Инициированная президентом страны Программа форсированного индустриального развития (ПФИР) — это не просто список амбициозных проектов, как многие считают, а целый комплекс системных мер поддержки и развития отечественной экономики. Вопреки мнению скептиков программа реализуется и дает положительные результаты. За последние четыре года прямых иностранных инвестиций в Казахстан было привлечено столько же, сколько за предыдущие шестнадцать лет. Причем все больше средств вкладывается в высокотехнологичные производственные отрасли.
Тема кризиса на протяжении последних нескольких лет остается одной из самых популярных. Его называют банковским, финансовым, экономическим, мировым, глобальным, — кому как нравится. Средства массовой информации ежедневно выплескивают множество негатива по этому поводу, а прогнозы финансовых аналитиков день ото дня становятся все более пессимистичными.
Мировое сообщество объективно озабочено поиском способов предупреждения и локализации финансовых кризисов, поскольку в условиях экономической глобализации риски их распространения по принципу цепной реакции весьма велики. Все это мы сегодня можем наблюдать на примере Европы и Америки. Если европейские страны в поисках опоры для своих потрепанных ураганом кризиса экономик рвутся на рынки развивающихся стран, то Соединенные Штаты, помимо этого еще и ломают голову над тем, что делать со своим супергигантским государственным долгом. Биржи Лондона и Нью-Йорка уже не задают тон в мире финансов, и роль первой скрипки постепенно переходит к Гонконгу. Хотя эксперты отмечают замедление темпов роста экономики Китая. Тем не менее, центр глобальной экономики сегодня постепенно перемещается в Азию, и Казахстан в этом может сыграть не последнюю роль.
Согласно данным аналитических агентств, глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, сократил мировые инвестиционные потоки на 46%. При этом даже прошлогодний показатель оказался на 33% ниже докризисного уровня.
В Казахстане тем временем за все эти годы наблюдался стабильный приток прямых иностранных инвестиций и положительная динамика экономических процессов. А в прошлом году в нашу страну была привлечена рекордная сумма — 22,5 миллиарда долларов, что на 14% больше, чем до кризиса. На первый взгляд выглядит парадоксальным. Однако в жизни нет ничего случайного. Подобный расклад результат тщательной аналитической работы. А ее итогом стала программа ФИИР, целью которой является мощный индустриальный рывок. Причем, осуществлен он был именно в тот момент, когда большинство экономик мира находятся в рецессии.
Много лет в нашей стране наиболее привлекательным для инвесторов был добывающий сектор, где больше прибыли и меньше рисков. Тяжелее привлечь заморские капиталы в обрабатывающий сектор. Но перед нами стоит задача по развитию именно обрабатывающего высокотехнологичного производственного сектора экономики, где намного выше добавленная стоимость. И в последние годы инвестиции пошли именно туда.
В целом за последние четыре года инвестиционный объем составил 50% средств, привлеченных за все годы независимости. И наиболее положительная статистика приходит из несырьевого сектора.
К примеру, если объем инвестиций в сферу добычи нефти и газа упал на 18%, а в финансово-страховой сектор на 2%, то прирост в строительстве составил 149% или 1 миллиард долларов. А в секторе информации и связи увеличение на 800% или на 2 миллиарда долларов. Это же можно сказать и о производстве пищевой и фармацевтической продукции.
Следует отметить, что в Казахстан вошли два мировых автомобильных гиганта «TOYOTA» и «PEUGEOT», и уже в этом году ожидается выпуск первого автомобиля с мировым именем и лейблом Made in Kazakhstan.
В то же время финансирование металлургической отрасли снизилось на 55%. Но здесь большую роль сыграл внешний фактор. В частности замедление темпов роста китайской и европейской экономик.
Деньги текут рекой
— Основными столпами ПФИР являются программы «Производительность – 2020», «Экспортер – 2020», «Инвестор – 2020» и «Дорожная карта бизнеса – 2020», — говорит заместитель председателя правления АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Кайрат Карманов. – Если раньше этим системно никто не занимался, то сегодня для контроля за ходом реализации программы создано целое агентство. Государство поменяло свое отношение к работе по поиску инвесторов. Помимо этого пересмотрена информационная политика. Если раньше о Казахстане и его возможностях в мире знали мало, то сейчас создан один из лучших веб-сайтов по инвестициям, на котором можно найти подробную информацию обо всех отраслях, вплоть до коммунальной на двенадцати языках. И за два года его посетили 200 тысяч потенциальных инвесторов. Увидев интересующую его информацию, инвестор обращается в наше посольство в его стране. Если раньше послы не имели к этому отношения, то сегодня каждый из них имеет план по привлечению инвесторов.
Таким образом, можно сказать, что мы на самом деле повернулись лицом к миру. Работа с инвестором начинается в стране его проживания, где он выбирает наиболее привлекательный на его взгляд регион Казахстана. Далее его встречают в аэропорту специальные сотрудники национального агентства по экспорту и инвестициям и сопровождают в течение всего времени первого пребывания в нашей стране. В каждом регионе назначен заместитель областного акима, отвечающий за реализацию ПФИР. Он же предоставит полную информацию по интересующему его региону, поможет в поиске партнера и подборе инвестиционной площадки. Если же у инвестора на каком-то этапе возникают проблемы, то он обращается к омбудсмену. Как видно, создана четкая структура, которая работает от начала деятельности инвестора до реализации проекта.
Работа по привлечению иностранного капитала активно проводится и за рубежом. К примеру, в роуд-шоу, прошедшем в этом году в Японии участвовали 260 компаний, из которых 92 казахстанские, заключившие целый ряд соглашений с инвесторами Страны восходящего солнца. Столь масштабное мероприятие между двумя государствами было проведено впервые. Что касается аналогичной акции, проведенной в США, то ее основной целью было развитие инновационной деятельности в Казахстане, а так же изучение опыта венчурных фондов. В результате Казахстан начал сотрудничать с ведущими американскими высокотехнологичными компаниями.
Однако это далеко не все, чем привлекательна наша страна для заморского инвестора. По мнению экспертов, одним из основных факторов, сыгравших в этом положительную роль, является то, что в рейтинге Всемирного банка по защите инвесторов Казахстан занимает высокое 10 место.
Другой немаловажный фактор – вхождение страны в Таможенный Союз.
— С введением заградительных мер и открытием границ с Россией и Беларусью для многих инвесторов стал привлекательным большой рынок трех стран, — говорит Кайрат Карманов. – Теперь стало выгоднее производить продукцию здесь, нежели завозить ее со стороны. Так что думать о том, что с вхождением в Таможенный союз мы проиграли, было бы неверным. Экспорт сырья за это время, безусловно, упал. Но зато вырос экспорт обработанной продукции. А мы этого и добивались, потому что экспортная выручка от этого больше. Мы всего лишь три года реализуем программу ФИИР, и о высоких результатах говорить пока рано. Но приход в нашу страну известных автомобильных гигантов говорит о многом.
Что касается лидеров по инвестированию в нашу экономику, то первую пятерку возглавляют Нидерланды. Однако Нидерланды – это прежде всего многочисленные офшоры, в которых зарегистрированы компании из разных стран. Далее идут США, Китай, Великобритания и Франция, у которой очень большой список проектов в Казахстане. Причем французы инвестируют не в сырьевые, а исключительно в высокотехнологичные отрасли.
И все же в этой работе не все так гладко, как хотелось бы, и существует ряд проблем, так или иначе тормозящих индустриальное развитие.
— Первая и самая банальная – визовый режим, — говорит Кайрат Карманов. — Иностранные граждане, как правило, получают краткосрочные визы и зачастую разрешенное время пребывания в Казахстане не позволяет им решить организационные вопросы. Поэтому им приходится выезжать из страны и заезжать снова. Вторая наиболее часто встречающаяся проблема заключается в получении разрешения на работу. Мы понимаем, что наша страна защищает своих граждан. Но что касается специалистов высокой квалификации, то инвесторы предпочитают привозить их с собой. И третья часто встречающаяся проблема возникает с таможенными органами. Там где бывает двойная интерпретация того или иного факта, то таможенные органы, естественно, все это интерпретируют в свою пользу. Тогда эти проблемы приходится решать нам. Создается общественная комиссия, которая решает, кто прав. Все это, к сожалению, требует времени и усилий.
Эдуард Сон