На днях под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялось совещание по развитию регионов, в котором приняли участие акимы всех уровней, члены правительства, представители правоохранительных органов и руководители ряда государственных органов.
В ходе работы президент особое внимание уделил вопросам местного самоуправления. Так, он сообщил, что им была подписана Концепция развития местного самоуправления. «Необходимо до 1 февраля 2013 года утвердить план мероприятий с конкретными индикаторами ее реализации. Таким образом, мы приступаем к важнейшим реформам, которые кардинально улучшат работу госаппарата и в конечном итоге повысят благосостояние народа. Их реализация будет под моим личным контролем. Крайне важно доступно разъяснять и доводить до простых людей проводимую работу. Этим должны заниматься руководители госорганов, акимы и депутаты, партия «Нур Отан», Ассамблея народа Казахстана, общественные организации и средства массовой информации», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Концепция развития местного самоуправления была разработана в соответствии с посланием президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», в котором особо отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития». Обозначенная цель концепции заключается в определении основных концептуальных направлений дальнейшего развития системы местного самоуправления в республике.
Программный документ был разработан с учетом задач, поставленных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, где развитие местного самоуправления является одним из приоритетов дальнейшей модернизации политической системы, в том числе развития местного самоуправления. Ожидается, что к 2020 году в стране возрастет значение представительных органов власти, будут созданы эффективные институты местного самоуправления и гражданского общества, отвечающие лучшим международным стандартам.
Принятая концепция охватывает собой 2013–2020 годы. При этом на первом этапе реализации программного документа (2013–2014 годы) запланировано расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления. Второй этап (2015–2020 годы) предусматривает дальнейшее развитие местного самоуправления.
Основным результатом Концепции развития местного самоуправления является обеспечение реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления в части выражения волеизъявления населения через собрания и сходы. В связи с чем до конца 2013 года планируется введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа посредством их выборов маслихатами районов (городов).
При этом будет повышена роль и участие населения в качественном решении вопросов благоустройства населенных пунктов, а также повышение заинтересованности населения в получении качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшении санитарного состояния, общественного порядка посредством участия в принятии управленческих решений, посредством вовлечения населения в решение местных проблем.
Кроме этого, предусмотрено активное участие местного населения в мониторинге использования бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения. Таким образом, предпринимаемые меры будут способствовать транспарентности в действиях местных исполнительных органов власти. Что, с одной стороны, будет способствовать повышению гражданской сознательности и активности населения и повышению статуса общественного контроля. А с другой стороны – станет дисциплинирующим фактором для руководителей и других представителей исполнительной власти. Это в свою очередь сможет оказать позитивное влияние на деятельность органов исполнительной власти на местах, повысив качество предоставляемых услуг населению и снизив факты нецелевого использования бюджетных средств, равно как и уровень коррупции на местах.
В целом по завершении реализации данного программного документа в республике будет создана эффективная система органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразований и решать различные вопросы местного значения. Вместе с тем нужно учитывать, что эффективность местного самоуправления во многом будет зависеть не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления, от действительной способности осуществлять местное самоуправление.
«Сегодня некоторые считают, что только государство должно создавать комфортные условия жизни, бороться с коррупцией, повышать культуру. Вместе с тем за эти вопросы должны также отвечать местные органы власти, надо подключить население. Настало время гражданам самим участвовать в решении насущных проблем на местах, контролировать работу местных органов власти. Уже сейчас акимы районов и городов назначаются с согласия маслихатов. Для дальнейшего повышения роли местных представительных органов мы вводим выборность сельских акимов (низового уровня) через маслихаты. Ранее реформа местного самоуправления была спущена на тормозах. Областные акимы не передали бюджеты на сельский уровень. Поручаю министерствам экономики и финансов обеспечить передачу сельским акимам необходимых средств и штатов», – сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев.
Как отмечено в программном документе, процесс реализации политики развития местного самоуправления в Казахстане должен характеризоваться комплексностью, этапностью решения поставленных задач, а также необходимостью определения приоритетных направлений политики на соответствующем этапе реализации. В этом плане поставленная перед страной задача, в очередной раз мобилизуя общественность республики, будет способствовать дальнейшему развитию Казахстана вопреки глобальным катаклизмам и вызовам времени, с которыми сталкиваются бывшие союзные республики и западные страны. В итоге местное самоуправление призвано стать своеобразным промежуточным звеном между властью и обществом. При условии занятия «центрального положения» этот общественно-политический институт может де-факто играть одну из основных ролей в сохранении и укреплении государственности, являясь, по существу, механизмом согласования интересов общества и власти.
Поставленная перед институтом местного самоуправления основная задача направлена на решение вопросов местного значения эффективно и в максимально сжатые сроки. Вместе с тем нужно осознавать, что в противном случае снижение роли органов самоуправления и сведение их значимости к минимуму будет способствовать дальнейшему росту диспропорции регионов и росту социальной напряженности в областях.
«Без перехода на местное самоуправление невозможно дальнейшее эффективное проведение реформ во многих сферах экономики и политики», – отметил в одном из своих выступлений президент Нурсултан Назарбаев.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Концепция развития местного самоуправления была разработана в соответствии с посланием президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», в котором особо отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития». Обозначенная цель концепции заключается в определении основных концептуальных направлений дальнейшего развития системы местного самоуправления в республике.
Программный документ был разработан с учетом задач, поставленных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, где развитие местного самоуправления является одним из приоритетов дальнейшей модернизации политической системы, в том числе развития местного самоуправления. Ожидается, что к 2020 году в стране возрастет значение представительных органов власти, будут созданы эффективные институты местного самоуправления и гражданского общества, отвечающие лучшим международным стандартам.
Принятая концепция охватывает собой 2013–2020 годы. При этом на первом этапе реализации программного документа (2013–2014 годы) запланировано расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления. Второй этап (2015–2020 годы) предусматривает дальнейшее развитие местного самоуправления.
Основным результатом Концепции развития местного самоуправления является обеспечение реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления в части выражения волеизъявления населения через собрания и сходы. В связи с чем до конца 2013 года планируется введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа посредством их выборов маслихатами районов (городов).
При этом будет повышена роль и участие населения в качественном решении вопросов благоустройства населенных пунктов, а также повышение заинтересованности населения в получении качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшении санитарного состояния, общественного порядка посредством участия в принятии управленческих решений, посредством вовлечения населения в решение местных проблем.
Кроме этого, предусмотрено активное участие местного населения в мониторинге использования бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения. Таким образом, предпринимаемые меры будут способствовать транспарентности в действиях местных исполнительных органов власти. Что, с одной стороны, будет способствовать повышению гражданской сознательности и активности населения и повышению статуса общественного контроля. А с другой стороны – станет дисциплинирующим фактором для руководителей и других представителей исполнительной власти. Это в свою очередь сможет оказать позитивное влияние на деятельность органов исполнительной власти на местах, повысив качество предоставляемых услуг населению и снизив факты нецелевого использования бюджетных средств, равно как и уровень коррупции на местах.
В целом по завершении реализации данного программного документа в республике будет создана эффективная система органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразований и решать различные вопросы местного значения. Вместе с тем нужно учитывать, что эффективность местного самоуправления во многом будет зависеть не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления, от действительной способности осуществлять местное самоуправление.
«Сегодня некоторые считают, что только государство должно создавать комфортные условия жизни, бороться с коррупцией, повышать культуру. Вместе с тем за эти вопросы должны также отвечать местные органы власти, надо подключить население. Настало время гражданам самим участвовать в решении насущных проблем на местах, контролировать работу местных органов власти. Уже сейчас акимы районов и городов назначаются с согласия маслихатов. Для дальнейшего повышения роли местных представительных органов мы вводим выборность сельских акимов (низового уровня) через маслихаты. Ранее реформа местного самоуправления была спущена на тормозах. Областные акимы не передали бюджеты на сельский уровень. Поручаю министерствам экономики и финансов обеспечить передачу сельским акимам необходимых средств и штатов», – сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев.
Как отмечено в программном документе, процесс реализации политики развития местного самоуправления в Казахстане должен характеризоваться комплексностью, этапностью решения поставленных задач, а также необходимостью определения приоритетных направлений политики на соответствующем этапе реализации. В этом плане поставленная перед страной задача, в очередной раз мобилизуя общественность республики, будет способствовать дальнейшему развитию Казахстана вопреки глобальным катаклизмам и вызовам времени, с которыми сталкиваются бывшие союзные республики и западные страны. В итоге местное самоуправление призвано стать своеобразным промежуточным звеном между властью и обществом. При условии занятия «центрального положения» этот общественно-политический институт может де-факто играть одну из основных ролей в сохранении и укреплении государственности, являясь, по существу, механизмом согласования интересов общества и власти.
Поставленная перед институтом местного самоуправления основная задача направлена на решение вопросов местного значения эффективно и в максимально сжатые сроки. Вместе с тем нужно осознавать, что в противном случае снижение роли органов самоуправления и сведение их значимости к минимуму будет способствовать дальнейшему росту диспропорции регионов и росту социальной напряженности в областях.
«Без перехода на местное самоуправление невозможно дальнейшее эффективное проведение реформ во многих сферах экономики и политики», – отметил в одном из своих выступлений президент Нурсултан Назарбаев.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Источник: www.liter.kz