АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

К осени текущего года в Казахстане появится концепция развития электроэнергетики до 2030 года

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, строительство новых заводов и фабрик, внедрение новейших технологий в производство, нацеленных на снижение выброса вредных веществ в атмосферу, и повышение конкурентоспособности — это не полный перечень тех вызовов, которые стоят перед нашей страной.

Бесспорно, для достижения поставленных целей в первую очередь необходимо, чтобы отечественная энергетика шла на шаг впереди. Еще свежа в памяти казахстанцев та аховая ситуация в экономике республики, которая сложилась в 90-х годах ХХ века: веерные отключения света в домах и на предприятиях, хронический дефицит угля на электростанциях. В 2000-х годах ситуация в отрасли стабилизировалась, но проблема физического и морального износа оборудования, установленного еще в годы СССР, осталась. Сегодня Казахстан поставил перед собой смелую задачу — построение инновационной экономики, которая не может появиться на базе старой энергетики. Необходимы перемены в отрасли. О том, что именно будет предприниматься, более подробно газете «Литер» рассказал вице-премьер — министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.

— Асет Орентаевич, общепринято, что через три года можно подвести первые итоги любого нового начинания. Это тот оптимальный срок, когда можно говорить о каких-то конкретных результатах. На ваш взгляд, насколько ведомство смогло справиться с поставленной перед ним задачей: заняться такой специфически сложной отраслью, как энергетика?

— Для начала напомню, что большинство электростанций Казахстана были построены 40-50 лет назад и находились в состоянии серьезного физического и морального износа. Длительное время не было масштабных инвестиций для продления и восстановления производственных ресурсов. Такое состояние не только не гарантировало стабильности энергоснабжения страны, но и не обеспечивало роста экономики.

Причина возникшей ситуации — отсутствие должного финансирования для восстановления изношенного оборудования и ввода новых мощностей. С точки зрения инвесторов, длительное время цены на электроэнергию были очень низкими, а потому не было стимула для вложений в отрасль.

При том физическом и моральном износе, в котором оказались все наши генерирующие мощности, нам было не избежать веерных отключений, внеплановых остановок на ремонт и аварий. Сейчас могу сказать, что сложившуюся ситуацию в отрасли удалось изменить.

— Каким же образом?

— Первое, что было предпринято государством, это активизация работы по «предельным тарифам». Как известно, годом ранее, в 2009 году, на законодательном уровне были введены новые правила ценообразования для электростанций. Их суть заключалась в том, чтобы создать условия для привлечения инвестиций в модернизацию имеющихся электростанций. Это был вынужденный шаг для решения накопленных за десятки лет проблем в отрасли.

В основу расчета «предельных тарифов» был заложен механизм — «тариф в обмен на инвестиции», вкладываемые электростанциями в реконструкцию, модернизацию, расширение и новое строительство. Общий объем ввода мощностей на всех электростанциях страны с 2009 по 2015 год с учетом введения предельных тарифов должен составить более 3700 МВт, а с учетом заделов и последующего ввода в 2016-2017 годах — 4700 МВт.

— Каким был второй шаг после введения «предельных тарифов»?

— К сожалению, на техническом состоянии энергообъектов негативно отразилось и несовершенство нормативной технической базы отрасли. Так, в годы существования СССР в энергетической отрасли действовали 1300 нормативно-правовых актов, которые были упразднены к 2009 году.

И нашему ведомству пришлось создавать новую, казахстанскую, нормативно-правовую базу, по которой должна была работать вся энергетическая отрасль страны.

Так, за последние три года было разработано более 150 нормативных документов. Среди них закон «Об энергосбережении», закон «О внесении изменений и дополнений в закон об электроэнергетике».  На рассмотрении в парламенте в настоящее время находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О возобновляемых источниках энергии». Кроме того, разрабатывается закон об энергонадзоре.

Кстати, именно благодаря проводимой работе по модернизации и реконструкции энергостанций, а также ужесточению энергоконтроля нам удалось снизить количество технологических нарушений на 10 процентов, а количество травматизма — на 6 процентов, в том числе смертности — на 43 процента. Это существенные показатели для энергетиков.

— Шаги были предприняты, но был ли проработан механизм контроля выполнения обязательств по ним?

— Безусловно. Более того, в прошлом году для усиления контроля над выполнением инвестиционных обязательств в ряд законов были внесены изменения. К примеру, отныне энергопроизводящие компании обязаны публиковать в СМИ информацию о выполнении инвестиционных обязательств. Неисполнение грозит штрафом. Если же средства, предназначенные для выполнения инвестиционных обязательств, не использованы, то компании снижают тариф на следующий год.

Стоит отметить, что в вопросе контроля над выполнением инвестобязательств Мининдустрии ведет совместную работу с АЗК и Генпрокуратурой.

— А что планируется делать дальше для развития отрасли? Ведь планы стоят перед правительством большие,  та же госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию?

— В настоящее время  нами разрабатывается концепция развития электроэнергетики до 2030 года, которая этим летом должна быть рассмотрена правительством. Это ключевой момент для определения будущей стратегии развития отечественной энергетики.

Для работы над документом мы привлекли сильнейших и опытных казахстанских и зарубежных специалистов. Они ведут расчеты, которые должны определить распределение источников энергии в будущем, их месторасположение и схемы развития энергетической инфраструктуры.

То есть сегодня нам нужно определить, какой будет доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ), угольной или газовой энергетики в общей энергокорзине страны в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Если помните, еще в прошлом году Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил правительству осуществить к 2050 году переход на альтернативные источники энергии. Их доля к этому времени должна составить не менее 50 процентов.

В настоящее время 80 процентов всей электроэнергии в стране вырабатывается угольными станциями, что сильно влияет на экологию. На долю газовых приходится 10,5 процента, на гидроэнергетику — 8-9 процентов, а доля ветро- и солнечных установок — всего 0,5 процента.

Правительством уже принят план мероприятий по реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии. Это даст возможность увеличить долю ВИЭ в энергобалансе страны до 1 млрд кВт/ч в 2014 году.

— Предполагает ли этот план мероприятий меры стимулирования для тех, кто намерен внедрять проекты ВИЭ?

— Конечно! Сейчас на рассмотрении Парламента находится разработанный Мининдустрии проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии». В рамках этого документа  прорабатывается вопрос о том, чтобы государство компенсировало 50 процентов затрат индивидуального пользователя, не имеющего подключения к сетям, на приобретение установок возобновляемых источников энергии.

Вообще надо сказать, что работа по развитию ВИЭ — социально важная.  Дело в том, что в стране около 70 населенных пунктов (а это более 16 тысяч человек) не обеспечено централизованным электроснабжением. Оптимальное решение вопроса видится именно в комбинированном использовании ВИЭ. Сейчас у нас уже реализовали совместный с южнокорейскими партнерами проект «Жасыл ауыл» в Алматинской области. Долгое время в селе Сарыбулак не было ни воды, ни электричества. Поставили солнечные батареи, провели электричество и установили насос для воды. Сейчас электроэнергией и питьевой водой обеспечено 16 домов. Этот проект является хорошим примером того, как рационально можно решить проблему энергоснабжения при помощи применения инновационных технологий.

Думаю, с принятием упомянутого закона количество проектов в сфере ВИЭ значительно возрастет. На сегодня в стране уже реализовано 25 проектов, но основная масса объектов ВИЭ будет вводиться в последующие семь лет. Так, к 2020 году планируется ввести в эксплуатацию более 30 объектов суммарной установленной мощностью 1040 МВт.

— Насколько известно, сейчас МИНТ совместно с ассоциацией «КазЭнерджи» ведет разработку концептуальных подходов развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны на долгосрочный период. В чем суть этого документа?

— Да, это так. Концептуальные подходы будут включать в себя важные для топливно-энергетических отраслей и в целом для экономики страны направления. Необходимость их разработки связана с теми глобальными вызовами, которые сегодня стоят перед нашей страной.

Первое — переход к 2050 году к «зеленой» экономике для стабильного развития национальной экономики.

Второе — мы должны определиться, что нам делать с газом, что с углем, в связи с увеличением доли возобновляемых источников энергии, как быть с модернизацией станций и другими вопросами. Например, в том же секторе РЭК предстоит провести масштабную работу по модернизации сетей; введению новых методик формирования тарифов, обеспечивающих баланс интересов как электросетевых компаний, так и потребителей их услуг.

Третье — повышение конкурентоспособности, в том числе за счет  использования новых технологий, от которых мы ждем энергосберегающего эффекта.

Все это требует комплексного анализа и, соответственно, выработки новых направлений, куда и как  двигаться казахстанской экономике. А энергетика, которая является составной частью ТЭК, как известно, должна развиваться опережающими темпами.

Кроме этого, при Мининдустрии идет к завершению работа над созданием нового института — института энергетики и энергоэффективности, который должен получить официальный статус во второй половине текущего года.

— То есть параллельно решается и вопрос восстановления некогда утерянных специалистов и воспитания новых?

— Да. Новый институт создается на базе ранее существовавших структур. У  нас уже собрана группа профессионалов — инженеров, проектировщиков, ученых. Они смогли наладить контакты с ведущими структурами Японии, Германии, Франции, Кореи, изучив их опыт работы по формированию внутреннего энергорынка.

Для того чтобы мы не отставали и шли в ногу со временем, мы должны быть не только в курсе всех новейших разработок в энергетике, но и уметь их использовать у себя. Сегодня, можно сказать, в мировой энергетике идет технологическая революция. Появились абсолютно новые технологии, новые подходы к получению энергии. И мы должны воспитать специалистов, которые смогут легко управлять и внедрять в стране революционные разработки.

Возьмем, к примеру, модную нынче тему, вопросы по которой часто задают журналисты: разработка угольных месторождений с целью получения новых видов энергоресурсов в виде газа и жидких фракций.

— И каковы перспективы у нас в этом направлении?

— В Казахстане, где имеются большие месторождения угля, есть все перспективы для разработки месторождений для получения новых для нас видов газов. По предварительным данным, республика может привлечь хорошие инвестиции для разработки месторождений нетрадиционных видов газа. Более детально данный вопрос сейчас изучают комитет геологии и недропользования и национальная компания «Казгеология» при Министерстве индустрии.

Параллельно с разработкой нетрадиционных газов будет решаться и вопрос развития глубокой нефтехимии, собственного машиностроения для отрасли. Вообще, отечественная энергетика — это  комплексный вопрос, который требует совместных усилий не только нашего ведомства, но и Министерства образования, а также Министерства нефти и газа…

Сегодня важнейший вопрос — это энергоэффективность и энергосбережение. Для нас очень важно, чтобы энергосбережение быстрее развивалось в социальном секторе, включая систему ЖКХ, а также в сфере промышленности. Мы уже приступили к реализации намеченных планов: приняты закон, программа. Словом, работа началась.

По прогнозу к 2030 году производство электроэнергии в республике должно составить 150,2 млрд кВт/ч; электропотребление — около 145 млрд кВт/ч. И это — с учетом реализации плана по энергосбережению и энергоэффективности. Без них потребление составило бы 170 млрд кВт/ч. Как видно из цифр, экономия существенная. Так что будем двигаться именно в этом направлении.

— Что-то удалось уже сделать для поддержки инициатив на местах по внедрению энергоэффективности?

— Разработан комплексный план действий до 2015 года по повышению энергоэффективности, предусматривающий снижение энергоемкости ВВП на 10 процентов. Для этого будет принят ряд очень важных мер. В том числе разработка и внедрение таких механизмов, как субсидирование энергосберегающих мероприятий, введение налоговых льгот для энергоэффективных предприятий и многие другие.

Кроме того, создается реестр энергопотребителей, проводится энергоаудит предприятий. И, наконец, планом предусматривается ввод новых стандартов энергоэффективности для зданий, транспорта и оборудования, подготовка кадров. Все это позволит ежегодно экономить до 200 млрд тенге.

Конечно, не все совершенно и еще многое предстоит сделать. И мы понимаем, что здесь не будет сиюминутных результатов. Главное, есть правильная стратегия, будет и последовательная реализация всех мероприятий для достижения поставленных целей.

— Спасибо за интервью!

Кульпаш КОНЫРОВА, Астана
Источник: Сайт газеты «Литер»