«Общественная позиция» (проект «DAT» № 27 (155) Личный аспект
Недавно страна приспустила государственные флаги на зданиях, слезы матерей оросили могилы сыновей, страна раскололась в раздумьях по происшедшему, чиновники замерли в ожидании официальной версии случившегося, силовики в растерянности, министр обороны делится со СМИ своим мнением о готовности вооруженных сил к отражению внешней агрессии. Те, кому дорог очаг родной, в раздумьях – что будет с Казахстаном?
Взглянув на форму слушателей военного учебного заведения « Барыс» под управлением генерала Тауланова, возникает ощущение, что это клоны китайских гвардейцев с площади Тяньаньмэнь, а вооружение военной техникой НАТО наших воинских частей машинами типа «Хаммер» и турецкими легкими броневиками грозят большими техническими осложнениями в реальных боевых условиях (они хороши в местной войне казахстанских вооруженных сил, но не на большой войне коалиции союзников ОДКБ). В неразберихе боя нашим военным союзникам – русским и белорусам – трудно будет понять, где чья техника.
О постоянной нехватке денег на запчасти спросите без стеснения у командиров и техников воинских частей, впрочем, они предпочитают молчать об этой стороне дела, покупая в складчину детали для боевой техники, собирая дань с подчиненных. Реальный бой с кровью, это не бой за урожай на американском комбайне, или марш-бросок аэромобильных сил из Капшагая на Айнабулак, когда неисправная техника растягивается на много километров, таща друг друга на буксире.
Все мои газетные материалы – анализ сложивших обстоятельств, тревога за безопасность страны. Как ни крути, а простых граждан волнуют проблемы безопасности в Центральноазиатском регионе, особенно безопасность границ Казахстана. С начала 2007 года резко ухудшилась обстановка в Киргизии, где снова возник конфликт севера и юга страны, простые жители – обыватели обсуждают вопрос о возможной гражданской войне в этой стране. Готов ли Казахстан к таким «сюрпризам» у своих границ?
Если верить нашим СМИ и нашему правительству, то можно «править, лежа на боку», а если трезво анализировать сложившуюся обстановку внутри страны и на ее границах, то возникают сомнения: а правильно ли Казахстан делает свои выводы о сложившихся ситуациях вокруг своих границ?. Вспомним об уйгурских боевиках, уничтоженных в центре Алматы, о листовках исламских экстремистов в некоторых городах страны, об убийстве иностранцев в Алматы выходцами из пос. Кызыл Шарык Энбекшиказахского района, уйгурские ура-лозунги в пос. Чилик , вспомним о «исламских» сектах в Актау и Атырау, бурундайском и актюбинском вооруженных столкновениях… Наконец аналитические сообщения в газетах стран СНГ – о подготовке 250 боевиков из Казахстана в военных центрах движения «Талибан» и «Аль-Каеда», сообщения об объединении Исламского движения Узбекистана, Уйгурского всемирного конгресса и исламского движения «Талибан» под эгидой единого центра летом прошлого года, проведение первого форума «Всемирного уйгурского конгресса» в здании американского конгресс-холла, а для второго форума в этом году предоставлено помещение правительством Японии – говорят сами за себя. Всему миру известно, что штаб- квартиры всех этих экстремистских движений находятся в столице Великобритании Лондоне. Только слепой не видит опасности этих движений для суверенитета Казахстана. Все эти звенья одной цепи говорят о внешних силах, способных «порвать наше общество в тонких местах», учитывая социально-экономические трудности нашей страны. Враги ищут слабые места нашего общества, смакуют как гости Казахстана наши казы-карта, бесбармак, хвалят наших чиновников за их ориентацию на западный евроцентризм, слушают, что мы говорим, вносят коррективы в свои планы и снова расшатывают наши евразийские устои. В политике не бывает друзей, есть только временные союзники по интересам. Мы потеряли бдительность, присущую нашим предкам, в обустройстве нашего государства, где они четко знали, с кем дружить, пожимая руки, а с кем здороваться только кивком головы.
В моих предыдущих статьях говорилось и об обустройстве на территории республики трех-четырех фильтрационных пунктов для беженцев, со всей автономной инфраструктурой (санчасть, охрана территории, разведка, контрразведка, международный Красный крест, пункты международной связи и т.д.). В случае войны на юге республики (например, Иран, Кыргызстан или Узбекистан), можно ожидать от двух до четырех миллионов беженцев. До сих пор эта ситуация не учитывается в планах Совбеза республики. Не проработан райвоенкоматами детальный план мобилизации населения по учету военной специализации, а если и есть, то на бумаге для «галочки». В то же время Минобороны Туркменистана ежегодно на воинские сборы призывает 150 тыс. резервистов из запаса, Узбекистан действует аналогичным образом. При Совбезе нужен мощный аналитический центр для отслеживания ситуации (военной, политической, экономической и т.д.) вокруг и внутри страны.
Казахстанская армия перешла на контрактную основу набора военнослужащих, создали четыре военных округа и комитет начальников штабов вооруженных сил страны, все это очень хорошо, а теперь возьмем в руки увеличительное стекло и глянем на эти структуры. И что мы видим? В одном месте набираем молодежь, реформируем часть, а в другом месте расформировываем воинскую часть и безработная обученная молодежь пополняет ряды коммерческих охранных структур. Обучаем молодых бойцов, а потом на них плюем, карьеру офицера ставим в зависимость от работы сержанта. Коррупция и дедовщина в воинских частях, а в штабах окопались очень нужные свои люди, – где тут развернуться инициативному офицеру! Заклюют! Действует система «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак!». Как результат, ситуация с погранзаставой « Аркан-Керген».
Если раньше курсант-пограничник обучался быть командиром, воспитателем, организатором и охранял границу, а если возникнет ситуация войны, то, может быть, организатором партизанского движения в тылу врага, разведчиком и диверсантом, то теперь обучается быть «дипломатом и менеджером рыночных отношений» в войсках КНБ. Чем занимаются пограничники во время несения службы, видно из видеоматериалов ТВ на примере южного пограничного округа. Наркокурьеров и незаконных мигрантов с юга задерживают на границе с Россией, а на юге страны узбекские пограничники убивают наших граждан на нашей территории. А где же гордость, честь, патриотизм наших граждан? Нет ее! Теперь у нас армия сама по себе, а граждане сами с собой. Лозунг «Народ и армия – едины!» не работает.
А не работает потому, что одна часть населения поставлена служить богатому меньшинству или иностранным «инвесторам», а другая часть населения выживает, кто как может. Народ не хочет беречь чужое добро, а понятие «патриотизм» стало мусором. Генштаб создал аэромобильные силы быстрого реагирования, очень хорошо, оснастили джипами-«хаммерами» и обучили по американскому образцу, тоже неплохо. Только вот из головы, как назойливую муху, не могу отогнать одну мысль, что «дядюшка Сэм» хочет взять с Казахстана аманат – обязательство, что он будет защищать его интересы в Центральной Азии и участвовать во всех его военных операциях с использованием этих сил. Иначе как понять усиленное лоббирование нашими военными участие в военных операциях в Ираке и Афганистане? Участвуя в этих конфликтах, мы станем страной-оккупантом для жителей этих стран, а как поступают с оккупантами, мы это знаем из нашей недалекой истории, это первое. Второе, а как быть с нашими военнослужащими, вовлеченными в этот конфликт, когда у них нет социально-правовых льгот, чтобы участвовать в этих войнах. Как тут не вспомнить казахскую пословицу «Следуя за другим, не потеряй свое лицо!». Вспомнив о льготах, как не вспомнить наших народных депутатов в парламенте! Наши депутаты «народными» становятся во время «предвыборной страды», а потом они становятся «карманными» в угоду меркантильным интересам госчиновников, бизнесменов и инвесторов разного калибра. Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, понимаешь, наше общество в тяжелом, затяжном недуге, и народ сам должен искать пути выздоровления общества.
86 статья Конституции Казахстана говорит о самоуправлении общества, а статья 92 напоминает нам, что к самоуправлению общество должно было приступить со дня принятия Конституции, а опираясь на Указ Президента № 154 от июля 2006 года можно участвовать во всех вопросах государственного управления, было бы только желание. И в этом желании мне импонирует работа НПО «Аллажар» и Союза казаков Казахстана, оба объединения уделяют большое внимание работе с людьми, с подрастающим поколением – будущим нашей страны. Эти начинания нужно поддерживать не только финансово и материально, но и поддержать законодательно. Готовы ли к этому наши сенаторы и народные депутаты, однозначно ответить на это трудно, глядя на то, как они заседали до сегодняшнего дня. Даже если в ходе следующих предвыборных компании в мажилис страны попадут один-два депутата от НПО, то они не будут иметь решающего голоса по наболевшим вопросам общества среди «партийных» депутатов, которые будут решать прежде всего свои «партийные» вопросы по заданию свыше. Необходимо увеличить количество депутатов от НПО, которые имеют дело с конкретными людьми по конкретным вопросам, жизненно необходимых обществу.
Хочу вновь напомнить нашим чиновникам, этим «слугам народа», что без участия народа ни одно государственное дело не решается. Государство – это прежде всего народ! О нем у нас вспоминают, когда надо убрать мусор во время весенних уборок улиц. Народ хоть сейчас готов взять под контроль дело общественного порядка, охраны природных ресурсов, безопасность государственной границы. Надо только утвердить их права государственными актами и законами и тогда народ станет союзником госчиновника и отпадет необходимость вооружать МВД против своего народа, тратить на это деньги налогоплательщика – народа, и не надо будет высасывать из пальца проблему «воспитания патриотизма», деньги на которую берутся тоже из кармана людей.
Еще раз хочу вернуться к проблеме безопасности страны, «о тучах на границе». Жареный петух клюнул Казахстан, только не все поняли это в нашей стране, а жаль! Видимо, госбюджету не избежать частичной милитаризации страны, увеличить до двух лет службу в армии, серьезно, а не на бумаге заняться подготовкой резервистов. Дестабилизация политической ситуации на юге или западе Казахстана толкнет американцев к защите своих интересов в нашей стране, это подтолкнет Китай и Россию защищать свои интересы, чем это кончится – неизвестно, но только суверенитету Казахстана придет конец, это чувствуют некоторые денежные тузы и выводят свои активы из оборота страны. Учитывая эти обстоятельства, необходимо срочно принять политическое решение и указом президента организовать общественные дружины по типу казачества «Аймак Са?шысы» и задействовать их на охрану общественного порядка, окружающей среды, охраны границы. Казаковать определенную часть казахстанского населения независимо от национальности, расселить по всей границе. Дать им землю, гарантии и льготы со стороны государства, пусть трудятся, и тогда народ защитит суверенитет страны, так как ему бежать некуда со своей Родины
Асылхан Артыкпаев,
войсковой старшина Союза казаков Казахстана