АЛТЫНОРДА
Главные новостиИносмиНовости

Китайская экспансия 2.0: новая география глобальных инвестиций

Несмотря на заголовки о нарастающем протекционизме, формирующем повестку в США и других развитых странах, глобальная картина потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) меняется по иным, более глубоким причинам. В последние годы трансформация транснациональных цепочек поставок и стратегические приоритеты развивающихся стран формируют новую инвестиционную карту мира — с Китаем в центре, отмечает  Altyn-orda.kz

Фото: Акорда

Согласно последнему докладу ЮНКТАД, в 2024 году мировые потоки ПИИ показали разнонаправленную динамику. Если Европа, Южная Америка и большая часть Азии фиксируют снижение, то Африка зафиксировала рост на 75% (до $97 млрд), а Юго-Восточная Азия — на 10% (до $225 млрд). Значительную роль в этом росте сыграли страны Ближнего Востока, особенно члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, резко увеличившие капиталовложения в логистику и добывающий сектор.

Однако именно Китай стал ключевым инвестором в проектах, ориентированных на зеленый переход. Согласно данным Лаборатории промышленной политики Net Zero, с 2022 года китайские компании вложили свыше $220 млрд в 387 проектов в 54 странах — от солнечных и ветряных электростанций до стартапов в сфере зеленого водорода. Примечательно, что эти инвестиции в основном исходят не от государственных структур, а от частного сектора, действующего без прямой поддержки госбанков.

Изменился и фокус. Если ранее внимание Китая было сосредоточено на инфраструктурных проектах в рамках инициативы «Пояс и путь», то теперь речь идет о коммерчески ориентированных инвестициях, часто связанных с производством и переработкой. Ряд стран, в том числе из АСЕАН, Центральной Азии и Латинской Америки, начинают выдвигать встречные требования: доступ к местным рынкам становится возможным только при условии создания добавленной стоимости на месте.

Для принимающих стран это — как возможность, так и вызов. Рост ПИИ в производственный сектор способен стимулировать создание рабочих мест, повысить технологический уровень и содействовать устойчивому развитию. Однако при отсутствии эффективной государственной политики и регулирования выгоды могут остаться фрагментированными, в то время как издержки — от экологических последствий до утечки капитала — окажутся значительными.

Примеры Индонезии и Бразилии демонстрируют возможные пути — от обязательств по локализации производства до совместных исследовательских центров. Но даже успешные кейсы редко сопровождаются устойчивым ростом реальной заработной платы или улучшением условий труда. Как и в середине XX века, когда страны Азии и Африки призывали к созданию более справедливого экономического порядка на Бандунгской конференции, сегодня успех зависит не только от инвестиций, но и от способности государств координировать усилия и защищать интересы своих обществ.

Altyn-orda.kz