АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Идея единой нации

Казахстан – это вам не общежитие….

Кайрат Матреков.

 

В последнее время в средствах массовой информации и информационном пространстве страны горячо обсуждается идея cоздания единой нации. Как человек, которому не безралично будущее государства и родного языка, решил высказать свое отношение по данной проблеме.    Важно понять – что такое нация? Согласно энцеклопедическому определению, нация – это социальная  общность людей на основе единого языка, объединенных духовными, социально-экономическими и культурно-политическими связями. Кроме того, нации имеют собственную  территорию, экономику, государственность.

В Казахстане есть одна основная автохтонная нация, один этнос — казахский народ. Представители остальных 130 этносов, населяющих страну, являются этническими группами и диаспорами других наций. Отличительными чертами основного этноса, формирующего казахскую нацию, можно назвать общность территории расселения казахов, общую государственность, общий язык, религию и менталитет, общую историческую судьбу и психологическую особенность, общее этногенетическое происхождение. Некоторые особенности казахской нации явно бросаются в глаза, другие, более слабые признаки только формируются.

 

Вообще, любая государствообразующая нация должна быть единой в своих помыслах, если она пытаеться объединить проживающие на ее территории этнокультурные группы. Поэтому, чтобы объединить этносы, населяющие Казахстан, и сформировать единую нацию, прежде всего, единым должен стать сам казахский народ. Однако говорить, что казахский народ сегодня поднялся на уровень такой консолидированной нации, мягко говоря, не серьезно.

Сегодня сами казахи разделены на несколько социальных групп. Прежде всего, по языковой принадлежности казахи разделились на две большие группы – казахскоязычных и русскоязычных. Более того, братьев, которые возвращаются на историческую родину, мы отнесли к отдельной большой группе «оралманов». Мало этого, этих оралманов, согласно стране прибытия разделили на «китайцев», «монгол», «каракалпаков» и других. Несколько лет назад на республиканском айтысе акынов, один из поэтов-импровизаторов  высказал обиду «В Монголии я был казахом, прибыв на родину, стал монголом». На что один мой знакомый, чьи родители переехали из Китая в Казахстан еще в 60-ые годы прошлого столетия, сказал в шутку: Мы здесь живем уже более 50 лет, но до сих пор считаемся «китайцами», а они, не успев прибыть на землю предков, сразу хотят стать «казахами».

Самое печальное, у нас в стране нет национальной идеологии, которая бы объединила прежде всего сам казахский народ в единую нацию. Следовательно, нам нужно начинать с себя. С выработки соответствующей идеологии. А пока этого не случиться, все наши потуги объединить вокруг себя представителей других этносов будут выглядеть, мягко говоря, не суразными.          Мало того, мы до сих пор не может избавиться от опасного советского наследия. Иногда приходиться слышать не от кого-нибудь, а от собственных, особенно русскоязычных братьев, что «Если в стране останутся одни казахи, то мы не сможем сцементироваться, как нация и государство». Более того, они словно оракулы предрекают: «Если останутся одни казахи, они начнут между собой грызню, разделившись на жузы и роды».

То есть, нам навязывается опасный советский стереотип – отрыжка прежней колониальной политики, выстроенной на принципе «разделяй, и властвуй». А на самом деле, казахи прежде были единой, целостной нацией. Благодаря этому единству предки нам оставили в наследство такую огромную территорию. Если наши предки не были единой и воинственной нацией, наверное, Казахстан по площади своей территории не занимал бы девятое место в мире?

Сегодня в страну возвращаются братья, которые в свое время из-за голодомора и политических репрессий, вынуждены были покинуть родину, чтобы спасти свою жизнь. И мы должны радушно принять их на родной земле, создать условия для их скорейшей адаптации на новом месте. Нужно радоваться тому, что они не ассимилировались с другими нациями, не забыли свое происхождение и не отказались от своих корней! Прибывающих на историческую родину братьев нужно устроить в специальные центры, где бы они могли постепенно адаптироваться к жизни на исторической родине. Ведь человек, который долгое время жил на чужбине, привык подвергать все сомнению и относится ко всему подозрительно.

И тут же рождается еще один закономерный вопрос: а кто кроме казахов защищал необъятные просторы родной земли? Никто! Ни одна нация, кроме самих казахов, не проливала кровь за свободу и независимость казахских степей. Наши предки кровью и потом отстояли свою землю. Если заглянуть в историю, со времен царицы Томирис, никто, кроме самих казахов не защищал Великую степь от внешних врагов. Следовательно, казахи – нация, способная защитить родную землю, и построить независимое государство. История суверенного Казахстана тому свидетельство.

А что касается деление на жузы, казахи всегда трепетно относились к своей родословной. И всегда, при беседе с незнакомым человеком спрашивали друг у друга, к какому жузу и роду принадлежит его собеседник. У казахов было неписаное правило — знать свою родословную до седьмого колена. Ведь без прошлого — нет будущего. С другой стороны, это один из путей избежания кровосмешений. С родней до седьмого колена казахи не вступают в браки. Возможно, поэтому среди казахов почти нет умственно отсталых детей. Когда сын приходит к отцу за благословением на брак,  первый вопрос, который задает отец сыну – к какому роду относится его избранница? На родственницах, пусть и самых дальних, жениться нельзя. Это табу, незыблемый запрет, передаваемый из поколения в поколение. И никто не в силах его нарушить.

А с другой стороны, сколько бы не пытались стравливать казахов между собой коммунисты на принципах классовой борьбы и социальной розни, им этого в полной мере достичь не удалось. И поэтому в казахской степи, в отличие от той же России, гражданская война такого размаха не несла. В начале двадцатых годов двадцатого века в Казахстане казахи предпочитали спасать своих соплеменников от смерти, а не расстреливать.  И в этом отношении казахи оказались куда сплоченней тех же русских, убивавших своих братьев в гражданскую миллионами.

 

В последнее время появился лозунг, который не может не беспокоить. В то время, когда на постсоветском пространстве бывшие союзные республики строят независимые национальные государства, в нашей стране выдвинули лозунг: «Казахстан – наш общий дом!» Если говорить просто, общий дом, это — общежитие?! Когда все вокруг нас строят национальные государства, почему отчая земля казахов должна быть общежитием?!

Кого только не приютила древняя земля казахов? Наш гостеприимный народ радушно встречал всех, кто по своему желанию или против своей воли переселялся на нашу землю. Конечно, никто не против этого. Помогать обездоленным, одна из неотъемлимых черт нашего народа. Но сегодня невольно огорчаешься, когда наблюдаешь, как дети тех обездоленных и измученных переселенцев, свысока смотрят на казахский язык, культуру, литературу и искусства.

Чтобы реализовать идею единой нации, нужно сформировать уважительное отношение  к казахскому языку, и создать предпосылки для поднятия родного языка на уровень действительного государственного языка. Тем более, Елбасы представляет прекрасную возможность для этого! В каждом своем Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев уделяет большое внимание вопросам развития государственного языка, расширению сферы его применения.

А путей повышения статуса государственного языка немало. Например, при назначении на высшие государственные должности нужно главное внимание уделять знанию кандидатами государственного языка. Вообще, нужно запретить принимать на государственную службу тех, кто не владеет государственным языком. Ведь любой чиновник на своем месте говорит от имени государства. Иногда некоторые чиновники местных акиматов, государственых учреждений, когда комментируют то или иное событие, ограничиваются изложением на русском языке произошедшего. Если надумают, то дадут комментарий на казахском языке. А в это время  журналисты казахских изданий ходят за ними, и уговаривают, чтобы они повторили  на казахском, сказанное по-русски. Самое несуразное в том, что большинство этих чинуш- казахи, вполне способные прокомментировать произошедшее на родном языке. Вот это красноречивый пример неуважительного отношения к родному языку.

Искоренение подобных вещей и воспитание уважительного отношения к родному языку нужно начинать с самих казахов. Пока  в стране не будет создана обстановка всеобщего уважительного отношения к родному языку, мы не поднимем казахский язык на уровень действительного государственного языка. Изучение языка нужно начинать с нас самих, а не с представителей других этносов. К тому же, прецедент уже есть. Так, Министр юстиции Берик Имашев показал истиный пример патриотизма, изучив в кратчайщие сроки родной язык! Значит, и другим нужно последовать его примеру. В противном случае, уважительное отношение к родному языку нужно формировать в принудительном порядке, и эти меры нужно начинать с представителей титульной нации. Когда все казахи страны будут свободно владеть родным языком, мы будем иметь моральное право требовать знание государственного языка с представителей других этносов. Только тогда никто не сможет упрекнуть казахов в незнании родного языка. И только тогда единый казахский народ будет способен сформировать единую казахскую нацию. Добившись этого, мы будем способны сформировать  социальную  общность людей, с общим языком, объединенных духовными, социально-экономическими и культурно-политическими связями, то есть, единую казахскую нацию.

Кайрат Матреков