АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Кризис Жанар

Мы получили письмо от министра по делам экономической инте­грации Жанар АЙТЖАНОВОЙ (на снимке) с возражениями по поводу нашего материала “По любви — дороже” (см. “Время” от 31.5.2012). Напомним, основываясь на документах, оказавшихся в распоряжении редакции, мы рассказали о том, как казахстанская делегация “блестяще” провела переговоры о вступлении нашей страны в Таможенный союз, уступив экономическое преимущество не только россиянам, но и белорусам.

Ниже приводим контраргументы госпожи Айтжановой, возглавлявшей ту самую делегацию.

Вопросы интеграции Казахстана в мировое сообщество являются одними из более обсуждаемых в обществе тем за последние годы. Этот вопрос стал более актуальным особенно после создания Таможенного союза, а в последующем и Единого экономического пространства.
Республика Казахстан изначально является инициатором и последовательным участником интеграционных проектов на постсоветском пространстве, и поэтому идея евразийской интеграции является ключевым направлением внешнеэкономического курса государства.
Информация, изложенная в статье З. Ахматовой “По любви — дороже”, опубликованной в Вашей газете 31 мая 2012 года, содержит искаженные факты.
1. По внесению корректировок Таможенного кодекса. В статье неверно указано, что “теперь Казахстан не обладает возможностью внесения в него изменений”.
Наша страна наравне с Респуб­ликой Беларусь и Российской Федерацией участвует в формировании договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Соз­дана соответствующая рабочая группа, которая сформирована из представителей государственных органов всех трех государств.
2. Реализация договоренностей в рамках ЕЭП, в том числе и по тарифам, не отложена до 2015 года, как отмечается в статье, а осуществляется в соответствии с утвержденным календарным планом, предусматривающим поэтапность данного процесса. Необходимо понимать, что реализация каждого соглашения ЕЭП требует значительной работы по подготовке необходимых правил и методик. Так, к примеру, Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, предусмотрена унификация Сторонами тарифов на услуги по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный) внутри государств Сторон до 1 января 2013 года. Здесь следует подчеркнуть, что в нашей стране данные тарифы различны и это требует дополнительного времени на реализацию. Аналогично и в других странах — членах Таможенного союза.
3. Относительно деятельности Евразийской экономической комиссии важно отметить ряд концептуальных изменений, в особенности в механизме принятия решений.
Ранее Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года было предусмотрено, что голоса между Сторонами в Комиссии Таможенного союза распределялись следующим образом: Беларусь — 21,5; Казахстан — 21,5; Россия — 57. При этом решения принимались большинством в 2/3 голосов.
Однако в настоящее время казахстанская Сторона отстояла равное представительство в наднациональном органе — Евразийской экономической комиссии, где каждая Сторона обладает равным количеством голосов по аналогии с Европейской комиссией.
В частности, в соответствии со статьей 7 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 нояб­ря 2011 года принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета Комиссии или членов Коллегии Комиссии путем следующего распределения голосов:
а) в Совете Комиссии — один голос члена Совета Комиссии является одним голосом. При этом решение принимается консенсусом;
б) в Коллегии Комиссии — один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом. Решение принимается квалифицированным большинством.
При этом в состав Коллегии Комиссии по примеру Европейского союза вошли по три представителя от каждой Стороны. Всего в Коллегии девять членов.
4. Также, в статье не корректно приведены данные по объемам финансирования Евразийской экономической комиссии. На сегодняшний день финансирование осуществляется следующим образом: Казахстан — 7,33 %, Беларусь — 4,70 %, Россия — 87,97 %.
5. Относительно представительства стран в департаментах Евразийской экономической комиссии позвольте отметить, что распределение происходило из расчета экономически активного населения каждой страны — члена Таможенного союза.
В этой связи доля сотрудников, являющихся гражданами Респуб­лики Беларусь, должна составлять по каждой категории должностей на уровне 6 процентов общей предельной штатной численности департаментов Комиссии, гражданами Республики Казахстан — на уровне 10 процентов, гражданами Российской Федерации — на уровне 84 процентов.
6. И наконец, по вопросу непосредственно формирования и обеспечения деятельности Евразийской экономической комиссии отмечаю, что по опыту формирования Европейской комиссии отбор сотрудников в Евразийскую экономическую комиссию осуществляется на конкурсной основе (статья 23 и 27 Договора о Евразийской экономической комиссии) из числа граждан Сторон, которые отвечают соответствующим квалификацион­ным требованиям к занимаемой должности.
При этом принятие сотрудников Евразийской экономической комиссии служащими государственных органов Российской Федерации, как отмечено в статье, не осуществляется. Не существует каких-либо правил или решений о наборе сотрудников Евразийской экономической комиссии представителями государственных органов Российской Федерации.
В отношении вопроса социального обеспечения казахстанских сотрудников ЕЭК отмечаю, воп­росы непосредственно оплаты труда, обеспечения сотрудников Евразийской экономической комиссии, не имеющих жилой площади на территории города, в котором расположена Комиссия, жильем регла­ментируются Договором о Евразийской экономической комиссии и производятся за счет бюджета Комиссии.

Канат БЕРЕНТАЕВ: Это неумелая попытка защитить честь мундира.

Сложившуюся ситуацию мы отдаем, что называется, “на аутсорсинг” человеку, чья компетенция не вызывает сомнений. Это известный экономист, заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат БЕРЕНТАЕВ, которого мы попросили ознакомиться как с нашей публикацией от 31 мая, так и с ответом госпожи министра и высказать свои соображения.

— Формально министр права, требуя устранить неточности, которые были допущены в публикации. По существу же г-жа Айтжанова не отвечает ни на один вопрос, поднятый газетой “Время”, не раскрывает ни реальный механизм формирования и функционирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ни механизм защиты национальных интересов. Последнее, кстати, становится особенно актуальным в свете попытки некоторых казахстанских политиков инициировать референдум о целесообразности членства нашей страны в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), а также в будущем Евразийском союзе государств (ЕАС).
Естественно, и Казахстан, и Беларусь, и Россия имеют право вносить свои предложения, дополняющие, корректирующие любые действующие в рамках ТС нормативные акты. Но в публикации “По любви — дороже” поднимался вопрос: как эти предложения будут учитываться? И есть ли механизм блокирования решений, которые могут нанести ущерб национальным интересам Казахстана?
С моей точки зрения, письмо Ж. Айтжановой в редакцию — свидетельство системных ошибок в управлении интеграционными процессами на постсоветском пространстве, что дискредитирует саму идею создания ЕЭП и его последующую трансформацию в ЕАС.
Первая ошибка. Интеграция — это добровольная и осознанная передача части полномочий с нацио­нального на наднациональный уровень с целью проводить согласованную внешнюю политику в отношении третьих стран, максимально защитить общие интересы. Вот что пишет по этому поводу обозреватель “Нью-Йорк таймс” Р. Стил: “Элементарным правилом игры является то, что вы можете здесь выиграть, а там проиграть, но вы никогда не должны путать крупные фигуры с пешками”.
То обстоятельство, что Министерство экономической интеграции не бережет “пешки” — то есть не уделяет внимания вопросам институционального обеспечения интеграционных процессов — вызывает справедливые нарекания в казахстанском обществе. Какие наднацио­нальные органы нужно создать? Какие полномочия в той или иной области внутренней и внешней политики будут им делегированы? Как будут взаимодействовать национальные правительства и наднациональные органы? Эти вопросы даже не поднимаются! А в результате создается благодатная почва для распространения версий и слухов — то о будущем Евразийском парламенте, то о Центральном банке, то о единой наднациональной валюте и т.п. Между тем действующая ЕЭК — это реорганизованная Таможенная комиссия ТС, которой придали ряд дополнительных полномочий, но еще не наднациональный орган.
Вторая ошибка — нарушение технологии принятия управленческих решений. Министр Айтжанова сама признает, что подготовка нормативно-правовых актов занимает продолжительное время, добавляя: работа по реализации соглашений в рамках ЕЭП идет соглас­но календарному плану. До начала 2013 года предполагается завершить согласование железнодорожных тарифов.
Подобное мы уже проходили при создании ТС: союз формально уже работал, но согласование отдельных положений Таможенного кодекса шло еще полтора года (да и сейчас продолжается). ЕЭП формально работает с января текущего года, в рамках его предусматривается заключить около 20 соглашений, а законодательное и нормативно-правовое обеспечение этих соглашений не готово (по крайней мере, об этом не было никаких сообщений в прессе). Особую тревогу в казахстанском обществе в целом и в бизнес-сообществе в частности  вызывает то, что свободное перемещение людей, капитала, товаров и услуг, равенство прав на территории любой страны независимо от гражданства, предполагавшееся в рамках ЕЭП, на практике блокируется именно отсутствием нормативно-правового обеспечения интеграционных процессов.
С моей точки зрения, политическое решение о старте любого интеграционного проекта должно приниматься только после того, как основной массив нормативно-правового обеспечения будет подготовлен, чтобы потом не латать дыры в пожарном порядке.
Третья ошибка. К сожалению, до сих пор не сформулированы общие цели развития ЕЭП, стратегия их достижения, механизм взаимодействия наших стран в ее реализации. Более того, не выбрана и сама модель интеграции в рамках ЕЭП, не говоря уже о будущем ЕАС. Будет ли это корпоративная модель, государственная модель интеграции, смешанная или собственная оригинальная модель? Если решение об этом уже принято, то почему оно скрывается от общества? Впрочем, похоже на то, что наше Министерство интеграции занимается текущими, чисто техническими задачами, а сущностные проблемы — вне поля зрения ведомства г-жи Айтжановой. Если мое предположение верно (а я в этом убежден), то требование министра об опровержении вашей публикации не более чем попытка защитить честь мундира, скрыв за “деревьями” непринципиальных неточностей, допущенных при подготовке журналистского материала, целый лес серьезнейших просчетов Мининтеграции. Просчетов, которые способны дискредитировать саму интеграционную идею и свести на нет как уже существующее ЕЭП, так и будущий ЕАС.

Зарина АХМАТОВА, Алматы

Вместо P.S.

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, советник президента РК по политическим вопросам:

— Наш бизнес не имеет информации об итогах заседания в Москве рабочей группы по совершенствованию законодательства ТС. Неоднократные просьбы НЭП “Атамекен” направлять протоколы заседания рабочей группы и размещать на сайтах так и не нашли поддержки. Сегодня в правительстве нет полной информации о том, сколько поправок принято, сколько отклонено, сколько будет рассмотрено позже. Отсутствует взаимодействие и соответствующих министров Казахстана и России по совершенствованию таможенного законодательства. Не улучшается показатель по индикатору “Международная торговля”, так как отсутствует взаимодействие всех государственных органов, участвующих в государственном регулировании международной торговли. Координирующим органом является таможенная служба, и следовательно, ответственным министерством должен быть Минфин. Много проблем по “запретам и ограничениям”. До создания ТС планы проверок, осуществляемые таможенными органами, размещались на сайте Генеральной прокуратуры. После вступления в ТС мы пошли на поводу у россиян, где планы прокурорских проверок не размещаются на сайте, предписания не регистрируются в органах прокуратуры. В работе ТС часто требуется помощь по мерам тарифного регулирования (снижение пошлины, защитные пошлины, компенсационные меры). Однако наше Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) слабо реагирует на нужды казахстанских компаний. Надо работать, четко и своевременно выполнять все поручения главы государства.

“Время” от 20.9.12
Источник:  http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=29609