Впервые о необходимости реформ в пенсионной системе Казахстана президент страны Нурсултан Назарбаев сказал еще в начале текущего года в своем послании народу. Тогда он дал четкое поручение председателю Национального банка РК Григорию Марченко до конца первого полугодия разработать соответствующий план. В минувшую среду состоялся еще один разговор на эту тему. При этом главный банкир страны, похоже, не знает, как это поручение исполнить. В своих многочисленных интервью господин Марченко пытается убедить, что все в нашей пенсионной системе нормально, особых изменений не требуется. А между тем багаж в виде миллиардов долларов пенсионных накоплений казахстанцев фактически лежит без всякой пользы для экономики страны, а крайне низкая доходность по вкладам даже не поспевает за инфляцией.
И нести тяжело, и бросить жалко – именно так сегодня можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в пенсионной системе Казахстана. С одной стороны, работа накопительных пенсионных фондов (НПФ) в убыток уже набила оскомину и впору назвать этот эксперимент провалившимся, с другой стороны, что-то менять в системе теперь – задача практически невыполнимая. Может быть, поэтому главный финансовый институт страны – Национальный банк – так тянет с решением вопроса.
Впервые о необходимости реформ в пенсионной системе Казахстана речь зашла еще в начале этого года. Тогда в своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев поручил председателю Национального банка РК Григорию Марченко до конца первого полугодия разработать соответствующий план. Однако минуло полугодие, а Нацбанк, за исключением предложения по увеличению пенсионного возраста, так ничем и не «разродился».
В минувшую среду Глава государства Нурсултан Назарбаев встретился с Григорием Марченко. По итогам встречи вновь было дано поручение по разработке предложений дальнейшего реформирования пенсионной системы и использования средств финансовых институтов при финансировании проектов, реализуемых в рамках системы государственно-частного партнерства.
По сути, уже в формулировке данного поручения кроется ответ на самый тяжелый для Марченко вопрос. Ни о каком увеличении пенсионного возраста речи нет. Необходимо лишь улучшить показатели доходности пенсионных фондов. Последние, напомним, больше десяти лет никак не могут одолеть инфляцию. В банке на депозите деньги держать выгоднее, чем в любом отечественном пенсионном фонде. В банке хоть какие-то гарантии, в НПФ – никаких. Впрочем, господин Марченко с этим, похоже, не согласен.
– …накопленная доходность НПФ в 1,5–2 раза превышает накопленную за время существования накопительной системы инфляцию, – заявил он в интервью одному из казахстанских телеканалов.
Условно время существования пенсионных фондов – 15 лет, с 1997 года. Что за инфляция была в те бородатые девяностые, уже никто и не помнит, за исключением, вероятно, самого Григория Александровича. Сложно отследить справедливость слов главного банкира страны еще и потому, что внятная статистика в свободном доступе по этому вопросу имеется лишь за последние пять лет. А она далеко не радует.
К счастью, в редакции сохранились выкладки Агентства по финнадзору пятилетней давности (то есть приблизительно с 2003 года). Так вот, за последние 10 лет, по нашим данным, инфляция составила почти сто процентов, тогда как номинальная доходность пенсионных фондов едва достигла 57 процентов. Да и тут тон задает пресловутый пенсионный фонд БТА Банка, который, как выяснилось позже, был не совсем честен со своими вкладчиками.
Сегодня в пенсионных фондах сосредоточено около 13,2 трлн тенге. В перерасчете на привычную валюту больших цифр это около 100 млрд долларов. Как реформировать столь объемную отрасль? Во всяком случае, отказываться от нее, как Россия, никто не собирается.
– Рискну предположить, что пенсионные фонды готовят предложение в Парламент об изменении требований, которые предъявляет надзорный орган к инвестированию пенсионных активов, – считает председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев. – Представители фондов считают, что сегодня их работа чрезмерно зарегулирована, и поэтому говорить о каком-либо повышении доходности бессмысленно. Я абсолютно разделяю их точку зрения, приходится констатировать: фонды связаны по рукам и ногам.
В этой связи г-н Марченко предложил увеличить потолок инвестирования в зарубежные активы с 40 до 50 процентов. Может быть, оно и правильно. Но тут спотыкаешься о другой камень. В инвестиционном портфеле отечественных НПФ очень редко можно было увидеть больше 20 процентов иностранных ценных бумаг. После кризиса доля и вовсе уменьшилась до 10 процентов, а то и меньше. Будет ли толк от установления потолка в 50 процентов, если даже нынешними сорока никто не пользуется?
А между тем и сейчас, и изначально, еще когда пенсионная реформа только вводилась, ответ на вопрос доходности отечественных НПФ всегда лежал на поверхности. Эти деньги должны были питать экономику Казахстана – вкладываться в перспективные долгосрочные проекты. В концепции пенсионной реформы за 1997 год об этом написано. Еще раз напомнил г-ну Марченко об этом и Глава государства. Главное, чтобы эти слова наконец-то были услышаны.
Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Источник: liter.kz