АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Бисенгали ТАДЖИЯКОВ: Простых решений и легких путей в истории нашей банковской системы не было

14 апреля Национальный банк официально отметит свое 20-летие. Однако в истории НБ РК были и другие даты: 20 июня 1991 года — день официального основания Национального банка РК; 15 ноября 1993 года — введение национальной валюты; 30 марта 1995 года — дата выхода нового Закона «О НБ РК». И даже 1876 год, когда было открыто первое отделение Государственного банка на территории нынешнего Казахстана в Уральске. Все это — даты, но между ними — важнейшие этапы формирования и Нацбанка, и самой банковской системы страны. О том, каким был этот путь, поговорим сегодня с заместителем председателя НБ РК Бисенгали Таджияковым, который все эти 20 лет остается в системе Национального банка.

Статус и функции

— Бисенгали Шамгалиевич, понятно, что история Нацбанка наполнена множеством событий. Давайте выделим важнейшие из них и напомним читателям, какие актуальные задачи приходилось решать в тот или иной период развития финансовой системы страны.

— Действительно, упомянутые вами даты стали определяющими в истории нашей банковской системы. Так, принятый 20 июня 1991 года Верховным Советом Казахской ССР Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» стал основой законодательной базы для реформирования банковской системы. Этим документом впервые были закреплены определения коммерческого банка и разрешено создание иных кредитных учреждений, открытие частных банков, а также банков с участием иностранного капитала. Кроме того, законом были установлены основные задачи и функции, в том числе в сфере денежно-кредитного регулирования Государственного банка Казахской ССР, определены перечни операций, осуществляемых им и коммерческими банками. Но самым значимым нововведением стало установление порядка открытия и прекращения деятельности коммерческих банков, а также принципов и методов регулирования Госбанком их деятельности.

В соответствии с Законом «О Национальном банке РК» от 14 апреля 1993 года НБ Казахской ССР был переименован в НБ РК. Законом прописано, что Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк РК является центральным банком и представляет собой верхний уровень банковской системы страны. Закон устранил все положения, связанные с Госбанком СССР. Речь уже шла не об общей единой денежной единице, а о собственной национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Главной задачей НБ РК стало его участие в разработке и проведении собственной государственной политики в области денежного обращения. Были конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Национального банка, определены структура и органы управления.

В середине 1993 года было принято решение о создании госкомиссии по введению национальной валюты. Ее председателем был назначен Премьер-Министр РК Сергей Терещенко. Разработкой документации занялась специальная рабочая группа во главе с Даулетом Сембаевым. Для создания эскизов банкнот был образован авторский коллектив, в который вошли Мендыбай Алин, Досбол Касымов, Агимсалы Дузельханов, Тимур Сулейменов и Хайрулла Габжалилов. Накануне введения тенге Президент Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам страны с разъяснением о необходимости введения национальной валюты. Обмен советских рублей на тенге был начат в 8.00 15 ноября 1993 года и успешно закончен в 20.00 20 ноября 1993 года.

30 марта 1995 года был подписан Указ Президента, имеющий силу закона, «О Национальном банке РК». Основными и позитивными итогами развития экономики Казахстана в 1995 году стали замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции. Итоги года показали, что с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно влиять на уровень инфляции, снижая ее монетарную составляющую. Функция кредитования экономики перешла от Национального банка к банкам второго уровня. НБ РК стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, осуществляя кредитование БВУ преимущественно в целях поддержания их ликвидности. Важными событиями этого года стали также открытие в Казахстане своей банкнотной фабрики, зарождение и становление межбанковского валютного рынка, переход на электронную торговую систему ведения торгов.

Из рублевой зоны

— Поговорим о людях, которые взяли на себя ответственность за создание важнейшей государственной структуры и справились с задачей успешно. Вопреки распространенному мнению о том, что над этим поработали иностранные эксперты, можно сказать, что МВФ и Всемирный банк не имели серьезного желания помогать Казахстану в этом вопросе. Поскольку, цитирую одно из интервью господина Марченко, республика для них «не являлась особым случаем».

— На тот момент Казахстан оставался в зоне притяжения рубля, и рабочая группа, возглавляемая Даулетом Сембаевым, рассматривала оба сценария развития финансовой системы — как при сохранении рублевой зоны, так и при введении собственной национальной валюты. Также продумывались основные параметры функционирования всей финансовой системы. Страна стояла на развилке… Вариантов было множество. Переход от плановой системы к рыночной, определение типа модели, даже выбор типа банка — инвестиционного или коммерческого — эти вопросы требовали компетентного, осмысленного подхода. Не было времени на раздумье, на то, чтобы провести сравнительный анализ. Промедление грозило затяжным кризисом. И надо было принимать непростые решения не только по валюте, но и по выбору модели построения всей банковской системы, по системе управления активами Национального банка.

В декабре 1993 года Даулет Хамитович Сембаев возглавил НБ РК, и теперь ему при активной поддержке нашего Президента предстояло на практике реализовать то, что было заложено в теории. Тенге исполнился всего месяц, и перед национальной валютой стояла задача не только удержаться, но и стать краеугольным камнем всей финансовой системы страны, ведь только с введением тенге Казахстан получил полную независимость и возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную и экономическую политику. В этот период особенно отрабатывались основные принципы влияния Нацбанка на макроэкономическую ситуацию, апробировались инструменты и проверялись рычаги влияния, закладывались алгоритмы деятельности. Шла также организационная работа: строилась банкнотная фабрика, создавались Государственное хранилище и Монетный двор.

Экзамен на устойчивость

— Политические решения о введении национальной валюты принимало руководство страны, а какую роль играл в этом вопросе НБ РК?

— В тот период особое внимание Национальным банком было уделено процедурным вопросам введения национальной валюты: доставке новой валюты по стране, в обменные пункты, дате начала и продолжительности обмена старых денег на новые, коэффициенту обмена. Тенге стал законным платежным средством с первого дня начала обмена.

Наличие собственной валюты позволило Национальному банку проводить независимую денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных кредитов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу — устойчивость национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного курса. Начал выпускать собственные ценные бумаги (краткосрочные ноты), проводить операции на открытом рынке и выдавать кредиты. Эффективности проведения денежно-кредитной политики способствовал Закон «О Национальном банке РК», согласно которому НБ РК стал независим в своей деятельности и подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

— С введением национальной валюты стала самостоятельной не только экономическая политика государства, но и в полной мере обрел основные функции и полномочия Национальный банк, выйдя из-под влияния Центробанка РФ. Напомним читателям, какие ключевые задачи предстояло решить Нацбанку, какие цели ставились как основные и какие инструменты ДКП были на тот момент уже доступны?

— Период введения национальной валюты в Казахстане характеризовался обвальным спадом производства и галопирующей инфляцией. В 1993 году среднемесячный темп инфляции составил 30,1%, спад реального ВВП — 9,2%.

В таких сложнейших условиях Правительство и Национальный банк определили в качестве первоочередных задач постепенное снижение инфляции и одновременно сдерживание спада производства.

В это время Национальный банк напрямую выдавал кредиты и финансировал дефицит государственного бюджета, то есть фактически выполнял функции коммерческого банка, что противоречило статусу центрального банка. Поэтому Национальный банк Казахстана начал предпринимать последовательные шаги по приближению своих функций к функциям центральных банков государств с развитой рыночной экономикой. Так, в 1994 году были прекращены прямое кредитование Национальным банком предприятий реального сектора, а также выдача кредитов по решению Правительства. Кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе, а в 1995 году и вовсе перестали выдаваться. Размещение Национальным банком кредитных ресурсов стало осуществляться посредством проводимых кредитных аукционов.

В 1995 году, как уже сказано выше, был принят закон о Национальном банке, согласно которому законодательно была определена его независимость, а целью ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. В дальнейшем принятые меры позволили к 1995 году решить задачи по обузданию гиперинфляции: уровень инфляции снизился с 2 265% в 1993 году до 60% в 1995 году.

Постепенно денежно-кредитная политика Национального банка совершенствовалась, и арсенал ее инструментов расширялся. К используемым с момента введения тенге инструментам денежно-кредитной политики, таким как ставка рефинансирования, нормы обязательных резервов и интервенции на внутреннем валютном рынке, добавились новые инструменты, то есть НБ РК стал выпускать собственные ценные бумаги — краткосрочные ноты, выдавать кредиты «овернайт», проводить операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, привлекать депозиты от банков.

Адекватность проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики в складывающейся экономической ситуации подтвердилась снижением инфляции в 1998 году до исторически минимального уровня — 1,9%.

Смена цели дкп

— По мере развития экономической ситуации менялись и задачи, цели Национального банка. Как известно, ключевой задачей НБ РК сегодня является контроль за инфляцией. Когда и почему произошла смена цели, ведь многим до сих пор кажется, что это скорее функция структур экономического блока, сектора реальной экономики, чем центрального банка?

— Несомненно, денежно-кредитная политика в Казахстане постоянно совершенствуется, соответственно меняются ее цели и задачи.

В первые 10 лет после введения тенге целью денежно-кредитной политики Национального банка было обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. То есть ставилась цель по достижению как снижения инфляции, так и стабилизации обменного курса. Несмотря на внутреннюю экономическую противоречивость этой цели, в период становления национальной валюты ее выбор был оправданной мерой.

Достижение определенного уровня развития финансовой системы, достижение ценовой стабильности, передача всех надзорных функций созданному Агентству по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций позволили Национальному банку перейти на следующую ступень качественного развития своей деятельности. Основные усилия были направлены на дальнейшее совершенствование развития денежно-кредитной политики и приближение ее к международным стандартам.

С 1 января 2004 года наряду с другими задачами законодательно была объявлена новая цель — обеспечение стабильности цен, то есть появилась возможность сконцентрироваться на классических функциях центрального банка.

В основу этого решения легла распространенная, ставшая классической международная практика — способствовать быстрому росту сбережений населения, поддерживать социальную стабильность, обеспечивать эффективность инвестиций в экономику страны. И главное — стабилизировать цены, чтобы защитить доходы населения от обесценения. К слову, согласно исследованию Банка международных расчетов, ценовая стабильность является основной целью в 33 из 45 стран мира, принявших участие в исследовании.

«Стресс-тест» кризисом

— Финансовый рынок страны, а также банковский сектор пережили несколько непростых периодов. В том числе как минимум два серьезных этапа последнего мирового финансового кризиса, которые нанесли ощутимый удар по банковскому сектору Казахстана. Напомним их, пояснив, какими инструментами НБ РК добивался стабильности на финансовом рынке…

— В 2008 году, когда развитие финансового кризиса приняло серьезный оборот, наиболее важным моментом на тот период времени были скоординированные действия государственных органов с целью недопущения развития системного риска. Одним из значимых документов, который был принят в этом свете, был План совместных действий Правительства, Национального банка и АФН по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 годы. Согласно этому плану, принятому 25 ноября 2008 года, на стабилизацию финансового сектора были направлены средства на временное вхождение государства по оказанию помощи четырем банкам. Напомню их: БТА, включая его дочернюю организацию АО «Темирбанк», Народный банк, Казкоммерцбанк, Альянс Банк.

— Меры сработали. Тем не менее и сегодня Нацбанк и банковская система все еще преодолевают остаточные явления кризисных времен. Какие задачи, кроме снижения объема стрессовых активов, наиболее актуальны с позиции регулятора?

— Вследствие кризиса 2007-2009 годов зарубежные финансовые институты не имели возможности продолжить представление средне- и долгосрочного финансирования казахстанским банкам, и банки были вынуждены переориентироваться на внутренний рынок для привлечения долгосрочного фондирования. Вместе с тем, поскольку депозитная база является краткосрочным источником фондирования, в настоящее время казахстанские банки испытывают нехватку в долгосрочных источниках фондирования и, как следствие, имеют значительный разрыв в сроках погашения активов и обязательств.

Такая ситуация привела к постепенному изменению структуры кредитования, в частности банки стали больше склоняться к краткосрочному потребительскому кредитованию, нежели к долгосрочному кредитованию. В связи с этим для выравнивания структуры кредитования и создания дополнительных стимулов для экономического роста, считаю, банкам необходимо привлекать альтернативные источники долгосрочного фондирования на внутреннем рынке. Потенциальным источником средне- и долгосрочного фондирования банков мог быть выпуск долговых финансовых инструментов, спрос на которые может быть проявлен со стороны институциональных инвесторов. При этом существуют определенные сдерживающие регуляторные требования (как для банков, так и для институциональных инвесторов), пересмотр которых будет способствовать расширению источников средне- и долгосрочного фондирования.

Непрерывно в развитии

— Понятно, что финансовая система — не египетская пирамида, сохраняющаяся неизменной многие века. Однако и непрерывное реформирование может создать стрессовую ситуацию, как, например, в пенсионной системе, что вызывает сильные эмоции в обществе. Чем руководствуется Нацбанк, определяя концепцию реформирования того или иного сектора или всей финансовой системы?

— Решения о реформировании того или иного сектора не принимаются спонтанно. Этому предшествует глубокий анализ сложившейся ситуации и последствий, к которым могут привести те или иные реформы. В течение последних полутора лет шло активное обсуждение вопросов дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения, в том числе вопроса объединения накопительных пенсионных фондов. В итоге решение о создании единого накопительного пенсионного фонда было принято Главой государства. К слову, последняя реформа в пенсионной системе датирована 1998 годом, когда Казахстан перешел от солидарной пенсионной системы к накопительной.

Текущий проект реформирования пенсионной системы предусматривает исключение недостатков действующей накопительной пенсионной системы. Таких как:

● неконкурентные действия агентов накопительных пенсионных фондов по переводу вкладчиков из одного фонда в другой;

● снижение административных расходов, а как результат — снижение комиссионного вознаграждения, расходов на содержание филиальной сети;

● исключение сделок с аффилиированными лицами.

К третьему Базелю

— Как на сегодня оценивается устойчивость банковской системы Казахстана отечественными и зарубежными экспертами и какие стратегические задачи Нацбанка на ближайшую перспективу остаются актуальными?

— В целом уровень рисков в банковской системе сохраняется на приемлемом уровне. Однако высокий уровень кредитного риска остается критичным для устойчивого функционирования банковского сектора, так как высокий уровень неработающих займов в ссудном портфеле банков не позволяет им более активно кредитовать реальный сектор. Вместе с тем введенные Национальным банком специальные механизмы «очистки» баланса банков от неработающих займов (создание АО ФПК, ОУСА, прощение безнадежных займов без налоговых обязательств) в некоторой степени будут способствовать решению этой проблемы.

Также Национальным банком на регулярной основе проводится оценка устойчивости банковского сектора к возможному развитию негативного макроэкономического сценария с помощью методики стресс-тестирования. Последние результаты «стресс-тестов», опубликованные в «Отчете о финансовой стабильности Казахстана за 2012 год», показали, что, несмотря на относительно высокий размер ожидаемых потерь, уровень достаточности капитала банков находится в пределах допустимых значений.

Вместе с тем с целью дальнейшего повышения устойчивости финансового сектора на сегодня наиболее актуальной задачей Национального банка является введение новых стандартов Базель 3. Новые стандарты, предложенные Базельским комитетом по банковскому надзору, направлены на улучшение способности банков абсорбировать шоки, возникающие в результате финансового и экономического стрессов, и заключается в ужесточении качества и структуры капитала, повышении минимальных значений к уровню капитала, а также минимизации процикличности регулирования.

Национальным банком была сделана оценка минимальных значений нормативов достаточности капитала с учетом специфических рисков казахстанских банков. Результаты показали, что уровень капитала, который в большей степени будет способствовать устойчивости казахстанских банков к системным рискам и возможным негативным факторам, должен быть выше рекомендованных стандартами Базель 3. Новые стандарты Базель 3 в казахстанскую практику будут введены поэтапно:

I этап: в течение пяти лет (2013-2017 гг.) исключение инструментов, не соответствующих стандартам Базель 3, и введение консервационного буфера;

II этап: в течение трех лет (2016-2018 гг.) постепенное повышение требований к капиталу.

Разделение графика на два этапа значительно облегчает переход банков на новые требования к капиталу, так как первый этап предполагает фактическое снижение минимальных значений капитала по сравнению с текущими требованиями.

— Ваши пожелания читателям нашей газеты…

— Пользуясь возможностью, от имени руководства Национального банка хочу пожелать читателям газеты «Казахстанская правда» здоровья, успехов, всех благ и финансового благополучия. Пусть все проекты и планы будут успешными, цели — высокими, а победы — блистательными!

Беседовала Алевтина ДОНСКИХ,

Алматы

Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда»