АЛТЫНОРДА
Главные новостиИносмиНовости мира

Азербайджан на перекрестке империй: как Пекин делает Баку сердцем нового Шёлкового пути

Когда маршруты меняют мир, не поезда становятся событиями — а станции. И сегодня одна из таких станций, похоже, навсегда сместит геополитический баланс Евразии, отмечает  Altyn-orda.kz

Поворот на Каспий

11 сентября 2025 года может войти в историю не как дата дипломатического протокола, а как точка бифуркации в евразийской политике. В этот день Китай и Азербайджан де-факто закрепили новую ось стратегического партнерства, выведя свои отношения за пределы торговли и транспорта — в зону, где экономика сливается с геополитикой.

Азербайджан, в последние годы балансировавший между Турцией, Россией и Западом, сегодня открыто делает ставку на Восток. И этот Восток — не Иран, не Саудовская Аравия и даже не Центральная Азия. Это Китай. Тот самый Китай, который через программу «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative, BRI) методично выстраивает сухопутную альтернативу глобализации, в обход уязвимых морских путей и геополитических капканов.

Теперь у Пекина есть выход в Европу, минуя Россию и, в перспективе, Турцию. И этот выход — через Баку.


Транскаспийский коридор: логистика или новая стратегия?

С начала 2020-го года Китай продвигает так называемый Срединный или Транскаспийский транспортный коридор (Middle Corridor). В отличие от Северного маршрута, проходящего через Россию, и Южного — через Иран и Турцию, этот путь идет от Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Европу через Турцию и Восточную Европу.

До недавнего времени коридор считался резервным: инфраструктурно-слабый, перегруженный бюрократией, подверженный политическим рискам. Но в 2022 году, после начала российско-украинского конфликта, всё изменилось. Европа стала искать пути диверсификации поставок, Китай — альтернативу политически токсичному транзиту через РФ.

И вот в 2025 году — 450 блок-поездов уже пошли через Азербайджан в Китай. К 2026-му планируется нарастить количество до  1000 поездов в год.

Приблизительно 40–50 млн тонн грузов ежегодно. Это не просто поезда. Это миллиарды долларов, тысячи рабочих мест, геополитическое влияние.


Инфраструктурная дипломатия Китая

Пекин инвестирует в Азербайджан методично и глубоко:

  • Энергетика: CNPC стала акционером проекта «Шах-Дениз» — одного из крупнейших месторождений газа в Каспии. Китай участвует в «зелёной» трансформации, подписаны меморандумы о строительстве солнечных и ветровых станций.

  • Инфраструктура: Китайские компании модернизируют железные дороги, строят тоннели, локомотивы и вагоны, обеспечивают оборудование. Участвуют в развитии порта Алят — ключевого узла на Каспии, превращающегося в «сухой Суэц».

  • Оборонка: ALIT, дочерняя структура китайского военного гиганта CASC, обсуждает с Миноборонпромом-Баку совместные проекты. Формально — гражданская продукция двойного назначения. Фактически — зарождающаяся военно-техническая ось.


Москва в тени, Европа в ожидании

Россия не может не видеть в происходящем вызова собственному транзитному суверенитету. До 2022 года через РФ шло более 90% сухопутных грузов между Китаем и Европой. Теперь — меньше 50%, и доля снижается.

Азербайджан, не вступая в прямую конфронтацию, де-факто предлагает Европе и Китаю нейтральный канал коммуникации, обходя российские и турецкие риски. Баку стал новым типом игрока: региональной Швейцарией с энергетическим щитом и логистическим мечом.

Евросоюз, со своей стороны, осторожно, но с интересом наблюдает за ростом роли Баку. Инвестиции в порт Алят, в «Зелёный энергетический коридор», в магистраль Baku-Tbilisi-Kars говорят о попытке выстроить устойчивый канал поставок, не зависящий от нестабильных зон.


Игра без флагов: Баку как фигура уровня короля

В классической геополитике страну уровня Азербайджана определяли как «регионального игрока». Но в условиях, когда логистика становится новой геополитикой, транзит — это сила, а порт — это крепость.

Азербайджан не просто отвечает за транзит. Он становится ключевым узлом Евразии. Это:

  • точка входа Китая в Европу,

  • альтернатива российскому коридору,

  • связующее звено Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока,

  • энергетический резервуар для ЕС,

  • и, наконец, политический буфер, способный балансировать интересы великих держав.

Баку играет на трёх досках: экономической, энергетической и военной. И делает это всё увереннее, подкрепляя мягкую дипломатию твёрдой инфраструктурой.


Новая карта Евразии

Да, это начало нового Шёлкового пути. Но не китайского, турецкого или российского. Это многоуровневая конфигурация, в которой Азербайджан впервые за свою постсоветскую историю не просто следует за чужой игрой, а задаёт темп.

Мир входит в эпоху, где не армии, а логистические сети определяют судьбы стран. И в этой эпохе Баку — не станция. Это развязка. А развязка, как известно, может привести в совершенно новое будущее.

 Altyn-orda.kz