АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Казахи намерены развивать электроэнергетику

Еще Ленин в свое время говорил, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Вожди того далекого времени понимали, что без надежных и бесперебойных поставок электрической энергии интенсивное развитие страны невозможно. Однако с каждым годом потребность в электроэнергии увеличивается. Это говорит о том, что в стране растет количество промышленных предприятий, которые требуют увеличения объемов электроэнергии для увеличения объемов собственных производств. Это и есть развитие.

Сегодня в Казахстане работают 59 электрических станций национального, промышленного и регионального значения. Все они имеют различные формы собственности. Их совокупная установленная мощность составляет 18992,7 МВт. Располагаемая мощность 0 14558 МВт. 80% электростанций работают на угле. А это уже, можно сказать, прошлый век. Как и многие другие, энергетическая отрасль требует реконструкции и развития, о чем говорится в Государственной программе индустриально-инновационного развития (ПФИИР). О том, как это будет происходить мы побеседовали с экспертом в области электроэнергетики, доктором технических наук Игорем Кольновским.

— Какое количество электрической энергии сегодня получает страна?

— Начнем с того, что Казахстан обладает крупными запасами энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран) и пока по большей части является сырьевой страной, живущей за счет продажи природных запасов энергоносителей. До 2010 года Казахстан мы были нетто-экспортером электроэнергии, а после 2010 года является нетто-импортером, то есть потребляем электроэнергии больше, чем производим. Север Казахстана экспортирует электроэнергию, производимую на построенной еще в советское время Экибастузской ГРЭС-1, в Россию, а юг покупает её у Киргизии и Узбекистана. Среднегодовая выработка электроэнергии на электростанциях страны составляет примерно 78,4 миллиарда киловатт/часов при потреблении 77,9 миллиардов киловатт/часов. При этом активы электрической отрасли имеют высокий уровень износа. В том числе генерирующее оборудование изношено на 70%, электрические сети – на 65%. При этом износ продолжает нарастать.

— Кто виноват и что делать?

— Виновато отсутствие инвестиций. В связи с их отсутствием с мая 2009 года в электроэнергетике введен новый механизм тарифообразования. В нем предусмотрено введение предельных, расчетных и индивидуальных тарифов на электроэнергию для энергопроизводящих организаций. Соответственно выполнение энергопроизводящими организациями инвестиционных обязательств по реконструкции, модернизации, расширению и новому строительству энергогенерирующих мощностей. Также утверждены предельные тарифы на электрическую энергию по тринадцати группам энергопроизводящих организаций на период с 2009 по 2015 год с разбивкой по периодам, которые могут ежегодно корректироваться с учетом необходимости инвестиционной привлекательности отрасли.

— Очевидно, что здесь давно назрела необходимость принятия кардинальных мер. Что планируется и что уже сделано на сегодня?

— Между Министерством индустрии и новых технологий и энергопроизводящими организациями на сегодняшний день действуют 36 соглашений об исполнении инвестиционных обязательств в рамках предельных тарифов на 2010 года сумму более 84,2 миллиарда тенге. В случаях реализации крупномасштабных проектов, таких как строительство новых электростанций, инвесторы могут работать по расчетному или индивидуальному тарифу. Внедрение нового механизма тарифообразования позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли, создать условия для привлечения инвестиций и просчитать возможности энергопроизводящих организаций по обеспечению возвратности инвестиций. При этом основная задача, как вы понимаете,  заключается в обеспечении электроэнергией потребностей экономики и достижение энергетической независимости страны.

— Сколько электроэнергии будет производится в Казахстане. Если все задачи будут выполнены?

— Задача стоит к 2014 году довести выработку электроэнергии до 97,9миллиардов киловатт/часов при прогнозном потреблении 96,8 миллиардов киловатт/часов. Это, во-первых. Во-вторых, обеспечить добычу угля в том же году до 123 миллиона тонн.

Какова стратегия действий?

— Надежное и бесперебойное электроснабжение экономики и населения Казахстана в будущем невозможно без строительства новых электроэнергетических объектов, реконструкции и расширения имеющихся, модернизации национальной электрической сети, эффективного использования существующих энергетических ресурсов на базе разработки прогнозных балансов. На основе прогнозных балансов основных ресурсов с учетом потребностей бизнеса необходимо  обеспечить координацию долгосрочных планов развития отраслей и комплексное развитие инфраструктурного и ресурсного потенциала страны. При этом за счет ввода новых мощностей и модернизации действующих электроэнергетических объектов общий объем производимой в стране электроэнергии в планируемый период может превысить объемы потребления.

— Что будем делать и излишками?

— Избыточный объем производства электроэнергии в Северной энергетической зоне за счет модернизируемых Экибастузской и Аксуской ГРЭС будет перераспределяться в энергодефицитные Южную и Западную энергетическое зоны по межрегиональным линиям электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область и Севре – Юг. Кроме того, для ликвидации дефицита электроэнергии в западном Казахстане планируется ввод Уральской ГТЭС и расширение Атырауской ТЭЦ. В южных регионах страны – Мойнакской ГЭС, Акшабулакской ГТЭС, а к 2015 году  — двух энергоблоков Балхашской ТЭС. Будет осуществлена реконструкция существующих электросетей и понижающих подстанций.

— Во сколько миллиардов тенге  обойдутся эти грандиозные проекты?

— Увеличение мощности Атырауской ТЭЦ до 75 МВт обойдется в 16,4 миллиарда тенге. Стоимость проекта по Уральской ГТЭС – 9,8 миллиарда тенге. При этом ее мощность будет увеличена до 54 МВт. Проект по Мойнакской ГЭС стоит 54,1 миллиарда тенге. ГТЭС на месторождении Акшабулак требует 17,7 миллиарда. Строительство блока №с 3 на Экибастузской ГРЭС-2 обойдется в 118, 3 миллиарда тенге. Восстановление энергоблока № 2 Аксуской ГРЭС – 12,9 миллиардов тенге. Шардаринская ГЭС – 13,6 миллиарда. Кроме того, предусмотрена полная модернизация Национальной электрической сети. Стоимость проекта – 52 миллиарда тенге. Всего тринадцать проектов на общую сумму 722,7 миллиардов тенге. При этом самый дорогостоящий проект по Балхашской ТЭС – 360,7 миллиарда тенге. Стоит отметить, что в рамках этого проекта в Алматы и Алматинской области будут построены несколько подстанций общей стоимостью 19,9 миллиарда тенге.

— За счет чего планируется увеличение объемов добычи угля?

— Так же за счет нескольких проектов на разрезах Экибастузского угольного бассейна.

— Можно подробнее?

— Проект реконструкции транспортной системы разреза «Богатырь» и переход на новую автомобильно-конвейерную технологию позволит добывать 48 миллионов тонн угля в год. Завершение проекта строительства циклично-поточного вскрышного комплекса (ЦПВК) на разрезе «Восточный» позволить увеличить производительность до 10 миллионов кубометров вскрышных пород в год. На шахтах Карагандинского угольного бассейна за счет внедрения высокопроизводительной горной техники и технологий, обеспечивающих среднесуточную нагрузку на очистной забой на уровне 3000 – 5000 тонн. Кроме того планируется ввод в эксплуатацию каменноугольного мместорождения Жалын в Карагандинской области проектной мощностью 500 тысяч тонн угля в год.

— Все решают, как известно, кадры. Что по поводу обеспечения квалифицированными кадровыми ресурсами?

— Потребность в специалистах по семнадцати специальностям будет покрыта  за счет подготовки в вузах и восьмидесяти средних специальных учебных заведениях и технических и производственных объединениях. В скором времени будет завершено строительство межрегионального центра по подготовке кадров для топливно-энергетической отрасли на 700  ученических мест в Экибастузе.

— Будет ли развиваться в стране ветровая электроэнергетика?

— К сожалению, несмотря на то, что для этого у нас есть самые подходящие природные условия, это вид электроэнергетики у нас не развит. К примеру, в районе Джунгарских ворот и Чиликского коридора средняя скорость ветра составляет от 5 до 9 метров в секунду. Вообще, технологически доступные потенциальные запасы мощности ветра в Казахстане на много порядков превышают мощность вырабатываемой ныне электроэнергии в стране.

— Что нужно для развития такого экологически наиболее безопасного вида электроэнергетики?

— Развитие ветровой энергетики требует квалифицированного подхода, который может осуществить лишь профессионально подготовленный инженерно-конструкторский корпус, кадры которого подготавливаются, в частности, в Казахстанско-немецком университете. Сложность разработки эффективных ветровых электростанций определяется многими проблемами. Это и рассеянность энергии ветра, и ее спорадичность. Крайняя неравномерность выработки энергии делает непригодным использование ветровых электростанций без систем демпфирования мощности, то есть аккумулирующих станций. Спорадическое возникновение ураганов и наледей, разрушающих аэродинамические устройства ветровых электростанций. Низкая надежность механических систем, требующая содержания ремонтно-восстановительных бригад.

— Насколько мне известно, у нас в стране есть разработки современных ветровых электростанций.

— Конструирование аэродинамических конструкций ветровых электростанций развивается многими фирмами и отдельными энтузиастами этого дела. Одним из положительных примеров могут служить директора Института Горного дела доктора технических наук Николая Буктукова. Но пока этот вид не имеет широкого применения.

— А солнечная электроэнергетика?

— Использование солнечной энергии в Казахстане также незначительно. При том, что годовая длительность солнечного света составляет 2200—3000 часов в год, средняя мощность 130 — 180 Вт/м2. Такое положение связано с тем, что стоимость электрической энергии и энергоносителей в Казахстане относительно низка, а поэтому солнечным электростанциям трудно конкурировать с тепловыми и дизельными станциями. Плюс ко всему, в Казахстане нет собственного производства солнечных элементов и батарей, а так же отсутствует заинтересованность государства в развитии данной отрасли. Хотя надо признать, что ветровая и солнечная энергетики являются идеально экологичными, так как совершенно не загрязняют природную среду. Кроме того при правильной организации солнечные электростанции могут улучшить инсоляционный баланс поверхности в условиях аридной переинсоляции на юге, и тем самым создать микроклимат для более эффективного сельскохозяйственного использования земли. Но это, по всей видимости, дело будущего.

Эдуард СОН

Алматы