АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

С.Исабаева: Пенсионная агония Казахстана. К чему призывает Григорий Марченко?

В Казахстане с новой силой разгораются страсти вокруг пенсионной системы. Социальный протест против «абсурдных» и «антинародных» заявлений чиновников и банкиров уже вылился на улицы. Многие граждане нашей страны не сомневаются в том, что под видом новых реформ власти пытаются лишь оттянуть неизбежный крах пенсионной системы.

Повысить нельзя оставить

Как известно, в середине сентября текущего года глава государства Нурсултан Назарбаев поручил председателю Национального банка Григорию Марченко разработать предложения по дальнейшему реформированию пенсионной системы. Но кроме как уравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин главный банкир страны, по всей видимости, пока ничего не придумал. Несмотря на волну негодования, которую спровоцировала в обществе данная инициатива, глава Нацбанка продолжает настаивать на ее целесообразности. Одним из последних аргументов в пользу «уравниловки» стало его заявление о том, что в противном случае казахстанская пенсионная система рано или позд­но обанкротится.

В этой связи резонно вспомнить прямо противоположный прогноз г-на Марченко, сделанный им в июне с.г. в куларах сената. Тогда он утверждал, что Казахстану не грозит повторение ситуации в Турции, где из-за низкого пенсионного возраста обанкротилась система социального страхования. При этом на вопрос журналистов, что означает такой пример применительно к Казахстану и стоит ли опасаться проблем в нашей пенсионной системе, глава Нацбанка ответил однозначным «нет». Естественно, что такие противоречивые заявления, сделанные им за короткий отрезок времени, вводят в заблуждение и настораживают. Складывается ощущение, что он и сам пребывает в некой растерянности от сложившейся ситуации, которая, по всей видимости, уже давно вышла из-под контроля.

Свой нынешний прогноз Марченко обосновал тем, что уже через 60 лет в стране могут закончиться нефтяные запасы (а именно продажа нефти обеспечивает значительную часть поступлений в бюджет — прим. авт.), тогда как продолжительность жизни граждан с каждым десятилетием будет только увеличиваться. По его данным, в настоящее время мужчины после выхода на пенсию в среднем живут еще 12,5 лет, а женщины — 20,4 лет. «То есть объем выплат из бюджета каждый год будет увеличиваться, увеличиваться и увеличиваться, а люди будут жить все дольше и дольше. А дальше что?.. Хоть кто-нибудь нормальные актуарные расчеты на 50 лет вообще видел?» — сокрушался Марченко, отвечая на вопросы журналистов.

Откуда ноги растут?

Кстати, именно журналистов банкир обвинил в непорядочности и даже подлости при освещении темы, связанной с выравниванием пенсионного возраста. Он заявил, что данное предложение, с легкой руки целого ряда СМИ «прицепилось» к нему безосновательно. И действительно, сейчас сложно отыскать начало клубка и сказать, когда и кем оно впервые было высказано. Ясно одно, что эта тема неспроста то и дело всплывает в отечественном информационном пространстве и на протяжении нескольких лет будоражит общественность. Подобного рода информация, как считают некоторые эксперты, вбрасывается некими силами искусственно, чтобы оценить реакцию граждан и заранее прощупать почву. К слову, такую же цель преследовала появившаяся анонимно новость о реформировании пенсионных фондов путем их слияния в один государственный фонд с передачей управления одной из иност­ранных компаний, которая давно работает с правительством. Но кому и зачем понадобилась такая конспирация?

— Ни одна партия официально не выдвигала такую идею, — отметил в интервью BNews.kz депутат мажилиса парламента РК Мурат Абенов. — Такие темы появляются случайно. Мне кажется, они вбрасываются в прессу для формирования общественного мнения или изучения реакции с подачи лиц, имеющих отношение к пенсионным фондам. Ведь скоро наступит период, когда им придется начинать «расплачиваться по счетам». А они к этому не готовы! Собрав за эти годы громадную сумму в 17 млрд. долларов, они не показали, что могут ими эффективно пользоваться. Скорее пользуются эффективно только для себя. Не зря глава государства в своем Послании говорил о том, что руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы. И эти выводы основаны на тех цифрах, которые мы сегодня имеем. Так, средневзвешенная доходность накопительных пенсионных фондов на 1 января 2012 года за пять лет составила 30,04%, накопленный же уровень инфляции за этот период — 59,95%. Такая неутешительная для нас разница: «шаг вперед — два шага назад». Они не только работают неэффективно, поскольку доходы в два раза меньше инфляции, но и очень много тратят на административные расходы. Так я что думаю, тема повышения пенсионного возраста появляется не без участия пенсионных фондов. Именно они сейчас в первую очередь заинтересованы в том, чтобы на пять лет отсрочить пенсионные выплаты.

Женщины бывают разные…

Но кто бы ни был заказчиком этой реформы, ее главным двигателем, по своей воле или нет, выступает именно Григорий Марченко. Во всяком случае, в интернет-поисковиках любое упоминание о повышении возраста выхода казахстанских женщин на пенсию связано с его именем. Председатель Нацбанка — один из немногих в республике, кто убежден в рациональности и перспективности данной идеи. Для этого, уверяет он, есть как минимум две серьезные причины: женщин-пенсио­нерок в стране в два с половиной раза больше, чем мужчин, и женщины старшего поколения более квалифицированны и опытны… В доказательство финансист приводит веский, как ему кажется, аргумент: «У нас в Национальном банке 53% руководящих должностей занимают женщины. И 67% трудового коллектива составляют женщины. И за равную работу женщинам платят равную зар­плату. И туалетов в Национальном банке для женщин в два раза больше, чем для мужчин. Нужно просто вовремя все делать правильно. И у нас количество женщин беременных и в декретном отпуске в 16 раз больше, чем в среднем по стране, именно потому, что к ним нормально относятся и их работодатели никак не угнетают и не пытаются уволить с работы. У нас в Нацбанке принципы гендерного равенства соблюдаются и уважаются. Поэтому женщины в Нацбанке почему-то поддерживают необходимость выравнивания пенсионного возраста».

Нам неизвестно, интересовался ли Григорий Александрович мнением остальных женщин, которые трудятся не только в уютных офисах, но и много еще где, в том числе на тяжелых и вредных работах, плюс заняты домашними делами и воспитанием детей. Зато в свете его «предложений» предпочтениями слабого пола заинтересовались казахстанские социологи. В частности, эксперты Института политических решений выяснили, что 81,8% жителей городов не поддерживают инициативу, согласно которой женщины должны будут выходить на пенсию в 63 года. Судя по результатам исследования (было опрошено 2298 казахстанцев из 16 городов страны), слова главы Нацбанка относительно накопительной пенсионной системы «чем больше работаешь, тем больше накапливаешь» не находят положительного отклика в обществе. Наибольшее «сопротивление» инициатива встречает в восточном регионе Казахстана — там число противников достигает 95%.

Примечательно, что против «уравниловки» выступает и новый министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов: «Я не считаю, что есть необходимость повышения пенсионного возраста. Этот возраст был в свое время проработан на уровне международных организаций».

Остановите главного банкира!

Дошло до того, что свое несогласие с заявлениями Марченко неравнодушные граждане выходят выражать на улицы. В минувшую субботу в Алматы прошел очередной митинг против повышения пенсионного возраста. Его участники требовали не только отказаться от частных пенсионных фондов в связи с их неэффективностью, но и отправить в отставку главу Нацбанка, а также назначить ему самую минимальную пенсию. По мнению протестующих, цель очередных новаций — сокращение социальных расходов из бюджета на выплату пенсий, а главная задача чиновников и банкиров — скрыть информацию о грядущей антисоциальной реформе, не дать гражданам возможность осознать всю степень опасности и, соответственно, не допустить их организации для противодействия реализации таких планов. Активисты и пенсионеры уверены, что эти новации не решат проблем, а лишь продляют агонию.

Опасения граждан разделяют и эксперты. На взгляд большинства из них, совершенствовать действующую пенсионную систему бессмысленно: это всего лишь тщетные попытки улучшить отдельные звенья, тогда как требуется полностью заменить всю цепь. Поэтому необходима совершенно новая концепция системы пенсионного обеспечения. Однако ее внедрение без существенного изменения политики занятости и доходов населения, принятия соответствующего пакета социальных законов практически невозможно.

В любом случае государству рано или поздно придется брать на себя вопрос выплаты пенсий, прогнозируют эксперты. Это только вопрос времени. Учитывая это, все больше аналитиков склоняется к варианту возврата к солидарно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Айдар Алибаев: «Над нами будет смеяться весь цивилизованный мир»

— Айдар Байдаулетович, кому и зачем понадобилось повышать возраст выхода женщин на пенсию? Насколько такая мера способна спасти отечественную пенсионную систему? И не идет ли все к тому, что эта инициатива все-таки будет реализована?

— Насколько я знаю, данная инициатива появилась в рамках антикризисных мер, которые предлагает Международный валютный фонд Казахстану. Подобные рекомендации международные финансовые организации раздают по всему миру, не забывая при этом и о своих интересах. Весь их смысл, как правило, сводится к одному — экономии бюджета. В данном случае нам предлагают сэкономить на пенсионерах. Это можно сделать путем сокращения их численности или за счет уменьшения размера пенсий. А так как количество самих пенсионеров снизить невозможно (наоборот, наблюдается тенденция к росту их численности), да и пенсии урезать не получится (они у нас и так маленькие), то остается единственный вариант — увеличивать пенсионный возраст.

Казахстан позиционирует себя как социальное государство. Однако существуют цифры, которые доказывают, что это не совсем так. Например, расходы на пенсионеров у нас сегодня составляют около 3% от ВВП. Для сравнения: в Америке — 7% от ВВП, в Западной Германии — до 10%, а во Франции — свыше 10%. Аналогичная картина и по доле заработной платы в ВВП. Так что в этом плане нам есть куда двигаться.

Однако Марченко, предлагая повысить пенсионный возраст, не учитывает или замалчивает то, что при реализации такой меры любое государство должно параллельно улучшать социальное и физическое состояние своих граждан. Если мы обязываем женщин выходить на пенсию не в 58 лет, а в 63 года, то мы, соответственно, должны обеспечить ей все условия, чтобы она физически смогла осилить еще пять лет активной деятельности. А насколько это реально при нашей продуктовой корзине, нашем уровне здравоохранения и в целом качестве жизни? Не секрет, что не все граждане в состоянии поддерживать свое здоровье при нынешнем росте цен, особенно на медицинское обслуживание. Конечно, увеличить женщинам пенсионный возраст легко, а вы попробуйте обеспечить им достойную жизнь в течение этих пяти лет!

Кроме того, важно понимать, что все эти пять лет пожилые женщины будут продолжать занимать свои рабочие места вместо того, чтобы уступить их молодым специалистам, закончившим вузы. Это значит, что государство должно одновременно предлагать новые рабочие места. А как? Ведь у нас их количество, наоборот, сокращается с каждым годом, молодежь не может найти себя, число безработных приближается уже к миллиону. А если к этому прибавить еще 2,7 миллиона самозанятых… К сожалению, у нас нет, как при Совет­ском Союзе, фабрик, заводов, НИИ, куда можно было бы устроить большое количество граждан.

Что касается малого и среднего бизнеса, то если еще пять-семь лет назад он и обеспечивал какие-то рабочие места, то сегодня его совсем задавили коррупцией, налогами, проверками, чиновничьим и акиматовским прессом. Вчерашние бизнесмены и их подчиненные теперь не знают, где себя применить. Тем более что Таможенный союз увеличил ставки, тарифы, оставив не у дел тех, кто еще вчера возил из других стран автомобили, продукты питания и прочие товары. Эта площадка уменьшается, хотя должна иметь тенденцию к росту.

Нельзя забывать еще и о том, что работодатели, наоборот, пытаются различными способами избавиться от пожилых людей. Только представьте себе, каково это — потерять работу в предпенсионном возрасте, ведь шансов найти новую у таких граждан очень мало. А если инициатива Марченко будет реализована, то нашим женщинам придется ждать еще пять лет до пенсии, зачастую без работы. Т.е. повысив пенсионный возраст, мы увеличим число людей с низким уровнем дохода, ухудшим условия их жизни. Они просто останутся беззащитными.

Насколько такая политика соответствует статусу социального государства?

— Но, по словам ­господина Марченко, таким путем мы сможем избежать банкротства…

— Я вообще не понимаю, о каком банкротстве он говорит. Это абсурд. У нас не так много 58-летних женщин, чтобы за их счет спасать бюджет. Я уверен, что эта цифра не настолько значительна, чтобы делать на нее ставку. С этой точки зрения предложение Марченко неэффективно и рискует нарушить ту социальную стабильность, которая еще осталась в стране.

Возможно, реализация такой инициативы даст временное смягчение. Но рассчитывать на нее полностью несерьезно и даже смешно. В той же России, которая оказалась в похожих с нами условиях, еще ни разу не повышался пенсионный возраст, хотя страна переживает сложную ситуацию с пенсионной системой. В этой связи хочу напомнить, что Казахстан — одно из немногих государств, где уже повышался пенсионный возраст на три года. Вторичное повышение — абсолютно антисоциальная мера.

Мы гордимся тем, что Казахстан — нефтяная страна. Но если это так, то неужели мы не можем обеспечить нашим старикам спокойную жизнь? Меня удивляют наши чиновники, которые не хотят думать и заботиться о налогоплательщиках, о тех, на чьи деньги они, по сути, и живут. А ведь это их служебные и профессиональные обязанности, о которых многие из них не только забывают, но порой и не знают.

Глава государства неод­нократно призывал реформировать накопительную пенсионную систему. Но чиновники ничего больше не придумали, кроме как улучшить ее за счет пожилых женщин. А ведь у нас много источников, посредством оптимизации которых можно было бы решить не только вопрос с пенсионным возрастом, но и вообще многие социальные проблемы. Сколько у нас нецелевых расходов, сколько безалаберных растрат госсредств, какая бесхозяйственность и бардак в госзакупках — никакой финансовой дисциплины! Буквально на днях в прессе прозвучали интересные цифры: только за последние два года финансовой полицией выявлено 1159 коррупционных и должностных преступлений на сумму более 350 миллиардов тенге, треть которых совершена в Астане. Вот вам и резервы. Если в одной только сфере госзакупок навести порядок, то этими средствами можно гораздо серьезнее стимулировать состояние бюджета, нежели увеличением пенсионного возраста. Я считаю, что у нас немало других способов стабилизировать бюджет.

— Бытует мнение, что за инициативой по повышению пенсионного возраста стоят сами пенсионные фонды. Насколько это соответствует действительности?

— Я не считаю, что пенсионным фондам это на руку, потому как (повторюсь) количество вкладчиков, которые в течение пяти лет смогут дополнительно приносить им доход, невелико, да и заработки этой категории граждан не так уж высоки. Тем более что среди них довольно большой уровень безработных. Поэтому принципиального влияния на пенсионные накопления они не окажут. Кроме того, сегодня в пенсионных фондах лежат достаточно большие деньги, которые уже приносят им солидный доход.

Как я уже сказал вначале, это исходит от международных финансовых организаций, их рекомендаций, которые поддерживают наши чиновники, прикрываясь поручениями президента.

— Помимо повышения пенсионного возраста, в общество также анонимно вбрасывалась информация о передаче всех пенсионных активов страны в иностранное управление. Неужели и у этой идеи в Казахстане есть сторонники, которые смогут «протащить» ее на серьезном уровне?

— Международный валютный фонд, Всемирный банк… Это они рекомендуют, чтобы наши пенсионные активы ушли в управление зарубежным инвестиционным компаниям. Но я считаю, что этого делать нельзя. Категорически. Это одно из проявлений неоколониальной политики высокоразвитых государств и институтов по отношению к таким, как мы, молодым и неопытным странам. Я лично расцениваю это как очередную и существенную потерю нашей независимости. Пом­ните реакцию общества по поводу передачи в аренду земель китайцам? Так вот, по суммарной отрицательной значимости для Казахстана передача пенсионных активов в управление зарубежным компаниям нанесет нам еще больший урон.

Помимо бюджета, у нас всего два источника с серьезными деньгами — это Национальный фонд и пенсионная система. Средства из первого мы уже отдали — они давно вложены в западные бумаги под мизерные 1,5-2% дохода и постоянно находятся в зоне риска. Теперь никому не дают покоя наши пенсионные активы. Если и их заберут, то мы станем заложниками западного рынка. Они с наших денег станут получать прибыль, а над нами будет смеяться весь цивилизованный мир.

Но разве мы не в состоянии самостоятельно инвестировать эти средства, чтобы они приносили пользу нашему государству и населению? Или мы можем только принудительно отбирать деньги у своих граждан, чтобы потом кому-то отдать? Или у нас настолько развита экономика, что нам уже не нужны эти деньги, и мы можем направлять их в чужую экономику?

Ведь у каждого человека мы забираем 10% всех его доходов. Для чего? Чтобы отдать их какому-то гипотетическому дяде, который вложит их в свои бумаги и будет развивать собственный бизнес, кидая нам подачки? Это нонсенс, это абсурд, и этого категорически делать нельзя! Поэтому такие предложения г-на Марченко я считаю антисоциальными, направленными против интересов и страны, и граждан Казахстана.

Сауле Исабаева

19.10.2012

Источник — camonitor.com