Почему закачались кресла под казахстанскими чиновниками и каждый третий из них должен покинуть пригретое место? Каковы рецепты антикоррупционной борьбы во властных структурах? Почему номинальных управленцев хоть отбавляй, а хороших кадров не хватает? На эти вопросы «КАРАВАНА» ответил председатель Агентства по делам государственной службы Алихан БАЙМЕНОВ.
– Количество политических служащих сокращено в 8 раз. Чем вызвана столь масштабная чистка рядов?
– Эти перемены – требование времени. Стране нужен класс высокопрофессиональных управленцев – тех, кто способен обеспечить эффективный государственный менеджмент. Это особенно актуально сейчас, в условиях глобальной конкуренции стран и недавних финансовых и экономических кризисов, когда наряду с «невидимой рукой» рынка важным стало качество «видимой руки» правительств и государственного регулирования.
Решение Президента о сокращении численности политических служащих в 8 раз является, по мнению международных экспертов, важным шагом по профессионализации государственной службы. Отныне акимы района или города больше не политические «назначенцы», а административные служащие управленческого корпуса «А». Им теперь нужно соответствовать специальным квалификационным требованиям и проходить отбор.
– У какого госслужащего есть шанс попасть в корпус «А»?
– Шансы есть не только у госслужащего. Например, акимом города, района может стать человек, ранее не работавший на госслужбе, но имеющий опыт руководителя. Но высшие административные должности корпуса «А» могут занять только те, кто имеет определенный стаж государственной службы. Чтобы попасть в корпус управленцев, нужно пройти тестирование на знание 10 законов, казахского языка, управленческие компетенции и логическое мышление.
Кандидаты, успешно прошедшие тестирование, были допущены к прохождению собеседований в региональных кадровых комиссиях и Национальной комиссии.
– Несмотря на реформы, коррупция в рядах госслужащих, как говорится, имеет место быть. Неужели болезнь грязных рук – черта нашей ментальности?
– Надо помнить, что мы пришли к Независимости с размытыми ценностями. В советской системе ключевым критерием назначений была политическая лояльность и партийная принадлежность, все государственные служащие были, по своей сути, политическими назначенцами. Советским «наследием» также стала размытость морально-этических основ общества. Та система заложила понимание, что государственная собственность является «ничейной» и «урывать куски» не является аморальным. Мелкое «несунство» стало массовым и не осуждалось обществом. Где-то «выносили» бумагу, где-то – продукты питания, где-то – запчасти. То есть к рыночной экономике пришло общество, похожее на «общество после голода». Такое восприятие не могло не сказаться на высоком уровне коррупции.
– И каково лекарство от этой коррупционной болезни?
– Нужно обеспечить прозрачность всех финансовых потоков, то есть ввести всеобщее декларирование. Такое поручение главы государства уже есть. С 26 марта в Закон «О государственной службе» введена глава «Служебная этика государственных служащих».
Теперь государственный служащий, узнавший о коррупционном деянии либо втягиваемый в этот процесс, по закону обязан уведомить руководство либо соответствующие органы об этом. Иначе будет привлечен к ответственности.
Указом Президента также утверждена норма, согласно которой политические служащие подают в отставку в случае совершения коррупционных преступлений подчиненными, назначенными ими. Также предусмотрена персональная ответственность первых руководителей за незаконные кадровые решения.
– А какие меры предприняты для предотвращения «кочевок» чиновничьей братии и механизма трудоустройства «своих» людей?
– В 2011 году, когда мы стали анализировать ситуацию, выяснилось, что 70 процентов назначений внутри государственной службы осуществляется по переводу. То есть новый руководитель увольняет действующих служащих, освобождая место для «своих» людей.
Президент поставил четкую задачу – прекратить командные перемещения кадров. С 26 марта законодательно минимизирована возможность назначений вне конкурса по переводу. При смене кресла руководитель может взять с собой лишь своего помощника, советника и пресс-секретаря.
В целом индикаторами оценки системы госслужбы должны быть повышение уровня доверия населения к системе отбора и продвижения кадров, повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг.
– Приходилось слышать, что на взятки госслужащих толкает низкая зарплата. Будет ли пересмотрен базовый должностной оклад?
– Есть только несколько стран мира с очень высокой заработной платой на госслужбе. В целом государственная служба относительную неконкурентоспособность предлагаемой заработной платы компенсирует стабильностью. Другой вопрос – особенно на районном, сельском и областном уровнях – это социальный пакет, включающий вопросы медицинского обслуживания, жилищного обеспечения. Здесь еще нужно поработать.
Правительство может поднять заработную плату государственным служащим, если экономика страны и пополнение бюджета демонстрируют рост. Иными словами, если экономика страны силами госслужащих добивается успехов, то от этого выигрывают и они сами.
– Но расходы на содержание государственного аппарата идут колоссальные. Не лучше ли их оптимизировать и направить средства на повышение зарплат?
– Здесь есть проблема трактовки понятия «государственная служба». В одних странах это только чиновники, работающие в государственных органах. В других странах подразумеваются еще и работники, задействованные во всех сферах, финансируемых из госбюджета.
Но, как показывают оценки международных экспертов, в Казахстане достаточно компактный государственный аппарат. При этом необходимо проанализировать структуру административных расходов госорганов и оптимизировать их. Оптимизация таких расходов требуется также и в квазигосударственном секторе, в бюджетных организациях, казенных предприятиях, национальных компаниях.
Например, количество служебных автомобилей. Что они делают в нерабочее время около садиков, школ, больниц? Или, еще хуже, – около ресторанов и кафе? Ведь содержание только одного среднелитражного автомобиля обходится дороже, чем один специалист среднего уровня!
В этом плане показателен пример АО «KazTransGas Аймак»: в целях оптимизации расходов из бюджета внедрили систему GPS-навигации в служебные автомобили. В результате за год 380 автомобилей уменьшили пробег на 2 млн. 600 тыс. км.
– Как говорит досье некоторых наших министров, не каждый начинал «с низов». Кого-то теплое кресло ожидало cразу после студенческой скамьи, и не всегда в тех сферах, где они сегодня «рулят».
– Знаете, вот такой вопрос американский журналист вряд ли бы задал. Ведь принципом назначения на политические должности во всем мире является принцип доверия. В развитых странах политический государственный служащий – это личность, способная объяснять населению его приоритеты и основные положения, добиваясь социальной поддержки реформ, а также обеспечивать прохождение законопроектов в Парламенте. Политический служащий, по сути, это тот, кому оказано высокое доверие выполнять свою миссию: обеспечивать проведение реформы без социальных потрясений, добиваться доверия и поддержки населения.
– Выходит, не обязательно министру сельского хозяйства начинать с трактористов?
– Квалификационных и возрастных требований к политическим государственным служащим в развитых странах нет. А вот управленческие функции внутри госаппарата лежат на ответственных секретарях, руководителях аппаратов, акимах городов и районов. В Канаде, например, некоторые политики со своими заместителями и ответственными секретарями сидят отдельно от министерств. Но это уже следующий этап – пока не наш.
– Не лучше ли ступеньками подъема по карьерной лестнице сделать не только стаж, но и звания за заслуги, к примеру, как в органах внутренних дел?
– Честно признаться, реформы в сфере управления персоналом начались на административной государственной службе раньше правоохранительных органов. И классные чины для административных государственных служащих – это уже пройденный этап.
Сейчас внедряется новая система оценки труда госслужащих. Мы должны совершенствовать инструменты оценки и аттестации, поэтапно обеспечить влияние их результатов на карьерное продвижение. Но для внедрения новых методов управления персоналом необходимо повысить качество самих служб управления персоналом.
– Почему?
– Еще с советского периода кадровые службы были просто оформителями воли руководства. Исследования в области кадровой политики в государственных органах не проводились, более того – запрещались. Была даже резолюция на этот счет: «Это не дело науки, это дело партии». Поэтому мы планируем проведение для служб управления персоналом специальных HR-курcов.
– По результатам работы Национальной комиссии опубликованы списки тех, кто зачислен в кадровый резерв корпуса «А».
– По решению Национальной комиссии в кадровый резерв корпуса «А» зачислено 940 человек. Назначения на должности управленческого корпуса «А» будут осуществляться лицом, имеющим право назначения, например, министром или акимом области, только из числа резервистов. Хочу отметить, что назначенные на должности корпуса «А» будут ежегодно проходить оценку их деятельности.
Я считаю, что благодаря впервые проведенному открытому отбору на управленческие должности определены наиболее достойные, из числа тех, кто изъявил желание и соответствовал квалификационным требованиям. Нужно признать, что вначале был определенный скепсис, не все верили, что отбор будет проводиться объективно и честно. Но уже после первых дней тестирования, когда действующие служащие, занимающие должности корпуса «А» не смогли преодолеть пороговые значения, доверие увеличилось.
Лично я, будучи членом Национальной комиссии, увидел десятки новых, ранее не известных, имен. Это молодые управленцы, работающие на различных должностях на государственной службе, в национальных компаниях, в бюджетных организациях и частном секторе. Министрам и акимам есть из кого выбирать. Сейчас задача – грамотно и эффективно использовать их потенциал.
Астана
Автор: Гульнара ТУРСУНОВА