Социально-ангажированное искусство в Алматы
Художник Даниэль Гальегос и антрополог Жанара Наурызбаева поделились своим опытом производства социально-ангажированного искусства, использующего антропологические методы. Основными приемами их исследований являются долговременное пребывание и участие в обыденной жизни локальных сообществ и сбор историй. Арт-проекты Artpologist collective были реализованы в Центральной Азии и Соединенных Штатах.
В своем интервью Artpologist collective рассказали, что цель вечера — поделиться опытом, рассказать о тех арт-проектах, которые им удалось реализовать в рамках антропологических исследований, социально-ангажированного искусства. «Хотелось бы в нашем совместном разговоре определить те точки нашего творчества, которые соприкасались бы с этим направлением в искусстве. В то же время мы хотим попытаться определить, как повлиял на нас казахстанский контекст, ведь наша группа образовалась непосредственно в Казахстане, и я, как антрополог, изучающий казахстанских художников, чувствую, как этот немаловажный аспект влияет на то, что мы делаем» — сказала Жанара.
В ходе беседы у нас возник вопрос, с которым мы обратились к Даниэлю: «Социально-ангажированное искусство – это тот тип искусства, который возник как следствие эстетики взаимоотношений Но какое же искусство не ангажировано социально? Разве искусство само по себе не взаимодействует с окружающим его миром, не вглядывается в него?»
По словам Даниэля, любое искусство есть образное осмысление действительности, и без связи с окружающим миром оно перестает существовать. Что касательно социально-ангажированного искусства или «эстетики взаимоотношений», то ключевым словом, на его взгляд, должно быть слово «участие». То есть произведение создают несколько человек, каждый из которых также является медиумом, средством внутри этой работы. «Для нас важно, прежде чем сделать снимок, снять видео – провести длительное время на месте исследования, изучить его. По нашему мнению, только спустя долгое время возможно увидеть всю красоту и понять смысл происходящего. В одном из своих проектов мы снимали работников СТО, их машины, быт. Мы пытались быть участниками этого локального сообщества, быть с ними на одной волне. И только через некоторое время мы начали что-то делать. Еще одним важным моментом в процессе для нас являлось вовлечение самих работников в творческий процесс, мы хотели, чтобы они тоже чувствовали себя художниками. И нам это удалось».
Задача художника — создать ситуацию, объект и опыт, которые запускают процесс отношений, развивая логику экспозиции в диапазоне пространства и времени. То есть включение в процесс большого количества людей и использование людей в качестве медиа и есть отличительная черта социально-ангажированного искусства.
Во время презентации Даниэль и Жанара рассказали о художниках, которые работали и работают в направлении социально-ангажированного искусства и представили несколько собственных проектов. Одним из них оказался «The Brighton Beach Memory Exchange»: на протяжении нескольких часов в Нью-Йорке на Брайтон-бич художниками был выставлен стол со своими работами – небольшими картинами, изображающими советское прошлое и кадры из фильмов того времени. Каждый желающий мог выбрать любую из картин в обмен на собственные воспоминания. Нужно сказать, что эксперимент удался: в представленном видео мы услышали воспоминания об алматинском шашлыке за 23 копейки, об ушедшей молодости и любви, об очередях за булочками и хлебом.
«Ангажированное искусство» в испанском варианте звучит как «arte comprometido» и означает «брать на себя обязательства». Так что мужеству коллектива Artpologist можно позавидовать.
Нынешним летом Даниэль и Жанара планируют реализовать новый проект в городе Тараз, а значит, в скором времени мы сможем увидеть результаты этой работы.
Источник: about.kz