В начале ХХ века профессия кочегара паровоза рассматривалась как одна из самых тяжелых работ. За одну поездку кочегар закидывал совковой лопатой в паровозную топку до семи тонн угля. Поистине каторжный труд.
Впрочем, не легче была и доля помощника машиниста поезда, который должен был не только поддерживать пар в котле, но и помогать кочегару. Труд на железной дороге считался в те времена непосильным.
С той поры многое изменилось. На казахстанских дорогах на смену допотопным паровозам и деревянным пассажирским вагонам пришли современные локомотивы «Эволюшен» и скоростные поезда «Тальго». Трудно забыть восхищение одного украинца, доехавшего из Киева на поезде до Алматы и отписавшего в Интернете свои впечатления от увиденного. Его поразили комфорт и красота современных железнодорожных вокзалов в Астане и Алматы. «Вот только я одного не понял, – пишет украинец, – почему убрали из зала ожидания механические автоматы, показывающие расписание приезда поездов? Это же было удобно». На что кто-то из казахстанских комментаторов не без ехидства заметил: «Странный какой-то этот киевлянин. Там же компьютеры стоят». Труд современного казахстанского железнодорожника полностью механизирован и компьютеризован. Что, кстати, и было учтено совсем недавно по итогам республиканского конкурса «Сенiм», проводимого во второй раз Ассоциацией HR-менеджеров РК. Группой независимых экспертов было рассмотрено состояние дел на казахстанской железной дороге, включающее самые разные позиции – от технологической оснащенности производства до социальной составляющей. По результатам этого конкурса, проходившего в семи номинациях, АО «Казахстан темир жолы» признано по праву лучшим работодателем среди национальных компаний Казахстана. Что весьма и весьма почетно… А ведь это не просто лауреатство и грамота, но и признание заслуг казахстанских железнодорожников перед всей страной, как в советское время получить переходящее Красное Знамя Труда и даже еще ценнее.Собственные впечатления От Алматы до Астаны можно долететь на «Боинге», добраться на «Тальго» или доехать на автомобиле. При этом из всех видов транспорта, когда необходимо ехать в столицу, я предпочитаю скоростные поезда 9-го и 10-го направления. Новые комфортабельные вагоны, стерильные биотуалеты, вежливые проводники. В каждом купе розетки для подключения ноутбука, можешь ехать и заниматься работой. Да еще проводники выдают пассажирам чай, кофе, одноразовые стаканы, небольшие пеналы, в которые уложены расческа, зубная паста, щетка, мыло, ложка для обуви. Мелочь, а приятно. Чистыми руками А между тем в Алматинском отделении железной дороги происходящие перемены просто бросаются в глаза. Здесь уже отходили свое советские тепловозы 2ТЭ10Л, истекавшие мазутом и соляркой буквально из всех щелей. Нет и маневровых тепловозов ТГМ. На смену им пришли тепловозы нового поколения СКД и ТЭ33 (известный в народе больше по своему американскому имени «Эволюшен»). У этих локомотивов легче ход, они более экономичные, при этом более мощные, но главное – они комфортабельные. Для сравнения, если раньше, для того чтобы попасть в кабину машиниста, ты брался за дверной поручень и руки у тебя сразу оказывались в мазуте, то теперь этого нет и в помине. Всюду чисто. Исчезло понятие «рабочая спецовка». Машинист может ехать в костюме и галстуке. В кабине тепловоза установлен кондиционер, горят цифровые табло, работает компьютер. И важно, что «Эволюшен» практически не ломаются, от очередного до следующего сервисного обслуживания откатывая по 90–120 дней. Когда еще такое было?! Вспомним, те же советские тепловозы больше ремонтировались, чем ездили на собственной тяге. Разговор с директором Район «Пятилетки» в Алматы расположен недалеко от магистральной железной дороги, называвшейся раньше «Турксибом». Я тут был много лет назад, поэтому есть с чем сравнивать. Исчезли пустыри и бесхозные земли. «Пятилетка» еще более уплотнилась частными строениями и гаражами. Такое ощущения, что сами улицы сузились. Или, может, подобное «видение» возникает оттого, что дороги в этой отдаленной городской провинции занесены сугробами, сводящими проезжую часть в две тонкие асфальтовые колеи посреди выступающих бугров и наростов льда и снега. Ехать по такой дороге – кошмар. А задеть крылом встречную машину, соскользнув с очередной ледяной горки, и вовсе плевое дело. И как тут не чертыхнуться, вспоминая недоб-рым словом наши городские коммунальные службы. И вместо эпилога Сегодня наши телеканалы пестрят сюжетами о недобросовестных руководителях, месяцами задерживающих зарплату своим сотрудникам или выплачивающих своим рабочим такой мизер, за который надрываться – просто смех и грех. И это правильно. Телевидение и газеты должны нести социальную нагрузку, вскрывая нарывы общества. Серик МАЛЕЕВ, Алматы–Астана–Алматы Литер.
|
Наша справка
С целью определения лучших работодателей Казахстана Ассоциацией HR-менеджеров РК с 2010г проводится Конкурс «Сенiм». Данный конкурс призван выявить и поощрить компании, пользующиеся доверием сотрудников и населения в целом, как лучших работодателей.
Миссия Конкурса соответствует принципам корпоративной социальной ответственности и отражается в известном высказывании Джеруна ван дер Веера, члена Комитета Управляющих Директоров Royal Dutch Shell, заявившим, что «….успешными компаниями будущего будут те, которые интегрируют ценности бизнеса и личные ценности работников…».
Видение Конкурса — ежегодное публичное признание компетентным Экспертным Советом компаний-победителей в разных номинациях, учитывающих региональные и количественные характеристики участников Конкурса «Сенiм».
Впервые конкурс был проведен в 2010 году при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Национальной экономической палаты Казахстана, Ассоциацией «Kazenergy» и Союза «Атамекен», в котором приняли участие 49 компании. В разрезе отраслей деятельности наибольшее количество компаний были представлены преимущественно производственными и торгово-производственными компаниями , компаниями, предоставляющими услуги для населения, компаниями в области энергетики и добычи сырья, строительства и недвижимости.