АЛТЫНОРДА
Главные новостиИносмиНовости

Айгерим Малеева. Кому в «Москва слезам не верит» повезло в любви?

 

Психологический разбор «самой нормальной» пары в фильме Москва слезам не верит


Когда обсуждают героев Москва слезам не верит, разговор, как правило, крутится вокруг Катерины и Гоши. Она — сильная, одинокая, гордая. Он — тот самый «мужчина мечты», которого с годами стало неловко защищать. Гоша — авторитарный, зависимый, с внешним лоском и внутренним хаосом. Катерина — женщина, которая умеет держать удар, но не знает, как быть рядом с кем-то, не сражаясь.

Людмила, в свою очередь, проигрывает партию ещё в первом акте — своей наивностью и ставкой на фасад. Но в этом уравнении есть ещё одна пара, о которой часто забывают — Тося и Николай. Они второстепенные, фоновые, «неинтересные» в глазах драмы. И всё же именно они вызывают ощущение покоя. Потому что — у них получилось.

Муж Тоси из фильма «Москва слезам не верит» всю жизнь любил одну женщину:  обомлеете,

Не идеально. Не без оговорок. Не как в романах. Но получилось.


Неравные, но взаимные

Тося и Николай — не пара, где царит полное равноправие. В советской системе координат такого в принципе не могло быть. Мужчина — это всегда «глава», «ответственный», «носитель решений». Женщина — рядом, но не на равных. Она может работать, может быть опорой, но не может быть субъектом на том же уровне, что мужчина. Так было устроено общество, так работала бытовая модель.

Николай — муж, Тося — жена. Он главный. Он объясняет, как будет. Он ведёт. Но делает это не с позиции подавления, а из спокойной, неагрессивной роли. Не токсичный, не унижающий, а базово уважительный. Когда Тося идет знакомиться с родителями Николая, он предлагает взять с собой подруг, чтобы ей не было страшно. Николай постоянно проявляет заботу о Тосе. Постоянно помогает другим. Оба строители. Работают в одной сфере, поэтому, понимание царит между ними полное.  Работающая женщина для Николая- не угроза, а  прекрасный  напарник. 

И вот в этом — разница. Нет полного равенства, но есть взаимное уважение. И в рамках советской эпохи — это уже большое достижение.


Тося: тихая женщина, у которой нет войны внутри

Тося не спорит. Не борется. Не играет. Не пытается «выйти замуж за город». Она — не стратег. Не карьеристка. Не первая красотка и обольстительница. Но,  весьма женственная и обаятельная.  Она не сражается ни с Москвой, ни с мужчинами, ни с собой. В этом смысле Тося почти редкость в советском кинематографе, где женщины часто или жертвуют собой, или идут на пролом.

Тося из фильма «Москва слезам не верит» рассказала о разрушенном первом  браке - Вокруг ТВ.

Тося здорова. Психически и эмоционально.

Да, у неё нет амбиций. Но у неё есть внутренняя согласованность с собой. Её решения не порождены тревогой, самоутверждением или потребностью кому-то что-то доказать. Она живёт и выбирает, исходя из простого понимания — что мне хорошо. Это не идеал, не роль «мудрой женщины». Это просто отсутствие внутреннего надлома, который в остальных героинях — сплошь и рядом.

Она не играет в «девочку», но и не пытается быть «женщиной будущего». Её женственность — не роль, а состояние.


Николай: спокойствие против харизмы

Коля из «Москва слезам не верит» был непростым человеком: его выдала  татуировка (фото)

На фоне Гоши или Рудольфа, Николай может показаться скучным, неказистым. Он не носит кожаную куртку, не говорит высоким голосом, не исчезает в запоях и не возвращается с пафосом. Его поступки простые, как кирпич:

  • помогает, если надо;

  • шутит, если тяжело;

  • едет на дачу — потому что суббота;

  • не строит из себя героя, но не отказывается быть полезным.

И это — мужчина, с которым можно жить. Не дышать через раз, не ждать катастрофы, не подстраиваться под его «характер», не бояться слова «карьера». А просто — жить.

Он, как и Тося, не драматизирует. Это не человек, который будет рассуждать о «миссии мужчины» или «женском предназначении». Он просто живёт. И делает, что считает нужным.

И в этом — его сила. Не в эффектности. Не в доминировании. А в психической устойчивости.


Отношения без шоу, но с шутками

Главная особенность этой пары — жизнепригодность. Это союз, в котором:

  • не манипулируют;

  • не страдают из принципа;

  • не соревнуются за власть;

  • не делают из любви битву.

Они живут рядом. И кажется — даже вместе растут. Не в плане карьеры или амбиций, а в простом, бытовом смысле: учатся слышать друг друга, быть командой, поддерживать.

У них есть юмор. Лёгкий, человеческий, не колкий. Это огромный ресурс, который отсутствует у Катерины и Гоши — там вообще всё чересчур серьёзно, будто каждый диалог должен либо спасать, либо разрушать.

А у Тоси и Николая — можно посмеяться над животом, над погодой, над бытом. Смех как способ быть ближе.


Доверие — не декларация, а реальность

Тося быстро становится частью семьи Николая. Его родители — принимают её сразу. Она — не выставляет себя. Не завоёвывает. Просто входит — и остаётся. У неё нет защиты. Нет необходимости «играть хорошую невестку». Она и есть — своя.

И позже мы видим, что в этой семье отношения продолжают расти. Есть забота. Есть участие. Есть общее дело (дача), общие заботы (дети), общее пространство, где никому не нужно самоутверждаться.

Это, возможно, не любовь как в кино. Но это — связь, которая выдерживает жизнь.


Противовес остальным

Екатерина

ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Москва слезам не верит»?

Сильная, но глубоко тревожная. Женщина, у которой нет внутреннего ощущения опоры. Потому и выбирает таких мужчин — внешне ярких, но эмоционально небезопасных. Она всё делает правильно — но не умеет расслабиться. Её сила — выстрадана. Но от этого она не становится менее одинокой.

Людмила

Как снимали фильм «Москва слезам не верит»: прототипы героев и интересные  факты со съёмок, фото

Пытается сыграть в игру «как устроиться в жизни через мужчину». Влюбляется в мечту, а не в человека. И, проиграв, остаётся ни с чем — потому что весь сценарий держался не на собственном выборе, а на попытке встроиться в чужую картинку успеха.


Почему именно они «выиграли»

Тося и Николай не выигрывали. Они не играли.

Это важно. У них не было стратегии. Не было желания обмануть, обойти, добиться. Их отношения родились не из сценариев, не из боли, не из попытки компенсировать внутренние дефициты. Они возникли, потому что два человека оказались готовы к спокойной, честной, бытовой любви — без шоу, но с уважением.

Они — не идеальны. У них тоже будут усталости, ссоры, недопонимания. Но у них есть то, что помогает пройти сквозь: эмоциональное здоровье. Умение быть рядом. Готовность идти друг к другу, а не от.


Заключение: тишина вместо финального аккорда

«Москва слезам не верит» заканчивается почти хэппи-эндом. Но главный хэппи-энд — не у Катерины. Он — на фоне, на кухне, в дачном домике. Там, где шутят. Где дети бегают босиком. Где у плиты — не великая женщина, а просто жена. Где муж — не герой, а человек. Где отношения — не война, а место, в котором можно дышать.

И, может быть, это не та любовь, о которой снимают отдельное кино. Но именно она — и есть настоящая.