Ставка на интеграцию транспорта, данных и технологий
На саммите «Центральная Азия — Россия» в Душанбе президент Касым-Жомарт Токаев обозначил развитие Среднего коридора как главный приоритет региональной политики, информирует Altyn-Orda.kz. По его словам, Казахстан становится ключевым звеном в новой логистической архитектуре Евразии, где транспорт и цифровизация образуют единую систему.
Через территорию Казахстана сегодня проходят одиннадцать международных маршрутов, по которым перемещается до 85 % всех сухопутных грузов между Азией и Европой. За последние три года объём транзита вырос почти вдвое, а маршрут «Север–Юг» становится центральным элементом евразийской логистики. К 2027 году Казахстан намерен удвоить его пропускную способность, связывая Россию, Казахстан, Иран и порты Персидского залива.
Токаев предложил создать совместную инвестиционную платформу с участием международных банков и фондов для финансирования инфраструктурных проектов, а также Совет по развитию евразийского маршрута — координирующий орган, объединяющий транспортные ведомства, бизнес и экспертов.
Главный акцент президент сделал на цифровой трансформации Среднего коридора. По его словам, транспортные артерии XXI века должны быть не только скоростными, но и интеллектуальными. Казахстан предлагает внедрить электронную таможню, автоматизированный контроль грузопотоков и единую цифровую платформу, которая объединит железнодорожные, морские и автомобильные узлы. Это, по мнению Токаева, позволит сократить время перевозок, повысить прозрачность операций и обеспечить безопасность цепочек поставок.
«Средний коридор должен стать цифровым мостом, соединяющим не только рынки, но и технологии, знания и инновации», — подчеркнул глава государства.
Казахстан также инициирует создание региональной платформы для мониторинга водных и земельных ресурсов, а также онлайн-базы экологических данных. Эти меры, по словам Токаева, позволят выстроить устойчивую модель сотрудничества между странами Центральной Азии и сделать транспортные проекты частью экологической и энергетической повестки региона.
Таким образом, Астана предлагает видеть в Среднем коридоре не просто путь для грузов, а основу новой цифровой Евразии — пространства свободного обмена идеями, энергией и технологиями.



