АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Нельзя предавать национальные интересы…

Валихан Тулешев, заместитель директора Института мировой экономики и политики при фонде первого президента РК: Россия – наследница СССР, в ментальном смысле…

Вопросы задавал Серик Малеев:

— Валихан, ты недавно выступил с докладом в Брюсселе, кроме того, побывал в Германии. Кем была инициирована эта поездка?  Ваш институт поддерживает тесные связи с немцами?

— Да, мы поддерживаем связи с европейскими партнерами в рамках берлинского евразийского клуба, инициированного нашим главой государства и созданного посольством Казахстана в Германии, и Германской ассоциацией по вопросам внешней политики.  Там присутствуют эксперты из самых разных стран, с которыми небезынтересно обмениваться мнениями,  выслушивая их позиции.

— Как развивается динамика казахстанского проекта «Путь в Европу»?

-Данная программа была принята государством в 2008-2011 году. Она открыла дорогу мощному потоку исследований, которые  дали возможность понять европейские формы социально-экономического развития, политики, интеграционных процессов, и. т. д.  В этой программе ставилась цель приблизить Казахстан к европейским технологическим, социальным стандартам развития.  И в этом плане программа выполнила свою роль.

-Таким образом, мы перенимаем европейские ценности и опыт?

-Нам необходимо осмыслить этот опыт.  Нужно осознать, каким образом Германия, и другие страны ЕС, двигались по пути развития и интеграции, как создавался Европейский Союз, какие исторические формы прошел.  Данная программа, и исследования в рамках нее, помогли  Казахстану во время председательства нашей страны в ОБСЕ.

— Твой доклад заинтересовал европейских представителей?

— Судя по отзывам дипломатов, доклад был очень интересным.  Я не говорил  о каких-то отдельных структурных элементах наших соглашений,  я говорил о том, что способствует взаимовыгодному сближению двух сторон, какие исторические факторы  могут  дать возможность Казахстану обратиться к опыту стран ЕС.

— Хочется процитировать твое заявление: « Я это говорю неслучайно.  На предыдущих заседаниях БЭК  мы рассматривали  тему продвижения Российского проекта политической интеграции,  в рамках  движения к единому евразийскому  экономическому  пространству, и евразийскому сообществу.  И осознали ее практическую неосуществимость,  в том виде, как она мыслится в Москве.  Мы отмечали, что для интеграции необходимо понимание этапности  и последовательности, политической не ангажированности, социальной стабильности и свободы воли внутри страны».

Следует ли понимать, что мы приходим к осознанию того, что политический проект Евразийского союза, предлагаемый Кремлем, неприемлем для Казахстана?

— У нас исторически сложилось несколько разное представление о сотрудничестве.  Казахстан находится  в фазе роста,  мы только обрели независимость, наше государство, так же как и его население, совсем молоды.  Идеология, практика,  внутренняя и внешняя политика  находятся в стадии   осмысления. Казахстан — растущий тренд. В то время как Россия  в девяностых объявила себя наследницей Советского Союза.  И она является его наследницей в ментальном смысле. Господствовавшая в СССР  идеология и модернизационный проект принадлежали русскому народу, как старшему брату. Москва являлась митрополией всего советского пространства, и принимала множество экономических и политических решений. Россия и по сей день живет в  ментальности мессианства.  Даже национальный тренд не столько сильно развивается, поскольку имперский дух, сохраненный элитами, не позволяет рационально  осмысливать национальные  проекты. И в этом плане  их имперский подход выступает неким доминирующим фактором. Российские политики, в лице Нарышкина, Матвиенко и многих других,  с явного одобрения президента Путина, выдвигают инициативы о создании единого евразийского парламента. Причем, Нарышкин целый год  посвятил этому проекту, уговаривал всех, навязывал его на разных уровнях.  Матвиенко и депутаты Госдумы уже ведут речь  о единой валюте, общих границах, едином языке и культурно-информационном пространстве.  Это сохранение формата империализма.

В то время, как модель,  выбранная Казахстаном, основана на европейских принципах. На равноправии, свободе, последовательности действий,  политической не ангажированности.  Мы были некогда частью империи, мы понимаем ее суть и предназначение. Поэтому, сегодня нам необходимо ориентироваться на европейские стандарты. Что и происходит на данном этапе интеграции. Мы сознательно пытаемся внедрить те или иные европейские, уже зарекомендовавшие себя, стандарты в нашей евразийской модели интеграции. Поэтому, я и говорю, что российская модель интеграции противоречит объективной, демократической, соответствующей формату времени модели, необходимой нам сегодня.

— В нашем казахстанском обществе идет живое обсуждение идеи Евразийского союза.  Сегодня отслеживается два интеграционных тренда. Принятие российского тренда, по словам многих политологов  и экспертов, означает измену национальным интересам.  Если говорить открытым текстом, то это сдача суверенитета, сдача независимости. Может ли  наша элита пойти на такой предательский  шаг?

— Здесь появляется некая неопределенная зона.  Необходимо, чтобы элита четко понимала связь между реализацией нового российского имперского проекта, и превращением Казахстана в прежнюю советскую республику в составе Российском Федерации.  Нашим элитам необходимо   осознать, что на каждом шагу их подстерегает масса  философских задач, решение которых они не должны откладывать в дальний ящик.   Эти решения не должны приниматься под давлением России. Сопротивление  имперскости, потеря суверенитета, предательство национальных интересов  — это  коррелятивные вещи.  Если мы кому-то подчиняемся, значит, мы теряем свою собственную идентичность. В этом плане наши эксперты уловили основную мысль, и правильно интерпретируют данные  события, как некую новую претензию Москвы на роль старшего брата для нашей страны. Но вместе с тем, создание ТС нельзя называть предательством наших национальных интересов, ибо это формат учета экономических интересов, учета глобальных трендов, при наличии мощного экономического соседа в лице Китая. Формат — удобный для Казахстана. Если мы хотим транспортировать свою нефть, зерно, уголь, нам необходимо мощное региональное сотрудничество.  Нам необходимы общие цивилизованные стандарты для развития экономики. И в этом плане Таможенный союз лишь недавно начал выполнять свою роль.  А вот проект создания единого политического пространства, в случае его реализации сторонами, будет ничем иным, как форсированным предательством наших национальных интересов.

— Путин —  политик, любящий, чтобы  о нем  хорошо отзывались. И, вероятно, он хочет  остаться в истории своей страны, как новый собиратель земель. Это хороший имперский тренд для российского политика.  Мы понимаем, для чего ему нужно создание Евразийского союза. А что делать в  такой ситуации нам?

— Нам нужно отстаивать свою позицию.  Потому что она отвечает объективному стечению обстоятельств,  и является конкретной, наиболее приемлемой для всех. На политическую интеграцию мы не пойдем.  Народ обязательно возмутится, и это может привести к плохим последствиям.

-Экономически мы уже продвинулись на хорошие позиции.  А стоит ли нам вообще поднимать этот евразийский проект?  Может вообще забыть о нем?

— В твоих словах есть доля истины.  Меняются условия существования самого ТС. Россия вступила в ВТО. В течение семи последующих  лет  россияне унифицирует свои тарифы в соответствии с тарифами ВТО.  Таможенный союз автоматически прекратит свою деятельность.  Тоже самое произойдет и с Казахстаном в рамках ВТО. Мы будем унифицироваться под глобальные проекты, а не под отдельную страну. В  этом плане у нас появляется большее пространство для экономического маневра.  И российские эксперты тоже разделяют такой подход.  Путин при всей его политической востребованности, не отвечает новым духовно-идейным представлениям о роли и миссии России в мире. Ограниченность его научно-философского и интеллектуального багажа не позволяют ему выйти дальше прежних форматов.  Он очень предсказуемый политик, он — консерватор, а не новатор. Не может предложить что-то новое, а может лишь собрать старое, пытаясь это старое удержать. В то время, как народы развиваются,  даже в контексте самой Российской Федерации.  Его политика сталкивается с растущей субъектностью народов РФ.  Общественная палата  РФ инициировала исследования, в которых  ставится вопрос о культурных предпочтениях россиян. И эти исследования зафиксировали растущую культурную разобщенность российского народа.

В той же России мы видим сегодня, что многие государственные задачи, такие как наведение порядка,   отдаются на откуп национальным и националистическим структурам. Казаки  патрулируют города, русские устраивают свои марши, не осознавая всей пагубности такого пути.  Раскол в самой Российской Федерации все больше углубляется.  Советский Союз развалился, когда цены на нефть упали.  А ведь если назавтра США осуществят свой проект добычи  нефти и газа из сланца, то они попросту отберут европейский рынок нефтепродуктов у России. Что может очень тяжело сказаться на ее бюджете.  Это очень серьёзный геополитический вызов, и нам в этой ситуации необходимо учитывать влияние глобальных факторов, и быть на острие событий. Америка может экономически  изменить конфигурацию многих политических пространств.