При изучении национальной истории необходимо воссоздать реальную картину исторического периода Чингизхана.
Об этом сегодня в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана сообщил Государственный секретарь РК Марат Тажин, передает корреспондент BNews.kz.
Госсекретарь напомнил о выходе в VI веке на историческую арену нового исторического лица — Тюркского каганата — Степной империи тюрков, оказавшей огромное влияние на этногенез многих народов, становление сложных и разнообразных культурных комплексов.
«Это важнейшая веха в истории этногенеза нашей нации, — отметил М.Тажин. — Нам следует воссоздать реальную картину периода Чингисхана, понять, в том числе, и его этническую природу, избежав как спекуляций на эту тему, так и упрощенного традиционного подхода».
«Как отмечал глава государства в своем труде «В потоке истории»: «Наши предки на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от Дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индии. Перемещаясь на огромные расстояния, кочевники не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии», — сказал М.Тажин.
История казахской Степи в системе империи Чингисхана и ее правопреемников, охватывающая XII-XIV столетия требует, по словам Тажина, самого пристального внимания. История Алтын Орды (Золотой Орды), ордынских ханств — период, когда началось активное взаимодействие Казахской степи с находившимся в стадии формирования новым русским государством, также чрезвычайно важно.
«К сожалению, в современной историографии под воздействием европоцентризма доминирует представление, о борьбе между двумя противоположностями — кочевниками (варварами) и оседлыми народами («цивилизованными»). Но проходит время и исследователи все чаще задаются вопросом о правдивости такой картины», — отметил М.Тажин.
История тюркско-славянского взаимодействия — это не только история войн, военных побед и поражений. Упускается из вида, что это, прежде всего, история многогранного взаимодействия
«История тюркско-славянского взаимодействия — это не только история войн, военных побед и поражений. Упускается из вида, что это, прежде всего, история многогранного взаимодействия — торгового, политического, военного, культурного, — сказал госсекретарь. — К сожалению, почему-то получается так, что положительные точки соприкосновения наших культур и цивилизаций мы опускаем, оставляем в стороне. Мы изучаем только конфликт и затем переносим многие симпатии и антипатии сегодняшнего дня на прошлое, что недопустимо и непрофессионально».
В истории не может быть только черного или белого цвета, заявил Тажин.
«Безусловно, казахи один из древнейших автохтонных народов Евразии. Вместе с тем, история Казахстана — это также история других этнических групп, которые позднее поселились на этой земле. И часто не по своей воле. Мы должны объективно изучать эти процессы формирования полиэтничности страны. История Казахстана — это наша общая история», — отметил госсекретарь. — Мы должны четко понимать, что история Казахстана в двадцатом веке — это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней — казах или русский, украинец или узбек. И мы должны четко и ясно понимать реальные механизмы истории».
Мы должны четко понимать, что история Казахстана в двадцатом веке — это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной
Вместе с тем встает и другой принципиальный вопрос — важность смысла жизнь прошлых поколений. Здесь, по словам М.Тажина, есть и историческая, и этическая сторона.
«В любую историческую эпоху жизнь людей и политической системы — это не совпадающие вещи. Жизнь тех поколений казахстанцев, которая пришлась на двадцатое столетие, наполнена своим высоким личностным смыслом. Своими радостями, победами и свершениями. И перечеркивать весь этот огромный пласт истории, составившей жизнь целых поколений, обмазав его одной черной краской, было бы не объективно по чисто историческим причинам», — подчеркнул Госсекретарь.
М.Тажин назвал прямым долгом перед собственными предками — с высоты сегодняшнего знания правильно оценить прошедшую эпоху.