Не утихли страсти вокруг нашумевшего на всю страну уголовного дела о хищениях – невозвратных кредитах в шымкентском филиале «Казкоммерцбанка». Недавно по этому поводу прошли апелляционные заседания областного суда. Среди фигурантов дела – экс-директор филиала банка А. Примбаев.
НАЧАЛО СУДЕБНОЙ ЭПОПЕИ
Скандал вокруг крупнейшего банка второго уровня в Казахстане зародился, когда шымкентский филиал «Казкоммерцбанка» в 2007-2008 годах щедро начал раздавать кредиты на развитие частного бизнеса. Сотрудников банка не смущало, что среди заемщиков мелькали одни и те же лица. Спохватились, когда прекратились ежемесячные обязательные платежи, а заемщики легли на дно. В воздухе повисли сотни миллионов тенге безвозвратных кредитов. Руководство филиала обратилось в финансовую полицию с просьбой помочь вернуть розданные миллионы, а также привлечь неплательщиков к уголовной ответственности. В ДБЭКП возбудили уголовные дела. Но на этом дело застопорилось, расследование приостановили. Вмешалась областная прокуратура. По ее ходатайству Генеральная прокуратура создала спецгруппу, которой поручили расследование махинаций в «Казкоммерцбанке». Возглавил ее старший помощник прокурора ЮКО Бекенбай Аширов. В итоге было возбуждено первое уголовное дело о незаконном выделении кредитов на 204 млн тенге. В Алматы задержали некую У. Акбулаеву – обладательницу самого большого числа кредитов. А всего к уголовной ответственности тогда привлекли 10 заемщиков и трех работников банка: 27-летнего менеджера Б. Байкасымова и двух специалистов отдела залогового обеспечения – 40-летнего Ш. Нарбаева и 26-летнего К. Воеводина. Председатель кредитного комитета и другие должностные лица филиала банка в списке фигурантов не значились.
Аль-Фарабийский суд приговорил обвиняемых заемщиков к лишению свободы. Из трех статей УК РК, предъявленных следствием экс-работникам «Казкома», суд применил одну – «использование работником банка собственных средств банка для выдачи заведомо безвозвратных кредитов в крупном размере».
ПОСЛЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ…
Вдогонку за первым последовало второе уголовное дело о безвозвратных кредитах уже на 524 млн тенге в том же филиале «Казкоммерцбанка». По новому делу круг подозреваемых расширился уже до 17 человек. К ранее осужденным заемщикам добавились новые фигуранты. А вот среди банковских работников состав остался прежний – Б. Байкасымов, Ш. Нарбаев, К. Воеводин.
Следствие пыталось выяснить механизм, благодоря которому стала возможной выдача заведомо безвозвратных кредитов. Получалось, как в сказке Андерсена о голом короле. По липовым документам заемщиков на незастроенных земельных участках вдруг появлялись роскошные особняки. И эти фантастические строения становились залоговым имуществом под многомиллионные банковские кредиты.
Одна из матерых заемщиц, хозяйка магазина, к примеру, для своих целей использовала наемного продавца, перебивавшегося на скромную зарплату. Уговорила взять банковский кредит в 31 млн тенге, пообещав помочь с раскруткой собственного бизнеса. Состряпала липу, по которой молодой человек в мгновение ока стал богачом, владельцем дорогого особняка и огромной партии товаров народного потребления. В итоге полученный кредит продавец отдал хозяйке.
По показаниям экс-оценщика «Казкоммерцбанка» К. Воеводина, на него постоянно давило начальство, требуя плодотворной работы. Ему приходилось работать в цейтноте, в день оформлять до 12 залогов. Этим пользовались заемщики, подсовывали «липовые» документы, дабы получить желаемый кредит. Оценщик принимал все справки и доверенности за чистую монету. Никто не предпринял даже попыток провести экспертизу и перепроверить поступающие документы, которые на поток поставило некое ТОО «Жилье-С», которое вмиг сгинуло, как только запахло жареным.
Как и первое, второе уголовное дело рассматривалось в Аль-Фарабийском районном суде. Большинство подсудимых не признали своей вины, кто-то – частично. На оглашение приговора бывший сотрудник банка Б. Байкасымов не явился. Он был объявлен в розыск. Суд признал всех обвиняемых виновными по статье 177 ч. 3 п. «б» УК РК – «Мошенничество» и приговорил к лишению свободы. Байкасымов получил пять, Нарбаев и Воеводин – по четыре с половиной года колонии общего режима с лишением права занимать должности в банковской сфере.
Суд вынес рекордное число частных определений: целых шесть в адрес руководства департамента санэпиднадзора, городского земельного комитета, городской архитектуры и других организаций.
АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ БИТВЫ
После окончания суда 10 из 17 осужденных обжаловали приговор Аль-Фарабийского районного суда в апелляционную коллегию по уголовным делам областного суда. Жалобы рассматривал судья Т. Кадырбаев, с участием всех обвиняемых он провел новое судебное разбирательство. В итоге апелляционная коллегия переквалифицировала действия экс-работников банка со 177-й на 220 статью УК РК – «Использование собственных средств банка для выдачи заведомо безвозвратных кредитов в крупном размере, оформлении сделок, невыгодных для банка». И назначила всем троим по три года лишения свободы условно с испытательным сроком на два года, а также наложила штрафы – 323 600 тенге каждому. Условное наказание получила и одна из заемщиц – 49-летняя К. Саттарханова.
Приговор вступил в законную силу. Но за всеми участниками процесса остается право обжаловать его в Верховном суде.
Очередь предстать перед правосудием дошла и до главного фигуранта громкого уголовного дела – экс-директора филиала банка А. Примбаева, возглавлявшего кредитный комитет.
Как сообщили в областной прокуратуре, в Аль-Фарабийский районный суд направлены 133 (!) тома третьего уголовного дела о безвозвратных кредитах в ШФ АО «Казкоммерцбанк». Бывший руководитель филиала банка взят под стражу. Ему предъявлены обвинения. В общей сложности по материалам следствия А. Примбаев причастен к выдаче более 800 млн тенге заведомо безвозвратных кредитов. Вместе с ним на скамье подсудимых предстанут еще шесть заемщиков. Процесс обещает быть непростым, предстоит исследовать огромное количество материалов.
Но и это еще не финал судебной эпопеи. В стадии расследования еще одно, четвертое уголовное дело по «Казкоммерцбанку». По нему проходят экс-заместитель директора филиала, начальник отдела, риск-менеджеры, менеджер, оценщики по залогам.
Возникает вопрос: какие из украденных сумм удалось вернуть банку? По словам судьи Аль-Фарабийского районного суда Ш. Бийсимбиевой, сумма эта весьма скромная. И вряд ли эти средства покроют даже треть причиненного ущерба.
Татьяна КОРЕЦКАЯ, 16 октября 2012
Источник — «Око»