АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Провластный айтыс? Глава Минсельхоза, несмотря на вал критики в свой адрес, не идет на компромиссы

aitysminstr1В минувшую пятницу в ходе парламентских слушаний депутаты говорили о проблемах сельского хозяйства. И весьма нелестно. К примеру, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин усомнился в выполнимости планов Минсельхоза по наращиванию экспорта мяса на фоне растущего импорта. Депутат Дарига Назарбаева указала на недостатки и прямо-таки жесткую дискриминацию при выдаче субсидий агроформированиям. Кстати, двумя днями ранее лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев заострил внимание на 20-процентном спаде в отечественном сельском хозяйстве. Глава Минсельхоза все это выслушал и…

 

Атака

– Последние тенденции очень тревожные, – сказал на заседании центрального совета партии «Ак жол» ее руководитель Азат Перуашев. – И если, скажем, по программе форсированного индустриально-инновационного развития происходят изменения, то в сельском хозяйстве, по отчетам правительства за прошлый год, произошло падение объемов на 20 процентов. Это очень тревожная тенденция, которая представляет угрозу. В том числе для обеспечения продовольственной безопасности Казахстана и уровня жизни сельских жителей.

– Мы имеем довольно неутешительные статистические данные по импорту мяса, особенно по мясу птицы, где его доля составляет более 60 процентов. Растет показатель импорта говядины: в 2012 году он составил более 20 тысяч тонн, тогда как четыре года назад был чуть более 11 тысяч, – отметил в ходе парламентских слушаний глава нижней палаты Нурлан Нигматулин. – В последние пять лет стала расти доля импорта конины. Так, если в 2007 году импорта конины не было вообще, то в 2012 году он составил 5,8 тысячи тонн. Полагаю, что при такой доле импорта задача выполнения поручения Главы государства о доведении экспортного потенциала мяса до 60 тыс. тонн к 2016 году остается под большим вопросом.

– Традиционно сельское хозяйство сильно зависит от субсидий, – с таких слов начала свое выступление председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева. – На сегодня их получают только 15 процентов сельхозформирований. В основном это крупные хозяйства. На первый взгляд это кажется логичным и обоснованным. Но давайте посмотрим, каков вклад крупных хозяйств в производство продукции? Они дают 5 процентов мяса, 4 процента молока, 5 процентов шерсти, 8 процентов яиц. Получается, мы направляем средства на поддержку крупного бизнеса, а 80 процентов всего скота содержится в личных подворьях, и дают они 86 процентов продукции животноводства. Здесь есть над чем задуматься. На наш взгляд, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие мелких хозяйств. На нынешнем этапе только государство в состоянии обеспечить им благоприятные условия для развития и гарантированный сбыт продукции, так же, как это организовано сейчас для зерновиков. Крупные перерабатывающие предприятия задыхаются от нехватки сырья – мяса, молока. А мелкие становятся добычей спекулянтов.

Производство мяса в убойном весе (тыс. тонн)

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Республика Казахстан 693,2 737,1 762,2 808,6 838,7 874,2   896,3 937,4 939,4 934,1
Акмолинская 50,2 51,7 53,3 53,1 54,9 54,3   53,7 51,6 41,0 41,8
Актюбинская 37,1 40,6 42,7 45,4 45,8 49,6   53,0 56,7 60,9 61,8
Алматинская 103,4 109,0 108,7 126,8 130,5 140,5   150,3 174,4 169,4 179,7
Атырауская 18,7 20,9 21,1 21,4 22,0 23,1   23,5 23,9 24,3 24,7
Западно-Казахстанская 32,3 33,3 33,0 34,1 34,7 36,7   37,8 38,2 38,0 35,8
Жамбылская 36,5 39,5 41,3 43,6 45,6 46,6   47,3 50,0 50,7 52,7
Карагандинская 45,4 49,6 52,8 60,9 63,7 68,3   65,3 63,8 65,7 67,8
Костанайская 122,5 131,7 137,4 138,5 141,0 143,8   147,9 150,3 152,1 121,1
Кызылординская 13,2 14,3 14,7 14,9 15,4 15,9   16,4 16,1 16,3 16,4
Мангистауская 3,8 4,1 4,1 4,4 4,6 4,3   4,6 4,6 4,9 5,4
Южно-Казахстанская 59,7 65,3 69,4 72,8 77,2 81,3   83,1 85,1 91,8 95,6
Павлодарская 31,2 37,6 38,7 39,2 40,6 40,1   40,5 40,7 40,7 40,6
Северо-Казахстанская 51,8 49,6 52,8 53,1 55,1 58,8   59,9 62,7 60,5 59,5
Восточно-Казахстанская 86,7 89,1 91,3 99,8 107,0 110,5   112,5 118,9 122,8 130,9
г. Астана 0,3 0,4 0,5 0,2 0,2 0,1   0,2 0,2 0,2 0,2
г. Алматы 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3   0,3 0,2 0,1 0,1

 

Парирование

К чести главы Минсельхоза Асылжана Мамытбекова он уже давно привык к подобным нападкам. И парирует их чуть ли не системно. А именно, каждый раз, когда такое происходит, он выдает подготовленный, заученный чуть ли не наизусть текст об успехах в его профильной отрасли. Нападки, как правило, сразу же прекращаются. По всей видимости, все участники подобных дискуссий уже давно относятся к ним как к айтысу. Каждый «акын» «отпел» свою речь и разошлись довольные друг другом. Вот и на этот раз «кюй» господина Мамытбекова мало чем отличался от таких же двух-, трехмесячной давности.

– В настоящее время Казахстан кроме мяса птицы почти полностью обеспечивает себя продукцией животноводства. За прошедший год производство мяса говядины составило 373,5 тысячи тонн, баранины – 153,8 тысячи тонн, свинины – 192,7 тысячи тонн, конины – 85,1 тысячи тонн, птицы – 123,1 тысячи тонн, производство молока – 4851,6 тысячи тонн, – таково содержание первого «эпоса». При этом не говорится, что в 2012 году мяса произведено на 5 тысяч тонн меньше, чем годом ранее, и на 3 тысячи тонн меньше, чем в 2010 году. Импорт за три года вырос почти на 20 тысяч тонн. И тут приходится согласиться с господином Нигматулиным – уж очень размыты наши перспективы по наращиванию экспорта.

При этом Асылжан Сарыбаевич целиком к своей заслуге относит факт падения поголовья скота. По его словам, такие данные были выявлены в результате борьбы с приписками.

– Если смотреть на количество животных, то поголовье крупного рогатого скота (КРС) сократилось на 0,2 процента, овец и коз – на 2,5 процента, верблюдов – на 4,9 процента, свиней – на 4,3 процента, при этом численность лошадей возросла на 4,9 процента, птицы – на 1,8 процента. Основной причиной снижения поголовья некоторых видов сельхозживотных является проводимая с 2010 года идентификация, которая, к примеру, по КРС выявила расхождение между фактическим наличием скота и статданными (порядка 700 тысяч голов). Есть еще другие примеры, подтверждающие необходимость совершенствования статучета. Недостоверные данные – это издержки большой доли поголовья в личных подсобных хозяйствах, где сложно бороться с приписками. В этой связи ведется работа с агентством по статистике по совершенствованию методик учета.

Вместе с тем надо отметить, что в агроформированиях, где приписки сделать сложнее, мы наблюдаем динамичный рост поголовья. По итогам прошлого года в агроформированиях численность поголовья КРС увеличилась на 19 процентов, овец и коз – на 3 процента, свиней – на 4 процента, лошадей – на 16 процентов, верблюдов – на 4 процента, птицы – на 7 процентов. Таким образом, организованный агробизнес показывает уверенные темпы роста.

На основании вышесказанного глава Минсельхоза парировал доводы Дариги Назарбаевой о перераспределении субсидий в пользу мелких хозяйств.

– Необходимо изменение структуры собственников сельхозживотных в пользу сельхозформирований, – сказал господин Мамытбеков. – Только промышленное, профессиональное производство может дать необходимую конкурентоспособность продукции за счет снижения издержек. Я хотел бы отметить, что здесь не подразумевается, что фермеры обязательно должны быть крупными. Наоборот, Минсельхоз считает, что среднее количество маточного поголовья КРС в фермерских хозяйствах должно быть от 50 до 200 голов. И при субсидировании маточного поголовья никаких требований к количеству скота не выставляется. Если, к примеру, в 2009 году в ЛПХ было сосредоточено 82 процента поголовья КРС, то в 2012 году уже 72,3 процента, то есть происходит перевод животноводства в организованные хозяйства, занимающиеся этим бизнесом на профессиональной основе. Особенно хороший рост демонстрирует поголовье в фермерских хозяйствах, в которых виден рост по сравнению с 2009 годом на 53 процента.

Это прямой результат реализуемой по поручению Главы государства программы «Сыбага». С 2011 по 2012 год для фермерских хозяйств при плане 82 тысячи голов приобретено 115 тысяч голов маточного стада. Сейчас наблюдается превышение спроса на покупку скота по сравнению с плановыми показателями и выделяемыми суммами по этой программе. Таким образом, бизнес показывает востребованность данной программы.

В 2013 году запланировано приобретение фермерскими хозяйствами не менее 42 тысяч голов КРС, по состоянию на 17 июня приобретено 23 924 голов маточного поголовья КРС и 1409 племенных быков, что составляет 57 и 101 процент к плану соответственно.

Не менее активно реализуются другие направления программы по развитию экспортного потенциала по производству мяса КРС. К примеру, наряду с мерами по увеличению имеющегося племенного поголовья проектом предусмотрен импорт племенного крупного рогатого скота в количестве 72 000 голов до 2015 года.

Глава Минсельхоза акцентировал внимание на том, что скот завозится самими предпринимателями, выбор животных, их цена и условия транспортировки определяются бизнесом, а не МСХ или КазАгро.

– Конечно, кто-то может сказать, это только благодаря субсидиям, но давайте будем честны: не всегда бизнес так активно отзывается на госпрограммы и меры стимулирования. Это означает, что есть объективная потребность в улучшении и увеличении племенного поголовья, есть спрос на племенную продукцию, – заключил министр. – Объем субсидирования племенного дела в животноводстве в текущем году по сравнению с 2008 годом увеличился в 6,5 раза, с 2,2 млрд тенге до 14 млрд тенге. При этом в программе «Агробизнес-2020» предусмотрена господдержка до 46 млрд тенге к 2020 году.

Заострил внимание министр и на скандале с австрийским скотом, который по доставке в Казахстан оказался больным. В связи с выявлением неизученной болезни Шмалленберг у импортированного скота в феврале текущего года в период карантина было изъято и уничтожено порядка 700 голов КРС. Ввоз скота осуществлен в полном соответствии с международными нормами, на ввозимый скот имелись необходимые ветеринарные сертификаты от страны-импортера. В настоящий момент АО «КазАгроФинанс» предъявлен иск в судебные органы.

В целом по итогам парламентских слушаний Минсельхоз остался при своем мнении. Надо думать, что депутаты, которые столь непримиримо критиковали работу этого ведомства, поменяют свои взгляды. Если нет, то иначе как соревнованием в красноречии эту встречу не назовешь.

Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы