Валихан Тулешев, заместитель директора Института мировой экономики и политики при фонде первого президента РК: Россия – наследница СССР, в ментальном смысле…
Вопросы задавал Серик Малеев:
— Валихан, ты недавно выступил с докладом в Брюсселе, кроме того, побывал в Германии. Кем была инициирована эта поездка? Ваш институт поддерживает тесные связи с немцами?
— Да, мы поддерживаем связи с европейскими партнерами в рамках берлинского евразийского клуба, инициированного нашим главой государства и созданного посольством Казахстана в Германии, и Германской ассоциацией по вопросам внешней политики. Там присутствуют эксперты из самых разных стран, с которыми небезынтересно обмениваться мнениями, выслушивая их позиции.
— Как развивается динамика казахстанского проекта «Путь в Европу»?
-Данная программа была принята государством в 2008-2011 году. Она открыла дорогу мощному потоку исследований, которые дали возможность понять европейские формы социально-экономического развития, политики, интеграционных процессов, и. т. д. В этой программе ставилась цель приблизить Казахстан к европейским технологическим, социальным стандартам развития. И в этом плане программа выполнила свою роль.
-Таким образом, мы перенимаем европейские ценности и опыт?
-Нам необходимо осмыслить этот опыт. Нужно осознать, каким образом Германия, и другие страны ЕС, двигались по пути развития и интеграции, как создавался Европейский Союз, какие исторические формы прошел. Данная программа, и исследования в рамках нее, помогли Казахстану во время председательства нашей страны в ОБСЕ.
— Твой доклад заинтересовал европейских представителей?
— Судя по отзывам дипломатов, доклад был очень интересным. Я не говорил о каких-то отдельных структурных элементах наших соглашений, я говорил о том, что способствует взаимовыгодному сближению двух сторон, какие исторические факторы могут дать возможность Казахстану обратиться к опыту стран ЕС.
— Хочется процитировать твое заявление: « Я это говорю неслучайно. На предыдущих заседаниях БЭК мы рассматривали тему продвижения Российского проекта политической интеграции, в рамках движения к единому евразийскому экономическому пространству, и евразийскому сообществу. И осознали ее практическую неосуществимость, в том виде, как она мыслится в Москве. Мы отмечали, что для интеграции необходимо понимание этапности и последовательности, политической не ангажированности, социальной стабильности и свободы воли внутри страны».
Следует ли понимать, что мы приходим к осознанию того, что политический проект Евразийского союза, предлагаемый Кремлем, неприемлем для Казахстана?
— У нас исторически сложилось несколько разное представление о сотрудничестве. Казахстан находится в фазе роста, мы только обрели независимость, наше государство, так же как и его население, совсем молоды. Идеология, практика, внутренняя и внешняя политика находятся в стадии осмысления. Казахстан — растущий тренд. В то время как Россия в девяностых объявила себя наследницей Советского Союза. И она является его наследницей в ментальном смысле. Господствовавшая в СССР идеология и модернизационный проект принадлежали русскому народу, как старшему брату. Москва являлась митрополией всего советского пространства, и принимала множество экономических и политических решений. Россия и по сей день живет в ментальности мессианства. Даже национальный тренд не столько сильно развивается, поскольку имперский дух, сохраненный элитами, не позволяет рационально осмысливать национальные проекты. И в этом плане их имперский подход выступает неким доминирующим фактором. Российские политики, в лице Нарышкина, Матвиенко и многих других, с явного одобрения президента Путина, выдвигают инициативы о создании единого евразийского парламента. Причем, Нарышкин целый год посвятил этому проекту, уговаривал всех, навязывал его на разных уровнях. Матвиенко и депутаты Госдумы уже ведут речь о единой валюте, общих границах, едином языке и культурно-информационном пространстве. Это сохранение формата империализма.
В то время, как модель, выбранная Казахстаном, основана на европейских принципах. На равноправии, свободе, последовательности действий, политической не ангажированности. Мы были некогда частью империи, мы понимаем ее суть и предназначение. Поэтому, сегодня нам необходимо ориентироваться на европейские стандарты. Что и происходит на данном этапе интеграции. Мы сознательно пытаемся внедрить те или иные европейские, уже зарекомендовавшие себя, стандарты в нашей евразийской модели интеграции. Поэтому, я и говорю, что российская модель интеграции противоречит объективной, демократической, соответствующей формату времени модели, необходимой нам сегодня.
— В нашем казахстанском обществе идет живое обсуждение идеи Евразийского союза. Сегодня отслеживается два интеграционных тренда. Принятие российского тренда, по словам многих политологов и экспертов, означает измену национальным интересам. Если говорить открытым текстом, то это сдача суверенитета, сдача независимости. Может ли наша элита пойти на такой предательский шаг?
— Здесь появляется некая неопределенная зона. Необходимо, чтобы элита четко понимала связь между реализацией нового российского имперского проекта, и превращением Казахстана в прежнюю советскую республику в составе Российском Федерации. Нашим элитам необходимо осознать, что на каждом шагу их подстерегает масса философских задач, решение которых они не должны откладывать в дальний ящик. Эти решения не должны приниматься под давлением России. Сопротивление имперскости, потеря суверенитета, предательство национальных интересов — это коррелятивные вещи. Если мы кому-то подчиняемся, значит, мы теряем свою собственную идентичность. В этом плане наши эксперты уловили основную мысль, и правильно интерпретируют данные события, как некую новую претензию Москвы на роль старшего брата для нашей страны. Но вместе с тем, создание ТС нельзя называть предательством наших национальных интересов, ибо это формат учета экономических интересов, учета глобальных трендов, при наличии мощного экономического соседа в лице Китая. Формат — удобный для Казахстана. Если мы хотим транспортировать свою нефть, зерно, уголь, нам необходимо мощное региональное сотрудничество. Нам необходимы общие цивилизованные стандарты для развития экономики. И в этом плане Таможенный союз лишь недавно начал выполнять свою роль. А вот проект создания единого политического пространства, в случае его реализации сторонами, будет ничем иным, как форсированным предательством наших национальных интересов.
— Путин — политик, любящий, чтобы о нем хорошо отзывались. И, вероятно, он хочет остаться в истории своей страны, как новый собиратель земель. Это хороший имперский тренд для российского политика. Мы понимаем, для чего ему нужно создание Евразийского союза. А что делать в такой ситуации нам?
— Нам нужно отстаивать свою позицию. Потому что она отвечает объективному стечению обстоятельств, и является конкретной, наиболее приемлемой для всех. На политическую интеграцию мы не пойдем. Народ обязательно возмутится, и это может привести к плохим последствиям.
-Экономически мы уже продвинулись на хорошие позиции. А стоит ли нам вообще поднимать этот евразийский проект? Может вообще забыть о нем?
— В твоих словах есть доля истины. Меняются условия существования самого ТС. Россия вступила в ВТО. В течение семи последующих лет россияне унифицирует свои тарифы в соответствии с тарифами ВТО. Таможенный союз автоматически прекратит свою деятельность. Тоже самое произойдет и с Казахстаном в рамках ВТО. Мы будем унифицироваться под глобальные проекты, а не под отдельную страну. В этом плане у нас появляется большее пространство для экономического маневра. И российские эксперты тоже разделяют такой подход. Путин при всей его политической востребованности, не отвечает новым духовно-идейным представлениям о роли и миссии России в мире. Ограниченность его научно-философского и интеллектуального багажа не позволяют ему выйти дальше прежних форматов. Он очень предсказуемый политик, он — консерватор, а не новатор. Не может предложить что-то новое, а может лишь собрать старое, пытаясь это старое удержать. В то время, как народы развиваются, даже в контексте самой Российской Федерации. Его политика сталкивается с растущей субъектностью народов РФ. Общественная палата РФ инициировала исследования, в которых ставится вопрос о культурных предпочтениях россиян. И эти исследования зафиксировали растущую культурную разобщенность российского народа.
В той же России мы видим сегодня, что многие государственные задачи, такие как наведение порядка, отдаются на откуп национальным и националистическим структурам. Казаки патрулируют города, русские устраивают свои марши, не осознавая всей пагубности такого пути. Раскол в самой Российской Федерации все больше углубляется. Советский Союз развалился, когда цены на нефть упали. А ведь если назавтра США осуществят свой проект добычи нефти и газа из сланца, то они попросту отберут европейский рынок нефтепродуктов у России. Что может очень тяжело сказаться на ее бюджете. Это очень серьёзный геополитический вызов, и нам в этой ситуации необходимо учитывать влияние глобальных факторов, и быть на острие событий. Америка может экономически изменить конфигурацию многих политических пространств.