АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Министр юстиции рассказал о поправках в законодательство РК по вопросам судебно-экспертной деятельности

Министр юстиции рассказал о поправках в законодательство РК по вопросам судебно-экспертной деятельностиСегодня на заседании Мажилиса Парламента РК, министр юстиции Берик Имашев представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан», сообщает пресс-служба МЮ РК.

По словам министра, законопроект разработан в соответствии с пунктом 13 Плана законопроектных работ Правительства на 2012 год и направлен на совершенствование  судебной экспертизы в Казахстане.

«Концептуальная новизна законопроекта состоит в том, что он углубляет позитивные тенденции по расширению конкурентной среды в судебно-экспертной отрасли за счет развития института частной судебной экспертизы. В частности, устраняются административные барьеры, препятствующие доступу квалифицированных сотрудников к профессии частного судебного эксперта. Так, уже сегодня исключены требования о необходимости наличия стажа работы в должности 5 лет в органах судебной экспертизы как обязательного условия получения лицензии физическим лицом.

Кроме того, новизна проекта Закона обусловлена высокой степенью детализации механизмов приостановления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Если раньше положения Закона носили общий характер, то законопроектом предлагается ряд поправок, привносящих транспарентность путем дифференциации соответствующей компетенции Министерства юстиции и Министерства здравоохранения в части приостановления, прекращения действия и лишения лицензии», — сказал Имашев.

Другими важными аспектами предусмотренными концепцией законопроекта — это положения, устраняющие внутренние противоречия в законе и приведение в соответствие с действующим процессуальным законодательством.

В частности, законом установлено, что органом судебной экспертизы является государственный орган, осуществляющий судебно-экспертную деятельность (подпункт 10) статьи 1 Закона). Вместе с тем, орган судебной экспертизы не может являться государственным органом, поскольку возникнет коллизия между принципом независимого производства экспертизы и обязательностью для государственных служащих исполнения решений принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами.

«Этот принцип был краеугольным при принятии Закона «О судебной экспертизе» в 1997 году, поскольку концептуально изменил существующий порядок проведения экспертизы. Сегодня же Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции – это единственное государственное учреждение, уполномоченное на право производства более 40 видов экспертных исследований и обеспечения специальными научными знаниями по уголовным, административным и гражданским делам.

Кроме этого, данное положение не согласуется со статьей 20 этого же Закона, согласно которой к органам судебной экспертизы отнесены специализированные психиатрические и наркологические организации, не являющие государственными органами.  В этой связи вносятся соответствующие корректировки в понятие «органы судебной экспертизы» (подпункт 10) статьи 1 и статью 20 Закона)», — говорит он.

В целях восполнения пробелов и приведения Закона в соответствие с законами о прокуратуре и нотариате статья 23 дополняется положением о том, что постановление прокурора и определение нотариуса является основаниями для производства судебной экспертизы. Это связано с тем, что в специальных законах такое право прокурора и нотариуса уже имеется (подпункт 6-1 пункта 1 статьи 29 Закона «О прокуратуре» прокурор вправе назначать экспертизу; подпункты 1,2 статьи 99 Закона «О нотариате» нотариус вправе назначать экспертизу).

Также это касается и статьи 25 Закона, положения которой в части возврата материалов без исполнения приводится в соответствие как с положениями самого Закона (подпункт 1 пункта 1 статьи 21), так и с нормами уголовно-процессуального, гражданского процессуального кодексов, а также Кодексом об административных правонарушениях.

В уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном и административном кодексах отсутствует понятие «средства специальных научных знаний». Нами уточняется редакция статьи 4 Закона в части понятия специальных научных знаний.

Законопроектом предлагается конкретизировать пункт 2 статьи 37 Закона, поскольку отнесения к компетенции уполномоченного органа в сфере здравоохранения — установления порядка продления срока помещения, лиц подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке, в медицинскую организацию с их согласия.

В ряде статьей действующего Закона не указана компетенция Министерства юстиции и здравоохранения, как уполномоченных в части:

— утверждения перечня видов и специальностей судебно-экспертных исследований, проводимых в органах судебной экспертизы, по которым присваивается квалификация судебного эксперта (пункт 13 статья 1 и подпункт 1) пункт 3 статья 12 Закона);

— утверждения состава и порядка деятельности комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности (пункт 4 статья 15 и пункты 2, 3 статья 16 Закона);

— порядку организации и производства судебной экспертизы (пункт 4 статья 23 Закона).

В то же время в других статьях Закона такая регламентация компетенции Министерств юстиции и здравоохранения имеется. В этой связи предлагается в указанных статьях установить соответствующую компетенцию указанных уполномоченных госорганов, что отвечает требованиям законодательной техники.

«В целом данные поправки корреспондируются с положениями Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года, № 858 в части устранения внутренних противоречий в Законе, приведения в соответствие с другими нормативными правовыми актами, восполнения пробелов в правовом регулировании.

Кроме того, в рамках рассмотрения законопроекта на заседаниях рабочей группы в Мажилисе Парламента, депутатами внесен ряд существенных поправок по совершенствованию судебно-экспертной деятельности.

В частности, конкретизации научной и научно-методической работы в органах судебной экспертизы (статья 42), включение в перечень обязанностей судебного эксперта общего запрета на распространение сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну (статья 19). Также в части устранения отсылочных норм (статья 12) и приведение в соответствии содержания статьи 16 с Законом «О лицензировании» и другие.

Таким образом, принятие законопроекта позволит:

— повысить правовую защищенность граждан и организаций, участвующих в уголовном судопроизводстве;

— урегулировать правовую основу судебно-экспертной деятельности;

— внести ясность и определенность в основные понятия, функции и принципы организации судебной экспертизы в Республике Казахстан;

Принятие данного законопроекта не потребует финансовых затрат из средств республиканского бюджета», — подытожил министр.