АЛТЫНОРДА
Казахи за рубежом

Е.Алибеков: Золотой делец. Опальный каз-олигарх Аблязов открыл свое истинное лицо

Опальный олигарх открыл свое истинное лицо
На днях в свет вышла книга опального бизнесмена Мухтара Аблязова, погрязшего в коррупции и создавшего самую большую в мире финансовую пирамиду, которая с успехом поглощала вклады рядовых казахстанцев, с тем чтобы впоследствии через хитроумные финансовые схемы они были перекачаны в офшорные зоны на счета финансового махинатора, по совместительству являющегося руководителем БТА Банка.
Как признается в своем «труде» опальный казахстанский олигарх, «в Казахстане я был вором-монолитом. Я заслужил уважение всего преступного мира. Кому-то помогал, кто-то боялся. Я и сам себя тогда уважал за такой авторитет. И надо было так продолжать жить». Таким образом, постепенно формируется образ финансового махинатора, который, как оказывается, являлся частью преступного мира, активно участвуя в нарушении закона на всех постах, которые он занимал, находясь на территории нашей страны.

Есть такая партия

Не обошел своим вниманием Аблязов и партию «Алга», о которой в книге сказано немало. Как отмечает сам автор, «…а мои братки из «Алги», они – отморозки. Святого ничего. Молиться Богу может ночью, но и днем и ночью обворует любого: старика, ребенка, женщину. Не за дело, из корысти. Я и сам такими делами, признаться, промышлял».
Нелицеприятно отзываясь о незарегистрированной партии, равно как и об ее действиях, финансовый махинатор начинает характеризовать и кадровый состав данной нелегальной группировки, в том числе и ее руководство.
«Вы думаете, что эти главари в «Алге» действительно хотят кому-то добра? Вы сильно ошибаетесь. Шестерки это, которые на говорильне и авторитете вылезли. «Алге» всегда главарь нужен, лозунг. Это как в очереди – кто сильнее, кто оборотистей», – полемизирует со страниц своей книги Аблязов.
Вряд ли кто ожидал от автора книги лестных высказываний в отношении высшего звена «Алги». Не стал исключением и предводитель нелегальной группировки «Алга» Козлов, манеру поведения и партийную деятельность которого Аблязов характеризует не лучшим образом. «К примеру, Козлов не только первым к прилавку доберется, по пути каждого собьет и задавит, прикупит бандюка, чтоб не видел и не слышал ничего, и закричит, что он-де «борец», справедливости требует для всех, а другие – сволочи. Толпе все равно: она слушает. Порой и такого Козла поддержат. Толпе к прилавку тоже хочется, но смелости, как у Козлова, нет, они все дисциплинированные, совесть имеют», – отмечает находящийся в международном розыске финансовый махинатор.
Описывая саму суть Козлова и его появление в руководстве общественного объединения, нелегально действующего на территории Казахстана, Аблязов определяет саму суть находящегося в настоящее время под следствием Козлова следующим образом: «А Козлов, воспитанный на улице либо в семье, по разным причинам знает, что надо лезть сейчас, потом будет поздно. И вот уже этот Козлов – вождь «Алги». Он ведь правильные слова говорит: и про очередь, и про то, что не хватает всем, что без очереди лезут. А то, что сам он дерьмо, что у него своя цель – никто не знает. Теперь – к прилавку, потом – посмотрим, на что он сгодится. А если он от имени этой очереди станет горланить о борьбе за права очередников, то «Алга» его главарем своим сделает. Такого сорта козлы становятся со временем первостатейной властной мерзостью», – заявляет со всей серьезностью автор книги Аблязов.
Принимая во внимание деятельность объединения «Алга» и историю со дня создания и по настоящее время, финансовый махинатор, скрывающийся от казахстанского правосудия в Европе, пытается заострить внимание на кадровом составе нелегальной организации.
«В общем, когда я «Алгу» создавал, говорю: берите кого можете туда, хоть убийц, хоть воров, хоть почетных птиц. Но они перестарались, конечно. Теперь даже из опущенных в тюрьмах, что возле параши сидели в камере, стукачи разные, уже в «Алге» проявились. А есть и такие, что примазались к уголовникам в законе, самое худшее приняли из обычаев. А до воров, как я, им как до луны, и место их – при параше…» – отмечает Аблязов.
Таким образом, он дает оценку собравшимся вокруг Козлова единомышленникам, едва успевшим выйти из мест заключения и ставшим участниками новой аферы, за которую им щедрою рукою бывшего руководителя БТА Банка выплачивались не только гонорары, но и оплачивались увеселительные мероприятия, проходившие не только в концертных залах, но и в саунах, санаториях и домах отдыха. Не стоит заострять внимание общественности на том, какими партийными делами занималось руководство «Алги» и кто обеспечивал их сопровождение на столь ответственных мероприятиях.

О друзьях-товарищах

Нелицеприятно выражается Аблязов и о других коллегах, с которыми проработал много лет. К примеру, о бойце информационного фронта Бахытжане Кетебаеве. По словам опального банкира, он ныне «занимает место основного лжеца «К+», который активно освещает события в республике в выгодном мне плане». Не лучше Аблязов выражается и о женщинах, с которыми проработал в разное время.
Но все-таки главным героем его книги остается экс-аким Алматы Виктор Храпунов, который помог ему выбиться из грязи в князи. По словам Аблязова, он провел реформы в энергетическом секторе мегаполиса, которые, во-первых, ознаменовались приходом компании «Трактебель», а во-вторых, ростом коммунальных услуг на свет и тепло.
«Буквально за копейки бельгийская компания на много лет получила в управление весь энергетический и тепловой комплекс казахстанской столицы (столица страны – город Астана. – Ред.), резко подняв коммунальные тарифы, которые не могло платить даже относительно небедное население мегаполиса», – повествует Аблязов.
Впрочем, о бельгийцах алматинцы и сегодня могут многое сами сказать: высокие цены на коммунальные услуги, веерные отключения, прохладные батареи в зимний период. И при всем при этом так и не сдержанное обещание провести модернизацию энергокомплекса южной столицы – генерирующих мощностей. Это при том, что оборудование тепло- и энергосетей города с советского времени не обновлялись и вместо выработки электроэнергии они способны генерировать аварийные ситуации. «Трактебель» хоть и яркий эпизод, но не главный. В книге опальный банкир охотно делится не только схемами в стиле «МММ» и финансовых пирамид, но называет человека, который стоял за его успешной карьерой. Как нетрудно догадаться, им оказался все тот же экс-аким южной столицы.
«С позволения Храпунова я возглавил КЕГОК и сделал своим заместителем младшего брата министра – Евгения Храпунова», – признается Аблязов.
К слову, не забывает опальный банкир и про себя. Правда, в автобиографической книге он упоминает о себе почему-то в третьем лице. «И только благодаря этим ворам, аблязовым и храпуновым, человечество все еще мучается от предприимчивых воров», – в порыве откровенности пишет Аблязов.
В целом книга написана с ошибками и опечатками. И непонятно, то ли у Аблязова кончились деньги, чтобы выпустить качественную брошюру, то ли он перестал говорить по-русски. Впрочем, если пробежаться по страничке рукописи, то возникает чувство, что он совершенно неадекватно воспринимает действительность.

Еркен АЛИБЕКОВ, Астана
28.09.2012

Источник — liter.kz