во-вторых, экономическая интеграция и развитие туризма сблизят братские народы Казахстана и Кыргызстана ещё сильнее. Эта дорога — не просто асфальт. Это символ открытых границ, новых возможностей, и совместного будущего. Казахстанские туристы получат быстрый и удобный доступ к уникальным природным зонам Кыргызстана, а кыргызские предприниматели — постоянный поток гостей, новых доходов и идей. Дорога Тюп–Кеген может стать катализатором для малого и среднего бизнеса по обе стороны границы: фермеры, ремесленники, владельцы гостевых домов, туроператоры — все ощутят на себе живое дыхание роста.
В-третьих, с новой дорогой Алматы получает стратегическое преимущество в гонке за туриста. Город и раньше был уютной базой для исследователей гор и пустынь, но теперь он может стать полноценным хабом, откуда путешественники отправляются в Тянь-Шань, на Иссык-Куль, в пустыни Муйынкума, и возвращаются к цивилизованной урбанистике, ресторанам, концертам и музеям. Алматы может сыграть ту же роль, которую играет Женева для Альп — ворота в красоту и спокойствие.
Да, пока мы не конкурируем напрямую с Швейцарией. Но нужно ли? Наш козырь — дикость и доступность. Где в Европе туристу предложат в один день: ледник, каньон, озеро и чаепитие в юрте под аккомпанемент кобыза? А теперь представьте, что всё это можно сделать без утомительных переездов, почти без визовых проблем, и по приемлемым ценам.
Если государство, частный сектор и жители города объединят усилия — то лет через 5 Алматы может попасть в топ-10 must visit точек Азии, а то и мира. Главное — не упустить момент. Дорога уже построена. Туристы уже собирают рюкзаки. Осталось лишь достойно их встретить.
И пусть в будущем путеводителях Lonely Planet рядом с Парижем, Римом и Токио появится простая строчка:
“Алматы — город, где горы начинаются сразу за автобусной остановкой, а приключения — с момента посадки в такси.”