Главный тренд марта – демонстрация органами власти понимания необходимости снижения градуса социальной напряженности. Выдача разрешений на проведение организованных митингов по социально-значимым вопросам позволяет частично разряжать обстановку. Однако вместо системных и превентивных мер, предпринимаемые государством действия в социальной сфере по-прежнему носят по большей части ситуативный характер. Между тем, количество социальных конфликтов постепенно подходит к критическому уровню. Социальная протестность, переформатируясь, находит все новые и новые формы выражения, на которые органы власти не успевают своевременно реагировать.
Второй тренд – продолжение реформирования правоохранительной системы республики. Внимание профильных ведомств, СМИ и общественности сконцентрировано на обсуждении проекта обновленного уголовно-процессуального кодекса. Обсуждение реформы проходит на фоне заявлений представителей демократических институтов (в том числе международных) об ущемлении политических прав и свобод казахстанцев.
Третий тренд – активизация государственных и общественных структур по вопросам защиты прав потребителей. На уровне госорганов реализация данного направления Стратегии «Казахстан-2050» сводится к созданию новых ведомств, эффективность которых вызывает у экспертов серьезные сомнения. В свою очередь, общественные объединения критикуют чиновников за подобный формальный подход, предлагая взамен модернизировать уже существующие структуры.
Четвертый тренд – наметившееся оживление оппозиционных сил. После длительного затишья, вызванного перебоями в финансировании, часть оппозиции вновь реанимировала работу по подготовке общенационального референдума, затрагивающего целый ряд слабо связанных между собой внутри- и внешнеполитических процессов. Параллельно разворачивающиеся события (X съезд ОСДП) демонстрируют идейную разобщенность в рядах оппозиции. Тем не менее эти акции соперничающих оппозиционных групп нацелены на получение определенных имиджевых дивидендов в протестно настроенных стратах общества.
Основными причинами высокой внутриполитической динамики в начале весны стали:
∙ сезонное увеличение социальных протестов;
∙ реформирование пенсионной системы;
∙ активная фаза обсуждения нововведений в правоохранительной системе;
∙ продолжение реформы государственной службы;
∙ рост числа резонансных преступлений.
Прогнозы и риски на кратко- и среднесрочную перспективу
1. На правительственном уровне обозначилась качественно новая линия по урегулированию социальных «всплесков» – государственные органы признали целесообразность снижения цен на социально значимые товары и услуги для уязвимых слоев населения. Агентством РК по защите конкуренции (АЗК) озвучены возможные пути сдерживания роста коммунальных тарифов, которые могут отчасти ослабить социальное напряжение.
2. В процессе выработки решений по государственному регулированию оптовых цен на горюче-смазочные материалы самым сложным для Министерства нефти и газа является соблюдение баланса интересов розничных и оптовых продавцов. В данном случае наибольшим рискам подвержено достижение компромиссных договоренностей с оптовиками (вплоть до полного сворачивания инициативы).
3. Министерство внутренних дел прилагает усилия для восстановления имиджа полицейских структур на время проведения реформы правоохранительной системы. Выбрана тактика создания информационных противовесов многочисленным скандалам с участием полицейских путем проведения показательных операций по задержанию особо опасных преступников. Подобная тактика формирует в обществе завышенные ожидания относительно оперативности и эффективности действий силовиков в случае совершения резонансных преступлений, а, следовательно, ставит силовые структуры перед необходимостью жертвовать качеством следствия в пользу оперативности. Указанные процессы, в силу своей непроработанности и неполноты доказательной базы, потом терпят фиаско в суде.
4. Предложение Генеральной прокуратуры о создании специальных подразделений для обеспечения правопорядка при проведении митингов и забастовок может говорить об ожидании в правоохранительных органах событий по «жанаозенскому» сценарию. Подготовка к силовому решению социальных конфликтов также может свидетельствовать о неуверенности в эффективности планов по их превентивному урегулированию, если подобные планы вообще существуют в природе.
5. Достойно внимания предложение ряда неправительственных организаций о расширении компетенции Агентства РК по защите конкуренции в части отстаивания прав потребителей как альтернативы образованию нового, отдельного государственного органа. Это позволит не создавать дополнительные штатные позиции, экономить существенные бюджетные средства. В случае расширения полномочий АЗК в части защиты прав потребителей, реформированное агентство должно непременно работать в тесном взаимодействии с действующими общественными организациями по защите прав потребителей (в органах юстиции зарегистрировано более 200 подобных структур).
6. По информации Ассоциации пенсионных фондов РК, в результате сворачивания деятельности частных накопительных фондов высвобождается порядка 12 тыс. сотрудников. Основная масса этих специалистов размещается в Алматы. В этой связи для регулятора и городских властей было бы целесообразно заранее провести переговоры с руководством финансовых учреждений банковского и страхового сектора на предмет возможности трудоустройства хотя бы части бывших работников НПФ.
(текст «Внутриполитические тренды» полностью — http://www.ipr.kz/analytics/6/1/222)
© Институт политических решений