На фоне стремительного роста цен на топливо в России и снижении поставок нефтепродуктов в Центральной Азии, Казахстан оказался в роли непреднамеренного «регионального стабилизатора». В условиях, когда казахстанские НПЗ работают на пределе мощности, сохранять внутреннюю стабильность на рынке топлива становится всё сложнее, передает Altyn-orda.kz
На внутреннем фронте — формально всё под контролем. Запасов бензина и дизеля достаточно на 30–35 дней, переработка нефти достигла рекордных уровней, а потребление бензина марки АИ-95 растёт вслед за импортом китайских автомобилей. Однако рост спроса на фоне искусственно заниженных внутренних цен усиливает давление на ресурсы и дестабилизирует рынок в долгосрочной перспективе.
Внешние вызовы — куда серьёзнее. В России топливо дорожает темпами, опережающими инфляцию в пять-шесть раз, что создаёт риск масштабной контрабанды. При разнице в 165 тенге за литр и отсутствии жёсткого контроля на 7500 км общей границы, «серый экспорт» из Казахстана становится слишком выгодным, чтобы им не воспользовались.
Дополнительное давление идёт с юга. Узбекистан и Кыргызстан, традиционно зависимые от российских поставок, переключаются на Казахстан как на альтернативный источник. Казахстанский экспорт бензина в Узбекистан уже вырос в 10 раз за полгода, но эта замена — скорее тактическое решение, чем стратегический план. Заместить выпадающие российские объёмы полностью вряд ли удастся.
Сдержанный рост цен на топливо (по 1–3 тенге раз в две недели) помогает контролировать инфляцию, но увеличивает нагрузку на маломобильные социальные группы: курьеров, таксистов, водителей. Для закредитованного населения рост цен на ГСМ быстро трансформируется в рост недовольства. В этом контексте Казахстану предстоит лавировать между субсидированием внутренних цен и необходимостью отпустить рынок в условиях давления с двух направлений.