Вечерний горный бриз и майская зелень заставили признать, что прежний Алматы еще не умер окончательно. Все это лишний раз подтверждает за ним статус Города, который не в состоянии быстро угробить, ни плеяда вороватых градоначальников, ни сверхнасыщенность автомобилями, ни мания неорганизованной застройки. Как залитая хлорпикрином Брестская крепость постоянно выбрасывала красный флаг, так и Алматы высверкивает мощью своего Городского величия.
Путешествуя по Казахстану невозможно поверить, что в стране живет 16 млн. человек. Даже Астана не создает впечатления демографической достаточности – там все новостройки как будто прямиком из Рима периода упадка. Да и сами рабы Рима постеснялись бы качества такой работы. Другое дело Алматы – не Нью-Йорк и не Буэнос-Айрес, конечно, но факт, что ты в Городе однозначно неоспорим.
При 2,5 млн. человек реального населения мегаполиса и еще 0,5 млн по ближайшей округе, Алматы остается главным в демографическом отношении регионом Казахстана. Здесь каким-то непонятным образом всем находятся работа, крыша над головой и кусок хлеба. Непонятным, потому что все последние десятилетия все делалось сугубо на зло и во вред городу. От стоимости услуг ЖКХ и качества транспортных магистралей до размера взяток и борьбы с зелеными насаждениями – все это по идее должно бы давно «ушатать» мегаполис, превратив его в провинциальную дыру.
Но Город продолжает какими-то сверхъестественными усилиями держать удар. И весна – это время демонстрации со стороны Алматы его мощи и способности с честью противостоять различным напастям. Свежий ветер с гор разбавляет смог, молодая зелень маскирует неубранный мусор, многочисленные парочки влюбленных самой создаваемой ими атмосферой облагораживают неказистые спальные районы мегаполиса. В уцелевших еще городских парках и скверах в это время года просто не протолкнуться.
Даже пивлари, пережившие суровые времена зимы (плюс дополнительный холодный месяц, который пошел «бонусом») как-то приободрились в торговле пенным хмельным напитком. Им, разумеется, далеко до лондонских и дублинских пабов, но на пристань усталого странника они тянут и в инфраструктуру Города по снятию стресса вписались вполне органично.
Женщины Алматы – это отдельная песня. Своей красотой, ухоженностью и стильными нарядами они как бы показывают, что прощают мужчин за их неспособность защитить прекрасную часть страны от увеличения пенсионного возраста. Надо отдать должное, алматинцы хотя бы пытались возмущаться. Вообще Город остается странным и противоречивым местом. С одной стороны он давит синдромом выученной беспомощности на личностном уровне и атмосферой многолюдного одиночества, а с другой стороны Алматы продолжает пугать сильных мира сего высоким духом своих жителей и способностью на поступок. Город всегда может выкинуть нечто, на что по своему потенциалу не тянет сельская местность.
В качестве примера можно привести историю с обманутыми дольщиками. Когда гигантская афера вскрылась и власти попытались свои грехи взвалить на плечи пострадавших – этот фокус не прошел. Это в селе можно делать непригодными для жизни целые административные районы и упиваться собственной безнаказанностью. Город определенный дресс-код и правила приличия диктует даже для власти эпохи Большого Беспредела. В итоге, несмотря на все заморочки и попытки отказаться от взятых на себя обязательств, определенный компенсационный пакет от государства обманутые дольщики себе отвоевали.
Непонятно до конца, из каких источников, но деньги в Алматы продолжают поступать. В гостиницах, ресторанах, кафе, салонах красоты, ночных клубах хватает клиентов. Продолжается торговля, хотя все жалуются, что цены растут. Пополняется и обновляется автомобильный парк мегаполиса.
В культурном отношении Алматы продолжает погружаться в провинциальность, но еще способен наполнять концертные залы на приезжих звезд по достаточно дорогим билетам. Артисты это ценят, а потому не забывают навещать богатый, щедрый и пестрый город.
Весна – это размах летников в ресторанах и кафе Города. Кому-кому, а обеспеченному гурману можно развернуться в системе общественного питания мегаполиса с полной выкладкой желудка и печени. Размеры, географическое положение, этнический состав и финансовые ресурсы Алматы создали необычайное изобилие кулинарных и гастрономических возможностей города. В этом смысле единственный мегаполис Казахстана поражает космополитизмом и изысканностью своей кухни.
Список только основных кухонь Алматы уже немаленький. Сюда входят казахская, русская, то, что принято называть «европейская», поскольку она представляет собой набор продуктов и блюд, традиционно относимых к французской (салаты), немецкой (колбаски), итальянской (пиццы) и другим кухням европейских стран. К югу от мегаполиса Средняя Азия с ее пловом и своими характерными яствами. На восток – Восточный Туркестан, а там блюда уйгурской, дунганской кухонь. Еще дальше к восходу солнца – корейская и китайская кухни. Шашлык вроде бы считается атрибутом кавказской кухни, но в Алматы воспринимается как имманентно (внутренне) присущий городскому общепиту. Из тех, кого занесло ветрами глобализации сравнительно недавно: японская, индийская, мексиканская, аргентинская (мясо, жаренное на решетке) и кубинская кухни. Турецкая вроде бы тоже из новичков, однако широкое распространение донер-кебабов в меню горожан сделало ее привычной составляющей местного быта и структуры питания.
Один из главных ресурсов жизнеспособности Алматы – это горы. Своей восхитительной красотой они скрашивают неказистую аляпистость городских новостроек и настраивают на думы о вечном. Благодаря частым дождям последнего времени с гор схлынула «эстетика смога», когда видно только покрытые снегом вершины, а все остальное закрывает газопылевое облако. Сейчас наоборот горы и их подножья проступают очень четко, как на макете. Благодаря горам в летний период горожанин за день может подняться от палящего зноя предгорий до ледников и вернуться назад. Все вместе учит хорошо адаптироваться к быстро меняющейся обстановке и делает жителей способными на многое.
Этническая пестрота мегаполиса тоже благоприятствует поддержанию его высокого духа. Люди в Алматы как на огромной выставке-ярмарке, где каждый помимо себя самого представляет и свою этническую группу. Все вместе дисциплинирует, воспитывает, развивает, учит жизни и взаимодействию в условиях полиэтнического, поликультурного, многоконфессионального Города.
Город в силу своих размеров и инфраструктуры создает такие ниши для заработка, которых нет и не может быть в малых городах. Можно находиться в Алматы чисто физически, тогда как благодаря интернету и другим техническим приспособлениям работа протекает где угодно и оплата за нее поступает из самых отдаленных и неожиданных уголков планеты.
Теплый сезон для Алматы – это всегда подъем сил и рывок, на инерции которого Город переживает холода, а потом снова демонстрирует свою жизнеутверждающую мощь. И вот по мегаполису вновь засновали тяжелые грузовики и башенные краны, изобильнее стали прилавки магазинов и базаров, новинки моды стали демонстрировать женщины. Любой другой город Казахстана в ответ на то, что с ним сделала судьба-злодейка на примере южной столицы давно заглох бы на окружающем ландшафте. Однако Алматы – это Город, а потому удар держит и манит к себе все новых и новых участников поисков лучшей доли.
Сергей АБАКШИН (Астана-Алматы-Астана)
Сайт Better.kz