АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Гражданские позиции бизнеса

ЭкономикаИдея президента РК о форсированной индустриализации страны вобрала в себя весь комплекс предыдущих мер по укреплению экономического потенциала Казахстана с учетом нынешней ситуации в мировой социально-экономической системе. На ее базе действует и еще одна госпрограмма «Дорожная карта бизнеса — 2020». Последняя призвана  поддержать предпринимателей посредством предоставления льготного кредитования и прочих инициатив. Однако методы реализации этой стратегии по многим аспектам могут не отвечать требованиям первоначальной задачи. Об этом в интервью с юристом, руководителем крупной консалтинговой компании в области инвестиций Рашидом Ахметжановым.

 

– Президент выдвигает идеи и ставит цели, реализуют их правительство, власти на местах и мы, народ. Но мы далеко не едины в своих интересах и видении путей реализации самых гениальных и нужных идей и целей. Есть ли компромисс?

Пред– Попытаемся рассмотреть проблемы, которые встретятся на десятилетнем пути к поставленным целям до 2020 года. Исходим из того, что в процессе участвуют финансовый бизнес – банки второго уровня (БВУ), производственный бизнес, а также центральные и региональные государственные органы, которые в свою очередь делятся по выполняемым функциям, а значит, по интересам. Подробная программа, которую разрабатывает правительство, должна согласовать эти интересы, направить усилия всех участников по единому руслу.

Сразу же на поверхность выходит первая, главная проблема программы: кто определяет приоритеты кредитования или выделения бюджетных средств на конкретные проекты? В программе Минэкономики такими судьями являются БВУ и Минфин. Считаю это в корне неверным. Программа подразумевает комплексную индустриализацию, и эффект должен проявляться на базе всей системы, а не ее отдельных частиц – индивидуальных проектов. Увидеть этот синергетический эффект банк не может и в силу отсутствия специалистов, и в силу своей специфики. Для управления этой программой необходима система экономических советов, начиная с уровня области. В советы должны входить представители всех движущих сил, участвующих в процессе. Хватит двух уровней: регионального и республиканского. На республиканском уровне определяется, конечно, консультируясь с областным уровнем, что строить, где и когда. На региональном – кто и как будет строить. Со стороны бизнеса – это отраслевые ассоциации, БВУ, Торгово-промышленная палата, НЭП «Атамекен», их региональные филиалы, со стороны государства – депутаты разных уровней, представители отраслевых, финансовых, экономических министерств и департаментов под председательством в регионах – акима, в республике – премьера. И решающее слово должно быть за государством, которому обязаны подчиняться и банки, и производственники, конечно, только в рамках реализации программы. В посткризисном мире, в единой социально-экономической системе нельзя делить ответственность на социальную и экономическую. Планирование программ этого уровня должно начинаться из центра, откуда лучше «видны» проблемы всей экономики страны и пути их преодоления. Поэтому нельзя раздавать «всем сестрам по серьгам», то есть делить средства на программу исходя из количества населения в регионе, как это предложено в плане Минэкономики. Так можно выделять деньги для потребительского кредитования, ипотеки, но не инновационного развития экономики страны, где приоритетом является эффективность всей системы, а не любой ее части. Тем более что все упирается как в дефицит финансов, так и дефицит квалифицированной рабочей силы на местах. Бизнес, конечно, должен быть свободен в своей «внутренней» деятельности, не затрагивающей социально-общественные устои жизни государства, но за существование народа отвечает все-таки государственная власть.

– В нашей стране все еще остро стоит проблема качества управления. Даже международные стандарты менеджмента качества внедряются нередко за мзду. Что вы об этом думаете?

– Это как раз следующая проблема – баланс ответственности и прав у участников программы. Практика показывает, что эта проблема может стать «банановой корочкой» на пути реализации. Будем поскальзываться и «разбивать нос» при достижении качества проектов, работ и товаров. В мировой науке о качестве сейчас уже почти аксиома, что качество достигается не контролем производства отдельных деталей, а контролем системы управления производством, фирмой. На этой аксиоме построена вся международная система стандартов ИСО.

В свою очередь хорошая система управления характеризуется соблюдением баланса персональной ответственности и прав каждого участника технологического процесса производства товара, услуги. Начинать тут надо с бизнеса. От него требуется качество, экологическая и социальная ответственность. Но право войти в тот или иной бизнес дает государственный чиновник, не отвечая, в принципе, за свои действия. Например, в Северо-Казахстанской области выдано более 320 лицензий на строительное проектирование, у нас инженеров-строителей столько, пожалуй, нет. Что говорить о качестве проектов? Но эти фирмочки участвуют в госзакупках, сбивают цены на электронных торгах на 20, 30 и более процентов. Расчет прост: в обеспечение выполнения договора ложится в банк 3 процента его суммы, а аванс выдается в размере 30 процентов. Фирма банкротится, ну и что? У нее ничего нет, кроме печати. Хозяина к ответственности привлечь невозможно, все сделано в рамках закона. И чиновник –  «белый и пушистый», тоже все по закону выполнял.

Почему бы не отдать право лицензирования фирм отраслевым ассоциациям и возложить на них коллективную ответственность за выполнение госзакупок. Не нужно будет отвлекать оборотные средства на банковские гарантии, в то же время надежность поставщиков будет гарантирована, сократится поле коррупции. Права и ответственность будут сбалансированы. Конкуренция останется, она будет внутри ассоциаций между фирмами, входящими в них, но главное, ассоциация никогда не даст гарантию неквалифицированному поставщику. Отпадет надобность в излишней формализации и регламентации, можно будет применять принцип наименьшей цены на торгах, но с обязательной гарантией ассоциации, в которую входит поставщик.

– Такой практикой пользуются в большинстве развитых европейских стран. Но как воплотить это у нас?

– Эта проблема  хоть и концептуальна, но решить ее можно достаточно легко через принятие пары законов или постановлений правительства. Разговоров и споров много, толковых решений мало. Честный бизнес уже побаивается участвовать в «Дорожной карте» и боится организовывать социальные рабочие места, слишком хлопотно доказывать потом, что все было в рамках правил. Показательна борьба с лжепредпринимательством. Госорганы, которые должны были контролировать легитимность деятельности предпринимателей, «не видели» лжефирм, ссылаясь на мораторий проверок МСБ, зато потом наказали, и очень сурово, честных предпринимателей. Даже тех, которые лжепредпринимательствовали по вполне объективным причинам. И все по букве закона.

 — Недавно президента страны Нурсултан Назарбаев подписал закон о Национальной палате предпринимателей «Атамекен». Таким образом, «клуб предпринимателей»  приобретет вес и статус в кулуарах власти. Это значит, что гражданская активность в бизнес-среде получит законный статус. И все то о чем мы с вами говорили до этого обретет реальные черты. Что вы думаете по этому поводу?

– Цель создания НПП – это поддержка и защита интересов предпринимателей Казахстана. Можно отметить, что в Казахстане существует более 60 подобных организаций, но они уступают Национальной палате предпринимателей по своему охвату. Эти небольшие ассоциации не могут оказать значимого влияния на те же нормативно-правовые акты на уровне правительства или в региональных органах власти. Появление единой Национальной палаты предпринимателей в Казахстане будет способствовать развитию института предпринимательства и будет оказывать помощь правительству и президенту в развитии экономики. Однако нужно учитывать что на первоначальных этапах это новообразование  — с участием государства. В последствии государство выйдет из состава. И здесь самое главное, чтобы данная структура не повторила участь некоторых профсоюзных организаций, которые формально выполняют функции по защите работников, а номинально выполняют волю работодателя.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Экономик