АЛТЫНОРДА
Регионы

«Они (тюрки) воспринимают мир четырехугольным». (Рашид-ад-дин)

Героическое сказание «Кан Перген». (Отрывок).

 «Вступление…».

Раньше нынешнего поколения было,

Позже давнего поколения было.

Пробиваясь сквозь почву, зеленая трава,

Переливаясь, на земле вырастала.

Расщепляя верхушки деревьев,

Зеленая молодая листва вырастала.

 

Описание местности, которая открывается «во Вселенной с четырьмя сторонами»…

На вершину высокой горы поднявшись,

Тогда стал я смотреть вокруг –

На все четыре стороны света.

Что за земля

Моим двум глазам открылась?!

…..

На пуп черной земли опираясь,

Бахромами на небесах красуясь,

Луны и солнца свет отражая,

Золотой дворец стоит.

Рядом с дворцом золотым

Коновязь золотая стоит.

За всю жизнь, отцом данную,

Ни один конь её не выдернет.

 

В золотом дворце за золотым столом сидевший Кан Перген встал и вышел к золотой коновязи, к коню подошел.

 

Совсем одинокий Кан Перген

В золотом дворце сидел.

С того места, где он сидел, встал,

Из золотого дворца вышел,

К краснее крови красно-игреневому коню,

У золотой коновязи стоящему, подошел.

«Эзе, красно-игреневый конь мой, меня носить предназначенный,

В четырёхугольной Вселенной

Родился ли, вырос ли конь, тебе подобный?

Есть ли человек, подобно мне богатырем родившийся, выросший?»

Это услышав, красно-игреневый говорить стал:

«Эккей, Кан Перген, — сказал, —

Скорей на меня садись!

Земли нашего эля объехав,

И земли чужих народов давай объедем».

Это услышав, Кан Перген,

У золотой коновязи стоявший, повернулся,

В золотой дворец шагом вошел.

 

Богатырь прощается с четырьмя углами своего золотого дворца: «Пока я не вернусь, славные мои четыре угла, живыми и здоровыми стойте». Выходит из золотого дворца.

«До моего возвращения, четыре угла дворца моего,

Невредимыми-целыми стойте», — сказав,

Четырём углам поклонившись,

Славный одинокий Кан Перген

Из золотого дворца шагом вышел.

На красно-игреневого коня вскочил,

Словно летучая мышь, приник.…»

 

«Картину мира тюркских народов отличает богатая образность. По представлениям хакасов, восток — это перед, запад — зад, юг — верх, север — низ. Восток у всех южно-сибирских тюрков наделялся положительными качествами. Восток — это, прежде всего, сторона, в которой восходит солнце. Западная же сторона считается страной мертвых душ, ушедших из жизни.

«Другая пара понятий — юг и север — противопоставление не более очевидно. При ориентации лицом на восходящее солнце север оказывается левым, а юг — правым. В тех случаях, когда положение на местности определяется по вертикали, юг трактуется как верх, а север как низ» [Львова Э.Л., 1988: 43].

Существует деление неба, а так же пространства юрты на мужскую — южную и женскую — северную стороны. По исследованиям Львовой Э.Л., можно сделать вывод о том, что юг, правая сторона, мужское начало, мужская половина в жилом пространстве дома ассоциируются в традиционном мышлении, как что-то положительное, созидающее. «Правым глазом смотри, правое благословение дай» [Львова Э.Л., 1988: 44].

Другая же, совсем противоположная ситуация, обстоит с севером, левой стороной, женским началом. Упорядоченность пространства и времени принадлежит только лишь реальному, среднему миру, где живут люди, и является важнейшей его характеристикой. Однако с помощью тех же оппозиций (верх — низ, правый — левый) описывается весь мир [Львова Э.Л., 1988: 47].

В жилом пространстве юрты, абсолютизация «верха» и «правого» дает картину небесного мира, а совокупность характеристик «низа» и «левого» иллюстрирует нижний мир. Интересно заметить, что порог у хакасов имел положительное начало, под ним жил дух-покровитель юрты. Порог и прилегающее к нему пространство служили переходной зоной между внешним и внутренним миром. В связи с этим, у входа в хакасскую юрту ставился аба тось (медвежий идол), охранявший жилое помещение [Львова Э.Л., 1988: 65].

«Среди качественно разнородных сфер пространства, связанных с жизнедеятельностью человека, дом занимал особое место. Будучи средоточием культуры, этот предметонаполненный ценный объем пространства выступал носителем организующего начала» [Львова Э.Л., 1988: 57]. Жилище было центром Вселенной, от которого, прощаясь со слезами, уходили, и к которому с улыбкой на губах, возвращались. В центре дома, за очагом, находилось священное дерево (кедр, пихта или береза). Дерево олицетворялось с помощником: на него можно облокотиться, когда устал. У дерева просили помощи, считая, что оно является связующим звеном между мирами…

От центрального расположения очага организовывалась композиционная структура огонь — дерево, «обозначавшая семантический и топографический центр аила, воплощала сложный мировоззренческий комплекс, в котором в единое целое сливались представления об огне и его хозяйке, о космической вертикали и богине-матери» [Львова Э.Л., 1988: 59].

Противопоставление верхнего и нижнего миров во многом определило организацию вертикальной структуры жилища. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымоход являлся своеобразным окном в мир богов…

У тюркских народов Южной Сибири жилое пространство обладало хорошо разработанной горизонтальной структурой. Жилище, как правило, было ориентировано входом на восток». (А.М.Сагалаев)

 

Еще двумя важнейшими элементами жилища являются дверь — на востоке, окна (на юг) и почетный угол (сторона) — т?р, расположенный за очагом. Эта часть жилища предназначается для хозяина дома и особо почетных гостей. Формулировка такова: «Дверь на восток — т?р на запад». Люди, располагаясь в жилище на обед или беседу, садятся по линии восток — запад.

Со смертью отца его место, т?р,  занимает старший сын.

… Первым рубежом человеческого пространства является вход и окна. Функция двери и окна как границы, очерчены множеством запретов и предписаний, чтобы не впустить в жилище злых духов…

 

Схема деления внутреннего пространства юрты.

Т?р – священное место, где хранился образ духа-предка (запад).

Ирге – обычное, простое место (восток).

Эр чаны – мужская половина юрты (юг).

Ине чаны – женская половина юрты (север).

Это казахские юрты. Нанесённый на них орнамент, скорее всего и указывает на четырехугольность мира. При этом отражая и его вертикальную структуру.

 

Тюрки Сибири с глубоких времён используют ещё один вид жилья — деревянные строения.

Изображение посёлка земледельцев и скотоводов, выбитое на скале хребта Бояры на левом берегу Енисея. (2 в. до н.э.)

 

Схема внутреннего деления пространства такого жилища точно такое же как в юрте.

Рассмотрим этот бубен.

Как видим изображение четырёхугольного мира имеется и на поясе и на ободке бубна. Бубен – это Вселенная. Края бубна – края Вселенной, его пояс. В центральной части бубна имеются изображения четырёхугольного мира красного и белого цветов: красный цвет – Нижний Мир, белый цвет – Верхний Мир.

 

«Все рисунки на бубне выполняются двумя красками: белой и красной…»  (А.В.Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск. «Ак Чечек». 1994 г.).

 

«… Изображения наносились двумя или тремя цветами красок растительного происхождения. Надземный мир – белой, подземный – красной и чёрной» (В.П.Дьяконова. Алтайцы. Горно-Алтайск. «Юч-Сюмер» 2001 г. С. 163).

 

Красные пересекающиеся линии – Нижний мир, белые пересекающиеся линии – Верхний мир. Линии, сами по себе, даже без круга (горизонта) символизируя собой направления Юг – Север, Восток – Запад тоже обозначают миры. На бубне летящие гуси превращаются в красные и белые пересекающиеся линии что говорит о том, что хозяин этого бубна мог совершать путешествия как в Верхний, так и в Нижний мир.

 

 

Посмотрим сверху на эту юрту.

В алтайском фольклоре говорится о скалах, стоящих на краю неба и земли. Герой сказания подъезжает:

… К двум черным скалам –

Воротам между небом и землей…

За краем неба и земли лежит недоступная человеку «истинная земля», сфера сакральная… (А.М.Сагалаев. Алтай в зеркале мифа.).

Для того чтобы богатырю попасть в Нижний мир, Мир владения Эрклиг хана, не обязательно было двигаться вниз — по вертикали, традиционное мировоззрение вполне допускало движение по горизонтали — на Север или Запад.

Какой же мир открывался за стенами четырёхугольной юрты? (четырехугольного жилища?)

В надписи в честь Кюл-тегина упоминаются народы, находящиеся в четырех углах (четырех сторонах) света. При этом обозначение стран света дополнялось указанием на положение солнца на небосводе: «…впереди, где восходит солнце, справа, где солнце в зените, позади, где заходит солнце, слева, где ночь в зените, — обитающие там народы все мне подвластны». Страны света здесь перечислены по ходу дневного светила. Для тюрков основной и преобладающей была ориентация в сторону восходящего солнца: главная позиция наблюдателя — лицом на восток. По представлениям тюрков Восток — это перед, Запад — зад, Юг — верх, Север — низ.

 «Окружающее пространство воспринимали через определение неба и небесных светил. Восток у них считался передней стороной неба — «тигир алыны» или передним местом «iлгер» (iскер). Запад соотносился с тыльной стороной неба — «тигiр соо» или местом заката солнца — «кидер», «кун кiрiзi». Юг назывался верхней стороной — «устунзарых» или солнечным местом «кун тузы», а север — нижней стороной  «алтынзарых» или местом солнечного сироты — «кун оксiзi».

«Много знаков, присутствующих в быту, обычаях, обрядах, такие как построение юрт входом на восток, деление жилищ на мужскую и женскую половины, названия сторон света, поминания умерших, обряд их проводов и другие, свидетельствует о делении мира на женскую, низинную, влажную половину мира и на мужскую, горную, твердую небесную половину. Например, «север» по-хакасски – «алтынсарых» (нижнесторонняя). Духов умерших женщин поминали, брызгая айран на север. «Юг» по-хакасски «устунсарых» (верхнесторонняя)»…

Что же представляли из себя миры?

Для традиционного сознания Средним миром являлся тот мир, который ограничивался для человека окружающим его видимым горизонтом. Этот горизонт он рисовал в виде круга, что символизировал собой границу (пояс – ?ур). И соединял четыре стороны света между собой линиями, которые пересекались в центре. Так Средний мир получил своё графическое изображение.

В этом мире было его жилище, священное дерево, гора. В этом мире были различные духи: добрые и злые. В этом мире была его вода и земля. И Дух хозяин Среднего мира  — Чер-Суу.

Точно таким же он представлял себе устройство Верхнего мира и Нижнего мира. С той лишь разницей,  что Верхний мир был – Белого цвета, а Нижний мир – красного цвета. (Есть и другие изображения Верхнего и Нижнего миров)

Вновь вернёмся к героическому сказанию «?ан Перген».

Очень важный момент — богатырь обращается к четырём углам (сторонам), кланяется им, просит.  Он разговаривает с ними как с разумным существом. Для него так оно и есть. Тюрки Сибири, брызгая айран по четырём сторонам света, благословляли землю, мир и просили Духа о благополучии и здоровье.

Четыре угла – это основа основ тенгрианского мировоззрения. Поэтому для того чтобы прийти (вернуться) в эту веру необходимо просто физически ощущать четыре угла Вселенной. До тех пор пока человек не научится этому, для него эти изображения будут пустым звуком, картинкой или он просто будет видеть в них христианские символы.

Эти соединяющие четыре стороны света линии имели религиозное значение для тенгрианца. С ними ассоциируются сакральные миры – Верхний, Средний, Нижний. С ними ассоциируются Духи этих миров. С ними ассоциируется родная земля, Родина. Они являют собой крепость, силу, страж. Они способны оградить, защитить человека, родную землю, Родину.

«До моего возвращения, четыре угла дворца моего,

Невредимыми-целыми стойте», — сказав,

Четырём углам поклонившись,

Славный одинокий ?ан Перген

Из золотого дворца шагом вышел

На красно-игреневого коня вскочил,

Словно летучая мышь, приник.…»

Тайас.

 

 

C:\Documents and Settings\Алма\Рабочий стол\Новая папка (2)\14366.jpg