Булат Абилов в очередной раз вляпался в судебную историю. Медеуский районный суд Алматы поставил, что лидер партии «Азат» Булат Абилов выплатит 500 тысяч тенге в качестве компенсации за моральный вред вице-министру нефти и газа Берику Толумбаеву. Вице-министр подал иск из-за того, что на его блоге появилось анонимное сообщение о том, что он якобы владеет автомобильным бизнесом. Однако доказать, что именно лидер партии «Азат» является автором обращения, не удалось. Тогда вице-министр потребовал, чтобы Абилов опроверг информацию, заявленную им в ходе онлайн-конференции на одном из медиапорталов, когда оппозиционер рассказывал о сути предъявленного ему иска. Толумбаев требовал 151 млн. тенге в качестве компенсации, однако суд, рассмотрев обстоятельства дела, приговорил Аблязова к выплате 500 тысяч тенге.
Абилов решением суда был, конечно, недоволен: «Что касается решения суда, то, конечно, будем подавать апелляцию в городской суд. А насчет морального вреда – я вообще считаю, что это чиновники, наоборот, должны нам платить за то, что мы их терпим. Они должны нам платить, а не мы им за какие-то их нежные чувства», – заявил в своем интервью Абилов. Впрочем, для него уже не в первой присутствовать в судах и за много лет своей деятельности он стал завсегдатаем залов заседаний. В 2004 году он получил приговор к условному лишению свободы на 1,5 года за клевету в адрес депутата Мажилиса Мухтара Тиникеева, который потребовал у него 10 млн. долларов в качестве компенсаций. В 2006 году Абилов получил новый условный срок на три года с двухлетним испытательным сроком, теперь уже за оскорбление представителя власти и применение насилия к представителю власти при исполнении служебных обязанностей. В 2005 году началось расследование уголовного дела по выплате дивидендов ИПФ «Бутя-Капитал», созданного некогда Абиловым. 767 вкладчиков фонда предъявили претензии на 305,8 млн. тенге. В 2007 году Алмалинский суд принял решение отправить дело на дорасследование, где оно, судя по всему и зависло. В 2008 году Абилов снова оказался под судом, на сей раз по обвинению в укрывательстве особо опасного преступника. Вместе с Амиржаном Косановым и Асылбеком Кожахметовым он подписал письмо с просьбой украинским властям предоставить политическое убежище Есентаю Байсакову, который обвинялся в организации заказного убийства. Суд признал их виновными в укрывательстве, но освободил от наказания за истечением срока давности.
Это только часть судебных процессов, в которых Абилов принимал участие в качестве обвиняемого или свидетеля. Опустим суды, связанные с выборами, митингами и по другим причинам. И так понятно, что Абилов слишком часто для общественного и политического деятеля оказывается под судом в качестве обвиняемого по самым разнообразным делам. Только из приведенного списка – два приговора за клевету и три приговора по уголовным делам, причем два раза он признавался виновным в совершении уголовных преступлений.
Если почитать его многочисленные выступления, которые он делал во время этих судебных процессов, то видно, что он всякий раз прятался за политику и утверждал, что мол «процесс имеет политическую подоплеку». Якобы все это подстроено, чтобы помешать его политической деятельности. Но теперь, подводя некоторые итоги судебной биографии Абилова, в это совершенно нельзя поверить. Во-первых, несмотря на многочисленные приговоры, Абилов ни разу не сел на нары. Во-вторых, во время этих судебных процессов он ни на день не прекращал своей политической деятельности, и даже залы суда пытался превратить в свою трибуну. Это все говорит о том, что его даже и не пытались всерьез преследовать. В общем же, можно сказать, что, его горластость и постоянный нажим на «политику» позволяли ему сильно смягчать наказания и избегать реального лишения свободы, тем более, что власти в 2000-х годах придерживались довольно мягкого отношения к проступкам оппозиции. Дополнительно его всегда выгораживали разные правозащитники, вроде Евгения Жовтиса. Ну и играл роль тот факт, что проступки Абилова не были настолько тяжелыми и общественно опасными, чтобы отправить его за решетку, все же он гораздо больше говорил, чем делал. Для сравнения, Арон Атабек за события в Шаныраке сразу получил полновесный срок. Да и организаторы мятежа и погромов в Жанаозене тоже получили свои приговоры к лишению свободы.
Оставим его судебную биографию в стороне и посмотрим на его политическую деятельность. Если подвести итоги, то можно сказать, что вся она состоит практически исключительно из слов. Абилов всегда очень много и очень пафосно говорил, по-русски и по-казахски, хотя и его казахское красноречие вовсе не пользовалось успехом. Во всей его биографии совершенно невозможно найти ничего, что можно было бы назвать делом. Он не решил, и даже не предложил решения, ни одной серьезной политической, общественной или экономической проблемы Казахстана. Для сравнения, Асылбек Кожахметов сделал очень многое для разрешения проблем жителей микрорайона Шанырак, в частности добился выдачи им документов на дома и землю, а теперь возглавляет один из наиболее крупных и известных частных университетов. Он давно уже бросил оппозиционную политику и занялся реальными и полезными Казахстану делами. Абилов же как говорил, так и продолжает говорить, правда слушателей у него становится все меньше и меньше. По существу, уже несколько лет он совершенно не занимается проблемами и заботами казахстанцев, а занят лишь собственным самопиаром.
Абилов себя считает большим демократом и оппонентом президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Однако стоит напомнить, что в 1999-2001 годах он состоял в партии «Отан» – предшественнике нынешней партии «Нур-Отан», и даже прошел по списку этой партии в Мажилис. Раньше он был внештатным советником президента, потом член Совета предпринимателей при президенте. В общем, некогда был сторонником и помощником президента. Но с тех пор, как он сделался оппозиционером и пошел, так сказать, в самостоятельное плавание, он не сумел выиграть ни одних выборов, ни лично, ни как руководитель партии. «Ак Жол» до раскола сумел получить два депутатских мандата, но Абилову ни один не достался. После этого его партия «Нагыз Ак Жол», позже переименованная в «Азат», проиграла все выборы, в которых только участвовала, пыталась объединиться с ОСДП, но и тут неудача – объединение не состоялось. Абилова даже не пустили на съезд ОСДП в марте 2013 года. Чем дальше – тем хуже, если в начале 2000-х годов Абилов еще производил впечатление респектабельного политика, то теперь так его назвать нельзя ни при какой погоде.
Если вспомнить его амбиции олигарха и бизнесмена, то тоже придется признать, что он не состоялся как бизнесмен, и его предпринимательская активность завершилась уголовным делом по его ИПФ «Бутя-Капитал», хоть и не доведенным до окончательного приговора.
Итак, несостоявшийся бизнесмен, несостоявшийся политик, фигурант целого букета судебных процессов с обвинительными приговорами – Булат Абилов превратился к настоящему моменту в полный политический и общественный ноль. Он еще держится на плаву только благодаря остаткам былой известности и благодаря новым скандалам. Больше никакого ресурса у него не осталось.
Стелла ГИННЕР, contur.kz, 17 июня