Эксперты ответили на актуальные вопросы о новом пенсионном законодательстве.
Какие изменения вносятся в пенсионное законодательство?
В Парламент РК внесены законопроекты «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», которыепредусматривают развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы.
Вносимые изменения предполагают разделение существующих функций накопительных пенсионных фондов по учету пенсионных счетов вкладчиков и инвестированию их пенсионных активов.
Для осуществления управления пенсионными счетами вкладчиков будет создан государственный единый накопительный пенсионный фонд. В его задачу входит:
- надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков,контроль за их состоянием, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста, смерть и т.д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионных активов, пенсионных выплат и т.д;
- ведение мониторинга за инвестиционной доходностью пенсионных активов,
- осуществление выплат пенсионных накоплений.
Управление пенсионными активами будет осуществляться Национальным банком РК. Данный выбор обусловлен тем, что Национальный банк РК,
- имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда;
- не аффилирован с коммерческими банками и другими финансовыми группами.
- реализует инвестиционную стратегию, выработанную Советом по управлению пенсионными активами при Президенте РК.
Законопроектом предусмотрено создание Совета по управлению пенсионными активами при Президенте РК.
Персональный состав Совета и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан. Основными функциями Совета явятся:
- рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ;
- выработка рекомендаций по перечню разрешенных для размещения пенсионных активов ЕНПФ инструментов.
Для обеспечения надежности и финансовой устойчивости пенсионной системы, государство с одной стороны сохранило за собой гарантию сохранности пенсионных накоплений граждан, а с другой стороны будет принимать меры по повышению инвестиционной доходности пенсионных активов.
Чем отличается Единый накопительный пенсионный фонд от действующих накопительных пенсионных фондов?
Отличие может быть прослежено на основе сравнения организационной структуры ЕНПФ,и его функций со статусом ныне существующих частных накопительных пенсионных фондов.
Создание ЕНПФ. Единый накопительный пенсионный фонд будет созданв форме акционерного общества на базе АО «ГНПФ».
Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда явится Правительство Республики Казахстан
Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда явится Правительство Республики Казахстан.
ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы.
Функциями фонда явятся также учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.
Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком РК, и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет вырабатываться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ (далее – Совет).
Инвестирование пенсионных активов будет осуществляться Национальным Банком РК в соответствии с инвестиционной стратегией, выработанной Советом.
При этом Национальному банку будет представлено право выбора организаций, управляющих инвестиционными портфелями в соответствии с инвестиционной стратегией.
Организациями по управлению инвестиционными портфелями могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению инвестиционным портфелем на основании лицензии Национального банка, либо зарубежные организации, осуществляющие аналогичный вид деятельности в соответствии с законодательством иностранного государства.
Основными критериями выбора организаций по управлению инвестиционными портфелямибудет являться возможность обеспечения ими устанавливаемого Национальным банком уровня инвестиционной доходности,результаты прежней деятельности по управлению пенсионными активами, уровень взимаемой комиссии и их деловая репутация.
Пенсионные активы будут храниться в Национальном Банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода.
Такая консолидация и управление пенсионными активами под контролем Национального Банка позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями наших граждан.
Что будет с действующими НПФ?
Действующие НПФ могут быть преобразованы
- в организации, управляющие инвестиционным портфелем, (в рамках действующего законодательства о рынке ценных бумаг) имеющие право участия в тендерах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии, либо
- в добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы граждан.
- Третий путь — это прекращение деятельности/ликвидация фонда.
Что будет с пенсионными накоплениями граждан находящихся в НПФ?Будет ли обеспечена сохранность пенсионных накоплений вкладчиков при передаче из накопительных пенсионных фондов в единый пенсионный фонд?
Пенсионные накопления вкладчиков будут переведены в ЕНПФ в полном объеме. Каждый вкладчик получит информацию о сумме персональных пенсионных активов, соответствующей их пенсионным взносам и инвестиционным доходам, соответствующей величине персональных пенсионных накоплений, о которой НПФ информировали вкладчиков в начале года.
Единый накопительный пенсионный фонд является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства с вкладчиками (получателями), пенсионные накопления по которым были переданы в единый накопительный пенсионный фонд.
Порядок передачи пенсионных активов частных НПФ в ЕНПФ будет регламентирован на законодательном уровне и осуществлен в сжатые сроки.
По обязательным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений.
Не означает ли создание Единого накопительного пенсионного фонда передачу пенсионных накоплений вкладчиков в бюджет (национализацию)?
Передача в бюджет пенсионных накоплений (национализация) предполагает утрату права собственности граждан на свои накопления.
Такие меры в 2008-2010 годах (в разгар мирового финансового кризиса) были предприняты для ликвидации бюджетного дефицита, в ряде стран.
В Аргентине и Венгрии пенсионные активы НПФ были полностью национализированы, а страны Восточной Европы и Прибалтики уменьшили ставки обязательных пенсионных взносов
Так, например, в Аргентине и Венгрии пенсионные активы НПФ были полностью национализированы, а страны Восточной Европы и Прибалтики уменьшили ставки обязательных пенсионных взносов.
Национализированные пенсионные активы, а также часть обязательных пенсионных взносов, поступающих в бюджет в виде налогов, были дополнительно направлены на финансирование пенсионных программ/выплату пенсий.
В отличие от этого, в создаваемом Едином накопительном пенсионном фонде, будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков(получателей), на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из действующих НПФ.
Будет ли произведена оценка пенсионных активов накопительных пенсионных фондов при передаче в ЕНПФ?
Безусловно, будет произведена оценка активов. Но так как процедура проведения оценки пенсионных активов потребовала бы дополнительного времени, за основу оценки будут взяты результаты аудита НПФ, проведенные независимыми компаниями по итогам деятельности НПФ за 2012 год. (Национальным банком РК в начале года установлены соответствующие требования к привлекаемым независимым компаниям).
Как будет проходить передача пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ?
Передача индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их накоплений в ЕНПФ будет проходить в сжатые сроки (после принятия Закона) и строго по графику, определенному Национальным банком.
Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении будет оформлена актами приема-передачи пенсионных активов и обязательств, подписанными уполномоченными представителями единого накопительного пенсионного фонда, накопительных пенсионных фондов, прежних банков-кастодианов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, ГЦВП и Национального Банка РК.
НПФ, имеющие на дату введения в действие настоящего Закона задолженность перед вкладчиками (получателями) по пенсионным активам, обязаны погасить ее до даты подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств.
Расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в ЕНПФ, осуществляются за счет собственных средств НПФ.
Действие лицензии НПФ на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат прекращается с даты, следующей за днем подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств всеми уполномоченными представителями.
Каким образом государство планирует обеспечить инвестиционную доходность пенсионных накоплений?
Следует признать, что накопительные пенсионные фонды не смогли диверсифицировать свои активы (достаточно полно использовать возможность размещения пенсионных активовв различные финансовые инструменты).
На сегодняшний день, около 87% пенсионных активов размещены в РК. По действующим нормативным правовым актам минимум 20% активов НПФ должны были вкладывать в ГЦБ, до 40% активов могут быть размещены- за границей.
По факту получилось следующее: доля ГЦБ составляет 50,5%,иностранных активов — 9%. НПФ реально перестраховались и переинвестировали накопления в ГЦБ внутри Казахстана. Понятно, риски ниже, но и доходность оказалась низкой.
С чем связана унификация пенсионного возраста?
Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года.
Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, ужене имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин.
Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:
- базовую пенсию,
- солидарную (трудовую) пенсиюиз бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этомсо временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,
- накопительную пенсию из НПС в относительнонебольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.
По прогнозным расчетам, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии.
В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из НПС.
Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления пенсионными активами увеличатся инвестиционные доходы, перечисляемые на индивидуальные пенсионные счета.
С какого года планируется осуществить повышение пенсионного возраста женщин? Будет ли повышение проведено одномоментно или постепенно? Коснется ли повышение всех женщинили только участниц одной накопительной компоненты?
Повышение пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны.
Предложение по повышению пенсионного возраста женщин внесено в Правительство РК межведомственной рабочей комиссией. Обсуждение начато, и рабочая комиссия открыта для предложений и замечаний по этому вопросу.
Предлагаемый Межведомственной комиссией при Правительстве РК вариант для обсуждения следующий.
В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 2014 года.
Это позволило бы:
- во-первых, провести его безболезненно для лиц, предпенсионного возраста. Например,женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет;
- во-вторых, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (для поколений, которые будут выходить на пенсию в 63 года);
- в- третьих, принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планируетразработать и реализоватьспециальные меры содействиязанятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также женщин предпенсионного возраста.
Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.
Какие условия для женщин будут созданы при повышении их пенсионного возраста?
Во-первых, повышение пенсионного возраста женщин будет сопровождаться следующими мероприятиями:
- повышение квалификации женщин — наемных работников с отрывом и без отрыва от производства;
- вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятых женщин в рамках Программы занятости 2020;
- расширение доступности микрокредитов для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело;
- обучение женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком по выбранным ими профессиям;
- внесение изменений в Трудовой кодекс, предусматривающих ужесточение требований к работодателю в части прекращения трудовых отношений с женщинами предпенсионного возраста;
- субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин,находящихся в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком.
Во-вторых, для женщин имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года будет сохранено право раннего выхода на пенсию:
- в 53 года, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
- в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
Также, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.
В-третьих, для участниц НПС при достаточности пенсионных накоплений, будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.
Какие варианты повышения пенсионного возраста женщин имеются в мировой практике?
Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны (Великобритания,Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.).
При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять планируют сделать это позже.
Как правило, повышение пенсионного возраста не имеет принудительного характера.Оно осуществляется гибко, наиболее щадящим образом для населения, при сохранении возможности выхода на пенсию в привычном пенсионном возрасте, но за счет соответствующей корректировки размера пенсии.
Гражданам предоставляется возможность выбора и допускается гибкий выход на пенсию при наличии необходимого страхового стажа, или достаточности пенсионных накоплений, возможности получения частичной пенсии (США, Канада, Франция, Италия, Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Швеция и др.).
Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям
Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям (многодетность, стаж работы во вредных для здоровья и тяжелых условиях труда, инвалидность и др.).
Уровень повышения пенсионного возраста обычно составляет от 2 до 6 месяцев в год.
Например, в Южной Корее повышение пенсионного возраста для женщин (до 65 лет) будет осуществлено в течение 20 лет, во Франции – до 62 лет – за 8 лет, в Украине повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет — в течение 10 лет и т.д.
В отдельных случаях (Чехия) повышение осуществляется одномоментно с установлением возраста лиц, переходящих на новые условия.
От унификации возраста в первую очередь пострадают женщины, проживающие на селе. Что будет с ними? Как вы собираетесь их охватить накопительной пенсионной системой в предпенсионном возрасте?
В соответствии с действующим законодательством в трудовой стаж женщин засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Это норма сохраняется и в предлагаемом законопроекте.
В этой связи при выходе на пенсию женщины, проживающие на селе, не работающие и не являющиеся участниками НПС, могут получать трудовую пенсию, минимальный размер которой соответствует 12 годам трудового стажа, а также базовую пенсию.
А для женщин, имеющих возможность и желающих работать в общественном производстве, будут реализованы меры по вовлечению их в продуктивную занятость как в рамках Программы занятости 2020
А для женщин, имеющих возможность и желающих работать в общественном производстве, будут реализованы меры по вовлечению их в продуктивную занятость как в рамках Программы занятости 2020, так и в рамках региональных программ.
Дополнительно,для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений предлагается ввести субсидирование ОПВ женщин в период их нахождения в отпусках, связанных с рождением и уходом за детьми.
Предусматриваются также минимальные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста.
Как отразится переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам на себестоимости продукции работодателей?
В действующем законодательстве работодатели, осуществляющие добровольные профессиональные пенсионные взносы, имеют налоговые преференции.
В соответствии с пунктом 3Статьи 110 Налогового кодекса РК добровольные профессиональные пенсионные взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством РК о пенсионном обеспечении.
В предлагаемых нами преобразованиях данные нормы будут сохранены, что не должно привести к увеличению нагрузки на работодателя и повлиять на себестоимость продукции.
Что ожидает самозанятое население?
В настоящее время, основная масса самозанятых лиц уплачивает пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума, то есть 10% оптминимального размера заработной платы. Таким образом, в год они уплачивают не более 1,2 кратной минимальной заработной платы (или не более 23 тыс. тенге, если брать текущий год).
За 35 лет, общая сумма накоплений вкладчика составит 42 кратной минимальной заработной платы. Таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы, на 3,5 года.
В случае если самозанятые не будут участвовать в пенсионной системе, то при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту, в размерене более чем50% от величины прожиточного минимума.
Для решения этой проблемы планируется следующее:
- с учетом проводимых мер по уточнению статуса самозанятых и вовлечению их в продуктивную занятость (в рамках Программы занятости 2020) будет введено требование об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения;
- начиная с 2017 года, предполагаетсяизменитьпорядок уплаты взносов: самозанятое население должно будет заявлять весь свой доход, и платить пенсионные взносы с этой суммы.
- изменится система минимальных гарантий. Базовая пенсионная выплата будет предоставляться самозанятым, достигшим пенсионного возраста, являвшимся участниками НПС не менее 5 лет.
Какую пенсию я буду получать в будущем?
Для ответа на данный вопрос необходимо, прежде всего, разделить участников пенсионной системы на группы по признаку участия/ неучастия в компонентах пенсионной системы.
К первой группе относятся граждане, которые были участниками только солидарной компоненты пенсионной системы, то есть это сегодняшние пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года и имевшие трудовой стаж на 1 января 1998 года.
Они в настоящее время получают пенсии из солидарной пенсионной системы и базовую пенсионную выплату
Ко второй группе относятся граждане, являющиеся участниками смешанной пенсионной системы, то есть солидарной и накопительной компоненты пенсионной системы.
Для тех лиц, которые не являлись участниками ни солидарной, ни накопительной пенсионной систем, будет сохранено право на получение государственного социального пособия по возрасту
К ним относятся как состоявшиеся после 1988 года пенсионеры, так и пенсионеры, выходящие на пенсию сегодня. Их пенсионная выплата складывается из солидарной, накопительной и базовой пенсионной выплат.
Третья группа состоит из граждан, которые являются участниками только накопительной пенсионной системы. К ним относятся лица, у которых отсутствует трудовой стаж на 1 января 1998 года, либо этот стаж меньше 6 месяцев. Их пенсионная выплата будет состоять только из накопительной и базовой пенсионных выплат.
Кроме того, для тех лиц, которые не являлись участниками ни солидарной, ни накопительной пенсионной систем, будет сохранено право на получение государственного социального пособия по возрасту, в размере 50% от прожиточного минимума.
На какое повышение размеров пенсионных выплат могут рассчитывать состоявшиеся пенсионеры в ближайшее время?
Состоявшихся на сегодняшний день пенсионеров можно разделить на три категории:
1)пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1991 года. Их численность составляет 309,8 тыс. человек.
2) пенсионеры, вышедшие на пенсию в переходный период (с 1991 по 1997 год), их численность составляет 518,9 тыс. человек.
3) пенсионеры, вышедшие на пенсию после реформы 1998 года, их насчитывается 930,6 тыс. человек.
Для состоявшихся пенсионеров будет сохраняться действующий порядок повышения пенсии с учетом опережения инфляции на 2%.
Источник: NUR.KZ